Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».



Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».

Традиционно понятие «пол»  использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Таким образом, термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Джон Мани считается первым, кто ввел понятия гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной.

Таким образом, пол (биологический)– предпосылка становления гендера человека. Ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно гендер человека.

Гендер формируется под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий.

 


Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии

Предмет: являются особенности психики, которые связаны с полом.

В структуре гендерной психологии выделяются следующие разделы:

o психология гендерных различий: природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различии на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, на возможности их самореализации;

o гендерная социализация, где изучаются асимметричные условия социализация для представителей мужского и женского пола, социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений;

o гендерные характеристики личности, гдеизучается идентичность мужчин и женщин, и ее составляющие: представления, стереотипы установки, связанные с половой дифференциацией и стратификацией;

o прикладные аспекты гендерной психологии, которыевключают в себя изучение практического приложения знаний по гендерной психологии в различных отраслях психологической науки.

Основные задачи гендерной психологии можно разделить на два аспекта:

  • к ее теоретическим аспектам относится разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение широких исследований,
  • к прикладным – внедрение результатов и достижений в практику.

Концепция К. Хорни как новый психоаналитический взгляд на различия между мужчинами и женщинами в свете социокультурных влияний.

Психология женщины

Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан "мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами". Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний.

Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское "превосходство". Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала "переоценку" женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям.

Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами.

Хорни приветствовала стремительные изменения наблюдающиеся в ролевом поведении и отношениях между полами.

 


 

14. Э. Эриксон и его гипотеза о формировании идентичности в течение всей жизни под влиянием культурно-социальной среды.

Эго-теория личности Э. Эриксона (1902–1993). Американский психолог Э. Эриксон утверждал, что Эго проходит в своем развитии через несколько универсальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – это результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосoциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса, или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автономия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) Эгоидентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) Эгоинтеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Теория Эриксона опирается на его исходные положения о природе человека. Она послужила стимулом для очень небольшого количества исследований. Применение теории Эриксона обсуждалось в связи с проблемой понимания поведения подростков в американском обществе. Разные аспекты поведения подростков – проблема выбора карьеры, членство в группе сверстников, употребление алкоголя и наркотиков – объяснялись как частичное отражение кризиса идентичности.

 


 

15. Проблема пола в аналитической психологии К.Г. Юнга.

Карл Густав Юнг также внес свой вклад в понимание гендера. Он видел в идее единства двух противоположностей – мужского и женского – образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима) и мужского в женском (анимус), т.е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения. По мнению К. Юнга, нет мужчины, который был бы настолько мужественным, чтобы не иметь в себе ничего женского, и нет женщины, которая была бы настолько женственна, чтобы не иметь в себе ничего мужского.

Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Осознание мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной – мужественности (анимуса) приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

 


Феминисткая теория

Феминизм возник из признания того, что общество в какой-то мере несправедливо оценивает женщину. Феминизм пытается проанализировать основания и способы угнетения женщин и достичь их освобождения. Последнее понимается далеко не однозначно.

Согласно теории феминизма, приписывать гендерные представления, присущие культуре, самой «природе человека», его половым характеристикам, – значит некритически принимать ряд скрытых посылок, восходящих к патриархальному типу культуры. Сюда относятся определенные типы разделения труда, иерархические принципы подчинения, абстрактное и технологическое понимание науки, философии, прогресса и т. д. Эти установки имеют культурно-историческую природу и несводимы ни к собственно экономическим, ни к правовым причинам. С учетом этих посылок отношения между полами понимаются в феминизме как разновидность проявления отношений власти, поскольку под прикрытием «объективности» воспроизводится ситуация, когда одна часть человеческого рода, имея свои собственные интересы, одновременно представляет и интересы другой его части. Это соответствует специфическому пониманию «объективности», складывающемуся через научные представления, несущие на себе печать «маскулинистской ориентации». В культурах такого типа, по мнению теоретиков феминизма, женщина представлена лишь как «другой». Феминисты считают, что схемы рационального контроля, который общество применяет к мужчинам и женщинам, по сути дела различаются, при этом в принципе тип женской духовности остается невостребованным. Поэтому цель феминизма – выведение женской духовности из «сферы молчания». Феминизм признает принципиальное несовершенство традиционного теоретического анализа и необходимость политических действий. Однако, в отличие от обычного (с точки зрения принуждения) понимания политической сферы, феминизм трактует ее предельно широко – как «общественные дела вообще». Таким образом, феминистская теория – это обобщенная сложная система воззрений на социальную жизнь и человеческий опыт, предусматривающая в качестве отправной точки приоритет женщин. Эта теория связана с женщинами трояким образом: во-первых, основной объект ее изучения представляют ситуации и трудности, с которыми сталкиваются женщины в обществе; во-вторых, эта теория рассматривает женщину в качестве важнейшего «субъекта», то есть стремится смотреть на мир, исходя из специфической женской позиции – из роли женщины в социальном мире; в-третьих, феминизм как теория выступает с критикой от имени женщин и действует в их интересах, стремясь создать для них лучший мир


Ранний феминизм.

Феминистская теория возникает в 18 веке в тесной связи с новой светской культурой современного европейского государства и как реакция на нее. Они называли себя – «защитниками» или «адвокатами» женщин.

Кристинa Пизанская первая феминистская мыслительница. написала ряд произведений с целью дать критику и отпор резкому повороту к женоненавистничеству в отношениях и публикациях того времени.

Одной из родоначальниц движения женщин за свои права- Мэри Уоллстонкрафт. Проанализировав бесправное положение женщин всех сословий в современной ей Англии, она издает книгу «Защита прав женщин» (1792), где доказывает, что вся современная система воспитания женщины неизбежно приводит ее к тем самым «женским слабостям и недостаткам», за которые она так часто критикуется.

Олимпия де Гуж. По ее убеждению женщина не меньше, чем мужчина, способна пользоваться гражданскими свободами и управлять государством.

Первая волна феминизма.

Феминистское движение XIX – нач. XX в., направленное на осуществление права женщин на участие в выборах и избрание в законодательные органы власти. Яркими представительницами считают суфражисток (от англ. suffrage – голосование). Это движение активно развивается в середине XIX в. в Англии. Суфражистки верили, что, имея легальную возможность голосовать на выборах, женщины вскоре освободятся от всех других форм дискриминации. В 1860-х гг. в Англии существовало и другое направление — аболиционизм, борьба за равные права в сексуальной жизни и, в частности, против полицейского надзора за женской проституцией. И он, в самом деле, был отменен – в конце XIX в., хотя аболиционистов и обвиняли в призыве к разврату. Активистка движения – Сара Гримке.

Мужские движения.

Мужские движения делятся на несколько направлений, часто друг с другом не сопрекасающихся и друг от друга далёких: консервативные, мифопоэтическая, отцовские организации и либеральная.

1. Консервативная ветвь самая молодая и сумевшая стать за считанные годы самой привлекательной и многочисленной. Возникшее в начале 1990-х годов по инициативе бывшего футбольного тренера Колорадского университета Билла Мак-Картни движение «Верных слову» (Promise Keepers) воинственно выступает против «феминизации» и «гомосексуализации» общества. Мужскую агрессивность, которую либеральные теоретики хотели бы искоренить, «Верные слову» считают естественной и неизбежной – все дело в том, как и куда ее направить. Хотя в их идеологии нет явного женоненавистничества, они утверждают, что коль скоро именно мужчина создан по образу и подобию Бога, он тем самым раз и навсегда поставлен выше женщины. Принцип женского равноправия подрывает традиционные семейные ценности и дезорганизует общество. Мужчина всюду и везде должен быть главой, ведущим, его сущность и призвание – быть ответственным лидером.

Сторонники этого движения осуждают пьянство, наркоманию и сексуальное насилие, призывают мужчин «вернуться домой», быть верными мужьями, способными работниками, надежными кормильцами, заботливыми отцами и «христианскими джентльменами»: «Держи свое слово, данное жене и детям, будь человеком слова!» Защитой семейных ценностей это консервативное движение привлекает к себе симпатии не только мужчин, но и многих женщин. В его первом митинге в 1990 г участвовали лишь 72 человека, а в 1995 г. его приверженцами считали себя уже свыше 600 тысяч мужчин в тринадцати городах США! Однако главный лозунг движения – полный назад! – совершенно утопичен. Уже в конце 1990-х годов число его сторонников резко уменьшилось.

2. Мифопоэтическое направление. Своеобразным манифестом этих мужчин стала разошедшаяся огромным тиражом (свыше 500 тысяч экземпляров, в твердом переплете) книга поэта Роберта Блая «Железный Джон» (Bly, 1990). По мнению Блая, главная задача современности – направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные базовые мужские ценности. Во всех древних обществах существовали особые ритуалы и инициации, посредством которых взрослые мужчины помогали мальчикам-подросткам утвердиться в их глубинной, естественной маскулинности. Городское индустриальное общество разорвало связи между разными поколениями мужчин, заменив их отчужденными, соревновательными, бюрократическими отношениями, и тем самым оторвало мужчин друг от друга и от их собственной мужской сущности. (Сходные идеи развивали некоторые немецкие мыслители в начале XX в., а романтики – в начале XIX в.). Место здоровых мужских ритуалов занимает, с одной стороны, разрушительная, агрессивная гипермаскулинность уличных банд, а с другой – размягчающая и убивающая мужской потенциал женственность.

Блай и его последователи красочно описывают эмоциональную бедность и ущербность современных мужских взаимоотношений, будь то отношения сыновей с отцами или отношения между мужчинами на работе и в быту, и мечтают восстановить традиции древнего мужского братства и межпоколенного наставничества. Хотя многие из этих людей политически отнюдь не реакционны, для них характерны иррационализм и антиинтеллектуализм, а их положительный идеал «нового мужчины» весьма расплывчат. Говоря о реально существующих и всем знакомых вещах, мифопоэтическая идеология обладает большой эмоциональной притягательностью. Однако она произвольно истолковывает данные мифологии и антропологии, не видит конкретных социальных причин описываемых ею процессов, рассуждает о мужчинах вообще, как о едином типе, и абсолютизирует различия между мужчинами и женщинами. Ее главная философская база – учение К. Г. Юнга, в частности – разграничение мужского духа (анимус) и женской души (анима).

3. Отцовские организации. Одно из старейших мужских движений. Группы примыкающие к этому движению интересуются только темами связанными с реформами бракоразводных процессов и игнорируют темы, связанные с насилием по отношению к мужчинам, правами гомосексуальности или наборы в армии. Основные направления их деятельности включают: обеспечение поддержки и консультация мужчин, сталкивабщимися с разбирательствами в суде по семейным делам, а так же предоставление информации по вопросам алиментов.

4.Либеральная ветвь мужского движения. Его организационным центром в 1970—80-х годах была «Национальная организация меняющихся мужчин», которую в 1991 г. сменила «Национальная организация мужчин против сексизма». Главный источником всех мужских проблем и трудностей идеологи этого течения считали ограниченность мужской половой роли и соответствующей ей психологии, доказывая, что от сексистских стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины. Мужское освобождение стремится помочь разрушить полоролевые стереотипы, рассматривающие «мужское бытие» и «женское бытие» как статусы, которые должны быть достигнуты с помощью соответствующего поведения.

Неформальным идеологом либеральной части мужского движения можно считать Уоррена Фаррелла.

24. Женские исследования: стадии и направления развития.

Женские и гендерные исследования за рубежом. Первые курсы женских исследований в высшей школе были организованы под влиянием женских движений 1960-1970-х гг., когда женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за гражданские и экономические права. Историю развития женских и гендерных исследований за рубежом можно условно разделить на четыре периода.

Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х - 1970-е гг.) характеризовалась усилиями по созданию новой академической области. Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических дисциплин (литература, история, философия, социология и психология). Труды женщин были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин и гендера. Необходимость целенаправленного развития самостоятельных женских исследований была осознана многими университетскими. Организация в 1977 г. Национальной ассоциации женских исследований способствовала распространению новых программ, выпускала журнал, организовывала ежегодные конференции, проводила мониторинг программ и рассылку информации по университетам США.

Вторую стадию развития женских исследований можно отсчитывать с начала 1980-х годов. В этот период происходила интеграция женских исследований в высшее образование США, или развитие «гендерно-сбалансированных учебных планов» посредством введения новых знаний о женщинах в традиционные дисциплины. Этот период можно назвать «мэйнстримингом» женских исследований, поскольку усилия были направлены на приведение к общему знаменателю идеологии высшего образования. Этот общенациональный проект был поддержан государственными и частными фондами. Например, фонд Форда спонсировал перестройку образовательных программ (специальностей) в университете Аризоны. И хотя многие университеты не получили достаточного финансирования, именно во второй фазе своего развития женские исследования были институциализированы. Наиболее богатые программы открыли исследовательские институты и центры, издавали собственные книги и журналы, а некоторые даже приобрели статус отдельных факультетов. В университетах началось широкое обсуждение статуса женщин, явлений дискриминации в публичной сфере и частной жизни, гендерных предрассудков, существующих в социуме, литературе и образовании. Были опубликованы антологии и хрестоматии по женским исследованиям.

Третья стадия развития женских исследований относится к середине 1980-х гг. и связана с включением в учебные программы опыта меньшинств и чувствительности к различиям учащихся. Чернокожие женщины требовали включить в концептуализацию женственности расовые и классовые различия. Женские исследования подверглись также критике за гетеросексизм. В этот период учреждаются новые журналы, финансируются проекты и сетевые программы для "цветных" женщин в высшей школе, проводятся конференции и летние школы. Феминистская мысль теперь отрицала эссенциализм, характерный для определения категории женщина, и концептуализировала множественные идентичности женщин, учитывая, в том числе и в образовании, опыт рас, этнических групп, социальных слоев и сексуальных ориентаций.

Четвертая стадия развития женских исследований началась в 1990-х годах и была связана с развитием глобальной инфраструктуры и повышением внимания к международным проблемам женщин. Распространение образовательных программ и исследовательских проектов по проблемам женщин и гендера в странах Западной Европы, Африки, Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки привело к интенсивному обмену информацией, опытом и ресурсами между учеными и преподавателями. Были основаны регулярные международные летние институты, конференции и конгрессы, проводимые при поддержке многочисленных женских организаций. Образовательные программы приобретали международную, глобальную ориентацию, в частности, в связи с растущим числом публикаций, вышедших в постколониальных государствах и странах третьего мира. Эти программы делают акцент на вопросах политики, социально-экономического развития, проблемах милитаризма, репродуктивных прав, беженцев, работы и семьи.

В 1980-1990-х гг. появляются программы женских и гендерных исследований в Европе. Особо выделяются проекты на следующие темы: идентичность и репрезентации, конструкции маскулинности и фемининности в международном масштабе; семья, право и меняющиеся дискурсы гендера; гендер и пространство; сексуальности; теории инаковости; работа и образование; насилие и нарушение прав; феминистское движение и феминистская теория. В тот же период открываются самостоятельные кафедры и программы, учреждаются исследовательские ассоциации, в названии которых присутствует гендер. Международная сеть гендерных исследований, образованная в 1996 г. при Гендерном институте Лондонской школы экономики, в число своих задач включает следующие: поддерживать проекты гендерных исследований; развивать теории этики, справедливости и демократии; расширять перспективы социальной политики посредством исследований, международного сотрудничества ученых, неправительственных организаций, средств массовой информации, бизнеса и политиков. Проекты разрабатываются в направлениях: гендер и социальная философия; культурные конфликты, коллективные идентичности; гражданство, мобильность и сотрудничество; равные возможности и образование в течение всей жизни; перспективы трансграничных форм демократии. Основной принцип - сочетание этики, теории и прагматики.

Первым шагом социальной активности российских женщин стало появление таких личностей, которые были готовы участвовать в общественной жизни. В 1774 г. Екатерина II открыла Смольный институт (первое в истории России женское привилегированное среднеобразовательное учебное заведение), основала Императорскую Публичную библиотеку. Е. Р. Дашкова была назначена директором Академии наук и президентом Российской Академии. Первое женское движение в России появилось в 1812 г. – Женское Патриотическое Общество. Членами Женского Патриотического Общества были М.А. Нарышкина, Н.Ф. Плещеева, Т.В. Голицына, С.Г. Волконская, З.А. Волконская, С.П. Свечина, Е.И. Трубецкая.

Деятельность первых российских женских организаций была в основном направлена на благотворительность, оказание помощи в получении образования и трудоустройство. В отличие от благотворительной деятельности западных организаций, обучавших женщин искусству быть хорошими матерями, женами, домохозяйками, в России благотворительные общества помогали женщинам приобретать профессиональные навыки и предоставляли им оплачиваемую работу, другими словами учили женщин рассчитывать только на собственные силы, воспитывая в них, таким образом, самостоятельность и независимость. В отличие от Запада первое российское женское движение не носило массового характера и не имело четко обозначенных этапов.


 

25. Гендерные исследования: предмет и направления развития гендерных исследований в сфере научного психологического знания.

Предмет гендерных исследованийгендерные отношения, различия и сходство полов.

В целом гендерные исследования в психологии затронули практически все основные области интереса психологической науки: когнитивную, эмоциональную сферы, проблемы социализации, межличностных взаимодействий и социальных отношений.

В отличие от психологии пола, в гендерной психологии изучаются не просто психологические особенности мужчин и женщин; в фокусе внимания тут, прежде всего, находятся те особенности развития личности, которые вызваны явлениями половой дифференциации и стратификации. Этот подход придает большое значение также анализу психологических механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам нивелировать влияние дифференцирующих и стратифицирующих факторов на процессы самореализации (Клецина, 2003).
В психологии пола женские и мужские роли декларативно признаются равнозначными, хотя и отличными по содержанию. Исходным основанием тут является признание биологического детерминизма ролей, врожденного характера мужского или женского начала. При анализе детерминант половых различий тут рассматриваются как биологические, так и социокультурные факторы, однако роль вторых сводится к оформлению черт и характеристик, предопределенных природой.

 

 


 

Нормативность.

Гендерные стереотипы - нормативны. Они являются социально разделяемыми представлениями о том, какой должен быть «настоящий мужчина», как должна вести себя в той или иной ситуации «настоящая женщина», и даже как им одеваться.

 

 


Вариант 1

Культура – это набор отношений, ценностей, убеждений и форм поведения, разделяемых группой людей и передаваемых из поколения в поколение с помощью языка или другого средства коммуникаций. Социальные психологи всё больше осознают потребность кросс культурного подхода. Одна из причин этого состоит в том, что наука стремится быть универсальной и нам необходимы кросс культурные исследования, чтобы выяснить, верны ли наши открытия для других культур. Другая причина – желание избежать предположения, что если что-то распространено в нашей культуре, то оно является «нормальным» и типичным для всего человечества. Третья причина связана со значением культуры: ведь и наше поведение и наши мысли подвержены её влиянию, а кросс культурная психология поможет определить, до какой степени психологические процессы меняются под влиянием разных культур.

Существует четыре аспекта, по которым сходятся различные по другим показателям культуры:

1.Разделение труда по половому признаку

2.Убеждения или стереотипы, связанные с различием между мужчинами и женщинами

3.Дифференциальная социализация мальчиков и девочек

4. меньшая власть и более низкий статус женщин.

Исторически сложилось, что практически в любой культуре женщины и мужчины выполняют разную работу, но конкретные виды работ выполняемые разными полами не всегда совпадают. В пример можно привести Центральную Африку и Латинскую Америку, в первой главными специалистами по земледелию являются женщины, а во второй мужчины. В каждой стране существует свое предпочтение к женским и мужским стереотипам. Как показывают исследования большую роль играет религия. Женские стереотипы более благоприятны в тех странах, чьи традиции включают в себя поклонение божествам женского пола и где женщинам позволено участвовать в религиозных церемониях.

Культурная специфика особенно важна в связи с изменением гендерных ролей. Социальные изменения могут быстрее происходить в тех странах, где не столь велика покорность властям и верность групповым нормам. Западная культура характеризуется психологами, как индивидуалистические общества. В таких обществах люди больше интересуются карьерой, личными правами и независимостью. Коллективистические общества подобные Японскому, предают повышенное значение подчинению индивидуальных целей коллективным, что проявляется в повышенной заботе о потребностях окружающих. Такие культуры, где поощряется покорность старшим, могут отличаться большей резистентностью к социальным изменениям, поскольку люди с возрастом менее охотно принимают изменения.

Путь к достижению гендерного равенства имеет свои особенности, зависящие от конкретной культуры, и факторы, которые привели к переменам в одной стране, могут отличаться от тех, которые ведут к изменениям в других странах.

Культура каждой страны индивидуальна, в ней есть и отличия и сходства с остальными, в каждой стране существуют свои культурные обычаи. Мы не должны рассчитывать на то, что сумеем до конца понять людей из других стран. Мы должны уважать культуру каждой страны. Гендерное равенство и культурное разнообразие могут иногда приходить в противоречие друг с другом, но уважение культурного разнообразия не требует безусловного принятия всех культурных обычаев. Существует несколько универсальных ценностей, таких как, гендерное и расовое равенство, которые должны заставлять нас придирчиво относится к некоторым культурным обычаям и добиваться их изменения.


Сравнительный анализ категорий «пол» и «гендер».

Традиционно понятие «пол»  использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках.

Биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер, означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Таким образом, термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Джон Мани считается первым, кто ввел понятия гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной.

Таким образом, пол (биологический)– предпосылка становления гендера человека. Ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно гендер человека.

Гендер формируется под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.074 с.)