I в сложносочинённом предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I в сложносочинённом предложении



I   Запятая в сложносочинённом предложении ставится:

I    1) между частями сложносочинённого предложения, соеди-

1 нёнными соединительными (и, да, ни... ни), противительными

I (а, да, но, однако, зато, тоже), разделительными (или, либо, ли...

1 ли, то... то, не то... не то) союзами: Вчера зацвела черёмуха, и

1 весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами (М. При-

I швин);

I   2) между безличными предложениями, входящими в состав

1 сложносочинённого, если они неоднородны по своему составу:

I В комнате было душно, и мне захотелось выйти на свежий

1 воздух;

[   3) между номинативными предложениями, если их больше

I двух: Ночь, тишина, и звёзды, звёзды... Ср.: Мороз и солнце, день чу-

1 десный. (А. Пушкин)

1   Запятая в сложносочинённом предложении не ставится:

1   1) между частями сложносочинённого предложения, если в нём

1 имеется общий для обеих частей второстепенный член: Во время

I частых зимних штормов в порту ревели басами океанские пароходы

1 и скрипело от ветра окно (К. Паустовский);

1   2) между частями сложносочинённого предложения, выражен-

1 ными двумя вопросительными или двумя восклицательными

I предложениями, которые объединены общей интонацией: Зачем

1 ты послан был и кто тебя послал? (А. Пушкин)

I   Точка с запятой в сложносочинённом предложении ста-

I в и тс я между его частями, которые значительно распространены

1 и имеют внутри себя знаки препинания: Обыкновенно Вернер испод-

1 тишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал

I над умирающим солдатом. (М.Лермонтов)

I   Тире в сложносочинённом предложении ставится между

I его частями, которые содержат неожиданное присоединение или

I резкое противопоставление: Я сажусь на трамвай — и через два-

1 дцать минут я опять в поле. (М. Пришвин)

I   Синтаксический разбор

I   сложносочинённого предложения

I    Порядок разбора

I    1. Выделить части предложения и отметить их границы.

106


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

I

I   2. Определить средства синтаксической связи: назвать союз,
I указать тип союза по значению (соединительный, противитель-
I ный, разделительный), по структуре (простой, составной), по
I функции (одиночный, повторяющийся).
I   3. Объяснить знаки препинания.
I      4. Составить схему
1   5. Провести разбор частей сложного предложения (по схеме
I разбора простого предложения, начиная с п. 3).
I   Образец разбора
I    V Послышались торопливые шаги. 2)и в комнату вошла девушка

§ лет шестнадцати. (А. Чехов)
I Ш..Ш.        [—Ы— I

Сложносочинённое предложение, состоящее из двух частей, связанных одиночным сочинительным соединительным союзом и. Перед и ставится запятая, так как он соединяет простые предложе­ния в составе сложного.

429. Выполните синтаксический разбор предложений по образцу,
данному выше.

1. Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеян­но смотря кругом себя. (Дост.) 2. Купил он скрипку или украл её, или она попала к нему в заклад? (Ч.) 3. Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени ещё свежа над нами тень. (Фет.) 4. Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй всё ещё сидел в той же мало­удобной позе. (Грин) 5. Теперь не только этот несчастный будет смешон, но и я вместе с ним. (Купр.) 6. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (И.)

430. Спишите предложения, расставляя, где нужно, знаки препинания.
Проанализируйте предложения и объясните отсутствие запятой в сложносо­
чинённом предложении.

1. На дворе давно кончились сумерки и наступил настоящий вечер. (Ч.) 2. Пробил третий звонок и поезд тронулся. (Андр.) 3. Сквозь дождь лучилось солнце и раскидывалась радуга от края до края. (Пришв.) 4. Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена. (П.) 5. Я пожал им руки с улыбкой и они охотно стали расска-

107


Синтаксис и пунктуация

зывать о себе. {Пришв.) 6. Осенняя дымка висела над Невой и в этой дымке золочёной иглой мерцало легендарное Адмиралтейство. (Пауст.) 7. Все встали и на возвышение зала вышли судьи. (Л. Т.) 8. Звонили ко всенощной и протяжный дрожащий вой колокола раз­давался в окрестности. (Л.) 9. День был безветренный и жара усилива­лась с каждым часом. (Ефр.)

ЛИТ431. Спишите отрывок из рассказа «Вор», расставляя знаки пре­ пинания. Подчеркните сочинительные союзы, укажите их тип и функцию в предложении.

Юрасов пел и багровый отсвет заходящего солнца горел на его ли­це на его пальто из английского сукна и жёлтых ботинках. Он пел провожая солнце и всё грустнее становилась его песня: как будто по­чувствовала птица звонкую ширь небесного пространства содрогну­лась неведомою тоскою и зовёт кого-то: приди.

Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое не­бо. Серая паутина легла на лицо меркнут на нём последние отблески заката и мертвеет оно. Приди ко мне! отчего ты не приходишь? Солн­це зашло и темнеют поля. Так одиноко и так больно одинокому серд­цу. Так одиноко так больно. Приди. Солнце зашло. Темнеют поля. Приди же приди!

Так плакала его душа. А поля всё темнели и только небо над ушед­шим солнцем стало ещё светлее и глубже как прекрасное лицо обра­щенное к тому кого любят и кто тихо тихо уходит.

(Л. Андреев)

1. Как музыка и природа перекликаются с душевным состоянием героя отрывка?

2. Определите роль цветовой гаммы в отрывке.

. I 3. Назовите приём создания выразительности во втором абзаце.
___ I Какова его роль?

432. Спишите, расставляя знаки препинания и распределяя предложе­ния по схемам:

1)П,аП 2) □, ноП 3)0,иО 4) □ и □.

Выделите союзы и сформулируйте правила о постановке знаков препи­нания в сложносочинённом предложении. Дайте схемы 4-, 7-, 10-го предло­жений.

1. Плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы а в ёлках на­висла синяя тишина. (Пришв.) 2. Дни поздней осени бранят обыкно­венно но мне она мила читатель дорогой. (77.) 3. Среди дня пошёл

108


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блес­тели точно по-праздничному. (Купр.) 4. Ещё раз моргнуло и за решёт­кой явилось бледное пятно. (Пришв.) 5. А вот осень пришла и забот­ливый хозяин убирает свой урожай. (Пришв.) 6. Он заговорил а углы его губ дёргались странными злобными насмешливыми нечеловече­скими улыбками и зловещий жёлтый блеск играл в его глазах под чёрными суровыми бровями. (Купр.) 7. На обратный путь нагрузи­лись дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (Сол.) 8. Не­движим он лежал и странен был томный мир его чела. (П.) 9. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Тютч.) 10. Осенью непре­рывно идут дожди и тусклое солнце лишь изредка показывается земле.

ЛИТ 4зз. Прочитайте стихотворение выразительно. Проанализируйте постановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор выделен­ного предложения. Дайте схему первого предложения в последнем четверо­стишии.

Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем... Вино и страсть терзали жизнь мою... И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

(Л. Блок)

1. Какие средства выразительности передают чувства, которые испыты­вает лирический герой?

2. Какие образы-символы использует А. Блок для раскрытия душевных переживаний лирического героя?

109


Синтаксис и пунктуация


*

434. Из произведения художественной литературы, которое вы сейчас изучаете, выпишите сложносочинённые предложения с разны-

ми сочинительными союзами, используя схемы.

 

  , и  
     
   

то


 

  , или  
     
  . то  

435. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите союзы и объясните их употребление.

1. То за соседним кустом начнёт кричать коростель то с пушечным гулом ударит пудовая рыба то оглушительно выстрелит в костре иво­вый прут и разбрызжет искры то над зарослями начнёт разгораться багровое солнце. {Пауст.) 2. Осенью весь дом засыпан листьями и в двух маленьких комнатках становится светло. {Пауст.) 3. Гулять на улицу меня не пускали да и некогда было гулять. (Л/. Г.) 4. В саду бы­ло тихо только птица иногда ворочалась и опять засыпала в липовых ветвях да нежно и печально охали древесные лягушки да плескалась рыба в пруду. {Л.Н. Т.) 5. С востока надвигались тёмные дождливые тучи и оттуда потягивало влагой. {Ч.)

ЛИТ 436. Прочитайте отрывок из рассказа «Студент». В рассказах писателя преобладают сложносочинённые предложения. Найдите их в тексте и выпишите, графически объясняя постановку знаков препинания. Поду­майте, какую стилистическую функцию выполняют сложносочинённые предложения в этом отрывке.

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по со­седству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нём прозвучал в ве­сеннем воздухе раскатисто и весело. Стемнело в лесу, и некстати по­дул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лу­жам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой. Иван Великопольский, студент духовной академии, возвращаясь домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние по-

110


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

тёмки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на огородах около реки светился огонь. Да­леко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял. По случаю Страстной пятницы дома ничего не варили, и му­чительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент ду­мал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бед­ность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тос­ка, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта — все эти ужасы бы­ли, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

(А. Чехов)

1. Выпишите простые односоставные предложения, определите их вид, выделите грамматические основы.

2. Найдите предложения, осложнённые: 1) обособленным приложением; 2) обособленным уточняющим обстоятельством. Объясните постановку знаков препинания.

3. Какие средства выразительности встречаются в тексте? Назовите их, приведите примеры.

ЛИТ 437. Прочитайте выразительно. Объясните употребление тире в сложносочинённом предложении.

Она поёт — и звуки тают, Как поцелуи на устах. Глядит — и небеса играют В её божественных глазах; Иль молвит слово — все черты Так полны чувства, выраженья, Так полны дивной красоты.

(М. Лермонтов)

Какой приём основан на повторе слов в начале стихотворных строк как средство речевой выразительности?

438. Спишите предложения, заменяя, где возможно, запятую на точку с запятой. Объясните эту замену. Выполните синтаксический разбор предложения 5.

1. Я крикнул Тархова по имени и, не получив ответа, хотел было удалиться, но дверь соседней комнаты растворилась — и появился

111


Синтаксис и пунктуация

мой приятель. (Т.) 2. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад, даже он совершенно приучился голодать по вечерам, но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. (Г.) 3. Мы въехали в прибрежные заросли кув­шинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось виз­гливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. (Лауст.) 4. Это была совсем другая поездка, но и сам я стал другим за эти пол­года. (Кае.) 5. То он [Андрей Болконский] шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами на лугу, то он, счи­тая свои шаги, делал расчёты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то он сбивал цветки полыни, расту­щие на меже, и растирал их в ладонях, принюхиваясь к душисто-горькому, неистребимому запаху. (Л. Т.) 6. Я пристально посмотрел ему в глаза, но он спокойным и неподвижным взором встретил мой испытующий взгляд, и бледные губы его улыбнулись. (Л.) 7. Имение своё Тихон Иванович завещал, как и следовало ожидать, своему по­чтеннейшему благодетелю и великодушному покровителю, но по­чтеннейшему благодетелю оно большой пользы не принесло, ибо вскорости было продано с публичного торга. (Т.)

ЛИТ 439. Прочитайте отрывок из рассказа «Иуда Искариот». Выпи­ шите сложные предложения с сочинительной связью, объясните постановку знаков препинания. Дайте схему одного из них.

Звонко отдавались в узких улицах шаги идущих — и пугались ученики звука шагов своих, на белой стене, озарённой луною, вырастали их чёрные тени — и теней своих пугались они. Так молча проходили они по спящему Иерусалиму, и вот уже за ворота города они вышли, и в глубокой лощине, полной загадочно-неподвижных теней, открылся им Кедронский поток. Теперь их путало всё. Тихое журчание и плеск воды на камнях казался им голосами подкрадывающихся людей, уродливые тени скал и деревьев, преграждавшие дорогу, беспокоили их пестротою своею, и движением казалась их ночная непод­вижность. Но по мере того как поднимались они в гору и при­ближались к Гефсиманскому саду, где в безопасности и тишине уже провели столько ночей, они делались смелее. Изредка оглядываясь на оставленный Иерусалим, весь белый под луною, они разго­варивали между собой о минувшем страхе, и те, которые шли сзади, слышали отрывочно тихие слова Иисуса. О том, что все покинут его, говорил он.

112


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

В саду, в начале его, они остановились. Большая часть осталась на месте и с тихим говором начала готовиться ко сну, расстилая плащи в прозрачном кружеве теней и лунного света. Иисус же, томимый бес­покойством, и четверо его ближайших учеников пошли дальше, в глубину сада. Там сели они на земле, не остывшей ещё от дневного жара, и Пётр и Иоанн лениво перекидывались словами, почти ли­шёнными смысла.

(Л. Андреев)

1. С какой целью используется тире в выделенном предложении? Объяс­ните, какую стилистическую и синтаксическую функцию выполняет этот знак препинания.

. I 2. Приведите из текста примеры инверсии. Какую стилистическую
___ I окраску придаёт тексту использование инверсии в этом отрывке?

3. Определите вид синтаксической связи сочетаний слов их пугало, плеск воды, тени скал, своею пестротою, поднимались в гору, делались смелее, изредка оглядывались, те слышали. Какое из перечисленных сочетаний слов не будет являться словосочетанием?

4. Найдите в тексте и выпишите относительное местоимение, сделайте его морфологический разбор.

440. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Обратите внимание на постановку точки с запятой.

1. Наконец он [Степан] дошёл до погоста и тут бодрость оконча­тельно оставила его. Барская усадьба смотрела из-за деревьев так мирно словно в ней не происходило ничего особенного но на него её вид произвёл действие медузиной головы. (С.-Щ.) 2. На этажерках лежали две-три развёрнутые книги валялась газета на бюро стояла и чернильница с перьями но страницы на которых развёрнуты были книги покрылись пылью и пожелтели. (Гонч.) 3. Дядя уже с лета при­хварывал и доктора говорили что зимы он не переживёт но старик не верил им и уверял меня что лет пять ещё поскрипит. (Обр.) 4. Он слу­шал её молча опустив голову на руки но только я во всё время не за­метил ни одной слезы на ресницах его. (Л.) 5. Он [Нехлюдов] почув­ствовал даже некоторую злобу на мужика сердито пожал плечами и нахмурился но вид нищеты окружавшей его и среди этой нищеты спокойная и самодовольная наружность Чуриса превратили его доса­ду в какое-то грустное безнадёжное чувство. (Л. Т.) 6. Сотни земля­ных раков сидевших в пустых раковинах и тащивших за собой свой дом ползли к нам со всех сторон так поспешно, что мы решили отсту­пить но раки как выяснилось были привлечены скорлупой кокосо-

113


Синтаксис и пунктуация

вых орехов. (Пауст.) 7. Непроглядная метель стёкла окон залеплены свежим белым снегом в доме белый снежный свет и всё время одно­образно шумит за стенами скрипит и стонет сук старого дерева в па­лисаднике задевающий крышу. (Бун.) 8. Неизъяснимая тишина запа­дает в душу да и кругом так дремотно и тихо. (Т.)

441. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте синтаксичес­кий разбор предложений и объясните постановку знаков препинания.

1. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки но ни усталость ни скука не могли ни на минуту согнать с него мягкость которая была господствующим и основным выражением не только лица но всей души а душа так открыто и ясно светилась в гла­зах улыбке в каждом движении головы руки. (Гонч.) 2. Грозу унесло без следа и аркой перекинувшись через всю Москву стояла в небе разноцветная радуга пила воду из Москвы-реки. (Буле.) 3. Третий день уже сеет ветер осиной а земля требует всё больше и больше се­мян. (Пришв.) 4. Земля вся в серебряном свете и чудный воздух и про­хладно-душен и полон неги и движет океан благоуханий. (Г.) 5. Юность кончается не в один день и этот день не отметишь в кален­даре. (Кае.) 6. Мы ехали до Нижнего очень долго и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою. (М. Г.) 7. Прошло ещё мало времени и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной ли­нией новой мачты. (Грин) 8. То увидишь двух играющих белок то вы­скочит навстречу озабоченная лиса то перебежит дорогу деловитый работяга-ёжик то вырвется с оглушительным хлопаньем крыльев ди­кий голубь. (Сол.) 9. У берега зашуршали камыши и из них медленно выплыла лодка. (Бун.) 10. После полудня поднялся северный ветер и температура понизилась. (Обр.) 11. Ночью печально и широко пело море и было холодно. (Пауст.) 12. Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город в Ореанду или на водопад и прогулка удавалась впечатления неизменно всякий раз были прекрасны ве­личавы. (Ч.)

ЛИТ 442. Прочитайте два отрывка из монологов Катерины, героини пьесы Островского «Гроза».

I. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт,

114


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра.

Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновен­но, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

II. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду. Думать стану — мыслей никак не соберу, молиться — не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лука­вый в уши шепчет, да всё про такие дела нехорошие. И то мне пред­ставляется, что мне самоё себе совестно сделается.

Что со мной? Перед бедой перед какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, всё мерещится шёпот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведёт меня куда-то, и я иду за ним, иду.

1. Сравните отрывки. Какова тема и главная мысль первого и второго отрывков? Каков их эмоциональный фон? За счёт каких синтаксических средств выразительности он создаётся?

2. Найдите и выпишите из первого отрывка два сложных предложения: 1) с бессоюзной и союзной сочинительной связью; 2) сложносочинённое. Выделите грамматические основы и составьте схемы этих предложений.

3. Определите типы текстов. В чём они различны, а в чём схожи?

Готовимся к ЕГЭ

1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Он даже шёл теперь делать пробу своему предприятию () и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее. (Дост.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом и запятая не нужна.

115


Синтаксис и пунктуация

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

2. Объясните правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия
в предложении.

Молодой человек был очень доволен, не встретив ни которого из них () и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. (Дост.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

3. В каком варианте ответов верно указано правильное объяснение постанов­
ки запятой или её отсутствия в предложении?

В глубине сада пылает багровое пламя () и чьи-то чёрные силуэты двигаются вокруг костра. (Бун.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом и запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в
последнем предложении.

Сейчас болгарин принёс две дыни. Ананасные. На манер вроде как кан­талупы () но только запах куда ароматнее. (Купр.)

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом но запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом но запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом но нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом но нужна запятая.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

116


§ 95. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Громадные стёкла двери дрожали поминутно (1) двери стонали (2) и в
круглое белое здание музея вбегали вооружённые (3) смятые (4) и встрево­
женные юнкера. (Булг.)
1)1,2             2)1,2,3             3)1,3,4             4)1,2,3,4

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё это происходит с ведома и молчаливого согласия Советской власти (1) однако (2) не так откровенно (3) и об этом не надо шуметь. (Паст.)

1)1,2             2)1,3               3)2,3               4)1,2,3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Хотя Юрий Андреевич (1) бывало (2) ездил по этой дороге зимою (3) он преимущественно помнил её в летнем виде (4) и теперь не узнавал. (Паст.)

1)1,2             2)3,4               3)1,2,3            4)1,2,3,4

8. Выберите верный вариант ответа, в котором правильно указаны все
цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Здесь ещё больше кипела толпа (1) кричали многие голоса сразу (2) и торчали (3) и прыгали штыки. (Булг.)

1)1               2)1,2               3)1,3               4)1,2,3

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Симон был неказист на вид (1) мал ростом (2) однако (3) красила его улыбка (4) и взгляд чёрных блестящих глаз был прям и весел. (Тендр.)

1)1,4             2)1,2,3             3)1,2,4            4)1,2,3,4

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки
препинания не расставлены.)

1) Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга (М. Г.)

2) Звёздный небосвод вращается над миром одинаково и неизменно как за тысячу лет до нас так и через тысячу лет после нас. (Л/. Гасп.)

3) Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль. (Дост.)

4) Не отличаясь ни особенной любезностью ни говорливостью он обладает даром привлекать и удерживать у себя гостей. (Т.)

11. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препина­
ния не расставлены.)

1) Но Василий Львович или не расслышал её слов или не придал им настоя­щего значения. (Купр.)

117


Синтаксис и пунктуация

2) И стены и кровля и статуя богини воительницы в храме Афины Медно-домной были из меди. (М. Гасп.)

3) Буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу. (Шол.)

4) Переполнилась водою река подняла в пруду лёд вышла из берегов и разли­лась по низменным местам. (Акс.)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.123 с.)