Тема: выбор методов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: выбор методов исследования



План лекции:

1.Общая характеристика педагогических методов исследования

1.1. Педагогическое наблюдение

1.2. Контрольные испытания

1.3. Методы опроса

2. Методы организации учебно-воспитательной работы в опытных группах

3. Методы сбора текущей информации

4.Методы получения ретроспективной информации

5.Методы математической обработки

 

Несмотря на то, что область физи­ческой культуры и спорта относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития других наук таких, как психология, социология, физиология, биология, ма­тематика, информатика и др. В связи с этим, в исследованиях, проводимых в области ФКС ши­рокое применение находят различные методы научного познания из дру­гих областей науки и техники. С одной стороны, это явление мож­но считать положительным, так как оно дает возможность изу­чить исследуемые вопросы комплексно, рассмотреть многообра­зие связей и отношений. С другой — обилие всевозможных мето­дов в какой-то мере затрудняет выбор соответствующих конкрет­ному исследованию.

В данном случае основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить его задачи. Именно задачи и воп­росы, поставленные перед работой, определяют способы их раз­решения, а стало быть, и выбор соответствующих методов иссле­дования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений [2, 19].

Говоря о возможностях применения в области физического вос­питания и спорта методов и приемов научного познания из дру­гих областей знаний, следует подчеркнуть, что по своему харак­теру эти исследования определяются не фактом использования тех или иных методов, а задачами учебно-тренировочного про­цесса. Так, например, в физиологических и психологических ис­следованиях условия жизни, включая обучение и воспитание, изучаются в целях объяснения физиологических и психологических явлений, в целях раскрытия законов жизнедеятельности, включая и законы психики. В педагогических исследованиях физи­ологическая и психологическая деятельность изучается в целях рас­крытия закономерного характера учебно-воспитательного процес­са, в целях объяснения эффективности педагогических воздей­ствий, в целях придания конкретности и достоверности изучае­мым педагогическим явлениям. Поэтому при подобной постанов­ке вопроса в любом педагогическом исследовании, в том числе и в области физического воспитания и спорта, ведущими методами являются методы педагогических исследований, а другие методы рассматриваются в качестве подчиненных в решении педагоги­ческих закономерностей.

В практике проведения исследований, направленных на реше­ние задач теории и методики физического воспитания, наиболь­шее распространение получили следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы, документальных и архивных материалов.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Беседа, интервью и анкетирование.

4. Контрольные испытания.

5. Хронометрирование.

6. Экспертное оценивание.

7. Педагогический эксперимент.

8. Математико-статистические методы.

Применение основных педагогических методов исследования в области ФКС позволяет использо­вать в каждом конкретном случае самые разнообразные приемы, способы и методики регистрации и сбора информации (физиоло­гические, психологические, биомеханические, медицинские и др.): от обычного визуального анализа и оценки до применения совре­менных технических устройств и приборов с использованием со­временных компьютеров и информационных технологий.

Общая характеристика педагогических методов исследования

Педагогическое наблюдение

 представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного воспитательного процесса без вмешательства исследователя в ходе этого процесса.

Цель наблюдений – изучение разнообразных вопросов педагогического процесса, а именно: задачи обучения и воспитания, средства и методы обучения, воспитания, тренировки, поведение занимающихся и преподавателя, тренера, характер и величина тренировочной нагрузки и реакция организма на нагрузку, элементы техники и тактические действия, величина характеристик движений (количественная сторона процесса: количество бросков, ударов приемов, падений и т.д.). Объектом наблюдений могут выступать отдельные учащиеся, спортсмены, классы, команды и т.д.

Оно отличается от бытового наблюдения: 1) планомерностью и конкретностью объекта наблюдения; 2) наличием специфических приемов регистрации наблюдений явлений и фактов (специальных протоколов, условных обозначений при записях); 3) последующей проверкой результатов наблюдения.

К достоинствам наблюдения относятся: 1)возможность судить о многих деталях живого педагогического процесса, 2) фиксация педагогического события в момент их протекания, 3) возможность оценки отдаленных последствий физического воспитания, 5) независимость от умения исследуемых оценивать свои действия, высказывать свое мнение.

К слабым сторонам наблюдения относятся:

1) наличие элементов субъективизма в анализе и оценке педагогических явлений и фактов,

2) недоступность наблюдению некоторых сторон деятельности занимающихся и учителя (мотивы деятельности, эмоциональное состояние),

3) возможность получить сравнительно малую выборку, что делает данные не репрезентативными,

4) пассивность наблюдателя, не позволяющая ему активизировать стороны деятельности, которые являются объектом наблюдения

    Наблюдение как метод исследования применяется в следующих случаях: 1) когда требуется получить сведения о педагогическом процессе в чистом виде, без внесения в него изменений со стороны,

2) когда необходимо собрать первичную информацию о педагогическом явлении или процессе,

3) когда следует дать педагогическую оценку фактам, полученным другими методами, например, хронометрированием,

4) когда требуется уточнить гипотезу и методику исследования,

5) когда необходимо проверить эффективность педагогических рекомендаций на заключительном этапе исследования.

Виды наблюдений

Непосредственные - опосредованные

Проблемные - тематические

Разведочные - основные

Включенные - не включенные

Открытые - закрытые

Непрерывные - прерывистые

Организация наблюдения

Перед наблюдением исследователь должен

1. Определить задачи исследователя.

2. Наметить объекты наблюдения.

3. Определить способ проведения наблюдения.

4. Подобрать приемы фиксации полученных данных.

5. Установить метод анализа собранного материала.

Для проведения наблюдения используются следующие способы:

1) Протоколирование:

а) словесное описание;

б) графическая фиксация с использованием условных обозначений;

в) стенографирование.

2) Фотографирование и киносъемки, видеозапись.

3) Звукозапись.

Контрольные испытания

    проводятся с помощью тестов, упражнений, проб. Система применения контрольных упражнений называется тестированием.

С помощью контрольных испытаний решаются задачи:

1. Определение состояния здоровья.

2. Определение состояния и уровня физического развития.

3. Определение уровня развития физических качеств.

4. Выявление динамики физического развития, физической подготовленности.

5. Рационализация существующих систем оздоровления.

6. Проверка теоретических положений на практике.

7. Установление нормативов физического развития.

8. Разработка контрольных нормативов для оценки здоровья людей разного возраста, пола, уровня подготовленности.

В зависимости от задач различают тесты:

- для функционального исследования сердечно-сосудистой, дыхательной системы;

- для антропометрических измерений;

- для исследования физической работоспособности;

- для исследования физических качеств;

- для определения психологических свойств.

В методике проведения тестов руководствуются следующими общими положениями:

- Условия тестирования являются одинаковыми для всех исследуемых.

- Контрольные упражнения, тесты должны быть доступны для всех исследуемых.

- В сравнительных исследованиях тесты должны характеризоваться индифферентностью (независимостью) по отношению к изучаемым факторам.

- Результаты тестирования измеряются в объективных единицах измерения.

- Желательны простота измерений и оценки, наглядность результатов тестирования для испытуемых.

- Сроки проведения должны отвечать решению поставленных цели и задач исследования.

Методы опроса

    включают беседу, интервью, анкетирование.

    Беседа применяется как основной и дополнительный метод для получения информации о том, что не было достаточно ясным при наблюдении. Составляется план, вопросы к беседе.

    Интервью – метод получения информации путем устных вопросов по интересующей исследователя теме.

    Анкетирование – метод, предусматривающий письменный опрос с помощью системы стандартизированных вопросов и заранее подготовленных анкет.

    Различают по вопросам следующие виды анкет:

прямые и косвенные

открытые и закрытые

    Экспертное оценивание – метод экспертных оценок с привлечением специалистов. Наиболее простой способ экспертизы - ранжирование, т.е. определение относительного значимости объектов экспертизы на основе упорядочивания.

Хронометрирование, как метод позволяет определить время, затраченное на выполнение какого-либо действия и изобразить это графически.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.013 с.)