Основы методологических исследований 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологических исследований



Ведущими подходами, составляющими методологическую основу исследования педагогических явлений являются: системный, личностно-деятельностный, исторический подходы и моделирование.

Системный подход

Системность исходит из утверждения диалектики о всеобщей связи предметов и явлений в природе и обществе. Системный подход опирается на положения диалектики о необходимости изучения всех сторон и связей позволяемого явления и процесса, рассмотрения их в самодвижении и развитии. В изучении педагогических явлений системный подход закрепляет то, что было догадкой, гипотезой.

Реализация системного подхода требует соблюдения определенных условий:

1. Установление всего суммы составных элементов изучений явления или процесса.

2. Изучение связано, зависимостей каждого элемента от всех остальных и на этой основе выделено основных элементов.

3. Раскрытие зависимости установленной системы от внешних условий.

4. Описание конкретного элемента дается в неразрывности со всей системой.

5. Свойства изучения процесса вытекает не только из суммирования свойств его элементов, но и из особенностей системы в целом, самой структуры системы.

Показатель системного подхода в педагогике – разработка проблемы целостного педагогического подхода. Доказывается, что объектом деятельности педагога является педагогический процесс. Сущность его заключается в организации деятельности внутри системы «педагогики учащихся» при руководящей роли педагога.

Личностно-деятельностный подход

В современном познании понятие «деятельность» играет ключевую роль, поскольку с его помощью дается характеристика.

Суть личностно-деятельностного подхода выражается в том, что субъект в своей деятельности, не только обнаруживается и проявляется, но и созидается и определяется. Поэтому, по тому, что он делает, можно определить, кто он есть.

Деятельность является решающим источником познания мира и самого себя, источником развития личности, ибо субъект в деятельности изменяет не только объект деятельности, но и самого себя.

Личностно-деятельностный подход, выступая в роли методологической основы, позволяет глубоко и всесторонне изучить сущность проблемы.

Исторический подход

Исторический подход в изучении педагогических явлений дает возможность выстраивать сравнения, аналогии, увидеть связи явления или процесса на протяжении длительного времени, позволяет выявить тенденции их изменения и развития.

Суть исторического подхода можно определить как от изучения прошлого, к анализу настоящего в сравнении с прошлым, и на этой основе прогноза будущего «Своеобразная формула современного педагогического исследователя. Из прошлого через настоящее – в будущее».

Реализация исторического подхода способствует:

а) в ыявлению перспективных направлений науки с учетом исторических тенденции развития науки.

б) п остроению научных гипотез с учетом исторической динамики научных фактов.

в) м оделированию новых систем воспитания, образования на основе ретроспективного анализа имеющихся систем в истории развития науки.

г) и ллюстрированию достоверными фактами выдвигаемых положений и выводов.

д) и зучению не только сущности педагогического явлений и процессов, а также условий и факторов, обуславливающих их развитие, и эволюции самого объекта исследования.

Все методологические подходы дополняют взаимно друг друга и взаимосвязаны между собой.

Моделирование

 Моделирование характеризуется построением или подбором некоторой модели исследуемого объекта и оперированием с этой моделью для получения сведений, которые могут быть по аналогии перенесены на воспроизводимый объект. Объектами моделирования при этом бывают: параметры физической подготовленности, отдельные стороны процесса физического воспитания, динамика некоторых показателей, характеризующих развитие физической культуры в обществе и многое другое.

Основная литература [1, 2, 6, 7, 8]

Дополнительная литература [13, 14, 15, 18]

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризовать педагогическое исследование как процесс и результат научной деятельности.

2. Какова специфика педагогических исследований?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.004 с.)