Четвертый этап работы - этап общей дискуссии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Четвертый этап работы - этап общей дискуссии.



Дискуссия занимает центральное место в кейс-методе. Именно она самый важный этап работы над ситуацией. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

- Почему ситуация выглядит как дилемма?

- Кто принимал решения?

- Какие варианты решения он имел?

- Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотел бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказать точки зрения и решения, не предусмотренные заранее. Важно, чтобы этот этап не превратился в «балаган», поэтому на этом этапе можно ввести дополнительные правила: говорит тот, кто назван ведущим (преподавателем), говорит тот, кто поднял руку, говорит тот, у кого находится определенный ведущим предмет-символ (мячик, игрушка, ключ и т.д.). Важно, чтобы все желающие выступили в дискуссии, поэтому первая задача, стоящая перед преподавателем, увидеть всех, кто «хотел бы сказать», но, например, не решился; вторая задача – научить много говорящих высказываться существенно, по делу, кратко и емко, чтобы не отбить охоту говорить у других учащихся (обычно несмелые студенты, нечасто выступающие, предпочитают отдать пальму первенства тем, кто привык говорить, и, наоборот, те, кто привык доминировать, намеренно не уводили бы от темы или не давали высказаться остальным). Также во время дискуссий следует избегать лишних споров и не допускать конфликтов. Окончанием этого этапа должно стать голосование, определяющее лучшее решение или сумму решений.

Несколько рекомендаций по проведению этого этапа занятия.

- Дисциплина. Работать над кейсом в жестких рамках, в условиях строгой дисциплины нельзя, так как во многом это процесс творческий. Преподаватель должен дать учащимся определенную свободу действий, за дисциплиной они должны следить сами - обучающиеся имеют право на то, чтобы посмеяться, даже поговорить на другие темы, но это не должно идти в ущерб работе в целом. Время на такой отдых не должно превышать 30% от времени, отведенного на всю работу подгруппы. Педагог должен лишь координировать работу школьников. В каждой подгруппе нужно создавать условия самодисциплины и самоорганизации. Одна из задач преподавателя заключается в обучении учащихся культуре общения и ведения дискуссии.

- Не ограничивайте время дискуссии, однако при определении лимита времени следует учитывать характер темы. Более сложные темы могут требовать большего времени на обсуждение, тогда как простые вопросы можно обсудить в течении нескольких минут.

- Перед началом обсуждения следует переставить стулья, чтобы учащиеся видели друг друга и им было удобно работать. Наилучшим вариантом считается расположение стульев в виде подковы или по кругу.

- Дайте возможность выступить каждому.

- Контролируйте, но не тормозите дискуссию. В зависимости от количества времени, которое имеется в вашем распоряжении, можно разрешить исследование вопроса с определенными отступлениями от темы.

- Эффективно контролируйте поведение лидеров группы. Ими могут быть те, кто ощущает себя свободнее, или те, кто имеет более глубокие знания и опыт в сравнении с другими. Установите для них особый режим работы: например, предложите заранее подготовить вопрос или тезис, поручите вести дискуссию в группе или оценивать навыки ведения дискуссии других. Не тормозите сильных участников, но дайте им возможность научиться уважать и ценить взгляды и вклад других.

- Всегда делайте «аванс» для молчаливых участников, стимулируйте их высказывать свои взгляды. Намеренно спрашивайте их, что они думают по поводу обсуждаемого вопроса, или как бы они поступили в той или иной ситуации.

- Объясните ситуацию там, где дискуссия окажется сложной или зайдет в тупик, но не навязывайте свои взгляды.

- Заострите внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса.

- Проведите голосование «Чье решение было самым удачным?»

- В благоприятный момент подведите итоги дискуссии. Предложите каждому участнику группы сформулировать короткий итог дискуссии или попросите одного-двух участников представить свой вариант перед аудиторией.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.004 с.)