Знаки препинания при цитатах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при цитатах



i     Цитатой называются чужие слова, вставленные в текст чьего-

I нибудь сочинения или устного сообщения. Цитата может быть

I частью предложения и целым предложением.

1    1. Если цитата является частью предложения, то она выделяет-

1 ся только кавычками. Н а п р и м е р: В. Г. Белинский писал, что жиз-

1 ни Лермонтова «суждено было проблеснуть блестящим метеором,

I оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчез-

I путь во всей красе своей».

|     2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она

I выделяется теми же знаками, что и прямая речь. Например: Ха-

1 рактеризуя «тёмное царство», изображённое в пьесах А.Н Остров-

1 ского, НА. Добролюбов пишет: «Это мир затаённой, тихо вздыхаю-

1 щей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового

I безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом,

1 робко замирающим при самом зарождении».

1    3. Цитата, состоящая из нескольких абзацев, выделяется ка-

I вычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем.

I    4. При цитировании стихотворного текста с точным воспроиз-

1 ведением строк кавычки не ставятся; при этом если после стихо-

I творной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной ци-

1 таты ставится тире. Например:

I    В строках стихотворения:

I                     Всему пора: уж двадцать пятый раз

1                    Мы празднуем лицея день заветный.

I                     Прошли года чредою незаметной,

I                     И как они переменили нас!

I                     Недаром — нет! — промчалась четверть века!

I                     Не сетуйте: таков судьбы закон;

I                     Вращается весь мир вкруг человека, —

I                     Ужель один недвижим будет он? —

I идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и

!

его собственный личный опыт. Примечание. При нарушении строфики стихотворного текста для вы­деления стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту,

' либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кон-

I чается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания

~ перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после

I знака — тоже. Например: Судьба Родины переживается Блоком как личная

3 судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, /

* Мне избы серые твои, / Твои мне песни вековые, — / Как слёзы первые любви!»

165


Синтаксис и пунктуация

j 5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, об-1 разуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда j пишется со строчной буквы. Например: А.И. Герцен писал, что | «поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда».

1 6. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска I (в начале, в середине или в конце цитаты) ставится многоточие. | Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается I с прописной или строчной буквы в зависимости от места располо-1 жения её по отношению к авторским словам. Например: Вот

!

как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замеча­ тельном рассказе Лескова «Запёчатлённый ангел»: «...только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пи­ шем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано I свободному художеству» (В. Солоухин); В письме А.С. Суворину | А.П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки 1 всем правилам драматического искусства»; «...Нет величия там, где 1 нет простоты, добра и правды», — писал Л.Н. Толстой.

1   7. Если указание на автора цитаты следует непосредственно за

I

* цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчива-

I ющая цитату, выносится за скобки. Например: «Пушкин состав-

I          ляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф. Булгарин).

I            8. Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, как правило в

1 правом верхнем углу, а ссылка на автора даётся без скобок и поме-

|                                      щается ниже самого эпиграфа. Например:

|                                                                 Ив мире был он одинок...

I                                                                                                Байрон

482. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Выде­лите различные способы введения цитаты в текст.

1. Здесь Пушкин в чувственном огне слагал душой своей опаль­ной: «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». (Ее.) 2. Киреевский утверждал, что в просвещении одиноком, ограничен­ном лишь своей национальностью, «нет жизни, нет блага, ибо нет прогрессии, нет того успеха, который добывается только совокупны­ми усилиями человечества». (Сол.) 3. Я перелистал свою работу. Вдоль каждой страницы шла красная черта, а в конце было написано: «Иде­ализм. Чрезвычайно слабо». (Кае.) 4. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку» — вот иде­ал, сложившийся в душе автора помимо всяких условных воззрений.

166


§ 104. Знаки препинания при цитатах

(Добр.) 5. И когда во вступлении к поэме Блок обрушивает на нас свои могучие ямбы:

Но не за вами суд последний, Не вам замкнуть мои уста!.. Пусть церковь тёмная пуста, Пусть пастырь спит; я до обедни Пройду росистую межу, Ключ ржавый поверну в затворе И в алом от зари притворе Свою обедню отслужу... —

когда мы читаем это, мы понимаем, что не раз, видимо, прошёл Блок, прогуливаясь утром, по росистой меже от Шахматова до Тараканова, до церкви, хотя и не заходил в неё, потому что как бы он мог войти в запертую церковь? (Сол.)

483. Употребите цитаты в контексте. Покажите различные способы
включения цитаты в контекст. Объясните постановку знаков препинания.

Образец: «Главное дело в жизни — любовь» (Л. Толстой). — Л. Толстой писал: «Главное дело в жизни — любовь». — Л. Толстой пи­сал, что «главное дело в жизнилюбовь» и т. д.

1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. Достоевский). 2. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И. Гончаров). 3. «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке» (Л. Толстой). 4. «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия» (В. Белинский). 5. «Искусство должно обла­гораживать людей» (Е. Вахтангов). 6. «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П. Чайковский). 7. «Вдохнове­ние рождается только из труда и во время труда» (П. Чайковский).

484. Спишите предложения, расставляя знаки препинания при цита­
тах. Замените, где это необходимо, строчные буквы прописными. Границы
цитат обозначены знаком //.

1. // Мне кажется // писал Л. Толстой // что в одной улыбке состо­ит то, что называется красотою лица. Если улыбка прибавляет пре­лести лицу, то лицо прекрасно //. 2. // Народ отражает себя всего пол­нее в языке своём // так писал крупнейший учёный, историк и филолог XIX века И. Срезневский. 3. В. Солоухин утверждал // ты можешь быть инженером, химиком, футболистом, писателем, электриком, генералом, учителем, но если ты русский человек, ты

167


Синтаксис и пунктуация

должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве, что такое Достоевский, что такое Поле Куликово... // 4. Л. Ландау писал, что // грош цена физике, если она застилает всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика //. 5. // Бороться и искать, найти и не сдаваться! // эти слова стали нашим девизом. 6. Н. Гоголь писал // может быть //...// станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! //... // Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, толь­ко ходит в другом кафтане //.

ЛИТ 485. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г. Козловской об А. Ахматовой. Какие способы цитирования встречаются в тексте? Выпишите предложения с разными способами цитирования.

Свой первый в Ташкенте новогодний вечер Ахматова провела вместе с нами, в нашем доме. Алексей Фёдорович, встретив её на по­роге, поцеловал обе руки и, взглянув ей в лицо, сказал: «Так вот вы какая». — «Вот такая, какая есть», — ответила Анна Андреевна и слегка развела руками. Вероятно, было что-то в его молодом и весёлом голосе, что заставило её улыбнуться, и сразу не стало минут замешательства и неосвоенности при первом знакомстве. Могу за­свидетельствовать, что Алексей Фёдорович был одним из немногих, кто не испытывал робости и особого оцепенения, какое бывало у большинства людей при первом знакомстве с Ахматовой.

В тот вечер Анна Андреевна, войдя в комнату, быстро подошла к го­рячей печке и, заложив назад руки, стала к ней спиной. Тут мы увидели, что глаза у неё — синие. Мы увидели её красоту, ту вечную её красоту, которая, изменяясь с годами, не убывала, по-новому раскрываясь. Даже в старости, отяжелев, она приобрела ещё какую-то величавость и гляделась словно статуя самой себе. Красота Ахматовой была радостью художников. Сколько их пыталось воплотить её неповторимость и необычность! И если в мире первое место по числу портретных изображений принадлежит лорду Байрону, второе — Ференцу Листу, то третье, бесспорно, — Анне Ахматовой — поэту и женщине. В этой красоте они неотделимы друг от друга, и неизвестно, поэт ли озарял женщину, или женщина озаряла неповторимостью своей поэта.

Она стояла в волнах тёплого воздуха, и стройность её казалась почти воздушной. Патрицианскую её голову мягко облегали волосы, ещё не седые, а того цвета, что раньше называли «соль с перцем». Они красиво лежали тяжёлым пучком на затылке. И вдруг она ска­зала: «Хотите, почитаю стихи?» И мы впервые услышали её голос, чи­тающий стихи:

168


§ 104. Знаки препинания при цитатах

Из года сорокового, Как с башни, на всё гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто перекрестилась И под тёмные своды схожу.

И она повлекла нас за собой в свой мир, мир своей памяти, пол­ный тайны и озарённый магией её поэтического слова. Она завладела нами, и мы предались ей всецело и навсегда.

Ахматова без наших слов поняла, что случилось с нами. Мы стали ей нужны. Ей важен был наш душевный отклик. С того дня она стала приходить к нам, то каждый день, то через день или дня через три. Всякий раз приносила написанное накануне, и мы стали свиде­телями, как росла и ветвилась её «Поэма без героя». Как удивителен был этот процесс развития сюжета, как он обрастал многообразием эпиграфов, они таинственно, как бы зеркальным отражением приот­крывали нераскрытый в текстах смысл. Эти эпиграфы могли бы стать поэмой сами по себе.

Она ещё не написала на бумаге бессмертные слова о покинутом, гибнущем городе. Но они жили в её крови и питали сердце. Есть ли равные им?

Ахматова и сама была околдована своей поэмой. Много ли в исто­рии русской литературы примеров такой неотступной одержимости темой, которая в течение двадцати шести лет не покидала её и ожива­ла всё новыми гранями?

1. Определите тип речи и стиль. Какова композиция этого текста? Мож­
но ли назвать данный отрывок отзывом?

2. Найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Составьте его схему, определите типы придаточных.

3. Какими частями речи являются выделенные слова? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Укажите предложение с обособленным приложением.

~/ Jq \ 5. Какой предстаёт перед читателями А. Ахматова? Что можно о ней

J _ _ I сказать как о человеке, о личности? Напишите отзыв на одно из

лирических произведений А. Ахматовой.

Готовимся к ЕГЭ

1. В каком из представленных отрывков содержится несобственно-прямая речь?

169


Синтаксис и пунктуация

1) Дело в том, что незнакомец этот показался ему теперь как-то знакомым. Это бы всё ещё ничего. Но он узнал этого человека, он его часто видывал. Уж не вчера ли? Впрочем, и опять не в этом было главное дело. (Дост.)

2) По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали — и всё об од­ном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сто­рону правого берега за Ангару, где строился большой новый посёлок. (Расп.)

2. В каком из предложений представлена косвенная речь?

1) Дарья крестилась на образ, прося у Господа прощения за всё, что сказал и скажет старик, и торопилась ставить самовар. (Расп.)

2) Чичиков с весьма вежливым наклонением головы и искренним пожатием руки отвечал, что он почтёт за священнейший долг приехать в деревню. (Г.)

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову посчитать? И Вася виноват — ничего не сказал по телефону». (Купр.)

2) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» (Я.)

3) «Вишь ты», — сказал один другому, — «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» (Г.)

4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Портрет Татьяны в детстве мастерски написан поэтом:

«Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой».

2) По словам Белинского, «поэзия Пушкина — это союз волшебных звуков».

3) «Какой вы замечательный, — сказала она, и, смутившись, прошептала: — Спасибо вам».

4) После концерта встал старый дирижёр и сказал, что человеческий голос является самым сложным музыкальным инструментом.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

«Господин полковник (1) — (2) сказал Студзинский (3) остановившись перед Малышевым (4) — от моего лица и от лица офицеров прошу вас принять наши извинения». (Буле.)

1)1,4             2)1,3,4             3)2,3,4            4)1,2,3,4

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.

170


§ 105. Сочетание знаков препинания


В то лето ходили мы с ним в рощу сидеть (1) — (2) прошептала она (3) —
Тут роща была (4) где теперь конный двор. {Л. Солженицын)
1)1,4            2)2,4              3)1,3,4           4)1,2,3,4

7. На месте каких цифр в предложении должны стоять кавычки?

(1) Прощай, моя милая дочь! (2) — проговорил ей в дорогу старый король. — (3) Твоё милосердие и добро дадут тебе прочное счастье! (4) (Н. Телешов)

1)1,2,3,4      2)1,2              3)1,4              4)3,4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.033 с.)