Обобщающие слова при однородных членах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обобщающие слова при однородных членах



При однородных членах предложения может стоять обобщаю­щее слово. По отношению к однородным членам оно является родовым понятием, а однородные члены обозначают видовые понятия. Обобщающее слово отвечает на тот же вопрос, что и I однородные члены, и выполняет ту же синтаксическую функ-; цию. Например: И огромная печь, и лавки вдоль стен, и посуда,: туески да короба — всё было разрисовано цветами, рыбами, птица-: ми. (Н. Соротокина)

I-    Обобщающее слово может быть выражено словом или словосо-

\ четанием. Например: Все эти люди: матросы разных наций, рыба-; ки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, ло-

* дочники, грузчики, водолазы, контрабандисты — все они были молоды,

* здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы. (А. Куприн)

Нередко обобщающие слова выражены местоимениями или \ местоименными наречиями: Ни в поле, ни в лесу — нигде не мог он I обрести покоя.

| Знаки препинания при обобщающих словах

|    Двоеточие ставится:

|     1) после обобщающего слова перед рядом однородных членов,

'. например:/! утром всё хрустело вокруг: подмёрзшие дороги, лис­ тья на крыльце, чёрные стебли крапивы, торчавшие из-под снега (К. Паустовский);

2) при отсутствии предшествующего обобщающего слова (сло­восочетания), если необходимо предупредить читателя о последу­ющем перечислении, например: Здесь росли: клён и дикая груша, ель и берёза, осина и ольха...(В. Обручев)

Примечание. Двоеточие не ставится перед однородными члена­ми, выраженными именами собственными, географическими наименова­ниями, названиями литературных произведений и т. д., если им предшест-

50


§ 84. Обобщающие слова при однородных членах

1 вует общее для них приложение или определяемое слово, не выступающее

I в роли обобщающего слова (при чтении в таких случаях отсутствует харак-

| терная для обобщающих слов предупреждающая пауза). Например: Ту-

I ристы побывали в городах Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге.

I    Тире ставится:

I     1) если обобщающее слово находится после однородных чле-

1 нов: Пётр Первый, шотландские инженеры, наши крепостные та- 1 лантливые мастера, карронский способ литья, водяные машины, нра- I вывсё это давало хороший материал для книги (К. Паустовский);

!

2) если основной упор делается не на перечисление, а на обоб­
щающее слово, при котором перечисление является дополнитель­
ным уточнением (при этом отсутствует предупреждающая пауза):
Всё окружающее — заборы, дома, деревьяв каком-то странном
ш тумане колеблется, точно от ветра.
(М. Горький)
1   Если после обобщающего слова стоят слова как то, а именно,

1 то есть, например, то перед ними ставится запятая, а по-| еле них — двоеточие: Ему [Чичикову] подавались разные обыч- | ные в трактирах блюда, как то: щи с слоёным пирожком, мозги с го- | рошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец солёный... 1 (Н. Гоголь)

%    Если после перечисления перед обобщающим словом стоит

1 вводное слово или словосочетание словом, одним словом, короче го- | воря и др., то перед ним ставится тире, а после него — | запятая: Впрочем, губернаторский дом был так освещен, хоть бы и

!

для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форей- ® торские крики вдали — словом, всё как нужно. (Н. Гоголь) Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, * не заканчивают собой предложения, то после обобщающего слова 1 перед ними ставится двоеточие, а после них — т и р е: И всё 1 вокруг: и жнивья, и дорога, и воздух — сияло от низкого вечернего | солнца. (И. Бунин)

Примечание. Если обобщающее слово употреблено дважды (перед и

ъ после однородных членов), то сохраняется та же пунктуация (двоеточие

I после обобщающего слова и тире после однородных членов): Всё имуще-

| ство: ружья, продовольствие, походное снаряжение, запасная одежда — всё,

что находилось в лодке, погибло. (В. Арсеньев)

385. Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препина­ния. Однородные члены подчеркните одной чертой, обобщающее слово — двумя. Объясните постановку знаков препинания.


Синтаксис и пунктуация

1. Ни сплетни света ни бостон ни милый взгляд ни вздох не­скромный ничто не трогало его. (П.) 2. В лугах очень много озёр. Названия у них странные и разнообразные Тишь Бык Хотец Промо­ина Канава Старица Музга Бобровка... (Пауст.) 3. Три города стоят на толщах девонского известняка Кромы Ливны и Елец. (Пауст.) 4. Поручни компасы бинокли всякие приборы и даже высокие по­роги кают всё это было медное. (Пауст.) 5. В этом форте всё было романтично и полуразрушенные подъёмные мосты и казематы и пороховые погреба и старинные пушки. (Пауст.) 6. Всё это звуки и запахи тучи и люди было странно красиво и грустно... (М. Г.) 7. И всё мне дико мрачно стало родная куща тень дубров веселы иг­ры пастухов ничто тоски не утешало. (П.) 8. Всё это шум говор и толпа людей всё это было как-то чудно Акакию Акакиевичу. (Г.) 9. У каждой вещи у чашки какой-нибудь у дорожной (прогулочной) палки у книги у зеркала всё равно своя биография. (Сол.) 10. От дома от деревьев и от голубятни и от галереи от всего побежали далеко длинные тени. (Гонч.)

^ 386. Проиллюстрируйте примерами из произведений художественной
___ I литературы схемы на употребление знаков препинания при однород­
ных членах с обобщающими словами. В схеме обобщающее слово обозначе­
но — Q), однородные члены — £).

Образец: Всё было серое: небо, дым над крышами, самый воздух. (К. Паустовский) О: О, О, О

1. О: О, О, О

2. О: О, О,0-...

З. О, О, О - О

4.... О: О, О, О...

ЛИТ 387. Спишите, расставляя знаки препинания. Сформулируйте правила их постановки. Составьте схему предложения с обобщающим сло­вом после однородных членов.

В путешествии, при остановках в разных городах, меня не влекут к себе ни музеи ни картинные галереи ни выставки ни общественные праздники ни театры, но три места всегда неотразимо притягивают меня кабачок среднего разбора большой порт и полутёмная прохлад­ная старинная церковь, когда там нет ни одного человека, кроме

52


§ 84. Обобщающие слова при однородных членах

древнего заплесневелого сторожа, и когда там можно спокойно поси­деть и погрезить в глубокой тишине, среди установившихся запахов свечей ладана и каменной сырости.

От нас до порта было рукой подать, и неизменно каждый день мы бродили по его гаваням эллингам пристаням и молам. Пахнет смолой дёгтем сандальным деревом масляной краской кухней керосином ви­ном мокрым деревом розовым маслом...

Под толстым грубым брезентом сложены миллионы мешков пше­ницы овса ячменя и кукурузы. Беспрерывно везут на телегах живность, предназначенную для пароходов свиней быков телят и солонину

На каких только людей не насмотришься в минуты прибытия паро­хода! Вот идёт кучка арабов. На них висят длиннейшие бурнусы с по­долом, перекинутым через плечо бессознательным привычным движе­нием... Белые одежды на арабах грязны и разорваны, и часто сквозь них увидишь тёмное мускулистое тело, но сами они высоки стройны прекрасно сложены, и в их серьёзных лицах в медленной гордой по­ходке чувствуется настоящая царственная важность. Фески зелёные и белые чалмы, какие-то странные чалмы, сплетённые из соломы; ма­ленькие полуголые, похожие на обезьян люди, чёрные, как вакса, с курчавыми волосами, сбитыми, как войлок... Огромные красные губы, сверкающие зубы... Пунцовые береты неаполитанские колпаки зелё­ные восточные халаты всё это густо и тесно выливается из ворот та­можни и расплывается рассеивается веером во все стороны.

(По А. Куприну)

В первом абзаце текста А. Куприн утверждает, что «в путешествии, при остановках в разных городах», его «не влекут к себе ни музеи, ни картинные галереи, ни выставки, ни общественные праздники, ни театры...». Что в та­ком случае находится в центре внимания писателя?

Готовимся к ЕГЭ

1. Какое из предложений не является простым осложнённым?

а) Странное то было лето, всё в нём перепуталось. (Наг.)

б) А первый снег, выпавший незаметно за ночь, тем ранним утром был праз­
дником нечаянным для всех. (Ч. А.)

в) Над всей жизнью Василия Фивейского тяготел суровый и загадочный рок.
(Андр.)

г) Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей! (Ее.)

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?

1. Низкий (1) жёлтый (2) песчаный берег постепенно начал возвышаться, и на нём запестрели редкие (3) тёмные кусты зелени. (Купр.)

53


Синтаксис и пунктуация

2. Стояли жаркие (4) томные июльские дни. (Купр.)
а) 3,4       6)1,2,3,4      в) 4       г) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Красивая борзая собака (1) с голубым ошейником вбежала в гостиную, стуча ногтями по полу, а вслед за нею вошла девушка (2) лет восемнадцати (3) черноволосая и смуглая (4) с несколько круглым (5) но приятным лицом (6) с небольшими тёмными глазами. (Т.)

а)1,2,3,4,5,6      6)2,3,4,5,6      в) 3, 4, 5, 6

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?

1. В его голосе была и неподдельная глубокая страсть (1) и молодость (2) и сила (3) и сладость (4) и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. (Т.)

2. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера (5) то на виконта (6) то на хозяйку. (Л. Т.)

а) 2, 4, 5, 6    6)1,2,4,5,6      в) 1, 2, 3, 4, 5, 6

5. В каком предложении с обобщающим словом не правильно расставлены
знаки препинания?

а) Потом задрожало всё: воздух, стены, свет, звуки, весь мир. (Купр.)

б) Как-то вечером пошёл снег, и всё стало среди ночи белым набережная,
лодки у берега, крыши домов, деревья. (Купр.)

в) Глаза, нос, рот — всё сжималось как будто в одну неопределённую и скуч­
ную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.
(Л. Т.)

г) Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа — все
с упрёком посмотрели на неё. (Л. Т.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.015 с.)