Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-технологии в процессе поиска и обмена информацией



Интернет в физическом смысле можно рассматривать как не­сколько миллионов компьютеров, связанных друг с другом все­возможными линиями связи, предназначенными для поиска, хра­нения и передачи информации. Подключившись к Интернету, вы получаете возможность:

=> получать информацию по самым разным темам, включая науку, спорт, учебу, последние новости, искусство, развлечения, политику и т.д., практически во всем мире;

=> отправлять и получать сообщения по электронной почте (e-mail);

=> загружать (копировать в свою систему) полезные программ­ные продукты и другую интересующую информацию;

=> высказывать свое мнение или делиться знаниями по разным темам через многочисленные группы новостей (дискуссионные группы);

=> общаться в реальном времени (chat) с другими людьми, которые разделяют ваши интересы, набирая на клавиатуре все, что хотите сказать;

=> просматривать интересные видеоматериалы, слушать музы­ку, путешествовать в трехмерном пространстве и т. д. [1, 3, 9, 11, 16, 17].

Стремительное вхождение в нашу жизнь Интернет-технологий совпало по времени с постановкой и реализацией очередного этапа реформы отечественного образования. Содержание и качество об­разования, его доступность, демократизм, фундаментальность и профессионализм, информационное накопление на базе строгого соблюдения законов об образовании и образовательных стандар­тов — стержень реформы отечественного образования в целом и высшего в частности.

Интернет-технологии как нельзя более кстати и вовремя со­здают для реформы образо­вания соответствующие технологические, информационные и методологические предпосылки и возможности, поскольку пред­ставляют собой глобальный комплексный набор современных, единых во всем мире компьютерно-сетевых (телекоммуникацион­ных) инструментальных средств, универсальное программно-ме­тодическое обеспечение, а главное, многожанровую всеобъемлю­щую информационную среду, включающую огромные мировые массивы информации, как накапливаемой, так и «блуждающей» в сети в реальном масштабе времени, что позволяет наполнить учебный процесс невиданным ранее объемом информации как по количеству, доступности и распознаваемости, так и по мо­бильности отыскания и использования.

Таким образом, Интернет-технологии в учебном процессе и проведении научных исследований — это и самое современное мощное инструментальное средство, и всеобъемлющая информ-среда, и, наконец, принципиально новая организационно-мето­дическая инфраструктура информационного обмена. Именно по­этому эффективное использование средств и возможностей Ин­тернет-технологий, равно как и их изучение, — важнейшая про­фессиональная необходимость всех участников учебного процесса: руководителей образовательных учреждений, профессоров и преподавателей, лаборантов и методистов, обеспечивающих учеб­ный процесс, а главное, студентов и аспирантов.

Большинство поисковых систем функционирует примерно одинаково: в текстовом поле вы вводите слово, которое хотите найти, затем щелкаете по кнопке Искать, Найти, Поиск (Search, Seek, Submit). Для уточнения поиска иногда целесообразно за­дать его параметры. Слова и символы, которые воздействуют на определенные параметры поиска, называются операторами по­иска (Search operators). Научившись пользоваться ими, вы смо­жете осуществлять поиск быстро и эффективно. Все поисковые системы можно условно разделить по территориальному при­знаку. Так, российские системы в отличие от зарубежных, как правило, содержат данные о большом количестве документов на русском языке. К наиболее распространенным поисковым системам можно отнести Rambler, Aport, Yandex и др.

Программа Internet Explorer 5.0 имеет специальное средство организации поиска без явного обращения к поисковым систе­мам. Проще всего дать задание на поиск непосредственно с пане­ли Адрес. Для этого надо ввести туда ключевое слово go, find или? и ключевую фразу и набор ключевых слов. Поиск будет произве­ден с помощью поисковой системы, заданной по умолчанию. Ре­зультаты поиска отображаются в виде списка ссылок.

При выполнении научных и методических работ большое зна­чение приобретает поиск первоисточников. В России самой боль­шой библиотекой, в которую поступают практически все издава­емые соответствующим образом источники, включая и диссерта­ции, является Российская государственная библиотека, имеющая свой URL адрес: http://www.rsl.ru (рис. 7).

Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что в последние годы появляются каталоги спортивной тематики, а также сайты по различным видам спорта, особенно по новым и нетрадицион­ным видам. Поэтому представляем некоторые из них.

Наибольший интерес представляет сайт Государственного ко­митета по физической культуре, спорту и туризму «Спортив­ная Россия», расположенный по адресу: http://www.infosport.ru.

Щелкнув по строчке поиск этого окна, расположенной ниже названия «Спортивная Россия» (национальная информационная сеть), вы можете осуществить поиск в сети информации по любо­му виду спорта.

Определенной популярностью пользуются сайты, связанные с аэробикой, шейпингом, единоборствами, бодибилдингом и дру­гими популярными видами спорта и оздоровительными занятия­ми. Приведем некоторые из них.

Подобные адреса по другим видам спорта, а также адреса на­учно-методических журналов по физической культуре и спорту, адреса ведущих спортивных вузов, знакомство с сайтом международной библиотеки спортивной информации, вы рассмотрите на ближайшем практическом занятии.

Основная литература [1, 2, 6, 7, 8]

Дополнительная литература [13, 14, 15, 18,19]

Контрольные вопросы:

1. Какая организация является основным хранилищем научно-технической информации?

2. Как работать в алфавитном каталоге?

3. Как работать в системати­ ческом каталоге?

4. Как вести поиск в предметныом каталоге?

5. Как вести поиск в отеле каталогов периодических изданий?

6. Какие Интернет-технологии наиболее популярны в научно-методической деятельности спе­циалиста по физической культуре и спорту?

Лекция 8

Тема: ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

План лекции:

1.Основные требования, предъявляемые к подготовке

выпускных квалификационных (дипломных) работ.

2. Курсовые работы как этап в подготовке выпускных

квалификационных (дипломных) работ.

3. Оформление курсовых и дипломных работ.

3.1. Структура и содержание работ.

    3.2. Оформление материала

1.Основные требования, предъявляемые к подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломной работы объемом 40 - 80 с, напечатанных на машинке или принтере, и представляются в переплетенном виде. Их напи­сание и защита являются обязательной составной завершающей частью итоговой государственной аттестации выпускников на пред­мет соответствия их подготовки государственному образователь­ному стандарту. Выпускная квалификационная работа студентов факультетов физической культуры должна представлять собой за­конченную разработку, имеющую, как правило, эксперименталь­ный характер, в которой решается актуальная задача в области физической культуры и спорта по содержанию физического вос­питания различных групп населения, по формированию здорово­го стиля жизни, по спортивной подготовке в детско-юношеском, массовом спорте, спорте высших достижений. Материалы, содер­жащие результаты измерений, необходимо обрабатывать метода­ми математической статистики.

В работе выпускник должен показать умение самостоятельно ставить задачи, определять варианты их решения, используя для этого адекватные методы исследования, анализировать получен­ные данные и обобщать их, делать выводы, оформлять текст ра­боты и иллюстрации к нему.

Дипломная работа должна содержать элемент новизны и выя­вить общенаучную, специальную подготовленность студента, его эрудицию, исследовательские навыки, умение мыслить и увязы­вать теоретические знания с практикой. За принятые в дипломной работе решения и за правильность всех данных отвечает студент — автор дипломной работы. Тематика дипломных работ должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспек­тивам развития физической культуры и спорта. Она формируется выпускающими кафедрами, рассматривается и утверждается уче­ным советом факультета и объявляется студентам не менее чем за год до начала аттестации. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых работ. Студенту предоставляется право выбо­ра темы выпускной квалификационной работы. В то же время он может предложить свою тему с необходимым обоснованием целе­сообразности ее разработки. Однако возможность самостоятель­ного выбора темы не означает, что в этом случае можно пренеб­регать советами и консультациями опытных преподавателей. Та­кие консультации весьма полезны и оказывают положительное влияние на окончательный выбор темы [3, 17, 18].

Закрепление за студентом темы дипломной работы по его лич­ному заявлению (приложение 1) после обсуждения на кафедре оформляется приказом ректора по представлению декана факуль­тета перед направлением студента на последнюю практику. Одно­временно этим же приказом ректора назначается научный руко­водитель ипри необходимости, по предложению руководителя, консультант по отдельным разделам дипломной работы.

Руководитель дипломной работы в соответствии стемой выда­ет студенту задание на дипломную работу (приложение 2), оказы­вает ему помощь в разработке календарного плана на весь период выполнения дипломной работы (приложение 3), рекомендует не­обходимую основную литературу, справочные и архивные мате­риалы и другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренные расписанием беседы и кон­сультирует студента; проверяет выполнение работы (по частям или в целом). Если есть консультант, то он проверяет раздел (часть) работы, по которому им проводились консультации.

Выпускающие кафедры должны разрабатывать и обеспечивать студентов до начала выполнения дипломной работы методически­ми указаниями, в которых устанавливается обязательный объем тре­бований к дипломной работе применительно к специальности.

2. Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных (дипломных) работ

Как уже указывалось выше, выпускная квалификационная ра­бота является обобщением или продолжением ряда ранее подго­товленных и защищенных студентом курсовых работ. Но в отличие от дипломной, курсовые работы могут быть: теоретическими (рефе­ративными), выполненными на основе анализа и обобщения ли­тературных данных по выбранной теме; эмпирическими, выполнен­ными на основе изучения и обобщения передового опыта педаго­гов-новаторов в области физической культуры и спорта; конструк­ торскими, связанными с изобретательской работой студентов и представляющими техническое описание, обоснование и назна­чение новых конструкций, тренажеров, комплекса наглядных по­собий, программ для компьютеров и т.п.; экспериментальными, построенными по обоснованной постановке и проведению экспе­римента в области физической культуры и спорта. Однако следует отметить, что, независимо от типа, каждая курсовая работа дол­жна содержать анализ литературных источников по выбранной теме. По объему курсовая работа может достигать 25 — 30 с. рукописного или машинописного текста.

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным пла­ном факультета физической культуры в пределах часов, отводи­мых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено выпол­нение этих работ.

Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утвер­ждается соответствующей кафедрой одновременно с утверждени­ем графика их выполнения. Студенту предоставляется право вы­бора темы курсовой работы. Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее воп­росов. Она аналогична структуре дипломной работы, однако ос­новная часть, в зависимости от типа курсовой работы, может не­сколько варьироваться. Конкретно об этом смотри в разделе «Струк­тура и содержание курсовых и дипломных работ».

Оформление курсовых и дипломных работ

Вэтом разделе речь пойдет о требованиях, предъявляемых к содержанию курсовых и дипломных работ, к оформлению тексто­вого и иллюстративного материала, особенностях библиографи­ческого описания различных научно-методических работ, исполь­зуемых в курсовых и дипломных работах.

3.1. Структура и содержание работ

  Каких-либо стандартных требо­ваний к структуре курсовых и дипломных работ нет. Однако логи­ка изложения полученных результатов предполагает выделение сле­дующих составных частей и разделов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Анализ литературных источников по теме исследования.

5. Организация и методика исследований.

6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).

8. Список литературы.

9. Приложения [3, 9, 18].

В зависимости от типа курсовой работы ее структура может не­сколько варьироваться. Например, курсовая работа реферативно­го типа (теоретическая) строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, мо­нографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сбор­ников научных трудов, материалов научных конференций и т. п.).

Основное требование к работе в этом случае — ее содержатель­ность, глубокие знания литературы, логичность и последователь­ность изложения, самостоятельность анализа и суждений, а также внешнее оформление.

Теоретическая (реферативная) работа должна иметь титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы, список использованной литературы, приложе­ния. Во введении отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора и задачи исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования. Так как ан лиз литературы составляет основное содержание таких работ, то нет необходимости давать специальную главу «Анализ литератур­ных источников по теме исследования». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и под­разделяется на главы и параграфы (приложение 5). В перспективе подобные работы могут составлять главу «Анализ литературных источников по теме исследования» дипломных работ, связанных общей тематикой с курсовыми работами.

Структура и содержание выпускных квалификационных (дип­ломных) работ должны представлять все основные разделы, свя­занные с выполнением работ, имеющих экспериментальный ха­рактер. Поэтому рассмотрим основные характеристики этих раз­делов.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются министерство, к которому относится вуз, название вуза, факульте­та и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и от­чество студента (полностью), курс и группа, название работы, вид работы (курсовая или дипломная), данные о научном руководите­ле, город и год выполнения работы (приложение 6).

Оглавление — это наглядная схема, перечень всех без исключе­ния заголовков работы с указанием страниц и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Поэто­му содержание пишется ступенчатообразно (приложение 7). Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными бук­вами, несколько правее — названия разделов и еще правее — под­разделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами.

Введение должно быть посвящено обоснованию актуальности темы, ее теоретическому и практическому значению, определе­нию объекта и предмета исследований, цели и задач, выдвиже­нию рабочей гипотезы, перечислению основных методов, приме­няемых для решения поставленных задач. Его объем может огра­ничиваться 2 — 3 с.

В главе «Анализ литературных источников по теме исследования» даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов используемых источников. Объем главы — 10— 15 с. Студент должен проанализировать мне­ния разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпре­тацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует поло­жения авторов, а где высказывает собственные суждения.

В главе «Организация и методика исследований» описываются ус­ловия проведения экспериментальных исследований (где прово­дились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т. п.), методы, использованные в эк­спериментальной части, методика разработки экспериментальной

программы, приборов, тренажёров, наглядных пособий и т. д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

В главе «Результаты исследований и их обсуждение» представля­ются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и об­суждение в соответствии с поставленными задачами, с приведе­нием таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует толь­ко статистическими показателями, полученными в результате об­работки цифрового материала. Первичные результаты исследова­ний оформляются в виде протоколов, которые выносятся в при­ложение.

В заключении подводится общий итог работы, делаются опреде­ленные выводы, вытекающие из обзора литературы и проведен­ного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кро­ме выводов можно представить практические рекомендации по при­менению упражнений, методике тренировки, тестированию и т. п., полученные в ходе исследований.

Список литературы представляет перечень использованной ли­тературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. При этом в данный список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки из которой цити­ровались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем — на иностранном.

 пр

Приложения. В этот раздел включается второстепенный материал. например анкеты, первичные результаты измерений, схемы приборов и т. п.

Оформление материала

    Текстовый материал. Дипломная работа должна быть отпечатана на пишущей машинке через 2 интервала и на принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандартного листа А4 (210 х 297 мм) с соблюдением следующих размеров полей: верхнее — 20, правое — 10, левое и нижнее — не менее 0 мм. Каждая строка должна содержать не более 60 — 65 знаков, включая интервалы между словами. Номера страниц указываются в середине верхней части листа без точек и литерных знаков, каждая страница должна быть пронумерована. Первой считается титульный лист, второй — оглавление, но нумерация на них не ставится. Номера страниц указывают начиная с цифры 3 на третьем листе. Названия основных разделов пишутся прописными буквами, а подразделов — строчными. Заголовки пишут по центру, отделяя их от основного текста сверху и снизу тремя интервалами, точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся, в головках и подзаголовках не допускается переносов. Текст долж­ен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обособленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ — 5 печатных знаков. Формулы и фамилии иност­ранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью. Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером семь, то эта цифра и должна ставиться в тексте работы, она заключается в квадратные скобки: «В. И. Николаев [7] утверждает...», или «По А. Т. Брыкину [2], способы образования терминов...», или «Ис­следованиями последних лет установлена эффективность совре­менных информационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту [10; 12; 15]». В случае, когда необходимо привести цитату, т. е. дословное описание определен­ных положений или выводов какого-либо автора, то указывается и номер страницы, откуда эти высказывания взяты. Например, «Сущность программированного обучения, — указывает Н. Ф. Та­лызина [15. - С. 7], — состоит...». Цитата в работе заключается в кавычки.

Курсовые и дипломные работы целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графи­ческих редакторов, электронных таблиц. Преимущества компью­терного оформления очевидны. Это повышение качества оформ­ления работы, значительное сокращение числа неточностей и ошибок, простота их исправления, полный набор возможностей для вписывания в текст математичеких формул и иностранного текста, выполнение самых сложных рисунков, графиков, диаг­рамм и таблиц. Таким требованиям вполне удовлетворяет, напри­мер, известный текстовый редактор Microsoft Word 7.0 для Windows 95 или более современной версии.

Выполним некоторые настройки Word 7.0 для подготовки тек­ста. В меню Файл выполним команду Параметры страницы и убе­димся, что размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4), ориентация книжная. Определим поля страницы: левое 30 мм, вер­хнее 20 мм, правое 10 мм, нижнее 25 мм. Шрифт — Обычный, Times New Roman. Размер шрифта — 14. В меню Формат, команда Абзац... устанавливаем межстрочный интервал — полуторный (в Word «полуторный» интервал соответствует 2 машинописным).

Цифровая информация. Наряду с текстовой в дипломных и кур­совых работах значительное место занимает цифровая информа­ция, чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по середине строки, размещается на­звание таблицы строчными буквами и еще ниже — сама таблица.

В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В осталь­ных случаях — сокращенно, например: «В табл. 2».

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядково­го номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф.

Графический материал. Ценным дополнением к статистическо­му анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (ри­сунки). Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фото­графий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название ри­сунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, в которой они упоми­наются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы — это пос­ледовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде (рис. 1).

В отдельных случаях, когда результаты представлены в процен­тном отношении, целесообразно делать секторную диаграмму в виде круга (рис. 2).

При этом площадь круга принимается за 100 %. Для определе­ния дуги сектора используется следующая формула:

где п — количество процентов, приходящихся на отдельную часть круга.

Для сравнения двух или нескольких рядов измерений можно построить график. В этом случае значения измерений наносятся на одни и те же оси координат ломаными линиями (рис. 3)

Библиографическое описание научно-методической литературы подробно рассмотрено в лекции 7.

Основная литература [1, 2, 6, 7, 8]

Дополнительная литература [13, 14, 15, 18,19]

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам.

2. Чем курсовые работы отличаются от дипломных?

3. Какие составные части должна включать дипломная работа?

4. Основные требования, предъявляемые к составным частям дип­ломной работы.

5. Какие требования предъявляются к текстовому материалу?

6. Таблица и основные требования к ее оформлению.

7. Графический материал и формы его представления.

Лекция 9

Тема: ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ И ВЫПУСКНЫХ РАБОТ

План лекции:

1.Подготовка и защита курсовых работ.

2.Подготовка и защита выпускных работ.

3. Критерии оценивания выпускных работ.

 

Подготовка и защита курсовых работ

Выполненная курсовая работа подписывается студентом на последней странице и сдается научному руководи­телю за 10-15 дней до защиты. После проверки научный руководитель дает разрешение на защиту в виде визы на титульном листе о допуске к защите. Если работа не соответствует требованиям, научный руководитель возвращает студенту работу на доработку.

Защита курсовых работ осуществляется перед комиссией, на­значаемой заведующим кафедрой, в которую входят научный ру­ководитель и два-три ведущих преподавателя. Список студентов, допущенных к защите, с указанием места защиты, дня и часа вывешивается заблаговременно. Обычно курсовая работа должна защищаться до сдачи экзамена. Защита курсовой работы должна показать уровень научно-теоретической подготовленности студента. По содержанию работы можно судить о том, в какой степени сту­дент овладел навыками научного исследования и теоретического обобщения, по защите — насколько самостоятельно мыслит и умеет отстаивать свою точку зрения.

Одним из важных этапов подготовки является написание тек­ста доклада, рассчитанного на 8 - 10 мин, и подготовка иллюст­ративного материала, так как читать текст курсовой работы не разрешается. Доклад может строиться по следующему плану:

1. Краткое обоснование выбора темы: актуальность (теоретиче­ская и практическая значимость).

2. Постановка задач.

3. Методы исследований.

4. Анализ теоретических и экспериментальных данных.

5. Выводы.

На защиту обычно приглашаются все студенты специализации, которые должны принимать активное участие в обсуждении рабо­ты. Во время защиты ведется специальный протокол, в котором указываются дата проведения защиты, темы курсовых работ, фик­сируются задаваемые вопросы и ответы студентов, здесь же выс­тавляется оценка. Оценки объявляются по завершении защиты и обсуждения членами комиссии.

По окончании защиты на титульном листе курсовой работы проставляется номер протокола, дата защиты и оценка, заверен­ная руководителем работы. Защищенные курсовые работы хранятся на кафедре. Оценка также проставляется в экзаменационную ве­домость и зачетную книжку. При неудовлетворительной оценке работа возвращается студенту для устранения недостатков с пос­ледующей повторной защитой. Неявка на защиту без уважитель­ных причин рассматривается как задолженность. Студенты, не вы­полнившие и не защитившие курсовых работ в установленные сроки, к экзаменам не допускаются.

Лучшие курсовые работы студентов рекомендуются на итого­вую научную конференцию факультета.

Подготовка и защита в ыпускных работ

Все перечисленные в данном разделе требования к подготовке выпускных работ, относятся как к квалификационным (дипломным) работам, так и к магистерским диссертациям. В тесте данного раздела, под словосочетанием «выпускная работа», подразумеваются оба вида выпускных студенческих работ.

  Законченная выпускная работа представляется студентом руководителю. После просмотра и одобрения выпускной работы руководитель подписывает ее на титульном листе и вместе со своим отзывом представляет зав. кафедрой за 15 дней до определенного графиком срока защиты. В отзыве должна быть характеристика проделанной работы по всем разделам диплома, отношение к ней студента, понимание им по­лученных результатов. После рассмотрения всех материалов по дип­ломной работе зав. кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите. С визой заведующего кафедрой на титульном листе «допустить к за­щите» дипломная работа направляется в деканат. В случае, если на­учный руководитель или зав. кафедрой не считают возможным до­пустить студента к защите диплома, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя. Протокол заседа­ния кафедры через декана факультета представляется на утвержде­ние ректору за 10 дней до срока защиты.

Дипломная работа, допущенная выпускающей кафедрой к за­щите, направляется деканом факультета на рецензию с заполнен­ным сопроводительным бланком направления. Со­став рецензентов определяется за 20 дней до начала работы ГАК и утверждается распоряжением декана факультета по представлению соответствующей кафедры из числа ведущих специалистов других вузов или своего вуза, если они не работают на выпускающей ка­федре, и имеющих, как правило, ученую степень или звание.

Выпускная работа с рецензией (в которой рецензент оценивает оригинальность полученных результатов, анализирует имеющиеся в работе недостатки, характеризует качество ее оформления и из­ложения, дает заключение о соответствии работы, с его точки зре­ния, предъявляемым требованиям) и отзывом руководителя долж­на быть представлена в деканат за 3 дня до защиты. Декан факуль­тета знакомит с рецензией зав. кафедрой и студента-дипломника.

Готовясь к защите выпускной работы, сту­дент составляет доклад, рассчитанный не более чем на 10 мин, в котором обосновывает актуальность темы, объект и предмет ис­следования, цель и задачи, рабочую гипотезу, используемые ме­тоды, дает анализ основных экспериментальных данных и пред­ставляет выводы. Одновременно с подготовкой доклада необходи­мо оформить иллюстративный материал, удобный для демонстра­ции, все таблицы и графики должны нумероваться. Перед защи­той обязательно нужно отрепетировать свое выступление, научить­ся свободно пользоваться иллюстративным материалом и уклады­ваться в отведенное время, продумать ответы на замечания ре­цензента.

Защита выпускных работ должна проводиться в торжествен­ной обстановке, для чего декан на весь период работы ГАК выделяет соответствующую аудиторию. На защиту приглашают­ся научные руководители и рецензенты, преподаватели и со­трудники кафедр, студенты старших курсов. Заседание начина­ется с объявления списка студентов, защищающих дипломные работы на данном заседании. Председатель комиссии устанавли­вает регламент работы заседания, затем в порядке очередности приглашает на защиту студентов, каждый раз объявляя фами­лию, имя, отчество, тему дипломной работы, фамилию и долж­ность научного руководителя. Продолжительность заседания не должна превышать 6 часов в день. Продолжительность защиты одной дипломной работы, включая обсуждение, не должна пре­вышать 45 мин.

Свое выступление дипломник начинает с обращения к предсе­дателю и членам ГАК, присутствующим, например: «Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии, уважаемые преподаватели и студенты!», далее строит свое выс­тупление согласно подготовленному докладу. Изложение резуль­татов исследований, как в самой работе, так и во время защиты не рекомендуется вести от собственного имени, например: «Я утвер­ждаю», «Мною сделано» и т.д., лучше говорить: «Нами выполне­но», «Мы утверждаем» и т. д. Культуре речи и поведения на защи­те следует уделить особое внимание.

После доклада студента ему задаются вопросы по теме работы, причем вопросы могут задавать не только члены ГАК, но и при­сутствующие. Дипломник может записать вопросы, на которые он затрудняется ответить сразу, с тем, чтобы дать на них ответ в зак­лючительном слове.

Когда студент ответит на вопросы, слово предоставляется на­учному руководителю, который дает характеристику работы и от­ношения студента к ней. При отсутствии руководителя его отзыв зачитывается одним из членов ГАК.

Затем выступает рецензент с оценкой полученных результатов анализом недостатков, характеризует качество оформления и дает оценку работе в целом. При отсутствии рецензента его рецензия зачитывается одним из членов ГАК. Студент должен ответить на замечания и вопросы рецензента.

После выступлений научного руководителя и рецензента председатель выясняет, удовлетворены ли рецензент и научный руко­водитель ответами студента, и просит присутствующих выступить по существу дипломной работы. После дискуссии по теме работы дипломник получает заключительное слово, в котором, если есть необходимость, дает ответы на вопросы членов комиссии.

Решение об оценке принимается на закрытом заседании ГАК о завершении защиты всех работ, намеченных на данное заседание. При определении оценки принимается во внимание уровень теоретической и практической подготовки студентов, качество выполнения экспериментов и расчетов, самостоятельность обсуждения полученных результатов, качество оформления и ход защиты работы. Каждый член ГАК дает свою оценку (по четырех балльной системе) работе, председатель собирает оценки всех членов комиссии и после обсуждения открытым голосованием выносит окон­чательное решение об оценке работы. При равенстве голосов го­лос председателя является решающим. На заседании ГАК лучшие выпускные работы рекомендуются к публикации в научной печа­ти, к внедрению в практику, к представлению на получение ав­торских свидетельств или о выдвижении на конкурс; принимает­ся также решение о рекомендации лучших студентов для поступ­ления в аспирантуру. По завершении обсуждения в аудиторию при­глашаются студенты, защитившие выпускные работы, и все гос­ти. Председатель ГАК подводит итоги защиты дипломных работ, зачитывает оценки, выставленные комиссией, отмечает особен­но удачные исследования.

В конце работы комиссии секретарь ГАК проставляет оценки в книге протоколов и зачетных книжках, в которых ставят подписи все члены ГАК.

Защищенные дипломные работы сдаются на выпускающую ка­федру для регистрации и хранятся в течение пяти лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.37 (0.08 с.)