Второй этап работы - анализ ситуации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Второй этап работы - анализ ситуации.



Он может быть проведен как индивидуально, так и в малых группах. Приступая к этому этапу работы с ситуацией, преподаватель должен строго очертить время, предоставленное для решения. Если группа небольшая, то педагог может предложить анализировать ситуацию каждому участнику индивидуально. Если группа большая, то целесообразнее объединить участников в группы по 4-5 человек в каждой.

Деление на микрогруппы имеет несколько вариантов. Если преподаватель оценивает группу как несплоченную, уже имеющую внутри себя микроколлективы, то можно попросить объединиться в группы по интересам.

Гораздо эффективнее, если в процессе анализа ситуации группа учащихся будет разбита на «условные» группы, так сказать «добровольно-принудительные», когда в одной микросреде окажутся студенты, мало общающиеся друг с другом до этого дня. Оказавшись в ситуации игры (а решение кейса – это своего рода игра), студенты поневоле начинают общаться между собой, что влечет не только новую ситуацию обучения, но и новую ситуацию общения, работающую на сплочение всей группы в целом.

Деление на микрогруппы возможно по разным принципам: по времени года, в которое родились (группа осенняя, весенняя, летняя, зимняя), по интересам, по цвету карточки, заранее врученной руководителем (группа синих, зеленых, красных, оранжевых и т.д.), по расчету на первый-пятый (первые номера – одна группа, вторые – другая и т.д.). Вариантов деления на подгруппы множество (все зависит от фантазии руководителя). Важно, чтобы на это деление ушло небольшое количество времени – 2-4 минуты.

После деления на микрогруппы преподаватель дает учащимся определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления (30-40 мин.). Жесткое требование этого этапа – укладываться в установленные сроки. Во время работы над ситуацией, участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Для этого студенты должны несколько раз прочитать предлагаемую ситуацию, диагностировать ее (то есть отнесли ее к определенному классу ситуаций по наличию в ней существенных черт), а затем только выбирать варианты решения.

Роль преподавателя на этом этапе отнюдь не пассивная. Он должен постоянно обходить микрогруппы или отдельных участников, прислушиваться к тому, о чем говорят участники, если необходимо, давать пояснения, избегая прямых консультаций. Необходимо представить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники, поэтому заранее нужно снабдить аудиторию всем необходимым для того, чтобы группы работали продуктивно и не субъективно.

На этом же этапе в конце анализа ситуации микрогруппа должна выбрать спикера. При относительно однородном составе группы учащиеся выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначать спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя. Причиной может быть, например, ваше желание создать ситуацию успеха молчаливому участник группы.

Если анализ проводился индивидуально, то каждый участник готовить свой спич сам, на это только следует указать. Важно, чтобы самые ключевые моменты спикеры и их группы отразили наглядно (для этого подойдут доска, флипчарт, ватман).

Несколько рекомендаций по проведению этого этапа занятия.

- Размещение группы. Немаловажное значение имеет правильное размещение участников в подгруппе. Оно должно быть таким, чтобы у каждого обучающегося был потенциальный собеседник. Поэтому студентов лучше всего усаживать попарно друг против друга (в идеале – за круглым столом). Подгруппы не должны мешать друг другу, поэтому должны располагаться по возможности на каком-то расстоянии. Следует избегать ситуаций, при которых часть участников остается без собеседников, в результате чего возникает риск их пассивности и безразличия к обсуждаемой проблеме. Правильное размещение облегчает совместную работу и позволяет руководителю подгруппы лучше координировать ее действия.

- Тщательно следите за временем, отведенным для обсуждения.

- Предупреждайте участников о том, сколько времени у них осталось.

- Несколько раз подойдите к каждому индивидуально работающему или группе (иногда только ваше присутствие может породить несколько новых идей в группе).

- Обучающиеся должны научиться работать коллегиально, а работа над кейсом учит их работать в коллективе, принимать коллективные решения. Приобщаясь к такой работе, люди часто меняются по характеру. Кто-то становится более доверчивым, кто-то более уверенным в себе, кто-то, напротив, менее категоричным и начинает прислушиваться к мнению других и т.д. в этом и заключается основной воспитательный эффект использования кейс-метода. Кроме того, навыки, полученные в процессе такой работы и активного общения в группе ровесников, помогают людям им в дальнейшей работе и обычной повседневной жизни справляться с различными ситуациями, в том числе и с достаточно сложными.

- Будьте внимательны к тому, кого выбирает группа в качестве спикера. Возможно, его нужно поменять. Проследите за тем, чтобы группа отразила наглядно самые ценные результаты проведенного анализа.

-Будьте готовы к тому, чтобы поменять спикера в группе, если это требуется.

-Помогите группе уточнить тему для обсуждения и выделите достаточно времени на ее исследование и изучение. Таким образом, участники смогут формулировать идеи и планировать свои вопросы к ним. Объясните ученикам, как готовиться к обсуждению, чтобы дискуссионное время использовалось максимально эффективно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.006 с.)