Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. По настоящее время). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый и пятый этапы формирования гендерной психологии (1950-е гг. По настоящее время).



Начало широких экспериментальных исследований и появление первых теорий.

Мартина Хорнер, которая предложила простое объяснение малой успешности женщин по сравнению с мужчинами – отсутствие у женщин мотивации – «боязнь успеха». Элеонор Маккоби - книга «Психология половых различий» (1974).

Сандра Бем - автор трех теорий – теории психологической андрогинии, гендерных схем и линз культуры. Работы С. Бем послужили мощным толчком к изучению психологической андрогинии.

Н. Чодороу (концепцию материнства) считает, что причина половой дифференциации кроется в особенностях процесса половой идентификации в детском возрасте.

Кэрол Гиллиган, которая в книге «Другим голосом» (1982) рассматривает содержательные последствия, оказывающие влияние на особенности женского мировосприятия.

Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б.Г. Ананьев, И.С. Кон были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола.

В конце 70-х годов в общей и педагогической психологии складывается тенденция преодоления подхода к личности взрослого и ребёнка как абстрактно-бесполого существа. Вводится представление о половых супружеских и родительских ролях, связанных с различными аспектами взаимодополнительных характеристик маскулинности и фемининности как личностных измерений (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, И.С. Кон).

Пятый период (с 1990-х гг. по настоящее время) характеризуется бурным развитием гендерной психологии. Начиная с 1990-х гг. увеличилось количество научных работ, в которых представлены результаты эмпирического изучения психологических различий между людьми разного пола. Большинство последних работ посвящено изучению половых различий в более глубоких и сложных психологических структурах, таких как Я-концепция, морально-этические установки, идентичность.

Признаки расцвета периода – новый всплеск экспериментальных исследований, теоретическое осмысление эмпирических фактов, начало кросскультурных исследований во всем мире, адаптация известных методов и методик для изучения гендерной проблематики и создание специфических гендерных методик.

 


11. Особенности формирования мужественности и женственности в теории З. Фрейда.
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда считается самой ранней психологической теорией о половых различиях. З. Фрейд был первым, который задался вопросом, как мужское и женское трансформируется в маскулинное и феминное. Поэтому практически все источники по психологии развития, психологии пола начинаются с обсуждения проблемы полотипизации в психоаналитической теории. З. Фрейд пытается определить особенности гендерного различия в структуре детской идентичности. Он устанавливает, что гендерные различия не являются данными от рождения, а формируются только на стадии так называемого Эдипова комплекса. Обретение одного типа идентификации связано с подавлением другого. Традиционный психоанализ признаёт, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам. У девочки зависть к пенису приводит к нормальной феминности, точно так же как и у мальчика страх кастрации приводит к нормальной маскулинности. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлением нездоровой гендерной идентичности. В частности стремление женщин к власти называлось фаллическим, а отвержение традиционной роли жены и матери, стремление заниматься интеллектуальной деятельностью – называлось комплексом маскулинности.
Поскольку взгляды З. Фрейда пользовались огромной популярностью во всем мире, постольку на долгие годы многие женщины отказывались от определенных видов деятельности и ролей, только бы не быть обвиненными в утрате женственности и в сходстве с мужчинами. Точно также и мужчины стремились во что бы то ни стало соответствовать маскулинному идеалу – проявление мягкости и сочувствия считалось признаком слабости и презираемой феминности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.004 с.)