Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи



В сложном предложении с разными видами союзной и бессо­юзной связи (сложная синтаксическая конструкция) выделяются структурно-смысловые части и определяется ведущая синтаксиче­ская связь. В роли ведущей, как правило, выступает сочинительная или бессоюзная связь. Например:


прасный, 4)ив этой глупости несчастной у ваших ног я признаюсь!

I

II

1 вас люблю, 2^хоть я бешусь, ъ>)хотъ это труд и стыд на-1сный, 4)и (А. Пушкин)



, хотьГ^\, хоть


 


 


[ — =], хоть (— =), хоть (= и =), и [ — =]


139


Синтаксис и пунктуация

1 Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью 1 состоит из четырёх частей, которые можно объединить в две структур-3 но-смысловые части (I, II), соединённые между собой сочинитель-I ным соединительным союзом и (ведущая связь — сочинительная).

(

I структурно-смысловая часть — предложение сложноподчи­нённое с однородным соподчинением (разбор по схеме сложно-| подчинённого предложения).

i     II структурно-смысловая часть — предложение простое (разбор

* по схеме простого предложения).

456. Прочитайте предложения и объясните употребление запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Дайте схему предло­жения 7. Выполните синтаксический разбор предложения 2.

1. Небо всё ниже нависает над ним; слабо брезжит синевато-свин­цовый свет угасающего дня, и в туманной дали уже начинают появ­ляться бледные неуловимые огоньки. (Бун.) 2. Вы едете по зелёной, испещрённой тенями дорожке; большие жёлтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе и вдруг отлетают; мошки вьются столбом, светлея в тени, темнея на солнце; птицы мирно поют. (Т.) 3. Тёплым ветром потянуло, смолк далёкий гул, поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул. (Фет) 4. Сияет солнце, звёзды блещут, на всём улыбка, жизнь во всём, деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Тютч.)

5. Было солнечно, празднично; теперь всё померкло, стихло. (Бун.)

6. Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал со­ставляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за ку­сты, мы стали карабкаться. (Л.) 7. О, как надоело Ромашову видеть каждый день всё те же убогие немногочисленные предметы его «об­становки». Лампа с розовым колпаком-тюльпаном на крошечном письменном столе, рядом с круглым, торопливо стучащим будильни­ком и чернильницей в виде мопса; на стене вдоль кровати войлочный ковёр с изображением тигра и верхового арапа с копьём; над единст­венным окном соломенная штора, свёрнутая в трубку; около двери простыня, закрывающая вешалку с платьем. (Купр.)

ЛИТ 457. Спишите отрывок из поэмы «Реквием», вставляя пропу­ щенные буквы и знаки препинания. Объясните правописание слов. В слож­ных бессоюзных предложениях выделите грамматические основы, дайте схе­мы этих предложений.

Перед этим горем гнутся горы, Не течёт великая река,

140


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении


Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то ве...т ветер свежий,

Для кого-то неж...тся закат —

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слыш...м лишь ключей постылый скреж...т

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались как к обедне ранней.

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда все поёт вдали.

Приговор. И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт... шатается... одна...

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чуд...тся в сибирской вьюге,

Что мерещ...тся им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

(А. Ахматова)

1. Найдите предложения со следующими средствами выразительности:
1) сравнениями; 2) риторическими вопросами; 3) метафорами.

*

2. Укажите разряды местоимений в тексте.
3. Центральной темой поэмы является тема памяти. О чём (ком) вспоми­
нает А. Ахматова? Проанализируйте глагольные формы и синтаксические

конструкции и предположите, в какой части композиции прерываются воспо­минания? Какое событие становится для лирической героини «переломным»?

458. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы в предложениях и объясните постановку знаков пре­пинания. Составьте схемы и проведите синтаксический разбор 3-го и 6-го предложений.

1. Выпускали шершавый скот из хлевов обессилевшие за зиму ло­шади и коровы бродили и лежали на выгоне а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд. (Бун.) 2. Круглые низкие холмы распаханные и засеянные доверху разбега­ются широкими волнами заросшие кустами овраги вьются между ни-

141


Синтаксис и пунктуация

ми продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи от де­ревни до деревни бегут узкие дорожки церкви белеют между лозняка­ми сверкает речка в четырёх местах перехваченная плотинами далеко в поле гуськом торчат драхвы старенький господский дом со своими службами фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пру­ду. (Т.) 3. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись бурые лис­тья осин стали нежно-зелёными взошедший овёс зелёными солдати­ками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока дала в тёмную бездну зелёную тень по чёрной воде завертелись жучки-вертунки полетели от зелёного острова осоки к другому голу­бые стрекозы. (Пришв.) 4. Лошади тронулись колокольчик загремел кибитка полетела. (77.) 5. Ущелье становилось всё уже всё круче взды­мались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер всё тем­нее становилось кругом. (Б. Зах.) 6. Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался вместе с птицами прямо в лицо смотрит солн­це нагреваясь тихо струится утренний воздух листья яблонь стряхива­ют росу влажная зелень травы блестит всё ярче приобретая хрусталь­ную прозрачность тонкий парок вздымается над нею. (М. Г.) 7. Мёртвый стелется кустарник травы тлятся не горят и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд. (Тютч.)

459. Спишите предложения, распределяя их на группы: 1) вторая часть
предложения указывает на следствия того, о чём говорится в первой части;
2) вторая часть поясняет, раскрывает содержание первой части.

1. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (Я.) 2. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кисло-серной воды, они принимают академические позы. (Л.) 3. Опомни­лась, глядит Татьяна: медведя нет. (Я.) 4. Оборачиваюсь: Грушниц-кий! (Л.) 5. Профессор получил телеграмму из фабрики Ляликовых: его просили поскорее приехать. (Ч.) 6. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту всё тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. (Пауст.) 7. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хло­пьями. (Я.) 8. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь. (Я.) 9. На окраине одной из полян Бастин вздрогнул: совсем близко, из кустарника крушины, с треском выпорхнул выводок тетеревов. (Нов.-Пр.) 10. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (Т.) 11. Лук царевич опустил; смотрит: коршун в небе тонет и не птичьим криком стонет. (Я.)

460. Спишите, расставляя необходимые знаки препинания. В каких
предложениях возможна двоякая постановка знаков препинания? Какая?

142


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. Гляжу поднимается медленно в гору лошадка везущая хворосту воз. (Н.) 2. Мне в первый раз пришёл в голову вопрос что же их мо­жет занимать ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого во­проса возникли другие как и чем они живут как воспитывают своих детей учат ли их пускают ли играть как наказывают? (Л. Т.) 3. До сих пор я не знаю не могу окончательно для себя решить было ли у чело­веческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось го­раздо позже? (Сол.) 4. Здесь же внизу, у земли, ещё было сумеречно и сонно густо синела под ногами первая снежная наметь таинственно проступали опушённые морозной синевой ивняки в низинах синели припорошенные кочки и высились заиндевелые подсвечники кем-то расставленные по всему подсинённому лугу. (Нос.) 5. Я вижу у борта стоит будочка из неё торчит труба вроде самоварной. (Биан.) 6. Теперь уже редко бываю в тех местах занесло затянуло заилило забило пес­ком последние сеймские омута. (Нос.) 7. Рыба не брала говорят при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок. (Нос.) 8. Я при­поднялся и замер не показалось ли? Нет не показалось чавканье по­ходило на замедленные неуверенные шаги слышимые пока ещё в от­далении с тыльной стороны палатки. (Нос.) 9. Я стараюсь исправить свою ошибку снимаю фуражку поворачиваюсь в угол брички читаю молитвы и крещусь. (Л. Т.).

ЛИТ461. Прочитайте отрывок из рассказа «Матрёнин двор». Спиши­ те выделенное предложение, выполните его синтаксический разбор, объяс­ните постановку знаков препинания.

Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её зо­ловок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоми­нала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А однавб мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращать­ся не хотел.

Все отзывы её о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чу­жим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением. И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл

143


Синтаксис и пунктуация

передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок. В самом деле — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А. Солженицын)

1. Обратите внимание на характеристику, которую даёт Матрёне золовка. Что можно сказать об этой характеристике, исходя из синтаксического строя предложения?

. I 2. В тексте много односоставных предложений. Какова, по вашему
___ I мнению, их роль в тексте? Охарактеризуйте эти предложения.

3. Найдите в тексте диалектизмы, объясните их значение.

4. Определите лексическое значение слова праведник, подумайте, каким способом оно образовано.

5. Докажите, что представленный отрывок является текстом-рассужде­нием.

лг\\ 6. Какую проблему поднимает писатель в этом отрывке? Сформули-
jl_ I руйте позицию автора. Напишите сочинение, сформулировав и про­
комментировав одну из проблем, поставленных автором текста. Согласны ли
вы с такой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте, опираясь на читатель­
ский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

462. Прочитайте предложения и объясните постановку тире в бессоюз­ном сложном предложении. Определите отношения между частями бессоюз­ного сложного предложения.

1. Служить бы рад — прислуживаться тошно. (Гр.) 2. Внезапные надрывающие грудь рыдания не дали ей докончить речи — она пова-

144


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

лилась на траву и горько, горько заплакала. (Т.) 3. Мы почему-то го­ворим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. (Пауст.) 4. Наши руки пахнут дымом и брусникой — этот запах не исчезает неделями. (Пауст.) 5. Надежды мои не сбылись вполне — я не застал их одних. (Дост.) 6. В лесах, степях, горах ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. (Пришв.) 7. Игнат спустил курок — ружьё да­ло осечку. (Ч.) 8. За двумя зайцами погонишься — ни одного не пой­маешь. (Поел.) 9. Пашню пашут — руками не машут. (Поел.) 10. В сказках Андерсена обретают дар речи не только цветы, ветры, деревья — в них оживает и домашний мир вещей и игрушек. (Пауст.)

463. Спишите сложные предложения (сложные синтаксические кон­струкции) с бессоюзной и сочинительной связью. Выделите грамматические основы и составьте схемы выписанных предложений.

1. Турбин избегал попадать на такие вечера его усаживали за кар­ты а он не любил проигрываться. (Бун.) 2. Свободен я уже не трачу ни дня ни ночи ни стихов за милый взгляд за пару слов мне подаренных наудачу в часы бездушных вечеров. (Яз.) 3. Небо над мшарами стало бесцветным потом серая стена похожая на дым медленно наползла с востока. (Пауст.) 4. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь луна подымается в настороженной тишине. (Пауст.) 5. На срубе лежал иней ведро обжигало пальцы ледяные звёзды стоя­ли над безмолвным и чёрным краем и только в доме Пожалостина ту­скло светилось окошко дочь его читала до рассвета. (Пауст.) 6. Русло сузилось затравенело чистые пески затянуло дурнишником и жёст­ким белокопытником объявилось много незнакомых мелей и кос. (Нос.) 7. Пётр Петрович в длиннополом чёрном сюртуке посмеивал­ся в татарские усики такая у него была привычка. (А.Н. Т.) 8. Это из­вестие меня очень обрадовало оно давало мне право печатать эти записки и я воспользовался случаем поставить своё имя над чужим произведением. (Л.) 9. Высовываю голову в окно свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб. (В. К.) 10. Однажды я как-то дол­го замешкался в поле дичи попадалось порядочно и день вышел такой для охоты хороший с самого утра тихий серый словно весь проникну­тый вечером. (Т.) 11. Всё небо было испещрено звёздами таинственно струилось с вышины их голубое мягкое мерцание они казалось с ти­хим вниманием глядели на далёкую землю. (Т.)

1. Найдите в выписанных предложениях возвратные глаголы, выполните их морфемный разбор.

2. Найдите в предложениях метафоры, подчеркните их.

145


Синтаксис и пунктуация

ЛИТ 464. Спишите отрывок из повествований в рассказах «Царь- рыба». Выделите грамматические основы. Составьте схемы сложных предло­жений с бессоюзной связью.

Доводилось мне бывать на Енисее. Случались счастливые часы и ночи у костра на берегу реки, подрагивающей огнями бакенов, до дна пробитой золотыми каплями звёзд; слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неторопливые рассказы людей у костра на природе, по-особенному открытых. В такие минуты остаёшься как бы один на один с природою и с чуть боязной тайной радостью ощутишь: можно и нужно, наконец-то, довериться всему, что есть вокруг. Уснёшь легко, крепко и, засыпая до первого луча, до пробного птичьего перебора у летней воды, с вечера хранящей парное тепло, улыбнёшься давно забытому чувству — так вот вольно было тебе, когда ты никакими ещё воспоминаниями не нагрузил память.

Но так уж устроен человек: пока он жив — растревоженно рабо­тают его сердце, голова, вобравшая в себя не только груз собственных воспоминаний, но и память о тех, кто встречался на росстанях жизни и навсегда канул в бурлящий людской водоворот либо прикипел к душе так, что уж не оторвать, не отделить ни боль его, ни радость от своей боли, от своей радости.

(В. Астафьев)

1. Подчеркните обособленные распространённые определения.

2. Укажите в последнем предложении союзы, охарактеризуйте их посто­янные признаки.

3. Определите стилистическую окраску выделенных слов.

4. Какие типы речи представлены в отрывке? Назовите их, приведите примеры.

 

465. Подберите пять — семь пословиц, которые по структуре представля­ют собой сложные предложения. Объясните постановку знаков препинания в них.

466. Лингвистическое исследование. Из изучаемых вами произведений художественной литературы подберите бессоюзные сложные предложения, соответствующие данным схемам.

3.

4.

146


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Понаблюдайте, как интонация помогает различать смысловые отноше­ния в таких предложениях.

467. Преобразуйте бессоюзные сложные предложения в синонимичные
союзные.

1. В камень стрелять — только стрелы терять. 2. Гром не грянет, мужик не перекрестится. 3. Кончил дело — гуляй смело. 4. Назвался груздем — полезай в кузов. 5. Нос вытащит — хвост увязит, хвост вы­тащит — нос увязит. {Поел.) 6. Гость на порог — счастье в дом. 7. Будет день — будет пища.

468. Замените бессоюзные сложные предложения союзными; объясни­
те постановку знаков препинания в предложениях. Выделите случаи, когда
произвести замену невозможно, объясните почему.

1. Литвинов заглянул в карету: в ней сидел человек средних лет, с сморщенным и надменным лицом, греческим носом и злыми губами, закутанный в соболью шубу. (Т.) 2. Я выхожу из болота на жнивьё и чувствую страшную боль в ноге: жнивьё впилось в мои раны. (Пришв.) 3. Смотрю: будто двинулся вперёд. (Пришв.) 4. Вот не знаю, сколько я спал, слышу: опять у меня в комнате работа. (Пришв.) 5. Слышу — какой-то шелест у меня в комнате. (Пришв.) 6. Глянул дед да так и обмер: все деревенские свиньи на его же полосе картош­ку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались — высокая рожь, только головы конские видны. (Пришв.) 7. Моё одинокое путешествие превратилось в охотничью экспедицию, материалы рекой потекли в мои записные книжки. (Пришв.) 8. Постучись кулачком — я открою. Я тебе открывала всегда. (Ахм.) 9. Трудно дело птицелова: заучи повадки птичьи, помни время перелётов, разным посвистом свисти. (Багр.) 10. Терзай меня — не изменюсь в лице. (Тарк.)

ЛИТ 469. Прочитайте отрывок из повести Л. Толстого «Отрочество». Объясните случаи постановки точки с запятой в бессоюзном сложном предложении. Дайте схемы этих предложений.

До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего вет­ра, но быстро подвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающий­ся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небо-

147


Синтаксис и пунктуация

склон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближаю­щейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становит­ся жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака уже начинают закрывать солнце, вот оно выглянуло в последний раз, осветило страшно-мрачную сторону го­ризонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный характер. Вот задрожала осиновая роща; листья становятся какого-то бело-мутного цвета, ярко выдающегося на лиловом фоне тучи; шумят и вертятся макушки больших берёз, начинают раскачи­ваться, и пучки сухой травы летят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточки как будто с намерением остановить нас реют вокруг брич­ки и пролетают под самой грудью лошадей; галки с растрёпанными крыльями как-то боком летают по ветру; края кожаного фартука, которым мы застегнулись, начинают подниматься, пропускать к нам порывы влажного ветра и, размахиваясь, биться о кузов брич­ки. Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение и на одно мгновение освещает серое сукно, басон и прижавшуюся к углу фигуру Володи. В ту же секунду над самой головой раздаётся величественный гул, который, как будто поднимаясь всё выше и вы­ше, шире и шире по огромной спиральной линии, постепенно уси­ливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляю­щий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! как много поэзии в этой простонародной мысли!

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. К какому типу речи можно отнести текст? Приведите доказательства.

3. Какие признаки текста указывают на его принадлежность к языку ху­дожественной литературы? Назовите средства художественной выразитель­ности, использованные в тексте.

4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

5. Найдите и выпишите из текста по два слова, образованные: 1) суффик­сальным способом; 2) приставочным способом; 3) приставочно-суффик-сальным способом.

Готовимся к ЕГЭ

1. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, разделяющие части сложного бессо­юзного предложения?

В этой бездонной лазури (1) В сумерках близкой весны (2)

148


§ 98. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Плакали зимние бури (3) Реяли звёздные сны.

{Л. Б.)

1)1               2)2                  3)3                   4)1,2

2. На месте каких цифр в предложении должны стоять знаки препинания,
разделяющие части сложного бессоюзного предложения?

Доцветали разноцветные махровые гвоздики (1) а также левкой — наполовину в цветах (2) а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой (3) розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы (4) но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. (Купр.)

1)1               2)2                  3)3                  4)4

3. Укажите вариант ответа, где правильно указаны цифры, на месте которых
в предложении должно стоять двоеточие, разделяющее части сложного бес­
союзного предложения.

У меня сегодня много дела (1) Надо память до конца убить (2) Надо, чтоб душа окаменела (3) Надо снова научиться жить.

(Ахм.)
1)1               2)3                  3)1,3               4)1,2,3

4. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых
должна стоять точка с запятой, разделяющая части сложного бессоюзного
предложения?

Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по реке на две стороны (1) опять запылала по земле и деревьям зелень (2) пролились первые дожди (3) прилетели стрижи и ласточки (4)и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (Расп.)

1)1               2)2                  3)3                  4)4

5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Надо бы маму предупредить: Петя здесь. (Ч.)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.

149


Синтаксис и пунктуация

6. Объясните постановку двоеточия в данном предложении.

Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах... (Бун.)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.

7. Почему в данном предложении ставится двоеточие?

Огромное родовое имение было почти совсем расстроено его предками, а жить приходилось выше средств: делать приёмы, благотворить, хорошо одеваться, держать лошадей и т. д. (Купр.)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.

8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Мне его передний фасад представлялся всегда живым: точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз, — окнами с перламутровы­ми от дождя и солнца стёклами. (Бун.)

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время
совершения того, о чём говорится во второй части.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.105 с.)