Основные институты общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные институты общества.



Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

2. Государство - это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

3. Нация - это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

4. Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе производства и распределения материальных благ.

5. Производственные отношения - это отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

6. Социальные отношения - это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

7. Межнациональные отношения - это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

8. Политические отношения - это отношения между представителями разных наций.

9. Общественные отношения - это личные отношения, связанные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

......................................,

пополняется за счет детей представителей этого объединения;

.......................................,

……………………………………..

обладает собственной системой управления;

………………………………………..

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

• Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

………………………………………..

• Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

………………………………………..

………………………………………..

межнациональные отношения;

………………………………………..

• Структуру общества составляют:

………………………………………..

социальные общности;

........................................,

………………………………………

•В науке выделяют следующие социальные институты:

………………………………………

политический;

......................................,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

• Продукт совместного времяпрепровождения людей.

• Обособившийся от природы биологический вид со всей совокупностью заранее определенных форм совместной деятельности людей.

• Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

• Продукт материального обмена между людьми, определенная организация их жизни, включающая многообразные экономические связи и отношения между ними.

• Весь процесс исторического развития человечества.

• Политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.

• Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые необязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и человека.

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Э.Дюркгейм: «Общество - это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: «В одиночестве человек - слабое существо, в единении с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять"общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного... является проявлением и утверждением общественной жизни».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру. Общество - это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие

коллективное почитание богов».

Практическая работа № 5

Общество и природа.

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Природа - это весь животный растительный мир Земли.

2. Биосфера - это совокупность естественных условий существования человечества.

3. Матриархат - главенство мужчины в первобытной семье.

4. Патриархат - главенство женщины в первобытной семье.

5. Присваивающая экономика - производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

6. Производящая экономика - присвоение продуктов природы в готовом виде.

Задание 2. Прочитайте высказывание. Какие проблемы отношения человека к природе поднимает автор? Что вы знаете о правилах пожарной безопасности в лесах?

 

В.Журавлев-Печерский: «Видали вы мертвую тайгу? Нет? Тяжело смотреть на нее. Среди безбрежного зеленого моря вдруг предстанут перед тобой обугленные деревья, черные, поедаемые короедами стволы, лежащие на земле. Тишина. Не та тишина, что бывает над рекой вечерами, мертвая, давящая тебя. Это страшно. И не только потому, что погибли деревья, еще оттого, что здесь долгое время ничего не будет расти, каблуки твоих сапог будут тонуть в серой золе. А откуда берется пал? Вон тот, например, что лежит за знакомой нам деревней, где одинокая рябинка все еще качается на ветру. Она зеленеет, но уже не так, как раньше, гроздья осенью не те, ветки стали слабее, реже. Откуда взялся он? От случайно брошенной спички. Огонь охватил лес сверху донизу; дымила земля под корневищами, пламя перескакивало с вершины на вершину перебрасывалось ветром далеко вперед, охватывая все новые и новые участки. Теперь там мертво. Только обугленные стволы торчат да работяга дятел простукивает их, еще надеясь на что-то. Здесь вырастет лес, но когда? Он будет не хуже другого, но через долгие годы. И это уже будет не тот, не наш лес, где мы любили бродить вечерами. Другие люди придут туда, другое увидят они. И спросят, а где мы были, когда шумел пал? Мы уже не ответим на это, но вина не снимется с нас: не заметили небрежно брошенной кем-то спички, спешили по своим делам. Пал - это страшно. Хочется, чтобы не было их, чтоб не горели наши леса, но подходит лето - снова поднимается в синее небо черный дым. Не вы ли бросили на сухой мох спичку? Кто же тогда? Кто?

Практическая работа № 6

Глобализация.

Задание 1. Допишите недостающие понятия.

 

• Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического пространства;

......................................,

формирование единого языка;

 унификация культуры;

 ......................................,

• Глобальными проблемами являются: предотвращение мировой ядерной войны;......................................,

истощение природных ресурсов; преодоление экологического кризиса;

......................................,

распространение опасных, неизлечимых болезней;

• И. Валлеретайн выделил два типа стран:

развитые (ядро);

……………………………………..

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

 

• С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.

• На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.

•В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.

• В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира.

• Отсутствие взаимодействии различных стран мира в экономической, политической культурной сферах получило название «глобализация».

• С конца ХХ в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической культурной жизни.

• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, том числе сфере экономики культуры.

Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложенную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите примеры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схему, показывающую это взаимодействие.

Задание 4. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

 

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, том числе сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».

Практическая работа № 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.019 с.)