Народная ветеринария в древней Руси IX - XIV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная ветеринария в древней Руси IX - XIV вв.



Эпоха IX-XIV столетий на территории Руси характеризовалась объединением восточных славянских племен в феодальные государства и княжества. В начале образуется Древнерусское государство - Киевская Русь (IX в.), затем - Великий Новгород (XII в.), Ростово-Суздальское княжество (XII в.), Северо-Восточная Русь (XIII в.). Московское княжество (XIII в.) и др. Возникают города, развиваются различные ремесла и торговля.

3.1. Зарождение примитивной ветеринарии в Древней Руси. Когда во главе Киевской Руси стоял князь Владимир Святославович (980 -1015), было принято христианство (988 г.), объявленное религией государства и всего народа. Деревянные и каменные изображения языческих богов-идолов были уничтожены. Вместо языческого «скотьего бога» Велеса (Волоса) покровителем и защитником скотоводства и стад от разных напастей и хищных зверей стал христианский святой Георгий, изображавшийся на иконах в виде всадника на коне, поражающего копьем змея. Христианская церковь в лице духовенства способствовала укреплению власти князей и бояр-феодалов. Одновременно она насаждала грамотность, в монастырях были созданы школы «учения книжного» и «словес книжных».

Грамотность и древнерусская культура получили особенно широкое распространение в Киевской Руси при царствовании Ярослава Владимиро­вича Мудрого (1019 -1054). В этот период появились различные рукописные сочинения на пергаменте, изготовленном из телячьей кожи, небольшие письма на бересте.

Скот, как и земля, являлся одним из источников богатства и знатности их владельца. Даже кованные железом деревянные сундуки, в которых хранились золотые и серебряные украшения, богатая одежда, меха, деньги и другие вещи, в то время назывались скотницами. Скотница в широком смысле означала княжескую казну, а скот - деньги. В. Н. Татищев, автор книги «История Российская от самых древнейших времен...» (XVIII в.), писал: «В древние времена скот - то самое, что ныне деньги зовем».

В стране уделялось большое внимание развитию отечественного ко­неводства. Лошадь как тягловая сила широко применялась в сельском хозяйстве, строительстве, при перевозке грузов и в военном деле.

В древних русских летописях (XI - XVII вв.), «Русской правде» (XI в.) содержатся некоторые сведения о сельскохозяйственных животных различных видов, их стоимости, о продуктах и сырье животного происхо­ждения и торговле ими, а также о специализации в животноводстве.

М. Е. Лобашев (1954) отмечает, что на Руси в XI - XII вв. «скотоводство у славян находилось на высоком уровне по сравнению с другими народами. Это подтверждается наличием специализации скота по его использованию и породному составу».

В Киевской Руси, Великом Новгороде, а также в других славянских княжествах основным производителем продуктов растениеводческого и животноводческого сырья являлись крестьяне-смерды.

В городах и сельских местностях ремесленники из сырья сельского хозяйства изготовляли различные товары, которые пользовались большим спросом на городских рынках - торжках. О росте ремесел на Руси говорят следующие данные: в Х в. их было 42, а в XVI в. - уже 210. Среди ремес­ленников были кузнецы, «коневые лекаря», «кровопуски» и др.

В IX - XIV вв. лечением больных домашних животных, кроме «коневых лекарей» (коновалов), занимались волхвы и знахари. В древних рукописных сочинениях волхвы описываются как «кудесники», или «зелейники» (зелье -лекарственные травы). Они умели читать и писать. Народ считал волхвов премудрыми людьми с большим жизненным опытом и знанием приемов медицины и ветеринарии. Волхвы лечили больных людей и домашних животных. К ним за лечебной помощью обращались князья и бояре. Волхвы-кудесники неоднократно упоминаются в былинах.

3.2. Развитие народной ветеринарии. В народной ветеринарии широко использовались различные лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения. Применялись также огородные растения: лук, чеснок, укроп и др.

Профессор И. П. Попов (1908), анализируя суеверия, колдовство, знахарство и коновальство в народной ветеринарии, отметил, что коновал являлся «носителем реальных лечебных средств и простых эмпирических приемов».

Знания и многолетний - опыт лечения домашних животных передава­лись от отца сыну, от учителя ученикам. Следует отметить, что профессия коновала просуществовала до 30-х годов XX в.

В XI - XIV вв. на Руси была создана отечественная и переводная, преимущественно греческая и латинская, рукописная литература естест­венно-исторического и медицинского направлений. В этой литературе имеются некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и жи­вотных, фармакологии.

Переводили рукописные книги обычно монахи.

К числу первых переводных рукописей относится трактат «Физиолог» (XI в.) - сборник о зверях и птицах. Характерно, что в греческой рукописи описывался животный и растительный мир жаркого климата, а в русском варианте этот перевод был дополнен сведениями о животных, в том числе о птицах и растениях холодного и умеренного климата России. В рукописи «Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского» (1263) приведены некоторые сведения по анатомии и физиологии человека и др.

Историк Т. И. Райнов (1940), характеризуя этот период истории научных знаний, указывает, что если до XI в. в Древней Руси господствовали богословско-мистические взгляды на природу, то уже в XI - XIII вв. мы имеем зародыши настоящей науки, т. е. элементы объективного знания ма­териальной действительности в духе стихийного материализма.

3.3. Эпизоотии. Академик С. Н. Вышелесский в 1945 г. писал, что в древние времена эпизоотии и эпидемии охватывали обширные территории, поражая огромные массы животных и людей. В короткие сроки вымирали целые поселения, а оставшиеся в живых в страхе покидали свои насиженные места.

Древние русские летописцы отмечают, что чаще различные острые инфекционные болезни среди людей и домашних животных (моры) на­блюдались в годы неурожаев, голода (глада) и бескормицы или войн.

Историк русской медицины Л. Ф. Змеев (1896) описал в Киеве в 867 г. большую смертность людей и домашних животных одновременно от не­известной инфекционной болезни, а в 979 г. - в год неурожая и бескормицы - «мор скотов, зверей и людей... и много пакости бываху человеку и скотам и зверям лесным и польным».

Острые инфекционные болезни, общие для животных и человека, - зооантропонозы наблюдались не только в отдельных городах и регионах, но и по всей стране. Так, в Воскресенской летописи за 1302 г. говорится:

«...бысть мор на люди, и на кони, и на всякий скот... по всей земли русской». По-видимому, это была сибирская язва - пострел.

За период IX - XIV вв. на Руси наблюдались 32 крупные эпизоотии различных инфекционных болезней, из них 17 эпизоотии протекали одно­временно с эпидемиями и 15 эпизоотии без переболевания людей этими инфекциями.

Иногда летописец кратко и четко писал: в 1154 г. на всей Руси «бысть мор в коних всих... яко не был николи же» (т.е. никогда) или в 1286 г. «бысть мор птиц; в 1298 г. «того же лета бысть мор на скоте... а на люди был да немног».

В русских летописях иногда освещалось, где первоначально возникали эпидемии или эпизоотии самопроизвольно (спонтанно) на территории Древней Руси или они были занесены из зарубежных стран. Так, в Псковской летописи 1 говорится, что в 1264 -1265гг. в г. Пскове «бысть мор на люди», а также «велик мор во скотах». В 1352 г. «мор» был занесен из-за границы в нашу страну, «и той мор пошел от Индейской страны, от Солнца Града», или в 1404 г. мор пришел «от немець в Псков».

Известный советский историк отечественной микробиологии, эпидемиологии и эпизоотологии А. И. Метелкин (1894 - 1973) в 1960 г. писал: «Наши старинные памятники письменности, начиная с XI в. и кончая второй половиной XVIII столетия, применяли целый ряд слов и характерных выражений для различия связанных с заразными заболеваниями понятий. Наряду со словом мор - старорусским универсальным названием всяких эпидемий и эпизоотии - применялись и такие выражения: моровое поветрие, моровая напасть, ветренная нечисть, лихое поветрие, заповетрие. «Пораженные такими заболеваниями местности, - отмечал А. И. Метелкин, - именовались заморными, поветренными, заповетренными. Синонимами заразы являлись слова: смрад, пакость, дурн».

Следует к этому добавить, что в русских летописях XI - XVII вв. часто встречается ряд других медицинских и ветеринарных терминов. Так, например, под словами «недуг», «скорбь», «хворь» понималась болезнь, под словом «знамя» - клинический признак болезни, симптом. Термин «пытание» означал распознавание, диагностику болезни, а «напор» - гребень эпидемической или эпизоотической волны («...и бысть сам напор»).

Анализ материалов Полного собрания русских летописей и других рукописных сочинений XI - XIV вв. показывает, что в этот период русскому народу была известна заразительность и некоторые способы передачи отдельных инфекционных болезней от домашних животных человеку (например, бешенства, сибирской язвы). Так, в Новгородской летописи за 1077 г. говорится о смерти от бешенства одного монаха, заразившегося через укус бешеной собаки: «Свой его пес уяде и оттого он умре». В Никоновской летописи указывается, что летом 1373 г. во время эпизоотии сибирской язвы эта инфекционная болезнь от животных передавалась людям: «...и на кони, и на коровы, и на овцы и всяк скот был мор велик. Потом же прииде и на люди мор велик по всей земле русской».

Историк отечественной медицины И. А. Богоявленский (1960) отмечает, что русскому народу еще в XI в. был известен вред некоторых пара­зитических насекомых: мух, комаров, клопов, тараканов, вшей, червей ползучих и др. Из паразитов домашних животных были известны блохи (песьи мухи), «оводы овчии», клещи, глисты («черви») и др. Русский народ также знал вредителей - грызунов: мышей, крыс, кротов и пр. Среди ядовитых насекомых и животных были известны скорпионы и ядовитые змеи. Все эти паразитические насекомые и животные объединялись в по­нятие «пакости», «гадове», «нечистоты», «гнус» и их рекомендовалось из домов и дворов «изгнати», «уморити» при помощи различных народных средств.

В зависимости от природной очаговости, локализации - естественного местопребывания различных паразитов человека и животных - русский народ эти места часто называл: комариное болото, клещиное озеро, мышиное поле и др.

3.4. Гигиена и санитария. В XI - XIV вв. в княжествах Руси из отраслей медицинских и ветеринарных знаний раньше всех были распространены элементарные основы гигиены человека и домашних животных (зоогигиена). Забота об уходе, кормлении, содержании и воспроизводстве различных видов сельскохозяйственных животных, а также охране их здоровья была одной из первоочередных жизненно важных задач.

Еще у древних скифов, сарматов и славян были освоены простейшие у способы консервирования мяса и рыбы путем вяления и копчения. Было известно, что дым имеет свойство предохранять съестные продукты от разложения и нападения на них насекомых. Использовался также холод для замораживания мяса и рыбы и соль для засолки их.

В древнем рукописном сочинении «Изборник Святослава» (1073;1076) уделяется большое внимание питанию человека. В этом руководстве не рекомендовалось употреблять в пищу молоко коров после первых дней отела (молозиво), а также молоко, содержащее кровь или гной. Такое молоко может быть причиной желудочно-кишечных заболеваний у человека. Христианская религия запрещала употреблять в пищу людям медвежатину - медведины, а также мясо удавленных диких животных и птиц - давленины.

На основе многовекового житейского опыта предков славяне орга-нолептически (по запаху, цвету, сочности, вкусу и др.) умели отличать свежее мясо (добротное) от плохого (затхлого, гнилого).

Обнаруженные археологами различные предметы домашнего обихода славян (ножи, конские скребницы и др.) показывают, что в этот период чистке лошадей уделялось особое внимание.

3.5. Элементы военной ветеринарии. В Древней Руси между отдель­ными княжествами нередко велись войны, а среди «воев» (воинов) и «коней» (лошадей) часто возникали различные эпидемии и эпизоотии. В 971 г. в Белобережье в войсках Владимира Святославовича наблюдалась большая смертность среди людей от неизвестной заразной болезни. В 1153 г. в вой­сках князя Юрия Долгорукого во время его похода на Вятичи был такой «мор», что «...якоже и не бывал... не в конех, но и в воинстве».

Кроме междуусобных войн русскому народу приходилось отбиваться и защищать свою независимость от нашествий половцев, татар, монголов и немецких псов-рыцарей. По данным Б. Ц. Урланиса (1966), в XI в. на Руси было 33 года войны, в XII в. - 63, в XIII в. - 47 лет, а в XIV в. - 44 года.

Следует отметить, что частые нашествия иноземных захватчиков на Древнюю Русь способствовали заносу и распространению различных опасных эпидемий и эпизоотии. Так, в Никоновской летописи за 1237 г. говорится, что после разгрома татарами русских городов (Рязань, Ростов и др.) все, что пощадили татарские мечи, стрелы, пожары, стало добычей «глада и мора», т.е. голода, эпидемий и эпизоотии.

Частые войны между князьями и нашествия вражеских захватчиков приводили к экономическому и культурному упадку, обнищанию страны. Так, в результате этих войн в конце XII в. распалось на мелкие княжества первое русское государство - Киевская Русь.

Изучение древнерусского и иностранного вооружения в эпоху IX - XIV вв. показывает, что в этот исторический период войны проводились холодным оружием; тяжеловесными мечами, дротиками, саблями, секирами, стрелами, копьями и т. д. Войска подразделялись на легкую конницу и пехоту. Получение в бою раны как у воинов, так и у лошадей подразделялись на колотые, рубленые и пр. Во время войн у лошадей наблюдались ушибы, растяжения сухожилий и т. п. Лечили эти травмы сами всадники, применяя средства народной ветеринарии. В качестве кровоостанавливающего вещества и для перевязки травмированной конечности использовали сухие заранее прокипяченные овечью шерсть, грубый холст (своего рода бинты), различные лекарственные растения, деготь, золу и другие средства. После окончания войны лечением травм у лошадей занимались кудесники, коновалы и знахари.

В период войн и в мирное время особое внимание обращали на полноценное кормление, чистоту кожного покрова, грив, копыт лошадей, т. е. лошади были окружены постоянной заботой со стороны воинов. Конь был спутником и другом всадника. В древне-веском народном эпосе - былинах, повествованиях и др. - уделяется большое внимание единству русской земли, ее славным воинам-богатырям, а также их коням.

Семинарское занятие

1. Народная ветеринария в Древней Руси: коновалы; лекарственные средства растительного, животного и минерального происхождения; руко­писная литература естественно-исторического и медицинского направлений.

2. Эпизоотии в Древней Руси: летописи об инфекционных болезнях людей и животных, о падеже животных; древние термины, характеризующие заразные болезни (моровое поветрие, моровая напасть, ветренняя нечисть, лихое поветрие, заповетрие).

3. Гигиена и санитария: консервирование мяса и рыбы; оценка качества молока и мяса.

4. Элементы военной ветеринарии: распространение заразных болезней во время войн; раны у лошадей и их лечение.


Глава четвертая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.017 с.)