Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знаки препинания при цитатах
i Цитатой называются чужие слова, вставленные в текст чьего- I нибудь сочинения или устного сообщения. Цитата может быть I частью предложения и целым предложением. 1 1. Если цитата является частью предложения, то она выделяет- 1 ся только кавычками. Н а п р и м е р: В. Г. Белинский писал, что жиз- 1 ни Лермонтова «суждено было проблеснуть блестящим метеором, I оставить после себя длинную струю света и благоухания и — исчез- I путь во всей красе своей». | 2. Если цитата представляет собой целое предложение, то она I выделяется теми же знаками, что и прямая речь. Например: Ха- 1 рактеризуя «тёмное царство», изображённое в пьесах А.Н Остров- 1 ского, НА. Добролюбов пишет: «Это мир затаённой, тихо вздыхаю- 1 щей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового I безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бессильным ропотом, 1 робко замирающим при самом зарождении». 1 3. Цитата, состоящая из нескольких абзацев, выделяется ка- I вычками только в начале и в конце, а не перед каждым абзацем. I 4. При цитировании стихотворного текста с точным воспроиз- 1 ведением строк кавычки не ставятся; при этом если после стихо- I творной цитаты текст продолжается, то в конце стихотворной ци- 1 таты ставится тире. Например: I В строках стихотворения: I Всему пора: уж двадцать пятый раз 1 Мы празднуем лицея день заветный. I Прошли года чредою незаметной, I И как они переменили нас! I Недаром — нет! — промчалась четверть века! I Не сетуйте: таков судьбы закон; I Вращается весь мир вкруг человека, — I Ужель один недвижим будет он? — I идея развития раскрыта Пушкиным как закон жизни, отразивший и
его собственный личный опыт. Примечание. При нарушении строфики стихотворного текста для выделения стихотворных строк ставят одинарную или двойную косую черту, ' либо одинарную или двойную вертикальную линию в том месте, где кон- I чается одна стихотворная строка и начинается другая. Знак препинания ~ перед таким знаком сохраняется, и прописная буква в начале строки после I знака — тоже. Например: Судьба Родины переживается Блоком как личная
3 судьба, и стихи звучат как страстное признание: «Россия, нищая Россия, / * Мне избы серые твои, / Твои мне песни вековые, — / Как слёзы первые любви!» 165 Синтаксис и пунктуация j 5. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, об-1 разуя придаточное предложение, то первое слово цитаты всегда j пишется со строчной буквы. Например: А.И. Герцен писал, что | «поэзия Гоголя — это крик ужаса и стыда». 1 6. Если цитата приводится не полностью, то на месте пропуска I (в начале, в середине или в конце цитаты) ставится многоточие. | Если многоточие стоит в начале цитаты, то цитата начинается I с прописной или строчной буквы в зависимости от места располо-1 жения её по отношению к авторским словам. Например: Вот
как о том же самом рассуждает иконописец Севастьян в замеча тельном рассказе Лескова «Запёчатлённый ангел»: «...только в обиду нам выдумано, что мы будто по переводам точно по трафаретам пи шем. А у нас в подлиннике поставлен закон, но исполнение его дано I свободному художеству» (В. Солоухин); В письме А.С. Суворину | А.П. Чехов писал о своей пьесе «Чайка», что она «...написана вопреки 1 всем правилам драматического искусства»; «...Нет величия там, где 1 нет простоты, добра и правды», — писал Л.Н. Толстой. 1 7. Если указание на автора цитаты следует непосредственно за I * цитатой, то имя автора заключается в скобки, а точка, заканчива- I ющая цитату, выносится за скобки. Например: «Пушкин состав- I ляет эпоху в истории нашей литературы» (Ф. Булгарин). I 8. Эпиграфы обычно пишутся без кавычек, как правило в 1 правом верхнем углу, а ссылка на автора даётся без скобок и поме- | щается ниже самого эпиграфа. Например: | Ив мире был он одинок... I Байрон 482. Объясните постановку знаков препинания в предложениях. Выделите различные способы введения цитаты в текст. 1. Здесь Пушкин в чувственном огне слагал душой своей опальной: «Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной». (Ее.) 2. Киреевский утверждал, что в просвещении одиноком, ограниченном лишь своей национальностью, «нет жизни, нет блага, ибо нет прогрессии, нет того успеха, который добывается только совокупными усилиями человечества». (Сол.) 3. Я перелистал свою работу. Вдоль каждой страницы шла красная черта, а в конце было написано: «Идеализм. Чрезвычайно слабо». (Кае.) 4. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим как человек к человеку» — вот идеал, сложившийся в душе автора помимо всяких условных воззрений.
166 § 104. Знаки препинания при цитатах (Добр.) 5. И когда во вступлении к поэме Блок обрушивает на нас свои могучие ямбы: Но не за вами суд последний, Не вам замкнуть мои уста!.. Пусть церковь тёмная пуста, Пусть пастырь спит; я до обедни Пройду росистую межу, Ключ ржавый поверну в затворе И в алом от зари притворе Свою обедню отслужу... — когда мы читаем это, мы понимаем, что не раз, видимо, прошёл Блок, прогуливаясь утром, по росистой меже от Шахматова до Тараканова, до церкви, хотя и не заходил в неё, потому что как бы он мог войти в запертую церковь? (Сол.) 483. Употребите цитаты в контексте. Покажите различные способы Образец: «Главное дело в жизни — любовь» (Л. Толстой). — Л. Толстой писал: «Главное дело в жизни — любовь». — Л. Толстой писал, что «главное дело в жизни — любовь» и т. д. 1. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить» (Ф. Достоевский). 2. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И. Гончаров). 3. «Искусство — высочайшее проявление могущества в человеке» (Л. Толстой). 4. «Для истинного художника — где жизнь, там и поэзия» (В. Белинский). 5. «Искусство должно облагораживать людей» (Е. Вахтангов). 6. «Вдохновенье — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П. Чайковский). 7. «Вдохновение рождается только из труда и во время труда» (П. Чайковский). 484. Спишите предложения, расставляя знаки препинания при цита 1. // Мне кажется // писал Л. Толстой // что в одной улыбке состоит то, что называется красотою лица. Если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно //. 2. // Народ отражает себя всего полнее в языке своём // так писал крупнейший учёный, историк и филолог XIX века И. Срезневский. 3. В. Солоухин утверждал // ты можешь быть инженером, химиком, футболистом, писателем, электриком, генералом, учителем, но если ты русский человек, ты 167 Синтаксис и пунктуация должен знать, что такое Пушкин, что такое «Слово о полку Игореве, что такое Достоевский, что такое Поле Куликово... // 4. Л. Ландау писал, что // грош цена физике, если она застилает всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика //. 5. // Бороться и искать, найти и не сдаваться! // эти слова стали нашим девизом. 6. Н. Гоголь писал // может быть //...// станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! //... // Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане //.
ЛИТ 485. Прочитайте отрывок из воспоминаний Г. Козловской об А. Ахматовой. Какие способы цитирования встречаются в тексте? Выпишите предложения с разными способами цитирования. Свой первый в Ташкенте новогодний вечер Ахматова провела вместе с нами, в нашем доме. Алексей Фёдорович, встретив её на пороге, поцеловал обе руки и, взглянув ей в лицо, сказал: «Так вот вы какая». — «Вот такая, какая есть», — ответила Анна Андреевна и слегка развела руками. Вероятно, было что-то в его молодом и весёлом голосе, что заставило её улыбнуться, и сразу не стало минут замешательства и неосвоенности при первом знакомстве. Могу засвидетельствовать, что Алексей Фёдорович был одним из немногих, кто не испытывал робости и особого оцепенения, какое бывало у большинства людей при первом знакомстве с Ахматовой. В тот вечер Анна Андреевна, войдя в комнату, быстро подошла к горячей печке и, заложив назад руки, стала к ней спиной. Тут мы увидели, что глаза у неё — синие. Мы увидели её красоту, ту вечную её красоту, которая, изменяясь с годами, не убывала, по-новому раскрываясь. Даже в старости, отяжелев, она приобрела ещё какую-то величавость и гляделась словно статуя самой себе. Красота Ахматовой была радостью художников. Сколько их пыталось воплотить её неповторимость и необычность! И если в мире первое место по числу портретных изображений принадлежит лорду Байрону, второе — Ференцу Листу, то третье, бесспорно, — Анне Ахматовой — поэту и женщине. В этой красоте они неотделимы друг от друга, и неизвестно, поэт ли озарял женщину, или женщина озаряла неповторимостью своей поэта. Она стояла в волнах тёплого воздуха, и стройность её казалась почти воздушной. Патрицианскую её голову мягко облегали волосы, ещё не седые, а того цвета, что раньше называли «соль с перцем». Они красиво лежали тяжёлым пучком на затылке. И вдруг она сказала: «Хотите, почитаю стихи?» И мы впервые услышали её голос, читающий стихи: 168 § 104. Знаки препинания при цитатах Из года сорокового, Как с башни, на всё гляжу. Как будто прощаюсь снова С тем, с чем давно простилась, Как будто перекрестилась И под тёмные своды схожу. И она повлекла нас за собой в свой мир, мир своей памяти, полный тайны и озарённый магией её поэтического слова. Она завладела нами, и мы предались ей всецело и навсегда. Ахматова без наших слов поняла, что случилось с нами. Мы стали ей нужны. Ей важен был наш душевный отклик. С того дня она стала приходить к нам, то каждый день, то через день или дня через три. Всякий раз приносила написанное накануне, и мы стали свидетелями, как росла и ветвилась её «Поэма без героя». Как удивителен был этот процесс развития сюжета, как он обрастал многообразием эпиграфов, они таинственно, как бы зеркальным отражением приоткрывали нераскрытый в текстах смысл. Эти эпиграфы могли бы стать поэмой сами по себе.
Она ещё не написала на бумаге бессмертные слова о покинутом, гибнущем городе. Но они жили в её крови и питали сердце. Есть ли равные им? Ахматова и сама была околдована своей поэмой. Много ли в истории русской литературы примеров такой неотступной одержимости темой, которая в течение двадцати шести лет не покидала её и оживала всё новыми гранями? 1. Определите тип речи и стиль. Какова композиция этого текста? Мож 2. Найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Составьте его схему, определите типы придаточных. 3. Какими частями речи являются выделенные слова? Обоснуйте свою точку зрения. 4. Укажите предложение с обособленным приложением. ~/ Jq \ 5. Какой предстаёт перед читателями А. Ахматова? Что можно о ней J _ _ I сказать как о человеке, о личности? Напишите отзыв на одно из лирических произведений А. Ахматовой. Готовимся к ЕГЭ 1. В каком из представленных отрывков содержится несобственно-прямая речь? 169 Синтаксис и пунктуация 1) Дело в том, что незнакомец этот показался ему теперь как-то знакомым. Это бы всё ещё ничего. Но он узнал этого человека, он его часто видывал. Уж не вчера ли? Впрочем, и опять не в этом было главное дело. (Дост.) 2) По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали — и всё об одном, о том, что будет, часто и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый посёлок. (Расп.) 2. В каком из предложений представлена косвенная речь? 1) Дарья крестилась на образ, прося у Господа прощения за всё, что сказал и скажет старик, и торопилась ставить самовар. (Расп.) 2) Чичиков с весьма вежливым наклонением головы и искренним пожатием руки отвечал, что он почтёт за священнейший долг приехать в деревню. (Г.) 3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо! Как мне раньше не пришло в голову посчитать? И Вася виноват — ничего не сказал по телефону». (Купр.) 2) «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!» (Я.) 3) «Вишь ты», — сказал один другому, — «вон какое колесо! Что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось в Москву, или не доедет?» (Г.) 4. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Портрет Татьяны в детстве мастерски написан поэтом: «Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой». 2) По словам Белинского, «поэзия Пушкина — это союз волшебных звуков». 3) «Какой вы замечательный, — сказала она, и, смутившись, прошептала: — Спасибо вам».
4) После концерта встал старый дирижёр и сказал, что человеческий голос является самым сложным музыкальным инструментом. 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых «Господин полковник (1) — (2) сказал Студзинский (3) остановившись перед Малышевым (4) — от моего лица и от лица офицеров прошу вас принять наши извинения». (Буле.) 1)1,4 2)1,3,4 3)2,3,4 4)1,2,3,4 6. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на 170 § 105. Сочетание знаков препинания В то лето ходили мы с ним в рощу сидеть (1) — (2) прошептала она (3) — 7. На месте каких цифр в предложении должны стоять кавычки? (1) Прощай, моя милая дочь! (2) — проговорил ей в дорогу старый король. — (3) Твоё милосердие и добро дадут тебе прочное счастье! (4) (Н. Телешов) 1)1,2,3,4 2)1,2 3)1,4 4)3,4
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.033 с.) |