Идея личностного развития в зависимости от уровня группового развития (А.В. Петровский, Л.И. Уманский) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идея личностного развития в зависимости от уровня группового развития (А.В. Петровский, Л.И. Уманский)



Социально-психологические аспекты влияния личности на группу

влияние группового большинства на меньшинство(эффект конформности)

Проблема влияния большинства на меньшинства в соц.психологии определяется как комформность- степень податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к принятию человеком первоначально не разделявшегося им мнение большинства.

2 вида:

1.внешняя- публичная- внешнее согласие человека с мнением группы, но с внутреннем несогласием. В мягкой форме выступает как устойчивость, а в крайней форме- сознательное приспособленчество(подлость).

2.внутренняя- личностная- внешнее и внутр.согласие с мнением большинства. Но согласие не критическое, по принципу большинство всегда право.

Одним из первых феномен конформности стал изучать амер.психолог Соломон Аж. Разработал методику подставной группы.

Условия, влияющие на степень конформности человека

1.особенности самого человека, на которого оказывают давление

1)возраст. Криволинейная зависимость- сначала с возрастом степень конфомрности повышается, достигая максимума в 12-13 лет, затем уменьшается, стабилиз-ся на опред.уровнею

2)пол человека. Экспериментально установили, что Ж.проявляют более высокуюконформность, чем М.в смежных группах, а в однополых группах не отличается.

3)национальность. Нет связи, но сущ.связь между типом культуры и конформностью.

Были установлены отрицательные кореляциимежждуконформностью и такими личностными особенностями как:

-уровень интеллекта

-способность к лидерству

-ответ-ть

-соц.активность

-телерантность к стрессу

2.особенности группы и характеристика связей человека с группой, которые оказывают давление

1)величина группы. С увеличением группы от 2 до 4 челвекконформность увеличивается.

2)уровень групповой сплоченности. Чем сплоченнее группа, тем больше конформности мы проявляем.

3)материальная и моральная зависимость меньшинства от большинства. Чем больше зависима, тем конформнее.

3.особенности групповой д-ти и компетентность человека в груп.д-ти.

Установленно, что есть д-ть, которая формирует конформность.

Вявленииконформности есть положит. И отриц.стороны.

Положительная сторона:

-Положительная роль в экстримальных ситуациях

-как механизм социализации

-как механизм самосохранения

Существуют д-ти, успешное выполнение которого требует опред.конформности(все, кроме творческой).

Отрицательная сторона:

-препятствие для творчества

-конформность ради корыстных целей, некое сознательное корыстничество

-нонконформизм- альтернатива конформности- стремление человека занимать позицию всегда и везде противоположную позиции группы(в запад.психологии).

Влияние меньшинства на большинство.

Первые эксперименты по влиянию меньшинства на большинство были проведены Сержем Московичи. Он использовал в своих экспериментах методику экспериментальных групп (метод лабораторного эксперимента). Большинство были наивные испытуемые, а 1-2 сообщниками экспериментатора, спонтанно демонстрирующие специфический, контрастирующий с изначальной позицией "наивного большинства " стиль поведения.

Результаты эксперимента позволяют сделать два вывода: 1) меньшинство способно повлиять на позицию членов группового большинства, причем это влияние имеет как явную, так и латентную формы; 2) предпосылкой воздействия меньшинства являются последовательность и настойчивость отстаивания им оппозиционных большинству взглядов.

Влияние большинства на меньшинство- нормативное влияние, а влияние меньшинства на большинство- информативное

Выделяют условия способствующие влиянию меньшинства на большинство:

1) уверенность меньшинства в своей правоте

2)аргументированность мнения меньшинства

3)последовательность в отстаивании своего мнения

4)необходимость привлечения на свою сторону хотя бы одного человека

 

Феноменология общения

Определение общения.

Г.М. Андреева, А.В. Петровский Сложный многоплановый процесс уставления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
В.В. Занков Такая форма взаимодействия субъектов, кот изначально мотивируется их стремление выявить психические кач-ва друг друга, и в ходе кот формируются межличностные отношения между ними. Под совместной деятельностью подразумевают ситуации, вкот межличностное общение людей подчинено общей цели – решению конкретной задачи

 

Общение                                                деятельность (индив+совместное в соц контексте)


Межличностн отношения                                     взаимодействие

 

Общение фатическое – (от лат фатус – глупый) бессодержательное общение, использующее коммуникативные свойства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Общительность имеет ярко выраженную эмоциональную природу. Общительность как феномен имеет комплекс компонентов:

· Коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации.

· Соц родство – желание находиться в обществе, среди др людей.

· Альтруистические тенденции – любовь к людям

Параметры личности, влияющие на общительность (по А.В. Мудрику):

1. Особенности мышления

2. Свободное владение речью

3. Эмпатия и спонтанность восприятия

4. Определенные соц установки (напр, интерес к самому процессу общения, а не только к его результату.)

5. Коммуникативные умения – ориентир во времени, в партнерах, в отношениях и ситуации.

Соц-психол специфика общения. Общение выступает как соц-псих суть чел-ой жизни (по Л.А. Петровской). Благодаря общению чел-к включается в социум, презентирует себя как профессионал, развивается как личность. Общение наряду с деят выступает формой жизнедеятельности чел-ка.

Как форма жизнедеят общение выступает как средство реализации общественных и межличностных отношений. Общественные отношения отражают взаимодействие не конкретных личностей, а конкретных соц ролей. Соц роль:

· Фиксирует положение индивида в сис-ме общественных отношений

· Несет на себен печать общественной оценки

· Оставляет диапазон возможностей для исполнителя (стиль исполнения роли)

Межличностные отношения – особый вид отношений. У межличностных отношений эмоциональнная основа – т.е. они складываются и возникают на основе чувств, рождающихся у людей по отношению др к др. в группе совместная деят задает второй ряд отношений, кот опосредуются характером и спецификой совместной деят (социометрия – эмоц и дел критерии)

Межличностная роль – фиксирует положение чел-ка в сис-ме групповых связей не на основе объективного места в этой сис-ме, а на основе индивидуально-психических особенностей личности.

Социальная психология общения и межличностных отношений - раздел соц психологии в кот изучаются психологические факты, закономерности и мех-мы взаимоотношений и психических взаимосвязей (симпатия, совместимость) субъектов в процессе взаимодействия.

Структура и функции общения. Под структурой понимают порядок совокупностей устойчивых связей элементов объекта, обеспеч его цнлостность как явления при внешних и внутренних изменениях. К структуре общения можно подойти по-разному:

Через выделение уровней анализа явления

Через перечисление его основных функций

Б.Ф. Ломов выд 3 ур анализа общения:

1. Макроуровень – общение индивида с др людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. Процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с дилельностьючел-ой жизни, с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающая сеть взаимосвязи индивида с людьми и соц. группами.

2. Мезоуровень (средний) – общение понимается как сменяющаяся совокупность целенаправленных завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в кот оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности в конкретных временных отрезках своей жизни.Гл акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения (по поводу чего и с какой целью). Вокруг этого раскрывается динамика общения, анализируются используемые ср-ва, выделяются этапы.

3. Микроуровень – гл акцент на анализе элементрарных единиц общения, как сопряженных актов или транзакций (простейшая единица общения – взаимодействие).

Функции общения.

Функции – те роли или задачи, кот выполняет общение в процессе соц бытия чел-ка. Функции общения многообразны – общение многофункционально. Классификация по критерию «цель общения» (по Л.А. Карпенко):

1. Контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения, и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентации

2. Информационная – обмен сообщениями, т.е. прием – передача каких-л сведений на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.

3. Побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направление его на выполнение тех или иных действий.

4. Координирующая – взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности

5. Понимания – не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и пониание партнерами дрдр.

6. Амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний

7. Установление отношений – осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в кот предстоит действоваь индивиду.

8. Оказание влияния – изменение сост, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

 

Соц-псих фун-ии общения по Ю.А. Шерковину

 

Контакта                                       отождествления себя с гр                     противопоставления себя ей

Отражает потребность           социализация  соц идентичность  индивидуализация личная идент

чел-ка вступать во взаимод

с себе подобными и получ

инф от них

благодаря контакту человек включается в общество,приобр новые чел-иекач-ва, познает мир. Отождествление себя с группой –у чел-ка есть потребности быть как все, в связи с этим, чел-к усваивает нормы, умеет отличать соц приемлемое от соц неприемлемого, способен вырабатывать общую позицию. Осуществляется это у чел-ка в процессу социаизации. Итогом этого выступает соц идентичность чел-ка.

Соц идентичность – отнесение чел-ом себя к опредгр категории.

Противопоставление себя группе связано со стремлением чел-ка заявить о своих отличиях, с попытками выработать индивидуальный стиль жизни.протекает это в рамках процесса индивидуализации. Благодаря ему формируется личная идентичность.

По Андреевой, Петровскому в структуру общения входит:

· Коммуникативная сторона

· Интерактивная сторона

· Перцептивная сторона

Варианты общения (сфера взаимодействия):

· Педагогическое

· Семейное

· Интимное

· Деловое

· профессиональное

Варианты общения (отношение к партнеру):

· Монологическое:

· Императивное

· Манипулятивное

· Диалогическое:

· гумманистическое

Императивное общение – авторитарная директивная форма взаимодействия с партнером по общению, с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или реакциям.

При императивном общении партнер – объект воздействия, пассивная сторона. Средства влияния – приказы, предписания, требования. Разрешенные сферы – военные отношения, экстримальные условия.

Манипулятивное общение – форма межличн общения, при кот воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. При манип общении партнер – нге целостная уникальная личность, а носитель нужных свойств. Разрешенные сферы – бизнес, деловые отношения, пропаганда (реклама).

Диалогическое общение (гуманистическое) – равноправное субъект-субъектное взаимод имеющее целью взаимное познание и самопознание партнеров по общению. При диалогическом общ партнер – целостная уникальная личность. Разрешенные сферы – детско-родительские отношения, сфера педагогической деят, супружеские отношения.

Стили общения

Понятие стиль общения введено В.С. Мерлином. Он рассматривает его как частный случай стиля деятельности. И.П. Шкуратова и Л.И. Габдулина говорят, что стиль общения – самостоятельный феномен, имеющий свою специфику, по сравнению со стилями деятельности. Следует различать стили ролевого и межличностного общения, т.к. цели, формы и содержания этих двух видов общения очень различны.

Стили общения:

· Профессионально-ролевое

Коммуникативное

Интерактивное

Перцептивное

· Межличностное

Коммуникативное

Интерактивное

Перцептивное

Интерактивный стиль (И.Л. Руденко) основание классификации – направленность личности в трех вариантах и позиция субъекта в процессе общения 9 стилей взаимодействия: власти, опеки, наставничества, жалоб, послушания, поиска поддержки, соперничества, самодискридитации, межличностное единство.

Соц перцептивный стиль – 3 стороны в структуре самооценки (Шкуратова):

1. Содержательная (смысл оценки, ее позитивность, соц желательность)

2. Уровневая (адекватность и точность)

3. Стилевая (оценочная стратегия через характеристики амбивалентности, экстремальности, вариативности и т.д.)

Коммуникативный стиль – стиль языка:компонент. В.В. Латыповвыд 5 стилей речевого поведения:

· Послушный

· Отчужденный

· Опекающий

· Властный

· Сбалансированный

Стиль общения – целостное образование, в кот отчетливо выд 2 главные подструктуры – мотивационно-смысловая выявляется в форме направленности в общении (мотивы, цели, ценности); операциональная – представлена устойчивой системой приемов, способов, ср-в коммуникативного поведения.

Понятийный аппарат невербалики.

Невербальный язык –все, что несет информацию о человеке, говорит о нем безсловесно, сис-ма знаков, служит ср-ом осуществления чел-го общения и ср-ом влияния на людей. В отечественной (90-е гг 20 в) психологии к вопросам невербалики обращались: Андрианов, Асмолов, Кваша, Кузнецова, Лабунская, Морозов и т.д.

Зарубежные источники – появление з-начит числа переводов зарубежных авторов, преимущественно научно-популярного хар-ра (А.Пиз и др), посвященные языку тела.

Невербальное общение (Лабунская) – такой вид общения, для кот хар-ым является использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в кач-ве главного ср-ва передачи инф, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осущ влияния на др чел-ка.

Невербальная коммуникация:

· В узком смысле – обозначает экспрессивные явления, любые жесты, мимику, взгляд, походку и т.д.

· В широком – употребляется для обозначения сис-м несловесных знаков, использующихся для передачи инф, в этом употреблении термин синонимичен категории «невербальный язык». Сис-ма неязыковых (несловесных) форм и ср-в передачи инф (Морозов)

Невербальное поведение личности – соц и биологически обусловленный способ организации, усвоенных индивидом невербальных ср-в общения, преобразованных в индивидуальную конкретно-чувственную форму действий: вплетено во внутренний мир чел-ка; не сводится фкнк-но к сопровождению переживаний личности; выступает внешней формой существования и проявления психической жизни личности.

Анализ структуры содержания индивидуального вербального поведения – еще один способ диагностики уровня развития личности как субъекта общения.

Внешний облик чел-ка (в русле отеч традиции – А.А. Бодалев, В.Н. Панфероев) – совокупность анатомических, функ-ых, и соц признаков, доступных конкретно чувственному отражению. Включает в себя физический облик (внешнее тело).Соц оформлению внешности и экспрессивно-импрессивные движения, кот являясь внешними хар-ми чел-ка становятся предметом интерпретации в межличностном общении как единый «визуальный текст общения». Зрительно воспринимаемая инф о чел-ке и от чел-ка передается визуальными знаками трех визуально-коммуникативных сис-м:

Габитус – физический облик анатомические особенности лица, др частей тела, конституция и прочее

Костюм – соц оформление внешности: одежда, обувь, украшения, аксессуары, очки, прическа и пр.

Кинессика – любые значащие движения: мимика, жестикуляция, походка и пр.

В психологии складывается традиция изучения триады (внешность-личность-образ).развитие психологич рекламы, имеджелогии (В.М. Шепель), изучение психол аспектов формирования индивидуального имиджа (Р.Ф. Ромашкина, И.А. Федоров), для которых вопросы визуальной экспрессии и импрессии становятся особенно важными.

Изучение внешнего облика

1. 60-70 гг 20 в – изучение пр-овсоц перцепции (работы А.Бодалева, В.Н. Паферова и их последователя Е.Ф. Батишина и т.д.) – вопросы восприятия и понимания чел-ка чел-ом, создание образа партнера по общению в результате восприятия и интерпритации лица, внешности и выразительности поведения.

2. 80-е гг в рамках соц-психологического подхода создается новая область – психология невербального поведения (Лабунская) – проблема соц-псих интерпритации связи невербального поведения и соц-псих хар-к личности и группы.

3. Начало 21 в. – психосемиотика внешнего облика (Петрова) – все визуальные знаковые сис-мы, образованные симеотическими проявлениями внешнего облика чел-ка и несущие инф в общении.

Функции невербальных средств общения:

· Создавать и поддерживать психол контакт, регулировать течение процесса общения

· Передавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование сов в нужную сторону

· Выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл сит-ии

Невербальные ср-ва:

· Основные хар-ки: движения, пространство, время.

· Системы отражения и восприятия: оптическая, акустическая, тактильная, ольфакторная (запахи).

Кинессика (Лабунская) – зрительно воспринимаемый диапазон движений, выполняющих экспрессивно-регулятивную функцию в общении (движение лица, контакт глаз, жестикуляция, позы, походка, манера одеваться, искусственное преобразование внешнего вида чел-ка).

Проксемика – пространство, как организация в пространстве движений человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.051 с.)