Знаки препинания при прямой речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при прямой речи



Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками. Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разры­вать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то
после них ставится двоеточие и открывающиеся кавычки. В зависи­
мости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной
окраске в конце прямой речи ставятся, точка (перед ней —
закрывающиеся кавычки), вопросительный или восклицательный
знак, при прерванности или недосказанности — многоточие (после
них — закрывающиеся кавычки). Например: Услыхали, дятел дол­
бит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был
свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и
спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают:«Червяк
точит».
(М. Пришвин) Вопросительный, восклицательный знаки и
многоточие ставятся перед кавычками, точка — после кавычек.

Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо
кавычек ставится, как правило, тире. Например:

Я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:

Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали че­ стное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. (М. Лермонтов)

3. Если слова автора стоят после прямой речи, за­
ключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, сло­
ва автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи пе­
ред кавычками в зависимости от характера предложения ставятся
вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если
же предложение повествовательное невосклицательное, то после
кавычек ставится запятая. Например: «Надо жить по закону при­
роды и правды», — проговорила из-за двери г-жа Дергачёва
(Ф. До­
стоевский); «Сколько вам может быть лет?» — спросил Балунский,
глядя на реку.
(А. Куприн)

Схемы: «П», — а. «П?» — а. «П!» — а.

4. Если слова автора разрывают прямую речь, то ка­
вычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставят­
ся между прямой речью и словами автора:

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никако­го знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запя­тыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной бук-

159


Синтаксис и пунктуация

| вы. Например: «Однако,говорю я,крупных-то господ оста-

\                                             лось три-четыре на уезд». (И. Бунин)

1                                                                     Схема: «П, — а, — п».

! б) если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то пе-

| ред словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора —

| точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной

I буквы. Например: «Надо же служить, — отвечал он с убеждени-

I ем.А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, мно-

I                                                                  го значит». (Л. Толстой)

1                                                                    Схема: «П, — а. — П».

\     в) если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопроси-

* тельный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки 1 сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со

* строчной буквы, после них ставится точка и тире; вторая часть ) прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Как I названивают!сказал он, радуясь. — Послушай только, что дела- | ется! По всей Десне». (Е. Носов)

l)                                                                     Схема: «П! — а. — П».

5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеют-

|              ся два глагола со значением высказывания и при этом

первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая —

j к другому, то после слов автора ставится двоеточие и тире; вто-

I     рая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Напри-

* мер: «Изумительно! — воскликнул непрошеный собеседник и, поче-
t му-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал:

Простите мою навязчивость, ноя так понял, что вы, помимо всего про-

f                                 чего, ещё и не верите в Бога?» (М. Булгаков)

f                                                                     Схема: «П! — а: — П?»

I                      6. Если прямая речь находится внутри слов автора,

| то перед прямой речью ставится двоеточие, после неё — запятая

I или тире. Как правило, тире ставится в том случае, если после пря-

I мой речи по условиям контекста должен стоять вопросительный,

* восклицательный знаки или многоточие. Слова автора после раз-
' рыва пишутся со строчной буквы. Например:^ прижался к пери-
«лам и пропустил носилки, а Катя жалобно сказала: «Мамочка»и
i пошла рядом с носилками.
(В. Каверин)

I Схемы: А: «П» — а. А: «П», а. А: «П!» — а. А: «П?» — а.

ч                                                                                     А: «П...» — а.

477. Объясните постановку знаков препинания при прямой речи.

1. «Удивительно! возвышенно! — твердил он, изредка прибавляя: —

А вот это глубоко». (Т.) 2. «Нет, он не англичанин...» — подумал Бер-

160


§ 102. Знаки препинания при прямой речи

лиоз, а Бездомный подумал: «Где это он так наловчился говорить по-русски, вот что интересно!» — и опять нахмурился. {Буле.) 3. На во­прос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.) 4. «Эге! — подумал я, — да это я сов­сем не туда попал: я слишком забрал вправо», — и, сам дивясь своей ошибке, проворно спустился с холма. (Т.) 5. «Ах, Саша, хоть бы у те­бя слух был, а то и слуха нет! — несправедливо упрекала она сына и, чувствуя несправедливость, ещё увеличивала её: — Смотри, как игра­ет Линочка». (Лндр.) 6. «Как это низко! — возмутилась актриса. — Низко! Мерзко!» (Ч.)

478. Выпишите предложения с прямой речью из произведений художе­
ственной литературы, соответствующие следующим схемам:

1. «П», — а. 2. «П!» — а. 3. «П?» — а. 4. «П...» —а.
5.А:«П».     6.А:«П!»     7.А:«П?»   8.А:«П...»

9. «П, — а, — п». 10. «П, — а. — П». 11. «П! — а. — П». 12. «П, — а: — П». 13. А: «П», — а. 14. А: «П?» — а. 15. А: «П!» — а.

479. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и заменяя, где
необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены

//.../ А

1. //За что он на меня обиделся // подумала Лара и удивлённо по­смотрела на этого курносого ничем не замечательного незнакомца. (Паст.) 2. Грэй мог бы сказать // я жду я вижу я скоро узнаю // но да­же эти слова равнялись не большему чем отдельные чертежи в отно­шении архитектурного замысла. (Грин) 3. //Кто здесь хозяин // хри­пел он // подавай хозяина //. (Купр.) 4. //Я историк // подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу // сегодня вечером на Патри­арших будет интересная история //. (Буле.) 5. //Ох // вздохнул про себя Мишка // начнёт сейчас воду в ступе толочь //. (Абр.) 6. //Что гром-то наделал // сказал Думнов и указал нам в то место куда смотрели со­баки. (Пришв.) 7. Налюбовавшись вдосталь озерцом я перешёл к зем­ным практическим размышлениям // в таком озере должна быть тьма рыбы // и тотчас заметил едва заметные кружки в «окнах» меж листь­ев лилий кувшинок и в прибрежных водорослях. (Лет.) 8. //Это было бы великолепно // воскликнул я // но такой опытный проводник по­жалуй запросит очень дорого а у меня средств на экспедицию не так много //. (Обр.) 9. Вдруг Софья Марковна выговорила громко и на­смешливо // а правда что он уже сменил пресловутую блузу на кос­тюм велосипедиста //. (Бун.) 10. Катя подняла голову кверху и про­молвила // да // а Аркадий подумал // вот эта не упрекает меня за то


6 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


161


Синтаксис и пунктуация

что я красиво выражаюсь //. (Т.) 11. //Вы представляете // сказал Левченко // какую вкусную и душистую воду пили в Солхате //. {Па-уст.) 12. //Дальше // переспросил гость // что же дальше вы могли бы и сами угадать // он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал // любовь выскочила перед нами как из-под земли вы­скакивает убийца в переулке и поразила нас сразу обоих //. (Буле.)

ЛИТ 480. Спишите отрывок из рассказа «Учитель словесности» с пря­ мой речью, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки и объясняя их употребление. Дайте схемы этих предложений. Преобразуйте предложения с прямой речью в предложения с косвенной. Что изменилось в тексте? Какой из них более эмоциональный?

Всякий разговор даже о погоде она непременно сводила на спор. У неё была какая-то страсть — ловить всех на слове уличать в проти­воречии придираться к фразе. Вы начинаете говорить с ней о чём-нибудь а она уже пристально смотрит вам в лицо и вдруг перебивает (П,п)озвольте Петров третьего дня вы говорили совсем противопо­ложное!

Или же она насмешливо улыбается и говорит (0,о)днако я заме­чаю вы начинаете проповедовать принципы третьего отделения. По­здравляю вас.

Если вы сострили или сказали каламбур, тотчас же вы слышите её голос (Э,э)то старо! или (Э,э)то плоско! Если же острит офицер, то она делает презрительную гримасу и говорит (А,а)рмейская острота!

Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гим­
назических экзаменах. Позвольте Сергей Васильич перебила его
Варя (В,в)от вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват по­
звольте вас спросить? Например вы задали ученикам 8 класса сочи­
нение на тему Пушкин как психолог. Во-первых нельзя задавать та­
ких трудных тем а во-вторых какой же Пушкин психолог? Ну
Щедрин или положим Достоевский — другое дело а Пушкин великий
поэт и больше ничего. Щедрин сам по себе, а Пушкин сам по себе
(У,у)грюмо ответил Никитин.                                          ч }



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.01 с.)