Ветеринария в СССР в 1953 - 1991 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ветеринария в СССР в 1953 - 1991 гг.



9.1. Совершенствование ветеринарной службы СССР в 1953 - 1991 гг. В пятидесятые годы XX века руководство ветеринарной службой страны осуществляло Управление ветеринарии Главного управления животноводства МСХ СССР, начальником которого был Ю.Н. Голощапов. В связи с многочисленными реорганизациями сельскохозяйственных и государственных органов исполнительной власти многократно изменялись и органы управления ветеринарным делом. В марте 1955 г. в структуре Министерства сельского хозяйства СССР было образовано самостоятельное Главное управление ветеринарии, которое возглавлял А.А. Бойко.

В 1959 г. была проведена реорганизация сельскохозяйственных органов. В составе МСХ СССР была организована Государственная инспекция по ветеринарии вместо Главного управления ветеринарии. Функции высшего органа управления ветеринарной службой были значительно уменьшены. За инспекцией сохранены задачи по контролю за деятельностью сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий, за транспортировкой, торговлей, хранением, экспортом и импортом животных и продуктов животноводства. Непосредственное управление ветеринарным делом было передано ветеринарным органам союзных, автономных республик, областей и краев. В 1961 г. осуществлена ещё одна перестройка управления ветеринарным делом. Сельскохозяйственные органы на всех уровнях переведены в сельскую местность. Министерство сельского хозяйства СССР было переведено в бывший подмосковный санаторий "Михайловское", расположенный в 65 км от столицы, МСХ РСФСР - в Яхрому, сельскохозяйственные органы автономных республик, областей и краев - на территории совхозов, сельхозопытных станций.

Государственная инспекция по ветеринарии была реорганизована в Управление ветеринарии МСХ СССР, которое пыталось осуществлять оперативную работу по управлению противоэпизоотическими мероприятиями, ветеринарно-санитарным надзором и охраной границ от заноса заразных болезней, хотя по Положению о Министерстве сельского хозяйства СССР оно должно было заниматься научно-исследовательскими учреждениями и внедрением их достижений в производство. Отдаленность Управления ветеринарии МСХ СССР от Москвы, слабая телефонная связь с республиками, областями, краями не позволяли в полной мере обеспечивать должный уровень государственного управления ветеринарным делом. Темпы оздоровления животноводства от заразных болезней замедлились. Многие местные органы государственной власти, проявляя инициативу в сфере животноводства, не считались с действующими ветеринарными и санитарными правилами. В колхозах и совхозах снизилась ветеринарно-санитарная дисциплина.

Ветеринарные управления республик, ветеринарные органы областей, краев и автономных республик были включены в состав вновь созданных Министерств производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов и их местных органов. Их функции входили в противоречие с задачами Управления ветеринарии МСХ СССР. В сельских районах были образованы колхозно-совхозные территориальные производственные управления, осуществляющие государственное управление сельским хозяйством на территории 5-10 бывших сельских районов. Ветеринарные специалисты этих управлений пытались осуществлять непосредственное руководство ведомственной ветеринарной службой колхозов и совхозов, минуя районные ветеринарные лечебницы. Такая система просуществовала около четырех лет и нанесла существенный урон эффективному управлению ветеринарным делом в стране и на местах.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 27 сентября 1963 г. " Об улучшении ветеринарного дела и усилению государственного ветеринарного контроля в стране" Ветеринарное управление было реорганизовано в Главное управление ветеринарии (с Государственной ветеринарной инспекцией) и переведено в Москву. Установлено, что начальник Главного управления ветеринарии МСХ СССР является одновременно Главным государственным ветеринарным инспектором СССР.

Постановление внесло существенные изменения в организационную структуру ветеринарной службы и выдвинуло новые задачи перед ветеринарными специалистами страны. В нем предусмотрено создание главных управлений (управления) ветеринарии (с государственными ветеринарными инспекциями) министерств сельского хозяйства союзных республик, увеличение штатной численности ветеринарных специалистов в ветеринарных отделах министерств сельского хозяйства автономных республик, управлений сельского хозяйства облисполкомов, крайисполкомов. Этим постановлением была создана ветеринарная инспекция управлений мясной и молочной промышленности совнархозов.

Районные ветеринарные лечебницы реорганизованы в районные ветеринарные станции (станции по борьбе с болезнями животных), со значительными изменениями их функций и задач. Созданы участковые ветеринарные лечебницы - новый тип участковых ветеринарных учреждений. Мясомолочные и пищевые контрольные станции в сельской местности включены в состав районных и межрайонных ветеринарных лабораторий, а в городах - в состав городских ветеринарно-санитарных станций. Некоторые изменения внесены в функции районных и межрайонных ветеринарных лабораторий в связи с включением в их состав -специалистов по биохимическому исследованию (ветеринарного врача-биохимика и лаборанта).

В городах вместо ветеринарных поликлиник,городских ветеринарных лечебниц созданы городские, ветеринарно-санитарные станции.

Установлено, что главный ветеринарный врач района одновременно является государственным ветеринарным инспектором, а главный ветеринарный врач города - главным государственным ветеринарным инспектором города.

Этим же постановлением утверждена ведомость транспортных средств, которыми должны оснащаться учреждения государственной сети и совхозы.

Реализация постановления началась с реорганизации всей сети государственных учреждений и утверждения типовых и индивидуальных штатов новых ветеринарных учреждений. В этот же период был решен вопрос о представлении государственным ветеринарным инспекторам и специалистам государственных ветеринарных учреждений права наложения штрафа на граждан и должностных лиц, нарушающих Ветеринарное законодательство. Для этого был издан указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1963 г. «О порядке наложения штрафов за нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил, предусмотренных Ветеринарным уставом СССР, а также решений местных Советов депутатов трудящихся и их исполнительных комитетов по вопросам борьбы с эпизоотиями».

Принятие нового Ветеринарного устава Союза ССР. За время, прошедшее после принятия прежнего Ветеринарного устава СССР (1951 г.), произошли большие изменения в состоянии животноводства колхозов, совхозов, структуре сельскохозяйственных органов и организации ветеринарного дела. Расширены функции Министерства сельского хозяйства СССР в области ветеринарии. На государственную ветеринарную службу возложены обслуживание рыбохозяйственных водоемов и проведение мер борьбы с болезнями рыб и пчел, контроль за недопущением накопления ядохимикатов в сельскохозяйственной продукции. Возникла необходимость обеспечения высокой ветеринарно-санитарной культуры производства на каждой животноводческой ферме, комплексе и других предприятиях. Все эти изменения потребовали усиления основного правительственного акта по ветеринарии - Ветеринарного устава Союза ССР.

Учитывая вышеизложенное, Совет Министров СССР 22 декабря 1967 г. утвердил и с 1 января 1968г. ввел в действие новый Ветеринарный устав Союза ССР.

Новый Устав сохраняет основные принципы организации ветеринарных мероприятий, заложенные в действовавшем ранее Уставе, однако имеет много принципиально новых положений. В частности, уточнены названия первого и второго разделов в соответствии с новыми условиями деятельности ветеринарной службы. В первом разделе «Ветеринарная служба в СССР и ее задачи» определены учреждения и организации, осуществляющие ветеринарную службу, даны определения государственной ветеринарии, перечень входящих в нее организаций и учреждений и регламентированы ее отношения с ведомственной ветеринарией. Значительно конкретизированы задачи ветеринарной службы. Введена специальная статья о том, что ветеринарная помощь в СССР оказывается бесплатно.

Во втором разделе «Руководство ветеринарной службой и организация ветеринарного обслуживания животноводства» значительно шире определены обязанности Министерства сельского хозяйства СССР по руководству ветеринарным делом в стране. При Главном управлении ветеринарии вновь создан совет по ветеринарным делам (на правах совещательного органа). В состав этого совета предусмотрено включить представителей заинтересованных министерств, ведомств, а также ученых и практических ветеринарных работников. На совет возложено рассмотрение вопросов, связанных с улучшением организации ветеринарного дела в стране. В этом разделе особое значение придано функциям государственных ветеринарных инспекций и прежде всего государственных ветеринарных инспекторов республик, областей, краев, железных дорог, речных бассейнов, районов и городов. Значительно расширены права государственных ветеринарных инспекторов. Уточнен порядок ветеринарного обслуживания животных в стране, закреплена сложившаяся практика его организации в различных отраслях народного хозяйства.

В третьем разделе изложены новые положения, направленные на резкое повышение ветеринарно-санитарной культуры животноводства, на органическое слияние мер ликвидации заразных болезней с производственными процессами на фермах, на включение ветеринарно-санитарных мероприятий в технологический цикл производства. Включена специальная статья (24) о мероприятиях при возникновении заразных болезней животных.

В четвертом разделе повышена ответственность соответствующих органов за своевременность и правильность установления карантина при заразных болезнях животных и уточнен порядок его установления.

В пятом разделе включена статья (34), предусматривающая ввоз в СССР только здоровых животных и доброкачественных продуктов и сырья.

В девятом разделе «Ответственность за нарушение законодательства по вопросам ветеринарии» более четко изложены права должностных лиц, осуществляющих государственный ветеринарный надзор.

Таким образом, новый Ветеринарный устав Союза СССР стал документом большой государственной важности. Им руководствуются все ветеринарные работники страны. Издание его явилось большим и важным событием.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 июня 1978 г. « О мерах по улучшению ветеринарного обслуживания животноводства». ЦК КПСС и Совет Министров СССР отметили достижения ветеринарной службы страны по защите животных от болезней, повышению санитарной культуры в животноводстве, охране территории страны от заноса возбудителей особо опасных болезней животных и снижению заболеваемости скота бруцеллезом и туберкулезом во многих районах.

В целях улучшения ветеринарного обслуживания животноводства в постановлении предусмотрено:

улучшить руководство ветеринарной службой, повысить ответственность руководителей и специалистов сельскохозяйственных органов, колхозов, совхозов, животноводческих ферм и комплексов, птицефабрик и предприятий по переработке продуктов животноводства за обеспечение надлежащего ветеринарно-санитарного состояния хозяйств, охрану их от заноса возбудителей инфекционных болезней, снижение потерь от заболеваний и падежа животных и выполнение Ветеринарного устава Союза ССР;

укрепить ветеринарную службу в колхозах, совхозах, животноводческих комплексах, птицефабриках квалифицированными специалистами, создав для них нормальные производственные и бытовые условия;

оснастить учреждения ветеринарной службы необходимым оборудованием, аппаратурой, медикаментами, биологическими препаратами, дезинфицирующими и транспортными средствами.

Советам министров союзных республик, Министерству сельского хозяйства СССР поручено обеспечить:

разработку и осуществление комплекса по усилению охраны животных от заболеваний и падежа, улучшению ветеринарно-санитарного состояния животноводческих комплексов, племенных заводов, других хозяйств и ферм;

повышение качества, эффективности лечебно-профилактических мероприятий, развитие материально-технической базы ветеринарной службы, широкое внедрение в практику животноводства достижений науки и техники, передового опыта и научной организации труда, повышение профессиональной подготовки ветеринарных кадров;

строгое соблюдение норм технологического проектирования и ветеринарно-санитарных требований при строительстве новых и реконструкции действующих животноводческих ферм и комплексов, птицефабрик, предприятий по переработке продукции животноводства;

строительство в колхозах, совхозах и животноводческих комплексах необходимых помещений, аптек, помещений для хранения дезинфицирующих средств и биопрепаратов;

недопущение ввода в эксплуатацию животноводческих ферм и комплексов, птицефабрик, на которых не закончено строительство необходимых ветеринарно-санитарных объектов;

строительство скотоубойных пунктов, боенских площадок в хозяйствах;

организацию сети зональных специализированных ветеринарных лабораторий по особо опасным заразным болезням животных в составе государственной ветеринарной сети.

Этим же постановлением введена стажировка молодых ветеринарных врачей, направленных на работу в животноводческие комплексы, птицефабрики и диагностические лаборатории, сроком до 6 мес. Предусмотрено иметь в сметах расходов государственных ветеринарных учреждений фонд для премирования руководителей и специалистов в размере до 3 % годового фонда зарплаты. Ветеринарным врачам и фельдшерам, перешедшим на пенсию, сохранено право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением при условии наличия у них общего стажа работы в сельской местности не менее 10 лет.

Ряду министерств и ведомств поручено производство инструментов, оборудования, медикаментов и других ветеринарных средств для улучшения снабжения ими государственных ветеринарных учреждений и ветеринарных служб колхозов, совхозов и других предприятий.

Министерству сельского хозяйства СССР совместно с правительствами союзных республик поручено:

- разработка и осуществление в 1978 - 1985 гг. комплекса мер по усилению охраны сельскохозяйственных животных от заболеваний и от падежа, улучшения ветеринарно - санитарного состояния животноводческих ферм;

- создание районных станций по борьбе с болезнями животных, участковых ветеринарных лечебниц, ветеринарных лабораторий за счет упразднения ветеринарных участков и пунктов;

- создание 18 зональных специализированных лабораторий по особо опасным болезням животных;

- усиление контроля за ручной кладью, багажом, почтовым отправлением мясных, молочных, рыбных продуктов из иностранных государств.

Развитие государственной ветеринарной сети. Государственная ветеринарная сеть развивалась в соответствии с постановлениями Правительства СССР "О мерах по дальнейшему развитию животноводства в стране и снижению норм обязательных поставок продуктов животноводства государству хозяйствами колхозников, рабочих и служащих" от 1 октября 1953 г. и "О мерах по дальнейшему улучшению работы машинно-тракторных станций".

Во исполнение этих постановлений Советского правительства на машинно-тракторные станции (МТС) было возложено агрономическое, зоотехническое и ветеринарное обслуживание колхозов. Зооветеринарные участки, пункты были реорганизованы в ветеринарные участки и пункты и переданы в подчинение МТС. Руководство ветеринарными учреждениями в зоне деятельности МТС осуществлял старший ветеринарный врач МТС (один из заведующих ветеринарным участком). Этой реорганизацией была обеспечена оперативная самостоятельность ветеринарной сети по обслуживанию животноводства колхозов и личных подсобных хозяйств граждан.

Впоследствии на базе центральных зооветучастков были образованы районные ветеринарные лечебницы как центральное ветеринарное учреждение сельского района. Заведующий районной ветеринарной лечебницей одновременно назначался главным ветеринарным врачом района.

По вышеуказанным решениям в стране в 1954 г. дополнительно было открыто 60 городских ветеринарных лечебниц, 80 ветеринарно-фельдшерских пунктов в рабочих поселках, 96 межрайонных ветеринарно-бактериологических лабораторий, 246 мясоконтрольных станций и 275 дезинфекционных отрядов.

Были решены также вопросы материально-технического обеспечения государственных ветеринарных учреждений. Разрешена оплата приобретаемых для ветеринарных учреждений автомашин, мотоциклов, велосипедов, лошадей и транспортного оборудования за счет 15 %- ных отчислений от платежей по государственному обязательному окладному страхованию, выделяемых на борьбу с пожарами и падежом скота. Было предложено Госплану, Министерству сельского хозяйства СССР выделять строительные материалы для строительства ветеринарных лечебниц, амбулаторий, участков и других ветеринарных учреждений. Последовательная работа Министерства сельского хозяйства СССР и его органов на местах по расширению и укреплению государственной ветеринарной сети обеспечила значительное улучшение всей ветеринарной деятельности в стране.

В этот период развернулось строительство ветеринарных участков в зоне деятельности многих МТС. Использовались при этом богатые возможности МТС, а также средства, выделяемые Госстрахом, и фондовые строительные материалы.

На 1 января 1958 г. в стране насчитывалось 74.4 тыс. ветеринарных специалистов, в том числе 35.8 тыс. врачей и 38,6 тыс. ветфельдшеров. Ветеринарная сеть объединяла 32921 ветеринарное учреждение.

Развитие ветеринарного дела в последующие годы (1959 - 1965 гг.) происходило в рамках семилетнего плана. К концу этого периода количество ветеринарных участков по сравнению с 1940 г. увеличилось в 3,6 раза, ветеринарных лабораторий - в 2,4 раза, мясомолочных и пищевых контрольных станций - в 2,6 раза. Одновременно с количественным ростом качественно улучшилась сеть ветеринарных учреждений, создавалась её материально-техническая база. Возникли новые по характеру учреждения и организации государственной ветеринарии.

В 1957 г. были объединены мясоконтрольные станции, входящие в систему Министерства сельского хозяйства СССР и молочно-контрольные станции органов здравоохранения на рынках в единые мясо-молочные и пищевые контрольные станции, которые переданы в ведение ветеринарных органов системы Министерства сельского хозяйства СССР. Таким образом, контроль за производством продуктов животноводства и растениеводства и их реализацией на колхозных рынках, передана полностью в ведение ветеринарной службы. В первое время в этих учреждениях работали ветеринарные и медицинские работники, в последующем медицинский персонал был полностью заменен ветеринарными врачами и фельдшерами.

В 1958 г. ветеринарные участки и пункты были переданы в ведение районных ветеринарных лечебниц и переведены на местный (районный) бюджет на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР " О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций" от 18 апреля 1958 г. С этого времени полностью восстановлена самостоятельность государственной ветеринарной сети.

Реализация правительственных постановлений по вопросам совершенствования организации ветеринарного дела позволила значительно укрепить государственные ветеринарные учреждения. Численность районных станций по борьбе с болезнями животных и участковых лечебниц к концу периода стало 3414, ветучастков - 15482, ветеринарных пунктов – 7596, городских ветлечебниц -520, ветеринарных лабораторий – 1937, мясо-молочных и пищевых контрольных станций -3089. В 1964 г. в стране работало 61,2 тыс. ветврачей и около 90 тыс. ветфельдшеров, в том числе в совхозах и подсобных хозяйствах - соответственно 10,6 и 2,7 тыс.

Со второй половины 60 - х годов происходит совершенствование органов управления ветеринарной службы. В этот период (1966 - 1989) начальником Главного управления ветеринарии МСХ СССР, Главным государственным ветеринарным инспектором СССР был А.Д. Третьяков. Под его руководством совершенствовалась структура государственной ветеринарной службы, созданы новые научные учреждения, сократилось заболеваемость животных многими инфекционными болезнями, достигнуто стабильное эпизоотическое благополучие. Под его редакцией созданы "Ветеринарная энциклопедия", "Ветеринарное законодательство", "Справочник по организации ветеринарной службы", "Ветеринария СССР", учебник "Организация и экономика ветеринарного дела", "Руководство по общей эпизоотологии". Он лауреат Государственной премии СССР (1973), постоянный представитель СССР в МЭБ, вице - президент Всемирной ветеринарной ассоциации (1971 - 1989), участник 18, 19, 20, 21, 23, 24 Всемирных ветеринарных конгрессов.

А.Д. Третьяков

Его заместителями были Ю.Н. Голощапов, М.А. Худяков, П.П. Рахманин, О.З. Исхаков, В.С. Осетров, Л.П. Маланин. В структуре Главного управления ветеринарии имелись следующие подразделения: Государственная ветеринарная инспекция, управление организации и экономики ветеринарного дела, противоэпизоотическое управление, отделы государственного пограничного ветеринарного надзора на транспорте, лечебно - профилактический, ветеринарной санитарии, научных исследований по ветеринарной защите животных, по болезням рыб, финансирования, строительства и материально - технического снабжения.

Большие количественные и качественные изменения произошли в государственной ветеринарной сети. За 1966 -1967 гг. увеличилось число участковых ветеринарных лечебниц с 773 до 3580. Сократилось количество ветеринарных фельдшерских пунктов и ветучастков, недостаточно отвечающих новым требованиям.

Значительно сократилась зона обслуживания на один ветеринарный участок, пункт и на одну ветеринарную лечебницу. В 1978 г. при наличии 13010 ветеринарных участков и 2811 ветфельдшерских пунктов, один ветеринарный участок обслуживает территорию в среднем не более 100 - 120 кв. км. Следовательно, радиус деятельности одного участка и пункта составляет не более 5 - 10 км. Тысячи ветучастков и ветпунктов обслуживают по одному колхозу и населенному пункту.

В государственной ветеринарной сети возникли постоянно действующие противоэпизоотические и специализированные экспедиции и отряды по борьбе с болезнями животных, ветеринарные ихтиопатологические станции, а так же ветеринарно - санитарные и дезинфекционные отряды. Их количество с каждым годом возрастали.

Численность ветеринарных лабораторий увеличилось с 1934 в 1966 году до 2669 в 1980 году (рост на 38 %). Особенно возросло количество районных лабораторий - с 1202 до 2056 (рост на 71,1 %). Осуществлены меры по усилению методического руководства работой ветеринарных лабораторий страны со стороны Центральной ветеринарной лаборатории Главного управления ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР.

Объем диагностических исследований, в том числе плановых, проводимых ветеринарными лабораториями, с каждым годом возрастает. В1981 году было выполнено 345,7 млн. различных лабораторных исследований или на 56 % больше, чем за 1972 год.

Для успешной деятельности ветеринарных учреждений и организаций важное значение имеет укрепление их материально - технической базы: строительство типовых зданий, обеспечение ветеринарной техникой. За этот период парк специальных ветеринарных автомобилей и дезинфекционных установок в учреждениях и организациях государственной ветеринарной службы значительно вырос, в том числе по "Скорой ветеринарной помощи" (СВП - УАЗ - 469), почти в два раза, по "Автопередвижной ветеринарной амбулатории" (АВА) и автодезинфекционной установке ДУК - 2, примерно в полтора раза и по автоустановке ВДМ - в четыре раза.

С каждым годом увеличивались капитальные вложения на строительство производственных зданий ветеринарных учреждений и организаций. Внедрялись в программу новейшее оборудование, аппаратура и усовершенствованная лечебно - профилактические средства.

Положительную роль сыграло издание 3 - х томов "Ветеринарного законодательства" (под общей редакцией А.Д. Третьякова, 1972 - 1981 гг.), проведение на базе ВДНХ СССР 170 семинаров и конференций, в которых участвовало 30 тыс. ветеринарных специалистов, издание более 420 книг по ветеринарии в издательстве "Колос", а так же 6 томов "Ветеринарной энциклопедии" (под редакцией К.И. Скрябина, 1968 - 1976 гг.),

Постановление Совета Министров СССР от 3 января 1985 г. «О дальнейшем улучшении организации и повышении эффективности ветеринарного обслуживания животноводства». Мероприятия по совершенствованию ветеринарного обслуживания животноводства, укреплению материально-технической базы ветеринарной службы и увеличению подготовки ветеринарных кадров предусматривались в этом постановлении Советского правительства. В нем поручалось советским органам на местах усилить работу по предупреждению и ликвидации заболеваний и падежа животных в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях, по обеспечению производства доброкачественных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов и сырья животного происхождения, по повышению ответственности руководителей и ветеринарных специалистов за проведение профилактических, оздоровительных, санитарных и лечебных мероприятий, за выполнение Ветеринарного устава Союза ССР. Рекомендовано было принять дополнительные меры по полному учету животных у населения, ограничению подворного убоя и оказанию помощи ветеринарным учреждениям в организации ветеринарных мероприятий в хозяйствах граждан.

В целях укрепления материально-технической базы ветеринарной службы предусматривалось дальнейшее расширение строительства ветеринарных учреждений государственной ветеринарной сети и совхозов, предприятий биологической промышленности, учреждений и организаций «Союззооветснабпрома», научно-исследовательских институтов, лабораторий, заводапо производству антибиотиков для ветеринарных целей, а также разработка новых технологий производства высокоэффективных средств борьбы с болезнями животных, создание нового технологического оборудования для предприятий Биопрома СССР, изготовление ветеринарных инструментов, приборов и оборудования на предприятиях медицинской и других отраслей промышленности.

Для усиления разработки отдельных научных проблем предусматривалось создать Всесоюзный научно-исследовательский институт бруцеллеза и туберкулеза животных ВАСХНИЛ (г. Омск), Научно-исследовательский институт ветеринарии Восточной Сибири Сибирского отделения ВАСХНИЛ (г. Чита), Всесоюзное научно-производственное объединение «Ветприбор» (г. Одесса).

Существенные изменения предусматривались в организации ветеринарной деятельности в городах. Во всех столицах союзных республик и в городах с населением свыше 500 тыс. человек создавались ветеринарные отделы горисполкомов. На базе существующей сети государственных ветеринарных учреждений в городах создавались городские станции по борьбе с болезнями животных, участковые ветеринарные лечебницы, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы.

Увеличивался прием студентов и подготовка ветеринарных врачей в высших учебных заведениях.

9.2. Ветеринарная служба в союзных республиках. В 80-е годы XX столетия совпали 70-летием Октябрьской революции, поэтому ветеринарная служба страны и республик подводила итоги развития за прошедшие 70 лет. Научная печать с удовлетворением отмечала достигнутые успехи. В этот период совершенствовалась структура ветеринарной службы, улучшилась её материально-техническая база, разработаны и внедрены новые лечебно-профилактические препараты, прогрессивные методы и способы профилактики болезней животных, лечения животных, укрепилась дисциплина, повысилась личная ответственность ветеринарных специалистов за порученное дело. Это позволило улучшить ветеринарное обслуживание животноводства, снизить заболеваемость животных острыми инфекционными болезнями, сократить количество неблагополучных пунктов по хроническим инфекциям, повысить сохранность всех видов животных.

К сожалению, заболеваемость животных незаразными болезнями оставалась высокой и они наносили ощутимый ущерб животноводству.

В РСФСР в этот период было 10,5 тысяч совхозов и 12 тыс. колхозов и много других животноводческих предприятий. Во всех категориях хозяйств было 60,5 млн. голов крупного рогатого скота, 40,2 млн. свиней, 64,1 млн. овец и коз. Это поголовье животных обслуживали 40,5 тыс. ветеринарных врачей и 82,2 тыс. ветфельдшеров. В государственной ветеринарной сети РСФСР имелось 170 тыс. ветеринарных учреждений и организаций, в том числе около 1,5 тыс. ветеринарных лабораторий разного масштаба. Ветеринарные учреждения размещались в основном в типовых благоустроенных помещениях, имели необходимое оборудование, аппаратуру, специальный автотранспорт, обеспечивались медикаментами, дезсредствами, биопрепаратами и другим необходимым имуществом.

На Украине имелось более 5 тыс. учреждений и организаций государственной ветеринарной сети. В республике работали 17 тыс. ветеринарных врачей и 228 тыс. ветфельдшеров. Большинство ветучреждений размещались в типовых благоустроенных помещениях, обеспечивались спецавтотранспотом, современным оборудованием, аппаратурой, медикаментами, биопрепаратами. Подготовкой ветеринарных кадров занимались 8 факультетов при зооветеринарных и сельскохозяйственных институтах, 28 техникумов, которые ежегодно выпускали 1 тыс. ветврачей и 2,7 тыс. ветфельдшеров.

В Белоруссии работали в 1987 г. 5713 ветеринарных врачей и 7239 ветфельдшеров. Они обеспечивали ветеринарное благополучие животноводства колхозов, совхозов, животноводческих комплексов и частных подсобных хозяйств.

В Казахстане имелось 1909 учреждений государственной ветеринарной службы, 227 тыс. ветеринарных специалистов. Только в условиях лечебно-санитарных пунктов было подвергнуто лечению в 1986 г. 45 млн. животных. Лечебная эффективность составила по крупному рогатому скоту 81,8%, овцам - 72,5, свиньям - 87,7, лошадям - 76,4 %.

Аналогичная информация представлялась к 1987 г. В последующие годы, на фоне демократизации общества, ослабления трудовой дисциплины, отсутствии должного внимания к ветеринарной службе со стороны вновь создаваемых органов власти, состояние ветеринарной службы стало ухудшаться. Резко сократилось её финансирование из государственного бюджета. К концу этого периода резко ухудшилось материальное положение работников государственной ветеринарной службы, стали ликвидировать производственные ветеринарные службы сельскохозяйственных предприятий в связи с разукрупнением отдельных совхозов и колхозов и созданием более мелких сельхозпредприятий, не имеющих финансовые возможности для содержания прежнего штата ветеринарных работников.

9.3. Пограничный ветеринарный надзор. В этот период международной торговлей разрешалось заниматься любому гражданину России. Большинство предпринимателей не подготовлены для этого профессионально. В целях извлечения прибыли, представители бизнеса закупали за рубежом продукцию с истекшим сроком хранения, нарушением стандартов и других нормативов. Неоднократные попытки ввоза на территорию России некачественных, неблагополучных в ветеринарном отношении продуктов питания преследывались государственной ветеринарной службой на государственной границе и транспорте. Эта служба была полостью реорганизована в 1990 - 1991 гг. и созданы зональные управления Госветнадзора на государственной границе Российской федерации и транспорте. На эти учреждения были возложены функции контроля за международными и внутригосударственными перевозками животноводческих грузов на всех видах транспорта. Задачи, права и обязанности службы Госветнадзора на границе и транспорте определены постановлением Правительства РФ " О государственной ветеринарной службе Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств" (1992). В 10 зональных управлениях работают свыше 2 тыс. ветеринарных врачей. За период, прошедший после реорганизации и образования зональных управлений, укрепилась материальная база этих учреждений. Они оснащались факсами, ксероксами, компьютерной техникой. Пограничные контрольные ветеринарные пункты (ПКВП) и транспортные контрольные ветеринарные пункты (ТКВП) располагались на всей территории страны. Они имели свою специфику работы. Основной объем работы приходился на ветеринарное оформление импорта-экспорта животноводческих продовольственных товаров: мяса, готовых мясопродуктов, рыбы, молочных товаров. В перечень грузов, которые в местах пропуска через Государственную границу России обязаны были представляться к досмотру ветврачу ПКВП, включались все виды животных, птиц, рыб, других гидробионтов, пчел, эмбрионы, сперма животных, оплодотворенная икра, инкубационное яйцо; все виды мяса, рыбы, молока и продукты из них, сырье животного происхождения, техническое сырье и корма..

Пограничная ветеринарная служба Российской Федерации работала на уровне международных стандартов и выполняла функции, принятые мировым сообществом.

9.4. Формирование ветеринарного предпринимательства. Начальным этапом ветеринарного предпринимательства явилась индивидуальная трудовая деятельность, начатая в 1987 г. в соответствии законом СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности". К этому времени был отменен п.4. Ветеринарного устава СССР, который гласил: "Ветеринарная помощь в СССР оказывается бесплатно". В целях упорядочения индивидуальной трудовой деятельности было разработано специальное Положение "Об индивидуальной трудовой деятельности ветеринарного врача". Было предусмотрено, что такая деятельность разрешается ветеринарным врачам и фельдшерам, имеющим стаж практической работы не менее 3-х лет и она осуществляется в отношении животных индивидуального пользования, принадлежащих частным владельцам.

Индивидуальная трудовая деятельность ветеринарных специалистов осуществлялась строго в соответствии с Ветеринарным законодательством, при этом ветеринарные специалисты вели ветеринарный учет и представляли ветеринарные отчеты в соответствии с действующей инструкцией. Они имели право приобретать ветеринарное имущество в Зооветснабе, других ветеринарных учреждениях и ветеринарных аптеках.

Ветеринарные специалисты, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью имели право выписывать рецепты на все ветеринарные препараты, за исключением ядов, наркотиков и сильно действующих веществ. Им разрешалось иметь личную печать.

Ветеринарные специалисты обязаны были немедленно сообщать государственному ветеринарному учреждению о случаях появления заразных болезней животных. Им запрещалось выполнять противоэпизоотические мероприятия. Их трудовая деятельность контролировалась государственным ветеринарным надзором.

Оплата туда ветеринарным специалистам, осуществляющим индивидуальную трудовую деятельность, определялась по договоренности сторон (без ограничений). За незаконное занятие индивидуальной трудовой деятельностью виновные несли ответственность по закону.

Одновременно появились и ветеринарные кооперативы, создаваемые в соответствии с законом СССР "О кооперации". Они создавались как юридические лица с самостоятельным балансом и печатью со своим наименованием. Они самостоятельно разрабатывали и утверждали планы производственно - хозяй



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.064 с.)