Второй этап формирования гендерной психологии (кон. XIX в. – нач. ХХ в.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап формирования гендерной психологии (кон. XIX в. – нач. ХХ в.).



 

Это период формирования предмета и естественно-научных основ гендерной психологии.

В это время во многих странах Запада (Франции, Англии, США) набрало размах движение за освобождение женщин. Это движение оказало на генд.псих. стимулирующее влияние -привлекло внимание ученых к разработке проблем, которые раньше не считались предметом психологии. слово феминизм (от лат. femina – женщина) придумал французкий теоретик социализма Шарль Фурье в начале XIX в. В 1830 г. появился другой термин – «эмансипированная женщина» (от лат. етапcipatio – освобождение). Участниками этого общественного движения являются и женщины, и мужчины. Параллельно сформировались две ветви новой отрасли: психология женщины и психология половых различий. Появились работы, которые целиком были посвящены одной из этих двух проблем: П.Е. Астафьев и Отто Вейнингера «Пол и характер».

П.Е. Астафьев выводит следующее понятие о психическом ритме женщины: в сравнении с мужским психический ритм женщины существенно быстрее, что обусловливает находчивость, умелость в разрешении непосредственных задач практической жизни, но женщина живет более бессознательными реакциями. Для женщин характерны такие психические процессы, как рассеянное внимание, конкретное и практическое мышление, склонность к синтетическому мышлению, эмоциональность, неустойчивость настроения, жизнерадостность, ревность; слабость воли и слабый контроль за эмоциями; легкая возбудимость; податливость влиянию окружающих; неспособность к политической деятельности. Соответственно мужчинам свойственны противоположные.

Отто Вейнингер высказал массу идей, по поводу наблюдения за поведением обоих полов. Так, «мужественность» и «женственность» означают не характеристики реальных мужчин и женщин, а два принципа, выразителем которых может быть любой человек. Все индивиды в той или иной мере обладают и мужскими и женскими чертами. Считал,что не развит у женщины память: «Женщина располагает только одним классом воспоминаний: эти воспоминания связаны с половым влечением и размножением. Это все, о чем истинная женщина может вспомнить из всей своей жизни». В морально-этической сфере своего развития женщина тоже существенно уступает мужчине: «…она лишена благочестия.«женское» трактовал как низменное и недостойное, а успехи женщин в социальной сфере – лишь результат наличия у них большой доли «мужского».

В конце XIX в. начали проводиться первые исследования женщин – в Германии, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландах.

К рассматриваемому периоду относится также появление двух книг. Авторами обеих были женщины. Книга Л.П. Кочетковой - «Вымирание мужского пола в мире растений, животных и людей» пронизана духом ненависти к мужскому полу.

 Книга «Взросление на Самоа» - Маргарет Мид ( книга привлекла внимание к проблемам гендерной идентичности, гендерной и сексуальной социализации).


9.Третий этап формирования гендерной психологии (нач. XX в. – 1930-е гг)

Деятельность Фрейда, который отмечал, что характерные отношения и переживания женщины и глубочайший их конфликт возникают в связи с чувством генитальной неполноценности и зависти к мужчине.

КРИТИКА: Гилман считала мужскую агрессивность и материнскую роль для женщины искусственными и не необходимыми для выживания в постдоисторических временах.

К. Хорни против того, что решающим фактором женской психологии является зависть к пенису. Напротив, мужчины страдают от того, что не могут рожать, т. е. от «зависти к матке». К. Хорни полагает, что женская психология основана на недостатке доверия и сверхзначимости отношений любви, что мало связано с анатомией половых органов. В конце 1960-х гг. психоанализ был объявлен опасным для женского душевного здоровья.

В 1927 г. Ефим Аронович Аркин выпустил книгу «Об изучении детского коллектива», где приводилась программа и результаты исследования лидеров – как мальчиков, так и девочек.Он возражал З. Фрейду (а именно его представлению о сексуальных влечениях массы к лидеру): «Ребенок не потому стал вожаком, что его полюбила масса, а масса полюбила его за то, что он стал вожаком».

Началом изучения проблем полоролевого самосознания в нашей стране можно считать 1910–1920-е гг., когда вводилось совместное обучение мальчиков и девочек. Так, Рубинштейн и Е.Н. Эверетова в своих работах отстаивали необходимость воспитания с детских лет маскулинности и фемининности.

В 1935 г. исследование Павла Блонского «Очерки детской сексуальности». В нем анализировались проявления сексуальности и эмоций в детском возрасте. получил данные о детской сексуальности (в частности, сексуальности девочек, которым в психоанализе уделялось меньше внимания, чем мальчикам).

Подобные исследования прекратились в конце 1930-х гг., когда были запрещены педология и психотехника. Затем долгие годы педагогика и психология была «бесполой». Изучались преимущественно общие, независимо от пола нравственные качества, установки, стереотипы поведения и другие особенности личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.004 с.)