Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах



1. Слова да, нет, выражающие утверждение и отрицание, в со­ставе предложения отделяются запятой. При наличии вос-

98


§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

| клицательной интонации после этих слов ставится воскли-| цательный з н а к, а следующее за ним слово пишется с пропис-I ной буквы. Например: — Да, он не интересен, — подтвердил Ви- I кентьев (И. Бунин); Да! Будем лучше рисковать, чем безопасному I безделью остаток жизни отдавать (Н. Некрасов); Кто сказал, что

!

 Земля умерла?Нет, она затаилась на время. (В. Высоцкий) Примечание. От утвердительного слова да необходимо отличать части­цу да, которая используется для образования повелительного наклонения. % В этом случае частица да не отделяется запятой. Ср.: Да улыбается вам I счастье, как ваша милая семья, и да найдётся беспристрастье, чтоб было I строже к вам, чем я. (А. Баласогло)

1     2. Слова что, что же, как, как же, выражающие удивление, во-

I прос, подтверждение и другие оттенки, отделяются запяты -

1 ми. Например: Можно упрекнуть меня в излишнем пристрас-

| тии — всякий кулик своё болото хвалит. Что ж, хорошо. (В. Со-

I лоухин)

426. Спишите предложения, расставляя необходимые знаки препи­нания.

1. Нет нет матушка не надо никакого! (Дельв.) 2. Нет не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (Я.) 3. Да были люди в наше время, могучее, лихое племя. (Л.) 4. Нет что однажды решено — ис­полню до конца! (Н.) 5. Да наша жизнь текла мятежно, полна тревог полна утрат... (Н.) 6. Нет нет не оттого признаньем медлю я, что я бо­юсь она не отзовётся. (Я. Пол.) 7. Да скифы — мы! Да азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Б.) 8. Я сам тоже учитель да учи­тель, я учу богатого купца. (Остр.) 9. Да дурен сон; как погляжу тут всё есть, коли нет обмана. (Гр.) 10. Нет не тебя так пылко я люблю. (Л.)

ЛИТ 427. Прочитайте отрывок из романа М. Булгакова «Белая гвар­ дия». Выпишите предложения с междометиями, утвердительными и отрица­тельными словами, объясните знаки препинания. Какую эмоциональную окраску придают тексту эти слова?

Николка, наконец, не выдерживает:

— Желал бы я знать, почему так близко стреляют? Ведь не может
же быть...

Сам себя прервал и исказился при движении в самоваре. Пауза. Стрелка переползает десятую минуту и — тонк-танк — идёт к четвер­ти одиннадцатого.

— Потому стреляют, что немцы... — неожиданно бурчит старший.


4*


99


Синтаксис и пунктуация

Елена поднимает голову на часы и спрашивает:

— Неужели, неужели оставят нас на произвол судьбы? — Голос её
тосклив.

Братья, словно по команде, поворачивают головы и начинают лгать.

— Ничего не известно, — говорит Николка и обкусывает ломтик.

— Это я так сказал, гм... предположительно. Слухи.

— Нет, не слухи, — упрямо отвечает Елена, — это не слух, а верно; сегодня видела Щеглову, и она сказала, что из-под Бородянки верну­ли два немецких полка.

— Чепуха.

— Подумай сама, — начинает старший, — мыслимое ли дело, что­бы немцы подпустили этого прохвоста близко к городу? Подумай, а? Я лично решительно не представляю, как они с ним уживутся хотя бы одну минуту. Полнейший абсурд. Немцы и Петлюра. Сами же они его называют не иначе как бандит. Смешно.

— Ах, что ты говоришь. Знаю я теперь немцев. Сама уже видела нескольких с красными бантами.

— Так, по-вашему, Петлюра не войдёт?

— Гм... По-моему, этого не может быть.

— Налей мне, пожалуйста, ещё одну чашечку чаю. Ты не волнуй­ся. Соблюдай, как говорится, спокойствие.

— Но, боже, где же Сергей? Я уверена, что на их поезд напали и...

— И что? Ну, что выдумываешь зря? Ведь эта линия совершенно свободна.

— Почему же его нет?

— Господи, боже мой! Знаешь же сама, какая езда. На каждой станции стояли, наверное, по четыре часа.

— Революционная езда. Час едешь — два стоишь.

Елена, тяжело вздохнув, поглядела на часы, помолчала, потом за­говорила опять:

— Нет, я вижу, немцы играют какую-то двойную игру. И почему же
нет хвалёных союзников? У-у, негодяи. Обещали, обещали...

1. Определите способ образования выделенных слов.

2. Укажите предложения с вводными словами.

3. Найдите в тексте односоставные предложения, определите их тип. Для какого стиля речи характерны эти предложения?

Вопросы для повторения

1. В чём основное отличие словосочетания и предложения?

2. Какие виды простого предложения по цели высказывания могут быть эмо­ционально окрашенными? Какие знаки препинания используются в эмо­ционально окрашенных предложениях?

100


§ 93. Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

3. Какими конструкциями можно заменить обособленные определения, вы­раженные причастным оборотом?

4. Чем вводные слова отличаются от вставных конструкций?

Готовимся к ЕГЭ

1. В каком предложении присутствует вводное слово? (Знаки препинания не
расставлены.)

а) Конечно ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твёрдым харак­
тером. (Дост.)

б) Ваш приезд был кстати.

в) Наконец-то пришёл долгожданный праздник.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?

1. Не могу удержаться от странного и (1) может быть (2) совершенно не идущего к делу замечания. (Дост.)

2. Что (3) может быть (4) выше мира в семье и работы? (Паст.)

а) 1,2            6)3,4               в) 1,2,3,4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?

1. Мама везёт меня на бал: мне (1) кажется (2) что она только затем везёт меня, чтобы поскорее выдать замуж. (Л. Т.)

2. Она была одно из тех животных, которые (3) кажется (4) не говорят только потому, что механическое устройство их рта не позволяет им этого. (Л. Т.)

а) 1,2            6)3,4               в) 2, 3,4            г) 1,2, 3,4

4. В каком предложении нужно поставить одну запятую? (Знаки препинания
не расставлены.)

а) Шёл дождь однако необходимо было ехать.

б) Буду однако по-прежнему отмалчиваться.

в) Однако мысли его витали за тридевять земель.

5. В каком предложении есть обращение? (Знаки препинания не расставле­
ны.)

а) Вы чьи широкие шинели напоминали паруса. (Цв.)

б) Мне нравится что вы больны не мной. (Цв.)

6. В каком предложении нужно поставить две запятые? (Знаки препинания
не расставлены.)

а) О прокуратор это проще всего. (Буле.)

б) О любимые сердцем обманы. (Заб.)

в) О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! (Ч.)

101


Синтаксис и пунктуация

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.139 (0.013 с.)