ЛИТ 366. Выразительно прочитайте стихотворения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛИТ 366. Выразительно прочитайте стихотворения.



1. В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метёт — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.

Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет.

Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.

(М. Цветаева)

30


§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире

2. Вербы — это весенняя таль, И чего-то нам светлого жаль, Значит — теплится где-то свеча, И молитва моя горяча, И целую тебя я в плеча. Этот колос ячменный — поля, И заливистый крик журавля, Это значит — мне ждать у плетня До заката горячего дня. Значит — ты вспоминаешь меня.

Розы — страшен мне цвет этих роз, Это — рыжая ночь твоих кос? Это — музыка тайных измен? Это — сердце в плену у Кармен?

(А. Блок)

1. Почему авторы употребляют тире, порой противореча пунктуацион­ным нормам русского языка? Как это передаёт мироощущение поэтов?

2. Какой фонетический приём использован в стихах для усиления выра­зительности?

ЛИТ 367. Прочитайте текст. Объясните постановку или отсутствие тире.

Мещёра — остаток лесного океана. Мещёрские леса величе­ственны, как кафедральные соборы.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и на­слаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым доро­гам к какому-нибудь дальнему озеру.

Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, об­лепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торже­ственный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сы­ростью и в траве горят светляки.

А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало.

В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. В одном озере во­да фиолетовая, в другом — желтоватая, в третьем — оловянного цве­та, а в озёрах за Прой — чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода

31


Синтаксис и пунктуация

прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Но большинство озёр всё же — чёрные. Старики говорят, что чер­нота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших лис­тьев. Бурая листва даёт тёмный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озёр — чем старее торф, тем темнее вода.

(По К. Паустовскому)

1. Определите тип речи текста.

2. Укажите особенности синтаксического строя предложений в третьем абзаце. Как называется подобное синтаксическое построение?

3. Найдите метафоры и эпитеты.

4. Какое место в жизни и творчестве К. Паустовского занимала Мещёра?

5. На какие особенности Мещёры обращает внимание автор и какова роль цветовой гаммы в описании озёр Мещёры?

368. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире и объ­ясняя его постановку.

I. 1. У самой горы виднелась крестьянская хижина, а напротив
мельница на берегу ручья. (Ил.) 2. Вместе с платиной поднялись ее гео­
химические родичи никель и хром. (Mux.) 3. Москва громадная лето­
пись, в которой уместилась вся история народа русского. (Леон.)
4. Учение семена знаний, а знания семена счастья. (Поел.) 5. Охранять
природу значит охранять Родину... (Пришв.) 6. Грушницкий юнкер.
(Л.) 7. Приметы на дорогах это не главные приметы. (Пауст.) 8. В од­
ном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к при­
роде, в другом хорошие и меткие местные слова, в третьем слова лю­
дей разных профессий... (Пауст.)

II. 1. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
(Т.) 2. Налево от нашего пути залив Баренцева моря, называемый Бе­
лым морем, в его глубине устье Северной Двины с городом Архан­
гельском. Далее на запад путь к Мурманску. (Mux.) 3. Три года я, ро-
бятушки, жил у попа в работниках, малина не житьё! Попова каша с
маслицем, попов пирог с начинкою, поповы ши с снетком! Жена по­
пова толстая, попова дочка белая, попова лошадь жирная, пчела по­
пова сытая, как колокол гудёт! (И.) 4. Под гигантским обрывом блес­
тело Азовское море. Вода в нём как желтоватая листва акаций.
(Пауст.) 5. Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; за­
пад неба бледно-красен, и реки блестят извивы. (Фет) 6. Вдохнове­
ние это строгое рабочее состояние человека. (Пауст.)

32


§ 77. Соединительное тире. Интонационное тире

Готовимся к ЕГЭ

1. Какое из предложений является сложным?

а) В вечернем сумраке всплывали пред ним виденья прошлых дней, будя ста­
ринные печали игрой бесплотною теней. (Л. Б.)

б) В свободное от занятий по хозяйству время она садилась у окна самой
большой комнаты в доме и неподвижно, молча сидела тут по два, по три ча­
са. (М. Г.)

в) Густой, хриплый, непрерывный звук, казалось, выходил из-под земли и
низко расстилался по её поверхности. (Купр.)

г) В дверях передней показался Багратион, без шляпы и шпаги, которые он,
по клубному обычаю, оставил у швейцара. (Л. Т.)

2. Какое из предложений является простым?

а) Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки сто­
яли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую
глубь лазури. (Т.)

б) Река воздушная полней течёт меж небом и землёю, грудь дышит легче и
вольней, освобожденная от зною. (Тютч.)

в) В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волж­
ского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега. (Ч.)

г) Они шли лесом по глухой, занесённой снегом дороге, на которой уже не
осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. (Бык.)

3. Какое из предложений является двусоставным?

а) Каких только конфликтов не происходило и не происходит в истории че­
ловеческого общества.

б) Юный лес, в зелёный дым одетый, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. (А. К. Т.)

в) Прошу вас ещё раз не сердиться на меня и быть уверенным в том всегда­
шнем почтении и в той привязанности, с каковыми честь имею пребыть наи­
преданнейшею и покорнейшею услужницей вашей. (Дост.)

г) Всё-таки приятно от времени до времени себе справедливость воздать.
(Дост.)

4. Какое из предложений является односоставным определённо-личным?

а) Ты не плачь, не сетуй, вновь весна придёт. (Лет.)

б) Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом. (Я. См.)

в) Три месяца спустя по приезде нашем в Петербург меня отдали в пансион.
(Дост.)

г) Хочу писать, а не знаю, с чего и начать. (Дост.)

5. Какое из предложений или выделенных частей сложного предложения не
является односоставным безличным?

а) По ночам она всё не спала, всё ей что-то чудилось. (Леек.)


2 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


33


Синтаксис и пунктуация

б) Я то писал, что слышал, видел, и нет тут выдумки моей.

в) На дворе смеркалось, в комнатах было темно.

г) Лиственной тёплой сушью несло из тёмного сада. (Триф.)

6. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в сложном
предложении?

Над алыми цветами пахучего шиповника кружились золотые жуки; в ли­пах жужжали пчёлы; в траве трещали кузнечики; из-за кустов красной смо­родины большие подсолнечники подымали широкие головы и, казалось, не­жились на полуденном солнце. {А. К. Т.)

а) подсолнечники подымали

б) подымали головы и нежились

в) подсолнечники подымали головы и нежились

г) подсолнечники нежились

7. В каком предложении выделенное сказуемое является составным глаголь­
ным?

а) Всё повторялось с прежней расчётливой методичностью, огневой вал мед­
ленно катился ко рву. (К. Вор.)

б) Швейцар оказался жилистым и жестоким человеком. (Булг.)

в) Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нель­
зя будет жить на свете. {Булг.)

г) Но лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор, и от его южной
опушки до села оказалось не больше трёхсот метров. (А^. Вор.)

8. В каком предложении сказуемое является составным именным?

а) Копыта Грачихи жёстко отбарабанили по деревянному мосту на выезде из
усадьбы и мягко пошли по толстой пыли большака. {Наг.)

б) Грубый шорох в кустах заставил Верочку испуганно замереть. {Наг.)

в) Наташа Сатина была рослая, стройная, очень серьёзная девочка, пытав­
шаяся держаться на равных со взрослыми. {Наг.)

г) Он хотел понять, почему его так тронула и странно взволновала эта встре­
ча. {Наг.)

9. В каком предложении следует поставить тире между подлежащим и сказуе­
мым?

а) Летний вечер тих и ясен... {Фет)

б) Он понял так, что теперь самое верное средство это начать во все места
просьбы писать. {С.-Щ.)

в) Обители Горюхина большей частью роста среднего. (77.)

г) Какое это огромное счастье любить и быть любимым. {Ч.)

34


§ 78. Простое осложнённое предложение

10. В каком предложении не следует ставить тире между подлежащим и ска­зуемым?

а) Пятью пять двадцать пять.

б) Россия это страна с великим духовным и культурным наследием.

в) Нет, мы не древние народы! Наш век, о други, не таков. (Тютч.)

г) Ученье вот чума, учёность вот причина. (Гр.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.018 с.)