Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом.
Становление гендерной психологии за рубежом. Развитию гендерных исследований во всех областях научного знания (в томчисле и в психологии) способствовало феминистское движение, в рамках которого упомянутые исследования стали развиваться и как научно-исследовательская деятельность, и как деятельность в сфере образования. Интеллектуальными предпосылками феминизма были различные критические в отношении общества теории, социально-философские и политические концепции XVIII-XX веков (Д. Локка, Ж.-Ж.Руссо и Дж. С. Милля, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона и Р. Оуэна; в частности, именно Ш. Фурье изобрел термин «феминизм». Феминизм – это, прежде всего, альтернативная философская концепция социокультурного развития. Однако в течение довольно длительного периода он существовал как идеология равноправия женщин и как социально-политическое движение. В 70-е годы XIX в. женщины – исследователи и преподаватели социальных и гуманитарных наук на Западе стали активнее заниматься изучением женской темы. Так, в начале 70-х годов в американских университетах возникли так называемые women's studies, в рамках которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. «Женские исследования» возникли, когда стало очевидно, что, в сущности, социальные и гуманитарные науки под видом изучения человека вообще изучают исключительно мужчин. Андроцентризм науки выражается, как показала феминистская направленности, содержательные характеристики гендерных стереотипов. Как развивались гендерные исследования в отечественной психологии. Эта проблематика начала разрабатываться совсем недавно, примерно с середины 90-х годов. До этого момента в советской психологии существовал период, который, по мнению И. Кона [1997], можно определить как период «бесполого сексизма». В учебной и научной психологической литературе не было даже таких понятий, как «пол», «половые различия». Несмотря на тщательное избегание изучения и анализа проблем психологии пола и межполовых отношений, иногда все же появлялись психологические работы, в которых эти проблемы затрагивались, чаще всего в контексте анализа половых различий. Это работы Б. Ананьева [1969], Кона [1979], Т. Репиной [1984], В. Абраменковой [1988], В. Кагана [1987], И. Лунина [1988].
В целом в становлении гендерной проблематики в психологии можно выделить 4 этапа. На первом этапе ( 60-е годы XX века) гендер был обоснован как социокультурный феномен, рассмотрен как принцип социальной стратификации, на основании которого конституируется доминирование в обществе «мужского» и подавление «женского». На следующем этапе (70-е годы XX века) гендерные исследования были ревизия научных исследований, и в том, что объектами изучения традиционно являются мужчины и маскулинное. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Другой, не менее любопытный пример: традиционные исторические исследования касаются, как правило, событий «большой» (мужской) истории – войн, битв, революций, смены династий; а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказываются «спрятанными» от истории, а сама история оказывается достаточно односторонней. Заметим, что даже «иерархия наук» носит маскулинный характер: более престижными и уважаемыми считаются «строгие» науки, вроде математики или физики, менее уважаемыми и «солидными» – «фемининные», вроде литературоведения. Дифференциация понятий пола и гендера означала выход на новый теоретический уровень. Впервые различие понятий «пол» и «гендер» было обозначено психологом Р. Столлером в 1968 г. Позже (1972) эту идею поддержали феминистские антропологи. Изучая различные общества, они обнаружили значительную разницу в понимании мужских и женских ролей, позиций, черт характера, короче, в понимании того, что есть мужчина и женщина в том или ином обществе.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.004 с.) |