В сложноподчинённом предложении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В сложноподчинённом предложении



С ОДНИМ ПРИДАТОЧНЫМ

1. Придаточное предложение отделяется от главного запя­той. Например: Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят (И. Тургенев); Пока он говорил, Щавинский внимательно наблюдал за ним. (А. Куприн)

2. Придаточное предложение, находящееся внутри главного, выделяется запятыми с обеих сторон. Например: В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы. (В. Солоухин)

3. Если придаточное предложение присоединяется к главно­му с помощью сложного союза (в силу того что, в то время как, для того чтобы, оттого что, потому что и т. п. ), то в зависимо­сти от смысла высказывания и интонации запятая ставится или перед союзом, или перед второй частью сложного союза (для того, чтобы; потому, что и т. д.). Ср.: Мы стали делать зарубки на деревьях, для того чтобы не заблудиться в лесу. — Мы ста­ли делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться в лесу.

 

4. Двоеточие ставится перед придаточным предложени­ем при наличии в главном предложении слов, предупреждающих о дальнейшем разъяснении (в этом случае перед придаточным мож­но поставить а именно). Например: Мне хотелось одного: чтобы он пришёл вовремя.

5. При интонационном подчёркивании придаточных предло­жений (изъяснительных, обстоятельственных), стоящих перед главным, вместо запятой может ставиться тире. Напри­мер: Пахарь ли песню вдали запоётдолгая песня за сердце берёт... (Н. Некрасов)

118


§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

Примечания. 1. Не являются придаточными предложениями и поэтому не выделяются запятыми устойчивые сочетания: во что бы то ни стало; что есть мочи; кто во что горазд и т. п.: Теперь мне оставалось во что бы то ни стало доказать свою правоту. (В. Каверин)

2. Не отделяются запятой придаточные предложения, если пе­ред подчинительным союзом стоит отрицание не или повторяющиеся со­чинительные союзы и, или, либо и т. п.: Я спал и не слышал ни как пришёл отец, ни как он ушёл.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Порядок разбора

1. Выделить части предложения (главное и придаточное), отме­тить границы.

2. Указать, что поясняет придаточное предложение: главное предложение в целом или отдельное слово (какое именно; указать часть речи).

3. Указать, на какой вопрос отвечает придаточная часть и ка­ково средство синтаксической связи (союз, союзное слово).

4. Определить тип придаточного предложения (определитель­ное, изъяснительное; обстоятельственное: места, времени, степе­ни и образа действия, причины, цели, уступки, условия, следствия; сравнительное, присоединительное; сопоставительное).

5. Объяснить постановку знаков препинания.

6. Составить схему.

7. Провести разбор частей сложноподчинённого предложения (по схеме простого).

Образец разбора

1 Ютеи толковал мне, 2> что теперь вся степная птииа прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. (В. Арсеньев)

Вертикальная схема                                         Линейная схема

1


что


[ — =],что(-=).


1 — главное, 2 — придаточное, оно поясняет в главном пред­ложении сказуемое толковал, отвечает на вопрос о ч ё м?, присо-

119


Синтаксис и пунктуация

единяется союзом что; это придаточное изъяснительное, нахо­дится после главного; перед придаточным предложением ставит­ся запятая.

443. Выполните синтаксический разбор сложноподчинённых предло­
жений.

1. Хороши летние туманные дни, хотя охотники их и не любят. (Т.) 2. Петя с Долоховым проехали часового, который мрачно ходил по мосту. (Л. Г.) 3. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л.) 4. Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть. (Л.) 5. Дуня сидела на ручке кресла, как наездница на своём английском седле. (П.) 6. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. (Пауст.)

444. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препина­
ния. Укажите тип придаточных предложений.

1. Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. (Пауст.) 2. Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Пауст.) 3. На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь, так что сначала Ромашову приходилось точно слепому ощупы­вать перед собой дорогу. (Купр.) 4. Мне кажется, что я не покидал России. (Балъм.) 5. Я вырастал в глухое время, когда весь мир был глух и тих. (В. Бр.) 6. В небольшой комнате, которую занимал Не­хлюдов, стоял старый кожаный диван, обитый медными гвоздиками. (Л. Т.) 7. С вечера я спал крепко, потому что слишком измучился за день. (Бун.)

ЛИТ445. Прочитайте отрывок из повести «Прощание с Матёрой». Вы­ пишите предложения в две группы: 1) предложения со сравнительным обо­ротом; 2) сложные предложения с придаточным сравнения. Какие средства выразительности встречаются в этих предложениях?

Много лет знали Богодула как глубокого старика и много уже лет он не менялся, оставаясь всё в том же виде, в каком показался впервые, будто Бог задался целью провести хоть одного человека через несколько поколений. Был он на ногах, ступал медленно и широко, тяжёлой, навалистой поступью, сгибаясь в спине и задирая большую лохматую голову, в которой воробьи вполне могли устраивать гнёзда. Из дремучих зарослей на лице выглядывала лишь горбушка мясистого кочковатого носа да мерцали красные, налитые

120


§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

кровью глаза. От снега до снега Богодул шлёпал босиком, не разбирая ни камней, ни колючек; ноги его, разлапистые и чёрные, потерявшие видимость кожи на них, настолько затвердели, что казались окостеневшими, будто на старую кость наросла новая. Одно время ребятишки наловчились ловить змей: прижмут рогаткой к земле и хватают возле головы, бегут пугать девчонок и баб; увидев раз выпущенную ненароком, ползущую по дороге тварь, возле которой прыгала ребятня, Богодул, не долго думая, подставил ей голую ступню — змея ткнула и не проткнула, ударилась, как о камень. С того случая мальчишки нашли новую забаву: всех пойманных змей доставляли Богодулу, а он, сидя на валуне возле своего барака и руками приподняв ногу, дразнил их, хехекая, как от щекотки, когда змея в мгновенном прыжке пыталась проколоть его твердь...

В последние годы, когда пошли слухи, а затем и началась суета с переселением, Богодул был единственным, кого они словно бы никаким боком не касались, — или рассчитывал до того помереть, или так же, как здесь, пристроиться возле старух и на новом месте.

Для них вся жизнь теперь состояла только в этом, и о чём бы ни заходил разговор, в какое бы время ни перебрасывался, кого бы ни метил, кончался он всегда одним — подступающим затоплением Матёры и скорым переездом. Богодул сидел тут же, с шорканьем, будто камень тёр о камень, чесал свои донельзя заскорузлые ноги или, шумно гоняя воздух, тяжело отпыхивался после чая и угрюмо сипел.

{В. Распутин)

1. Определите тип текста, обоснуйте свой выбор.

2. Выпишите существительные с чередованием гласных в корне, объясните их правописание.

3. В последнем абзаце найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, выполните его орфоэпический разбор.

4. Объясните значение выделенных слов. Подумайте, как образовались
эти слова.

. I 5. Объясните написание частицы ни в предложениях. Какую функцию
___ I она выполняет?

446. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Проведите синтаксический разбор этих предложений. Укажите: а) что поясняет придаточное предложение в главном (слово, словосочетание, пред­ложение); б) на какой вопрос отвечает; в) тип придаточного предложения; г) место придаточного по отношению к главному.

121


Синтаксис и пунктуация

1. В гостиную входили из коридора который оканчивался входом в кухню где жила кухарка Лукерья. (Дост.) 2. Временами дорога про­рывалась через такую гущу лещины что надо было сидеть согнувшись чтобы ветками не исхлестало лицо. (Пауст.) 3. Когда Нехлюдов при­ехал на вокзал арестанты уже все сидели в вагонах за решетчатыми окнами. (Л. Т.) 4. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. (Я.) 5. Пишу пишу рукой небрежной чтоб здесь чрез много скучных лет от жизни краткой но мятежной какой-нибудь остался след. (./7.) 6. Где океан век за веком стучась о граниты тайны свои разглашает в задумчивом гуле высится остров давно моряками забытый. (В. Бр.) 7. Видно уж про­шло то время когда в письмах содержались целые философские трак­таты. (Сол.) 8. Коса легко скользила по гладкой ледяной столешнице срезая под самое основание вмёрзшие дудки так что после них во льду оставались одни только дырочки. (Нос.)

ЛИТ 447. Прочитайте отрывок из повести А. Платонова «Котлован». Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными цели, выпишите их и выполните синтаксический разбор.

В это время отворился дверной вход, и Вощев увидел ночного косаря с артельным чайником: кипяток уже поспел на плите, которая топилась на дворе барака; время пробуждения миновало, наступила пора питаться для дневного труда...

Сельские часы висели на деревянной стене и терпеливо шли си­лой тяжести мёртвого груза; розовый цветок был изображён на обли­ке механизма, чтобы утешать всякого, кто видит время. Мастеровые сели в ряд по длине стола, косарь, ведавший женским делом в бараке, нарезал хлеб и дал каждому человеку ломоть, а вприбавок ещё по куску вчерашней холодной говядины. Мастеровые начали серьёзно есть, принимая в себя пищу как должное, но не наслаждаясь ею. Хотя они и владели смыслом жизни, что равносильно вечному счастью, однако их лица были угрюмы и худы, а вместо покоя жизни они име­ли измождение. Вощев со скупостью надежды, со страхом утраты на­блюдал этих грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину. Он уже был доволен и тем, что истина заключалась на свете в ближнем к нему теле человека, который сей­час только говорил с ним, значит, достаточно лишь быть около того человека, чтобы стать терпеливым к жизни и трудоспособным.

122


§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

~~Т~\ 1. Известный русский литературовед Ю. Левин, тщательно проанали-

___ I зировав синтаксический строй произведений А. Платонова, отмечал

избыточность сложноподчинённых предложений. Среди сложноподчинён­ных предложений избыточными он считал придаточные цели. Найдите эти придаточные, проанализируйте их. Докажите или опровергните точку зре­ния Ю. Левина.

2. Найдите в тексте синтаксические средства выразительности, назовите их.

3. Каким членом предложения являются выделенные слова? Назовите способ их образования.

448. Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препина­ния. Подчеркните грамматические основы, выделите союзные слова как члены предложения, укажите, какой частью речи они являются.

1. Я должен был сидеть писать выслушивать глупые или грубые за­мечания и ждать когда меня уволят. (Ч.) 2. Дедушка одной рукой не­прерывно вертел ручку шарманки извлекая из неё дребезжащий каш­ляющий мотив а другой бросал мальчику разные предметы которые тот искусно подхватывал налету. (Купр.) 3. Здесь начинался старинный графский парк в густой зелени которого были разбросаны красивые дачи цветники оранжереи и фонтаны. (Купр.) 4. На пруду где ветром сдуло снег со льда Мишка на минутку задержался вынул перочинный ножик и коробку спичек присел и шмыгая носом стал долбить синий лёд. (А.Н. Г.) 5. Я не представляю себе где мы потому что в этих местах на Чёрном море я никогда не бывал. (Бун.) 6. Когда Никита один воз­вращался домой в небе высоко, в радужном бледном круге, горела лу­на. (А.Н. Т.) 7. Лет за двадцать до того времени к которому мы отнес­ли начало нашего рассказа уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. (Т.) 8. Всего что знал ещё Евгений переска­зать мне недосуг. (77.) 9. Чтобы увидеть море надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. (Пауст.)

ЛИТ 449. Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Воскресение». Выпишите первое предложение, графически объясните постановку знаков препинания.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место не­сколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех жи­вотных и птиц, — весна была весною даже и в городе. Солнце грело,

123


Синтаксис и пунктуация

трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли её, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и берёзы, тополи, черёмуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнёзда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди — большие, взрослые люди — не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, — красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

1. Определите тему текста. Сколько микротем в нём можно выделить?

2. Какие проблемы поднимает Л. Толстой в данном тексте? Каково его от­ношение к этим проблемам?

3. Найдите в тексте антитезу.

4. Выпишите выделенные слова и выполните их орфоэпический разбор.

5. Укажите простое предложение, осложнённое однородными членами
предложения, и проанализируйте его.

450. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Определи­те тип придаточных предложений. Выделите грамматические основы. Подчеркните союзные слова как члены предложения. Составьте схемы 7, 8 и 9-го предложений.

1. Пока девочка не научилась твёрдо ходить вдова жила у матроса заменяя сиротке мать. 2. Он немедленно отправился к воде где увидел на конце мола спиной к нему стоявшего куря Лонгрена. 3. Ассоль проснувшись увидела что отец сидит пред угасающей лампой в глубо­кой задумчивости. 4. Огромный дом в котором родился Грэй был мрачен внутри и величественен снаружи. 5. Глубокая непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в Ассоль. Она разбрасывала её взгля­дом за горизонт откуда лёгким шумом береговой волны возвращалась она обратно гордая чистотой полёта. 6. Когда Грэй поднялся на палу­бу «Секрета» он несколько минут стоял неподвижно поглаживая ру­кой голову. 7. Хотя распоряжения капитана были вполне толковы помощник вытаращил глаза и беспокойно помчался с тарелкой к се­бе в каюту. 8. Как только появилась Ассоль все смолкли. 9. Матрос сказал дочери чтобы она уложила его мешок перечислил все необхо­димые вещи и дал несколько советов. 10. Когда на другой день стало светать корабль был далеко от Каперны.

(А. Грин)

124


§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

451. Прочитайте отрывок из сочинения «Дегуманизация искусства» испанского философа. Составьте схемы двух видов к сложноподчинённым предложениям, определите их тип.

Что называет большинство людей эстетическим наслаждением? Что происходит в душе человека, когда произведение искусства, например театральная постановка, нравится ему? Ответ (не)вызывает сомнений: людям нравится драма, если она смогла увлечь иЛ изображением человеческих судеб. Их сердца волнуют любовь, (не)нависть, беды и радости героев: зрители участвуют в событиях, как если(бы) они были реальными, происходили в жизни. И зритель говорит, что пьеса «хорошая», когда ей удалось вызвать иллюзию жизненности, достоверности воображаемых героев. В лирике он будет искать человеческую любовь и печаль, которыми как(бы) ды­шат строки поэта. Пейзаж покажется ему «милым», если он достаточ­но привлекателен как место для прогулки.

Это означает, что для большей части людей эстетическое наслаж­дение не отличается (в)принципе от тех переживаний, которые сопутствуют их повседневной жизни. В конечном счёте предмет, объект, на который направлено искусство, а вместе(с)тем и прочие его черты, для большинства людей — те(же) самые, что и в каждодневном существовании, — люди и людские страсти.

(Как)только публика не узнает привычной для неё истории, она сбита (с)толку и не знает уже, как быть дальше с пьесой, книгой или картиной. И это понятно: им (не)ведомо иное отношение к пред­метам, (не)жели практическое, (то)есть такое, которое вынуждает нас к переживанию и активному вмешательству в мир предметов. Произведение искусства, (не)побуждающее к такому вмешательству, оставляет их безучастными.

(X. Ортега-и-Гассет)

1. Какие признаки свидетельствуют о том, что перед вами текст публици­стического стиля?

2. Определите композицию текста, составьте его план, сформулируйте мик­ротемы.

3. Найдите односоставные предложения в составе сложного. Выпишите их, укажите вид, выделите в них грамматические основы.

4. Выпишите выделенные слова, раскройте скобки, укажите часть речи, объясняя слитное или раздельное написание слов.

~/ Jq \ 5. Автор текста поднимает проблему восприятия искусства. Каково его
А. __ I отношение к данной проблеме? Как, по его мнению, искусство восприни-

125


Синтаксис и пунктуация

мает большая часть людей? Согласны ли вы с его мнением? Напишите сочине­ние-рассуждение, сформулировав позицию автора, выскажите своё мнение по проблеме и аргументируйте его.

Готовимся к ЕГЭ

1. Укажите сложное предложение с придаточным изъяснительным.

1) Не помню, какую пьесу играли. (Булг.)

2) Тот, кто хоть немного занимался историей, не мог не заметить лежащий в основе распрей материальный интерес. (Бакунин)

3) Неизвестные люди оказались новыми рабочими, что прислал Пашкин для обеспечения государственного темпа. (Плат.)

4) Григорий выскочил в сенцы, и последнее, что он слышал, — Натальин плач в голос. (Шол.)

2. Укажите сложное предложение с придаточным причины.

1) Государь, понимаешь, манифест подписал, чтобы всё перевернуть по-новому. (Паст.)

2) Верёвка была длиною почти во всю комнату, так что один только проти­воположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя. (П.)

3) Верно, где-нибудь не на месте, оттого и забывается. (Паст.)

4) Что же делать, если нет тех самозабвенных впечатлений, откуда волнуется жизнь и, вставая, протягивает руки вперёд к своей надежде? (Плат.)

3. Укажите сложное предложение с придаточным уступки.

1) Я бросил гимназию и тоже возвратился под родительский кров, чтобы встретить там дни, несомненно, самые удивительные из всех пережитых мной. (Бун.)

2) Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась. (Плат.)

3) Если ничего не придумаем и ни к чему не придём, то двадцать второго августа и вишнёвый сад, и всё имение будут продавать с аукциона. (Ч.)

4) Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю все­ленную! (Купр.)

4. Укажите сложное предложение с придаточным следствия.

1) Сердце всё билось, стукало так, что ему дышать стало тяжело. (Дост.)

2) Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. (Купр.)

3) Я, говорит, хорошего рода и настоящее воспитание получил, так что даже я ещё самым маленьким по-французски Богу молился. (Леек.)

4) Бывает так, что в первый же день по приезде куда-нибудь попадаешь на редкое обилие впечатлений и встреч. (Бун.)

126


§ 96. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одним придаточным

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

1) Вронский умышленно избегал той избранной (1) великосветской толпы (2) которая сдержанно и свободно двигалась (3) и переговаривалась (4) пред беседками. (Л. Т.)

1)1,2             2)2                  3)1,2,3            4)1,2,4

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Пел он весёлую (1) плясовую песню (2) слова (3) которой были напол­нены бесконечными украшениями (4) с прибавлением согласных и воскли­цаний. (71)

1)1,3             2)1,2,4             3)2                  4)3

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

И так как никто не знал географии страны (1) под флагом (2) которой она пришвартовалась (3) было неизвестно (4) на каком языке обратиться к ней.

1)1,4             2)2,4               3)1,3,4            4)2,3,4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Пайл знает (1) что перед сном я выкуриваю несколько трубок (2) и не хочет меня беспокоить. (Г. Грим)

1)1               2)2                  3)1,2

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Я сейчас попрошу Анюту (1) чтобы она истопила вам ванну (2) и сейчас же купайтесь.

1)1               2)2                  3)1,2

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?

Но как отлично (1) что ты попал в воскресенье (2) и застал меня.

1)1               2)2                  3)1,2

11. В каких предложениях придаточную часть сложноподчинённого пред­
ложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным при­
частным оборотом?

1) Люди, на угрюмых лицах которых, кажется, век не проскальзывала улыб­ка, притопывали ногами и вздрагивали плечами. (Купр.)

127


Синтаксис и пунктуация

2) Он принадлежал к числу тех людей, которые под видом высказывания всякому в глаза «истинной правды» грубо, но приятно льстят начальству, откровенно ябедничают на сослуживцев, а с подчинёнными обращаются самым безобразно-деспотическим образом. (Л. Т.)

3) Его светлые глаза, за которыми чувствовался большой ум учёного и сильная воля авантюриста, как и всегда, неподвижно и равнодушно глядели из-под опухших, усталых век. (Купр.)

4) В последние годы в советской печати появился ряд работ, дающих хотя бы краткие и отрывочные сведения о жизни и творчестве этого философа, имя которого по праву занимает одно из первых мест в мартирологе деятелей Серебряного века русской культуры. (Д. Галковский)

5) В кино, в театрах, в варьете, на открытых сценах показывали всё, что угодно... показывали умение хорошо или плохо говорить, танцевать и петь, разные любовные случаи, которые почти не случаются в обыденной жизни. (Б. Пильняк)

6) Все так и впились в него глазами, особенно рядчик, у которого на лице, сквозь обычную самоуверенность и торжество успеха, проступило неволь­ное, лёгкое беспокойство. (Т.)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.084 с.)