Тема 3. Источники  и этапы создания кейса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Источники  и этапы создания кейса



Источники кейсов

 Кейс как интеллектуальный продукт имеет свои источники. Общественная жизнь во всем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса. Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания, содержание, формы, методы и технологии, диагностические процедуры и оценку качества образования. Наука – это третий источник кейса. Она определяет две ключевые методологии, построенные на аналитической деятельности и системном подходе. Одним из надежных источников кейса являются научные статьи, монографии, научные отчеты, посвященные той или иной проблеме. Хорошая научная статья обычно характеризуется углубленным пониманием какого-либо вопроса, а научная монография дает системную, всестороннюю характеристику предмета исследования. Особенностью научного отчета является актуальность и новизна материала. Но необходимо учитывать, что эти жанры не всегда полно описывают и объясняют ситуацию, поэтому они нуждаются в специальном осмыслении в аспекте ситуации. Научные публикации могут выполнять в кейс-методе две функции: первая заключается в том, что содержание научных публикаций или их фрагментов могут выступать составляющими кейсов посредством включения их в ткань, а вторая – в том, что они могут быть включены в список литературы, необходимой для понимания кейса. Соотношение основных источников детерминации кейса может быть различным.  

Существует классификация кейсов по степени воздействия их основных источников: выделяют практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение, тренинг полученных знаний; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Основной смысл таких кейсов сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Практический кейс содержит в себе типичные ситуации, которые наиболее часты в жизни, и с которыми будущему специалисту придется встретиться в процессе своей профессиональной деятельности. В практическом кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Исследовательский кейс является моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция его сводится к обучению навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования. Строится этот кейс по принципам создания исследовательской модели. Считается наиболее эффективным при повышении квалификации.

Представленные выше источники кейса можно назвать базовыми, или первичными. Можно также выделить и вторичные источники формирования кейсов, которые носят производный характер от базовых источников.

Среди них выделяют художественную и публицистическую литературу, которая может содержать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса. Часто кейсы создают на основе известных произведений классической художественной литературы. Например, основываясь на сюжете романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно создать кейсы для изучения дисциплин криминалистического цикла, истории, психологии. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны студентов. Применение художественной литературы и публицистики придает кейсу культурологическую функцию.

Большое значение для создания кейсов имеет и местный материал. Наиболее насыщенное и интересное обсуждение кейсов о деятельности разных компаний происходит тогда, когда компания и ее продукция имеют определенное личное значение для студентов. Студенты чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходит событие, описанное в кейсе. При обсуждении таких кейсов существует возможность пригласить представителей этой компании (предприятия).

Надежность и строгость кейсу придают статистические материалы. При этом данные материалы могут играть роль непосредственного инструмента для диагностики ситуации, а могут выступать в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. В процессе работы со статистическими материалами студенту необходимо ответить на следующие вопросы: «Какую роль играют эти материалы в характеристике ситуации?», «Что в самих материалах непосредственно характеризует ситуацию?», «Как рассчитываются или выделяются эти характеристики?».

Еще одним источником материала для кейса является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Интернет представляет собой полифункциональное образование. Среди важнейших функций Интернета можно выделить следующие (таб. 1).

 

Название функции Характеристика функции
Коммуникативная Обеспечивает процесс коммуникации между партнерами независимо от их принадлежности к тем или иным странам и народам.
Обучающая Выступает средством и формой обучения.
Информативная Является источником многообразной информации, обеспечивает информирование человека по различным вопросам.
Рекреативная Представляет собой средство развлечения, восстановления жизненных сил, проведения досуга.
Культурологическая Представляет собой специфическую культуру и средство передачи и развития культуры.
Институциональная Выступает основой, важнейшим институтом информационного и глобального общества.

 

Анализ данных функций позволяет выделить две основные проблемы, свойственные современной виртуальной сети. Первая - связана с дисфункциональностью Интернета по отношению к индивиду и общности. Как и всякое явление, Интернет отличается наличием по всем своим функциям дисфункциональных проявлений. 

Интернет создает проблемы и в системе образования. Серьезной проблемой является качество интернет- информации. А также некритичность ее восприятия. Учащиеся получают возможность скачивать информацию по любому интересующему вопросу, они перестают добывать ее посредством своей мыслительной деятельности, перестают ценить живое общение.

Но дисфункциональность Интернета не является аргументом против виртуальной сети, а лишь аргументом совершенствования ее как специфического социального института. Интернет открывает большие возможности для развития образования. Одним из возможных выходов является формирование образовательных интернет-сообществ, которые отличались бы развитыми нормами и этикой виртуального общения.

1.1. Этапы создания кейса

Создание кейса представляет собой творческий, в связи с этим не полностью алгоритмизированный процесс, тем не менее его все-таки можно представить в виде некоторой технологической схемы [Ситуационный анализ…2002]:

1. Определение раздела, темы и основного содержания учебного курса для которого должна быть построена ситуация.

2. Формулировка учебных целей и задач применения анализа ситуации в обучении, основных ее функций.

3. Определение проблемы ситуации и ее контура, создание ее обобщенной модели.

4. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни.

5. Определение содержания информации, необходимой для описания ситуации.

6. Определение источников и методов сбора информации.

7. Сбор необходимой информации.

8. Определение формы и характера модели ситуации.

9. Создание модели ситуации.

10. Проверка степени соответствия модели ситуации в реальной жизни.

Если создание кейса рассматривать как творческий процесс, то внем можно выделить несколько этапов:

1.Формулировка проблемы.

2. Поиск необходимой информации.

3. Представление в результате инсайта о том, как может быть преставлена ситуация.

4. Описание ситуации.

 Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия.

При этом в самом кейсе эта проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, спрятанном в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону. Необходимо подчеркнуть, что определение противоречия еще не определяет проблему полностью. Следующим шагом в проектировании кейса является выбор ситуации. Термин «ситуация» является довольно многозначным. Во-первых, при событийном подходе к ситуации она рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. Внешне это может выглядеть как цепь или круг событий. Теоретической основой для осмысления этого понимания ситуации выступает теория событий.

Во-вторых, если рассматривать ситуацию с т.з. условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности и праксиологией.

В-третьих, с позиции факторного подхода ситуация выступает сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему. Основой в данном случае является теория факторов и факторный анализ.

Несмотря на многообразие понимания ситуации, можно выделить то общее, что свойственно различным концептуальным подходам. Прежде всего необходимо отметить, что ситуация является результатом социальных изменений. Она вытекает из предыдущей ситуации и втекает в последующую, т.е. она – процессуальна. После того как определяется на основании приведенной ранее классификации разновидность ситуации, начинается сбор необходимой информации. Собранная информация подвергается многократному повторению и переосмыслению.

Вопросы для самопроверки

1. Какие категории выступают основными источниками для создания базовых (первичных) источников для создания кейса.

2.  Назовите основные функции практических кейсов.

3. Какие задачи решают обучающие и научно-исследовательские кейсы.

4. Что может являться вторичными источниками формирования кейсов.

5. Представьте технологическую схему создания кейса.

6.  Опишите создание кейса как творческого процесса.

Творческие задания

1. Предложите собственную классификацию для вторичных источников создания кейса.

2. Подберите из художественной и публицистической литературы материал для создания кейса.

3. Подготовьте сообщение об интернет-ресурсах, как источнике создания кейса.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1474; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.014 с.)