Особенности христианского вероучения и церковной структуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности христианского вероучения и церковной структуры.



История.

Практическая работа №6

Возникновение христианства.

Особенности христианского вероучения и церковной структуры.

1. Заполните таблицу "Возникновение христианства".

Время Место Основы вероучения Церковная структура
         

2. Ответьте на вопросы:

  • Чем отличаются монотеистические религии от политеистических?
  • Почему христианство стало мировой религией?

3. Сделайте вывод о значении принятия христианства в качестве государственной религии Римской империи.

 

Практическая работа №7

Возникновение ислама.

Основы мусульманского вероучения.

 

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей, запишите их

Махадэ (шахада) –

Намаз –

Ураза –

Закят –

Хадж –

 

 

Практическая работа №8

Практическая работа №9

Китайская культура и ее влияние на соседние народы.

Прочитайте тексты №1-3 и заполните таблицу:

Образование и наука Изобретения Вклад в мировую культуру
     

 

Текст №1. Образование и наука в Китае

Для управления огромной страной правительству требовались грамотные люди. В городах Китая было много школ и высших учебных заведений, но учились в них лишь дети феодалов и купцов. Чтобы стать чиновником, надо было сдать сложные экзамены.

В Китае выпускались учебники по строительству оросительных сооружений, земледелию и другие книги. В больших библиотеках заботливо хранились и переписывались древние рукописи. В VII веке в императорской библиотеке насчитывалось около 90 тысяч томов.

В VIII веке в Китае было открыто одно из первых в мире научных учреждений - Академия наук. Китайские учёные сделали много выдающихся открытий. Математики решали сложные задачи, связанные со строительством; в VII веке в Китае насчитывалось больше 3 тысяч учёных-математиков.

Врачи знали множество лекарств. Они умели делать сложные операции и пользовались средствами для обезболивания. Величайшим достижением китайской медицины были прививки от оспы.

Китайские путешественники много сделали для развития географии. Они побывали в Средней Азии, Индии и Индонезии, правдиво описали жизнь и обычаи многих народов. Моряки составили подробные карты морского побережья Юго-Восточной Азии.

Текст №2. Изобретения

Китайцы первыми научились печатать книги. Сначала мастера вырезали текст на гладких деревянных досках, иероглифы покрывали тушью и накладывали на них бумагу. При этом каждый новый текст приходилось опять вырезать на доске. От частого смачивания краской доска разбухала и быстро рассыхалась. В XI веке был изобретён разборный шрифт, состоявший из отдельных иероглифов. Иероглифы сначала лепили из глины, а затем научились отливать их из металла. Появились типографии, развернулась торговля книгами.

В VIII веке р столице Китая стала выходить первая в мире ежедневная газета «Столичный вестник». Газету печатали с досок. В ней помещали указы императора и сообщения о важнейших событиях. Эта газета под тем же названием выходила более тысячи лет.

Уже в древности в Китае научились делать порох. Сначала его применяли для фейерверков, а затем и в военном деле. При защите городов воины использовали «огненные копья» - так назывались пороховые ракеты, которыми наносили ожоги врагам. В XIII-XIV веках появились пушки и ружья.

В XI веке китайские моряки начали применять компас, изобретённый ещё в древности. С помощью магнитной стрелки они могли точно определять направление в открытом море.

                                                                                  

Текст №3. Вклад Китая в мировую культуру

Достижения китайской культуры перенимали другие народы. Из Китая Япония и Корея заимствовали письменность, в эти страны перешло и книгопечатание. Корейские и японские врачи приезжали учиться в Китай.

Бумага из Китая была завезена в Среднюю Азию. Её научились изготовлять арабы, а от них - европейцы.

Производство шёлка из Китая перешло в Византию, а затем в Италию и во Францию. Приобретая шёлковые вышивки и фарфоровую посуду, другие народы знакомились с китайским искусством.

Арабы познакомились в Китае с компасом. В XIII веке через арабов он стал известен европейцам. Применение компаса содействовало развитию мореплавания.

В средние века талантливый китайский народ добился выдающихся успехов в науке, технике и искусстве. Китайская культура была в то время намного выше европейской.

Практическая работа № 10

Заполните таблицу.

Причины реформы  
В чем состояла реформа  

Последствия реформы

 
 
 
 

 

***************

В начале VIII века на престол франкского государства вступает Карл Мартелл у него возник ряд сложностей, которые могли привести королевство в упадок. Прежде всего Карлу необходимо было стать единоправным правителем и подавить все восстания, что молодой Мартелл и сделал. Теперь, когда внутренние проблемы страны были решены, пора было приступить к активной завоевательной политике, которая была характерна для всех франкских королей.

          Во время правления Карла арабы начали свою экспансию на территорию современной Испании и кроме франков остановить вторжение было некому. Карл понимал, что его войско совсем скоро должно столкнутся с превосходной арабской конницей, но франкам не было чем ответить неприятелю.

          Карлу необходимы были более профессиональные и боеспособные пехотинцы и конные воины. До Карла костяк армии франков составляло старинное франкское ополчение, состоявшее из крестьян, которые брали в руки оружие по воле короля. Ополчение – это ненадежная армия и использовать ее в походах нельзя. Карл понимал, что без профессиональной конной армии франков ждет поражение.

          Ранее дружина короля получала землю в полную собственность и тогда сложилась неприятная для короля ситуация – феодалы, владели большей территорией нежели их сюзерен – король. Тогда Карл решил сделать следующее – он секуляризировал церковные земли и раздал своим вассалам земли в пожизненное использование.

          Как только феодал умирал, его земля могла перейти к наследникам только в том случае, если они присягнут на верность королю снова. И земля могла даваться исключительно за службу короне. Если вассал нарушал свой долг перед королем, то землю у него могли отобрать. Также, владелец новой земли – бенефиции был обязан не только служить королю и выступать по его зову, но и платить небольшой чинш.

          Каждый владелец такой бенефиции обязан был выставлять на войну хорошо вооруженного всадника, которого содержал феодал. Сам владелец земли – феодал также обязывался идти на войну в качестве рыцаря на коне. С помощью такой военной реформы Карлу удалось собрать профессиональное войско, которое в своем большинстве состояло из тяжелой кавалерии.

          В битве при Пуатье в 732 году, войска Карла столкнулись с огромной армией арабов под началом Абдеррахмана и нанесли мусульманам сокрушительное поражение. После этой битвы Карл и получил свое прозвище «Мартелл», что означает «молот», а вторжение арабов захлебнулось.

          В первый период существования такой реформы королевская власть значительно укрепилась, так как вассалы в первое время просто боялись потерять свои земли, заслужив немилость короля. Кроме этого, Карлу Мартеллу благодаря данной реформе удалось создать совершенно новый вид войск – тяжелую рыцарскую конницу, которая была могучей силой на протяжении всего средневековья.

          Однако спустя три столетия реформа привела к тому, что большая часть земель опять оказалась в руках вассалов, которые могли делать на земле все что угодно даже без согласия короля – они даже могли раздавать землю своим вассалам. Также реформа Мартелла привела к тому, что некогда свободные крестьяне-воины постепенно превратились в не более чем зависимых от своего феодала крестьяне-земледельца, которые даже не могли перейти на другой землю. Именно реформа Мартелла дала начало развитию феодализма, который был главным общественным строем средневековой Европы.

Практическая работа № 11

Определения

Средневековье; Феодализм; Феод; Феодал; Сеньор; Вассал; Сословия. 

2. Прочитайте и дайте ответ на вопросы:

        Фрагмент свода феодальных законов ХIII века: Сеньор имеет полную власть над своим сервом (зависимым от него крестьянином), чтобы делать с ним все, что захочет. Но при всем этом, он не должен ни убивать его, ни оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи; и не должен ни ранить его, ни морить его голодом. Затем постановляем, что, если кто-либо будет так жесток со своими сервами, что будет морить их голодом, или ранит их, или повергнет их в такие бедствия, что они не смогут терпеть их, то в таких случаях сервы могут пожаловаться судье. И он, по своей должности, обязан выяснить истину, так ли это; и если найдет, что это правда, то он должен продать их и возместить их стоимость сеньору. И он должен сделать это так, чтобы они никогда не смогли вернуться под власть того, по чьей вине он их продал»

1.

2.

Практическая работа №12

Заполните таблицу.

Города, население Европы Жилье европейцев Питание Мода
       


*************

Города оказали значительное воздействие на экономику средневекового общества, сыграли очень важную роль в его социально-политической и духовной жизни. XIII столетие - время, когда в большинстве стран Западной Европы в основном сложились города, как и все главные структуры феодализма, - является хронологическим рубежом между ранним средневековьем (V-XI вв.) и периодом наиболее полного развития феодального строя (XI- XV вв.), средневековой цивилизации в целом.

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники (сами же сбывавшие свой товар), огородники, промысловики. Значительные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе обслуживанием рынка: матросы, возчики и носильщики, трактирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники. Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы из местных жителей и их верхушка - купцы. В отличие от немногочисленных странствующих купцов раннего средневековья они занимались и внешней, и внутренней торговлей и составляли особый общественный слой, заметный по численности и влиянию.

Средневековый город носит идеально-типический характер в своем развитии. Западный город был, подобно азиатскому и восточному городу, местонахождением рынка, торговым и ремесленным центром, а также крепостью. Купеческие гильдии и цехи ремесленников обнаруживаются как здесь, так и там, и автономия, предоставляемая их членам, была в той или иной степени известна во всем мире.

Средневековый город Запада, - применительно к последнему в дальнейшем будут сделаны некоторые оговорки - включал в себя барские дворы и места пребывания знатных родов, обладавших как землей вне города, так часто и значительными земельными владениями в городе, которые увеличивались благодаря доходам от участия знатных родов в деловых операциях.

В средневековом городе также было множество патронов и должностных лиц политических властителей, обладавших в его стенах различными по своему объему привилегиями. Здесь, так же как почти во всем мире, право, действовавшее на домовых земельных участках, так или иначе отличалось от права, господствовавшего в сельском хозяйстве.

В средневековье город был всегда совместным поселением, которое возникло благодаря притоку извне и при санитарных условиях жизни низших слоев сохранилось только благодаря постоянно продолжающемуся притоку жителей. Повседневная жизнь горожан в средние века, в значительной степени повлияла на становление и развитие европейских городов. Подробное изучение данного вопроса, дает возможность подробного анализа общественных, экономических и др. явлений городского общества в разные временные периоды.

 

Практическая работа № 13

Практическая работа №14

Практическая работа №15

Практическая работа № 16

Предпосылки и причины образования Древнерусского государства.

Предпосылки образования государства
1.Заполните схему.

Экономические
Социальные
Внешнеполитические

 


Практическая работа № 17

Заполнить таблицу

Введение христианства на Руси(……..г.). Князь Владимир I Правление (980 – 1015гг)
Причины принятия христианства
СОПРОТИВЛЕНИЕ 1. 2. 3.
1. 2. 3. 4. 5.
Крещение княгини Ольги в Константинополе 957г.


Практическая работа №18

Практическая работа № 18

Практическая работа №19

Практическая работа №20

Практическая работа №21

Практическая работа № 22.

Образование единого Русского государства и его значение.

Определения.

Автокефальная церковь —            

Боярская дума —                

Местничество —
Пожилое —                                      

Поместье —                         

Помещики —
Приказы —                                      

Вече –

Практическая работа № 24

Задание 1. Заполните таблицу «Периоды Смутного времени»

Этап (период) Официальные правители Претенденты на престол Степень охвата кризисом общества
       
       
       

 

Задание 2. Заполните таблицу «Исторические деятели Смутного времени»

 

Исторический деятель Кто такой? Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2)
Борис Годунов    
Лжедмитрий I    
Василий Шуйский    
Иван Болотников    
Прокопий Ляпунов    
Лжедмитрий II    
Сигизмунд III    
Владислав    
Марина Мнишек    
Филарет    
Козьма Минин    
Дмитрий Пожарский    
Михаил Романов    

 

 

Обществознание.

Практическая работа № 3.

Практическая работа № 4.

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

1. Страна - это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований.

2. Государство - это определенная территория, имеющая государственную принадлежность.

3. Нация - это политическая организация, осуществляющая управление населением определенной территории.

4. Брачно-семейные отношения - это отношения в процессе производства и распределения материальных благ.

5. Производственные отношения - это отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными людьми).

6. Социальные отношения - это отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть.

7. Межнациональные отношения - это система связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость.

8. Политические отношения - это отношения между представителями разных наций.

9. Общественные отношения - это личные отношения, связанные с воспроизводством человека и воспитанием детей.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Американский социолог Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

браки заключаются между представителями объединения;

......................................,

пополняется за счет детей представителей этого объединения;

.......................................,

……………………………………..

обладает собственной системой управления;

………………………………………..

его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и пр.), которые находят выражение в определенной культуре.

• Популяции муравьев и пчел называют: социальными или общественными животными;

………………………………………..

• Разновидностями общественных отношений являются:

производственные отношения;

………………………………………..

………………………………………..

межнациональные отношения;

………………………………………..

• Структуру общества составляют:

………………………………………..

социальные общности;

........................................,

………………………………………

•В науке выделяют следующие социальные институты:

………………………………………

политический;

......................................,

духовный.

Задание 3. Исправьте ошибки в приведенных ниже определениях понятия «общество».

Общество - это:

• Продукт совместного времяпрепровождения людей.

• Обособившийся от природы биологический вид со всей совокупностью заранее определенных форм совместной деятельности людей.

• Определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо трудовой деятельности.

• Продукт материального обмена между людьми, определенная организация их жизни, включающая многообразные экономические связи и отношения между ними.

• Весь процесс исторического развития человечества.

• Политико-правовая организация данной страны, имеющая определенную структуру.

• Совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые необязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые государственной властью.

Задание 4. Прочитайте приведенные ниже высказывания. Сделайте вывод о взаимодействии общества и человека.

Марк Аврелий об обществе и человеке: «Ты живешь в нем, им и для него».

Сенека: «Мы рождены, чтобы жить совместно, наше общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого».

Л. Н. Толстой: «Человек немыслим вне общества».

Э.Дюркгейм: «Общество - это наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, какой только существует в мире. Нигде в природе не встречается такое богатство разнообразных материалов, сосредоточенных в такой степени. Не удивительно поэтому, что из общества выделяется своеобразная жизнь, которая, реагируя на элементы, ее составляющие, преобразует их и поднимает до высшей формы существования».

И. Гердер: «В одиночестве человек - слабое существо, в единении с другими - сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшее над ним».

К. Маркс: «Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»; «Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять"общество" как абстракцию индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного... является проявлением и утверждением общественной жизни».

Задание 5. Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов Р. Миллса. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»? Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

«Под институтом я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру. Общество - это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей. В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие

коллективное почитание богов».

Практическая работа № 5

Общество и природа.

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Природа - это весь животный растительный мир Земли.

2. Биосфера - это совокупность естественных условий существования человечества.

3. Матриархат - главенство мужчины в первобытной семье.

4. Патриархат - главенство женщины в первобытной семье.

5. Присваивающая экономика - производство необходимых продуктов в первобытном обществе.

6. Производящая экономика - присвоение продуктов природы в готовом виде.

Задание 2. Прочитайте высказывание. Какие проблемы отношения человека к природе поднимает автор? Что вы знаете о правилах пожарной безопасности в лесах?

 

В.Журавлев-Печерский: «Видали вы мертвую тайгу? Нет? Тяжело смотреть на нее. Среди безбрежного зеленого моря вдруг предстанут перед тобой обугленные деревья, черные, поедаемые короедами стволы, лежащие на земле. Тишина. Не та тишина, что бывает над рекой вечерами, мертвая, давящая тебя. Это страшно. И не только потому, что погибли деревья, еще оттого, что здесь долгое время ничего не будет расти, каблуки твоих сапог будут тонуть в серой золе. А откуда берется пал? Вон тот, например, что лежит за знакомой нам деревней, где одинокая рябинка все еще качается на ветру. Она зеленеет, но уже не так, как раньше, гроздья осенью не те, ветки стали слабее, реже. Откуда взялся он? От случайно брошенной спички. Огонь охватил лес сверху донизу; дымила земля под корневищами, пламя перескакивало с вершины на вершину перебрасывалось ветром далеко вперед, охватывая все новые и новые участки. Теперь там мертво. Только обугленные стволы торчат да работяга дятел простукивает их, еще надеясь на что-то. Здесь вырастет лес, но когда? Он будет не хуже другого, но через долгие годы. И это уже будет не тот, не наш лес, где мы любили бродить вечерами. Другие люди придут туда, другое увидят они. И спросят, а где мы были, когда шумел пал? Мы уже не ответим на это, но вина не снимется с нас: не заметили небрежно брошенной кем-то спички, спешили по своим делам. Пал - это страшно. Хочется, чтобы не было их, чтоб не горели наши леса, но подходит лето - снова поднимается в синее небо черный дым. Не вы ли бросили на сухой мох спичку? Кто же тогда? Кто?

Практическая работа № 6

Глобализация.

Задание 1. Допишите недостающие понятия.

 

• Наиболее характерными чертами глобализации являются:

формирование единого мирового экономического пространства;

......................................,

формирование единого языка;

 унификация культуры;

 ......................................,

• Глобальными проблемами являются: предотвращение мировой ядерной войны;......................................,

истощение природных ресурсов; преодоление экологического кризиса;

......................................,

распространение опасных, неизлечимых болезней;

• И. Валлеретайн выделил два типа стран:

развитые (ядро);

……………………………………..

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

 

• С распадом колониальной системы взаимодействие народов уменьшилось за счет усовершенствования средств сообщения.

• На современном этапе всемирно-исторического процесса приостанавливается интернационализация общественной жизни.

•В настоящее время на нашей планете не складывается общечеловеческая цивилизация, ветвями, подвидами, модификациями которой являются все ныне существующие общества и культуры.

• В настоящее время мы можем говорить о формировании многополюсного мира.

• Отсутствие взаимодействии различных стран мира в экономической, политической культурной сферах получило название «глобализация».

• С конца ХХ в. постепенно появляется территориальность как принцип организации экономической культурной жизни.

• В настоящее время в ряде стран возникло и активно развивается движение антиглобалистов, которые выступают против сохранения национальных традиций, том числе сфере экономики культуры.

Задание 3. Объясните концепцию глобализации, предложенную Валлерстайном. Используя материалы СМИ, приведите примеры взаимодействия стран «ядра» и «периферии». Составьте схему, показывающую это взаимодействие.

Задание 4. Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

 

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, том числе сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».

Практическая работа № 7

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Диффузия культуры - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

2. Духовная культура - это вид культуры, который представлен материальными предметами в виде сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода т.д.

3. Язык - это вид культуры, который включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми, характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

4. Ценностная ориентация - это понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.

5. Культура - одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.

6. Материальная культура - это совокупность принимаемых личностью ценностей.

7. Ценности - это теоретически сформулированная система взглядов.

8. Субкультура - это совокупность проявлений народного творчества.

9. Идеология - это система ценностей, установок, способов поведения жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.

10. Фольклор - это культура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит ей, находится с ней в конфликте.

11. Контркультура - это взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.

12. Культурное воспроизводство - это процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.

 

 

Практическая работа № 8.

Виды культуры.

Задание 1. Составьте схему, используя следующие понятия.

 «Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», «материальная культура», «духовная культура», «язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательная функция», «воспитательная функция», «интегративная функция», «ретранслирующая функция», «народная культура», «элитарная культура», «массовая культура».

 

Задание 2. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э. Эррио: «Культура - это то, что остается, когда все остальное забыто».

Ф. Ницше: «Культура - это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». М.Арнольд: «Если во что верю, так только культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура - это познание совершенства. Люди культуры - истинные апостолы равенства»; «Культура - это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали».

Практическая работа № 9.

Наука в современном мире.

Задание 1. Установите соответствие между понятием определением.

1. Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

2. Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

3. Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.

4. Гуманитарные науки - это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

Задание 2. Заполните таблицу.

Наука Предмет изучения
Социология  
Психология  
Философия  
Антропология  
Социальная антропология  
Социальная психология  
Педагогика  
Психоанализ  
Экономика  
Политология  
Юриспруденция  
Культурология  
История  

 

Задание 2. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.

 

О. Г.ДробницкиЙ: «Уже достаточно было сказано том, что мораль наука - различные формы общественного сознания, имеющие каждая свою логику специфический способ осмысления социальной реальности человека его практической деятельности. Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия. Если это не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление действительности, выражающее своим особым языком ее объективные законы. Сомнение в том, что мораль дает определенное знание действительности, появляется именно потому, что требования нравственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действительный смысл долженствования как чего-то отличного от существующего: оно требует исполнения морального веления устранения факта, который прочно укоренился в действительности в силу определенных причин и следствий».

 

Практическая работа № 10

Роль образования в жизни человека и общества.

Задание 1. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В правление Александра I оформилась единая система учебных заведений, включающая:

церковно-приходские школы;

………………….............

……………………………….

университеты.

• в Российской Федерации в соответствии с законом устанавливаются следующие образовательные уровни:

...................................

среднее (полное) общее образование;

начальное профессиональное образование;

....................................

высшее профессиональное образование;

• В современной России вузы могут быть:

…………………………………..

муниципальные;

…………………………………..

• Освоение учебных дисциплин в вузах выполняет следующие задачи:

формирует грамотный научный язык;

…………………………………..

…………………………………..

• Высшие учебные заведения у нас в стране бывают нескольких видов:

…………………………………..

…………………………………..

институты.

• Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. Она подразумевает прохождение трех образовательных уровней:

………………………………….

специалист;

………………………………….

• Послевузовское образование включает два уровня:

аспирантуру;

………………………………..

 

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Образование не является важным и необходимым институтом общества и не имеет цели передачи накопленных знаний и опыта молодому поколению.

• Образование и воспитание - это два не связанных между собой процесса, в процессе обучения ученик только приобретает новые знания и не испытывает никакого воспитательного воздействия со стороны учителя.

• Учебные заведения в современной России политизированы, в них могут создаваться и функционировать любые общественные организации и политические партии.

 

Задание 3. Заполните таблицу.

 

Права учеников Обязанности учеников
   

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

 

«Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «виды вузов в РФ», «системы обучения в вузах», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и

муниципальных образовательных учреждениях», «основное общее образование», «среднее (полное) общее образование», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академия»,

«институты», «традиционная система обучения», «дистанционная система обучения».

 

Задание 5. Прочитайте высказывания. В чем состоит значение образования для общества, для человека?

· В.А Сухомлинский: «Человек должен учиться потому, что он человек».

· Д. Рёскин: «Чтение и письмо отнюдь не составляют образования, если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям».

· А С. Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная».

· И. Гёте: «Научиться можно лишь тому, что любишь».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.192 с.)