Малая группа как социально-психологический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малая группа как социально-психологический феномен



Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Основные характеристики:

1) Композиция (состав) – совокупность характеристик членов группы, важных с т.з. анализа ее как целого. При анализе группы выделяют следующие варианты ее состава:

· Колличественный состав

· Возрастной состав

· Половой состав

· Национальный состав

· Уровень образования членов группы и т.д.

2) Структура группы выделяется с т.з. фун-ий, кот выполняют члены группы, или с т.з. межличностных отношений в ней.

Выделяют следующие варианты структуры групп:

· Социометрическая структура – иерархия позиций членов группы в сис-ме личных взаимоотношений.

· Структура коммуникаций – иерархия позиций членов группы в сис-ме информационных потоков, связывающих членов группы др с др и данную группу с другими группами.

· Структура власти – иерархия позиций членов группы в отношениях доминирования и подчинения в зависимости от того влияния, кот оказывает каждый из членов группы на других.

В соц психологии выд 5 видов власти:

1 и 2 – власть поощрения и власть наказания. Власть поощрения основывается на возможности человека поощрять других. И наооборот – власть наказания.

3 – легитимная (законная) власть – эта власть базируется на признании группой узаконенного права отдельных ее членов принимать важные для группы решения.

4 – референтная – связана со степенью уважения и симпатии к тому или иному члену группы.

5 – экспертная власть (власть знатока) – опирается на различия членов гр по ур их компетентности в трудовой деятельности.

3) Групповые процессы. Основные:

· Процесс возникновения и развития гр

· Процесс группового давления

· Процесс развития групповой сплоченности

· Процессы лидерства и руководства в группе

· Процесс принятия гр решения.

4) Границы малой группы. Вопрос о нижней и верхней границах малой гр в соц психологии является дискуссионным. Нижняя граница: 2-3 чел-ка (те, кто считает, что малая группа начинается от 3 чел-к, апеллирует к тому, что диада – неустойчива, легко распадается). Верхняя граница зависит от длительности существования малой гр и от эффективности решения поставленных перед ней задач. При соблюдении указанных условий, малой может считаться гр и в 45 человек.

Cам термин "групповая динамика" может быть употреблен в трех различных значениях.

· Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К.Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем.

· Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина.

· Но может быть и третье употребление понятия, когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

влияние группового большинства на меньшинство(эффект конформности)

Проблема влияния большинства на меньшинства в соц.психологии определяется как комформность- степень податливости человека реальному или воображаемому давлению группы, приводящая к принятию человеком первоначально не разделявшегося им мнение большинства.

2 вида:

1.внешняя- публичная- внешнее согласие человека с мнением группы, но с внутреннем несогласием. В мягкой форме выступает как устойчивость, а в крайней форме- сознательное приспособленчество(подлость).

2.внутренняя- личностная- внешнее и внутр.согласие с мнением большинства. Но согласие не критическое, по принципу большинство всегда право.

Одним из первых феномен конформности стал изучать амер.психолог Соломон Аж. Разработал методику подставной группы.

Условия, влияющие на степень конформности человека

1.особенности самого человека, на которого оказывают давление

1)возраст. Криволинейная зависимость- сначала с возрастом степень конфомрности повышается, достигая максимума в 12-13 лет, затем уменьшается, стабилиз-ся на опред.уровнею

2)пол человека. Экспериментально установили, что Ж.проявляют более высокуюконформность, чем М.в смежных группах, а в однополых группах не отличается.

3)национальность. Нет связи, но сущ.связь между типом культуры и конформностью.

Были установлены отрицательные кореляциимежждуконформностью и такими личностными особенностями как:

-уровень интеллекта

-способность к лидерству

-ответ-ть

-соц.активность

-телерантность к стрессу

2.особенности группы и характеристика связей человека с группой, которые оказывают давление

1)величина группы. С увеличением группы от 2 до 4 челвекконформность увеличивается.

2)уровень групповой сплоченности. Чем сплоченнее группа, тем больше конформности мы проявляем.

3)материальная и моральная зависимость меньшинства от большинства. Чем больше зависима, тем конформнее.

3.особенности групповой д-ти и компетентность человека в груп.д-ти.

Установленно, что есть д-ть, которая формирует конформность.

Вявленииконформности есть положит. И отриц.стороны.

Положительная сторона:

-Положительная роль в экстримальных ситуациях

-как механизм социализации

-как механизм самосохранения

Существуют д-ти, успешное выполнение которого требует опред.конформности(все, кроме творческой).

Отрицательная сторона:

-препятствие для творчества

-конформность ради корыстных целей, некое сознательное корыстничество

-нонконформизм- альтернатива конформности- стремление человека занимать позицию всегда и везде противоположную позиции группы(в запад.психологии).

Влияние меньшинства на большинство.

Первые эксперименты по влиянию меньшинства на большинство были проведены Сержем Московичи. Он использовал в своих экспериментах методику экспериментальных групп (метод лабораторного эксперимента). Большинство были наивные испытуемые, а 1-2 сообщниками экспериментатора, спонтанно демонстрирующие специфический, контрастирующий с изначальной позицией "наивного большинства " стиль поведения.

Результаты эксперимента позволяют сделать два вывода: 1) меньшинство способно повлиять на позицию членов группового большинства, причем это влияние имеет как явную, так и латентную формы; 2) предпосылкой воздействия меньшинства являются последовательность и настойчивость отстаивания им оппозиционных большинству взглядов.

Влияние большинства на меньшинство- нормативное влияние, а влияние меньшинства на большинство- информативное

Выделяют условия способствующие влиянию меньшинства на большинство:

1) уверенность меньшинства в своей правоте

2)аргументированность мнения меньшинства

3)последовательность в отстаивании своего мнения

4)необходимость привлечения на свою сторону хотя бы одного человека

трактовка сплоченности, детерминанты и последствия.

Систематическое изучение груп.сплоченности в соц.психологии началось в конце 40х г.20го века. Самые первые исследования были проведены мичиганскимунивеситетом под руководством фестингера Л.

Груп.сплоченность- один из динамичных процессов в группе, характеризующий степень приверженности, степень их единения. В западной пихологиигруп.сплоченностьрасматривается как чисто психолог.эмоц.феномен. на это указывают критерии груп..сплоченности, выделенные западными психологами:

1.уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях членов гр. Чем больше симпатизируют, тем выше сплоенность

2.степень привлекательности или полезность группы. Чем больше членов группы удовлетворены своим пребыванием группе, тем выше сплоченность.

В отеч.психологии групповая сплоченность рассматривается с точки зрения деятельностного подхода(петровский, Донцов, Шкалинский) и трактуется как ценностно-ориентационное единство(ЦОЕ)- это степень совпадения мнений, взглядов, установок членов группы в отношении объектов значимых для групповой д-ти. Имеется в виду совпадение мнений, установок в деловой и нравственной сферах.

Одна из наиболее важных проблем гр.сплоченности является ее детерминанты, то что причинно обуславливает.

Выделяют 4 группы детерминант груп.сплоченности.

1.мотивационная основа тяготения человека к группе, включающая систему его потребностей и мотивов.

2.побудительные характеристики самой группы, которые делают группу привлекательной для ее членов:

1.привлекательность членов группы. Професс формирования привлекательности одного человека для другого- процесс межличностной аттракции.

Условия, влияющие на формирование привлекательности:

1)особенности объекта:

-внешность другого человека

-образование, соц.статус, профессия, компетентность,

-успешность

Существует закономерность между достоинтсвом человека и симпатией окружающих, наблюдается криволинейная зависимость: по началу с ростом достоинств симпатия увеличивается пока они не приобретают экстраординарный характер.

2)особенности субъекта(уровень самоуважения).

3)соотношение особенностей субъекта и объекта, приводящее к психолог.совместимости или несовместимости.

3 вида психолоической совместимости:

1.психофизиологическая-совпадение, сходство темпераментов.

2.социально-психологическая-взаимодополняемость- сходство в характеристиках членов группы и комплементарность, взаимодополняемостью

3.социально-идеологическая- сходство ценностей.

2.характер групповых целей.

Гр.цель должна обладать след.характеристиками:

1)должна отвечать потребностям членов группы.

2)д.б.ясной

3)члены группы должны переживать успехи

3.особенности взаимосвязей членов группы.

2 вида: сплочение способностей-внутригруппова кооперация(сотрудничество) и межгрупповое соперничествво, конкуренция.

Сотрудничество:

1.удовлетвореность членов группы выполняемой ими деятельностью

2.статус группы

3.величина группы-обратная зависимость между величиной группы и сплоченностью.

3.прогнозы членов группы относительно последствий своего пребывания в данной группе.

4.сравнение членами группы опыта пребывания в данной группе с опытом пребывания вдругих группах.

Последствия гр.сплоченности

1.позитивные послед-я:увеличивается частота взаимодействия в группе.

2.повышается самооценка членов группы и снижается уровень тревожности

3.повышается продуктивность груп.д-ти(если это повышение является нормой группы)

4.усиливается давление группы на ее членов и повышается степень конформности.

понятие о конфликте.структура и функции.

Слово “конфликт” происходит от латинского (столкновение) и обозначает столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов конфликт определяют как “наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу” [7, с.88-89]. Согласно этому определению, основные признаки конфликта – противодействие субъектов и их негативные чувства. Суть конфликта авторы связывают с противоречиями. Они значимы для субъекта и возникают в процессе социального взаимодействия. Учитывая вторую характеристику противоречия, авторы предлагают особое определение внутриличностного конфликта: “…выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения”[7, с.89].

А.Л. Журавлев указывает на следующие конструктивные функции конфликта:

—   конфликт способствует определенному продвижению, развитию субъектов, предотвращает замедление темпов их развития;

—   в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия, а в результате возможно его разрешение, “снятие”, нахождение средств предотвращения будущих конфликтов;

—   конфликт — это определенное отрицание старых, “отживших” отношений, которое приводит к формированию новых отношений или коррекции взаимодействия;

—   в конфликте снимается внутренняя напряженность, “выплескиваются” агрессивные чувства, “разряжаются” состояния фрустрации;

—   конфликт есть способ самоутверждения личности в группе, особенно у подростков он нередко становится распространенной формой поведения для поддержания своего статуса в группе;

—   внутригрупповой конфликте научных коллективах создает необходимый уровень напряженности деятельности, полезный для творческой активности (некоторые исследования показывают, что продуктивность в творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей);

—   межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;

—   необходимость решения конфликта приводит к кооперации, концентрации усилий участников на решении конфликтной ситуации, вовлечению членов группы в ее общую жизнь, и т. д. [38, с.534-565].

Структурные элементы конфликта включают пять составляющих:

•     конфликтующие стороны;

•     зона разногласий;

•     представления о ситуации;

•     мотивы;

•     действия.

Конфликтующие стороны

Как минимум, в конфликтах участвуют две стороны – отдельные индивиды или целые группы. Встречаются многосторонние конфликты, в которых задействованы три и более стороны. Стороны конфликта называют конфликтантами.

Понятия участники и стороны конфликта Л.А. Петровская использует как равнозначные [95, с.111].

Учитывая статусы сторон, включенных в конфликт, имеет смысл различать понятия “субъект” и “участник” конфликта. Первое указывает на активность в конфликтной ситуации, второе – на присутствие в ней. Субъект конфликта (конфликтант) способен активно создавать конфликтную ситуацию, влиять на ход конфликта в зависимости от своих целей, интересов и ценностей. Участник конфликта оказывается в ситуации конфликта случайно, иногда помимо своей воли, причем он может не вполне сознавать сознательное включение в конфликт. Выделяют следующих участников конфликта: сочувствующие той или другой стороне; примирители; провокаторы, подстрекатели; консультанты; невинные жертвы (Известно изречение:“Когда паны дерутся, у хлопцев чубы трещат”) [59, с.30].

Зона разногласий

Возникновение конфликта связано с зоной разногласий – предметом спора, фактом или вопросом (одним или несколькими), вызвавшим разногласия.

Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Конфликтанты могут представлять ее не очень четко. Так, начавшийся, по их мнению, спор из-за пустяка может базироваться на более глубинных расхождениях, неосознаваемых ими.

Границы зоны разногласий подвижны: в ходе конфликта они могут сужаться и расширяться. Начав дискутировать по одному вопросу, конфликтанты могут подключить новые очаги спора. Например “перейти на личность”, добавив к спору расхождения по поводу оценки индивидуально- психологических качеств партнера. Если конфликтанты достигают согласия по какому-то пункту, зона разногласий стягивается. При ликвидации всех расхождений она исчезает.

Представление о ситуации

Конфликтанты имеют собственное представление о ситуации, охватывающее все факты и обстоятельства, связанные с зоной разногласий. Другими словами, у каждого из них свой образ конфликтной ситуации, включающий представления участников о самих себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.), представление о противостоящих сторонах (их мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.п.) и представление о среде, в которой складываются конфликтные отношения [96].

Разный взгляд конфликтантов на вещи – основа для конфронтации. Если хотя бы один человек воспринимает ситуацию как проявление агрессии, недружелюбия или неправильного образа мыслей и действий другого, можно говорить о начале конфликта.

Мотивы

Различия в определении людьми конкретной ситуации связаны с особенностями внутреннего мира каждого человека: сложившейся к этому времени нормативно- ценностной системой, комплексом установок, целостным образом мира. На базе потребностей формируются мотивы – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. Совокупность стойких мотивов, определяющих содержание, направленность и характер поведения человека, называют мотивацией. От мотива следует отличать мотивировку – вербальное объяснение, иногда оправдание тех или иных действий. Она может не совпадать с истинным мотивом, в случае сознательного или бессознательного искажения его, например: человек старается сохранить свой статус, собственное “Я”, внутреннюю целостность, пытается удовлетворить актуализированную потребность, желает выглядеть лучше среди окружающих, а нередко и перед собой при совершении неблаговидных поступков и тем самым избежать или уменьшить степень психотравмирующего влияния на свою личность тех или иных факторов. Мотивация определяет формирование цели – мысленно представляемого результата, которого в данной ситуации человек хотел бы достичь.

Действия

Субъективно-объективные противоречия – база конфликта. Они могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт, поэтому в основе его возникновения лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон.

При описании конфликтных действий обращаются к понятию стратегия поведения в конфликте. Это основное направление поведения человека в ситуации конфликта, учитывающее все возможные ответные реакции противостоящей стороны. Стратегия лежит в основе конфликтного поведения человека и реализуется через различные тактики, выступающие как совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии.

Определение лидерства. Теории лидерства, их характеристика.

Проблема лидерства в Ψ стала разрабатываться в 20 годах 20в. На протяжении времени был разработан ряд теорий лидерства.

За время изучения был разработан ряд теорий к основным, из которых относится:

1)    Лидерских ролей (Р. Бейлз и Ф. Слейтер).

Лидерство- процесс принятия особой роли и выделяют 2 роли:

а) делового (инструментального) лидера вкл. в себя действия направленные на решение групповых задач;

б) эмоционального лидера вкл. в себя действия направленные на решение межличностных проблем.

Должны быть представлены 2 роли, для нормального функционирования группы.

2)    Теория черт.

В качестве основной детерминанты лидерства называют обладание уникальными лидерскими чертами (качествами).

Возникла в харизматичной теории лидерства, лидерами не становятся, а рождаются. Найти уникальный набор лидерских качеств.

3)    Ситуационная теория лидерства.

Рассматривается как функция изменяющихся групповых ситуаций. Групповая ситуация предъявляет определенные требования к качествам личности и человека чьи качества отвечают в большей степени этой ситуации, являясь лидером.

Но, к сожалению, не одна из этих теорий не объясняет в полной мере суть процесса лидерства, акцентируя внимание на отдельных качествах личности лидера.

Во 2-ой половине 20в. ведущее место заняла:

4)    Синтетическая теория вкл. множество авторских теорий – акцентирует внимание на составляющих процесса лидерства:

а) лидеры

б) последователях

в) ситуации взаимодействия а и б

Вероятностная модель эффективного лидерства (Ф. Фидлера амер.)

Основные положения:

1.    Эффективность групповой деятельности носит вероятностный характер в зависимости от соответствия силе лидерства групповым ситуациям, в которых действует лидер.

2.    Эффективность стиля лидерства обусловлено тем, насколько лидер контролирует групповые ситуации (людей). М.б. нулевой, низкий, средний, высокий.

3.    Выделяют 2 стиля лидерства:

-ориентируется на групповую задачу;

-ориентируется на людей.

4.    *Лидер ориентируется на задачу, наиболее эффективен в наиболее неблагоприятных ситуациях для него – ситуационный контроль. И очень благоприятных для него ситуациях (ск ↑, ск ↓).

*Лидер эмоционально ориентирован на людей – наиболее эффективно в умеренно благоприятных или неблагоприятных ситуациях.

На основе теории был разработан тренинг, диагностика стиля.

 Процесс принятия группового решения.

Процесс принятия группового решения – имеется в виду групповое обсуждение проблем в результате, которого группа принимает определенное решение.

Процедура принятия группового решения предполагает согласование мнений всех членов группы.

В теоретическом плане в рамках проблеме групповых решений наиболее важными являются вопросы:

- о сравнительном эффект.групповые и индивидуальные решения;

- вопрос о качестве принимаемых решений группами, находящиеся на различных стадиях развития;

- о возможности повышения качества принимаемого решения различными соц. группами.

Экспериментальное изучение данного процесса первым начал К. Левин.

Феноменологически процесс принятия гр. решения можно описать совокупностью основных феноменов:

- соц. фасилитации;

- групповые нормализации;

- групповые парализации.

а) Соц. фасилитация заключается в улучшении результатов деятельности, когда человек работает вместе с другими или в присутствии других людей.

Экспериментально было установлено, что присутствие других улучшает количественные

результаты деятельности, и ухудшаются качественные показатели (особенно когда группа решает сложную проблему).

б) Групповая нормализация – результат групповой дискуссии проявляется в том, что в ходе групповой дискуссии крайние точки зрения отсекаются и группа приходит к единому усреднённому мнению.

в) Групповая парализация – в данном случае в ходе групповой дискуссии оформляются 2 полярные (крайние) точки зрения, исключающие любые компромиссы.

Частный случай групповой парализации:

Феномен сдвига к риску – суть состоит в том, что групповое решение часто оказывается более рискованным, чем индивидуальное решение.

Существует несколько гипотез объясняющих этот феномен:

1)    Диффузия ответственности – ответственность делится между всеми членами группы.

2)    Гипотеза влияния лидера – люди изначально склонны к риску хотят занять главное положение. Под влиянием лидера принимать решения.

3)    Риска как соц. ценности – в современном мире риск выступает как социальная ценность. (У человека соц. статус).

Групповое решение не сводится к индивидуальным многочисленным решениям, а специфический продукт.

Фазы процесса принятия группового процесса:

1) Фаза установления факта;

2) Оценки фактов;

3) Поиска решения;

4) Принятия решения.

Группа, как живой организм, развивается, рождается и умирает.

Стадии в развитии группы (Б. Такмен)

Такмен выделил 2 сферы жизнедеят группы:

1)    Сфера эмоциональной активности в группе (установление межличностных отношений)

2)    Сфера деловой активности группы (связана с решением стоящих перед группой задач)

В каждой из этих сфер группа проходит через 4 стадии развития:

- стадия проверки и зависимости. На этой стадии члены группы знакомятся др с др, происходит первичная ориентировка в кач-ах дрдр, возникают первичные объединения, формируются первичные микрообъеденения, складываются первичные нормы.

- стадия внутреннего конфликта. Членов группы перестает удовлетворять ты позиция, те роли, кот мы играем в группе. Может не удовлетворять то, как играют свои роли др члены группы.

- стадия развития групповой сплоченности. На этой стадии исчезают деструктивные конфликты, отношения гармонизируются.

- стадия функционально-ролевой соотнесенности. Группа начинает функционировать как хорошо отлаженый мех-м. членов группы удовлетворяют те роли, которые они играют, представления о том, как надо играть роли начинают совпадать.

Сфера деловой активности

- стадия ориентировке в групповых задачах. Знакомство с требованиями к деятельности, первичное распределение ролей в деят.

- стадия эмоц отклика на требования задачи. Некот члены группы недовольны той ролью, которая им отведена в труд сфере. Некотчлгр иногда ошибочно делают выводы о бесперспективности пребывания в данной группе, слишком высокие требования, не оставляющ времени на личную жизнь.

- стадия информационного обмена. В процессе инф обмена разрешаются недовольства предшествующие стадии, происходит изменение в распределении ролей.

- стадия решения задачи. На этой стадии каждый чл в группе занимает такое место, которое соответствует его способностям.

В отеч психологии наиболее известна модель группообразования Петровского. Значимость этой модели состоит в попытке реализации принципа деятельностного подхода применительно к процессу развития группы. Модель имеет прежде всего теоретический интерес. Пертовский выделяет стадии в развитии группы (кот одновременно являются классификацией групп) по 2 критериям:

1.    Совпадение целей и ценностей группы с общечеловеческими (гуманными) ценностями.

2.    Опосредованность межличностных отношений в группе содержанием групповой деятельности.

Стадии:

- диффузная группа. В определенной степени, это случайное скопление людей. Групповой деятельности, как таковой, на этой стадии еще нет. Ни один из критериев еще не выражен. С этой стадии группе можно двигаться по 2ум направлениям:

Позитивное направление – просоциальная ассоциация – цели и ценности такой группы совпадают с гуманистическими, но отношения не опосредуются содержанием групповой деятельности. Коллектив – выполняются два критерия – сплоченная группа, выражен феномен действеннойэмпатии.

В условно-негативном направлении – ассоциальная ассоциация – отношения в группе не опосредуются совместной деятельностью. Корпорация – цели и ценности не совпадают с гуманными общечеловеческими ценностями. Опосредована совместной деятельностью.

В разработке данной проблемы Л.И.Уманским идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития. В качестве таких обязательных параметров называются: направленность коллектива, организованность, подготовленность и психологическая коммуникативность (Уманский, 1971). Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости.

Психологические изменения, происходящие в организации, обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, обусловленными действием двух противоположно направленных тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая тенденция заключается в упрочении психологического единства членов организации, стабилизации и упорядочении межличностных отношений и взаимодействия. Именно в этом необходимая предпосылка сохранности и относительной устойчивости организации. Вторая тенденция выражена в неизбежной специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов организации и в соответствующих различиях их функциональных ролей и психологических статусов.

 

Конфликты в группе

Внутригрупповой конфликт - вид конфликта, обусловленный групповой динамикой. Эти конфликты негавны для группы. Основное изучение направлено на их предотвращение.

Ниже представлены виды наиболее часто встречающихся в группе конфликтов и их причины.

I. Конфликты, связанные с изменением (нарушением, несоблюдением) групповых норм.

Групповые нормы выступают принятыми в данной общности стандартами поведения людей, регламентирующими их отношения. Их соблюдение – необходимое условие эффективного взаимодействия индивидов в процессе совместной деятельности и общения. Групповые нормы выполняют регулятивную (определяют поведение людей в группе, задают образцы их взаимодействий и взаимоотношений, формируют основные требования для членов группы), оценочную (выступают в качестве оснований и критериев для квалификации поступков и отношений представителя группы как правильных и неправильных), санкционирующую (определяют реакцию группы на поступки отдельных членов, отклоняющиеся в положительную или отрицательную стороны) и стабилизирующую (сплачивают группу, придают ей психологическую устойчивость) функции.

Изменение групповых норм - процесс, связанный с внутригрупповыми противоречиями и конфликтами. Если большинство членов группы понимают необходимость изменений и одобряют их, то возможно выделение отдельных членов, которые по разным причинам оказываются в оппозиции и даже выходят из состава группы. Если нормы пытается изменить отдельный член группы (или подгруппа) без поддержки других членов, то к нему будут применены соответствующие санкции, вплоть до исключения из группы.

II. Конфликты, связанные со структурными и статусно-ролевыми изменениями.

Каждый член группы “закреплен” в ее структуре в соответствии со своей ролью, статусом и ресурсами.

Статусно-ролевой конфликт в группе возникает, если: а)человек стремится улучшить свою статусно-ролевую позицию; б)роль человека не совпадает с групповыми нормами и ожиданиями; в)вакантное статусное место занимает новичок; г)изменяется численность группы, ведущая к перераспределению групповых мест; д)осуществляется процесс преобразования групповых целей и видов деятельности, предполагающий перераспределение ролей, функций, средств, прав, обязанностей, ответственности и власти.

III. Конфликты, связанные с противоречиями между отдельными субъектами группы.

В качестве отдельных субъектов группы выступают конкретные физические лица и микрогруппы.

Причинами конфликтов между личностью и группой являются: противоречия между ожиданиями личности и группы; противоречия между личностью и группой в целях, ценностях, интересах, позициях; борьба личности за повышение своего статуса в группе, в том числе и за место лидера; противоречия между позициями руководителя организации и неформальной группы; поиск реального или мнимого виновника неудач в деятельности группы.

С.М. Емельянов выделил три варианта конфликтов типа “личность - группа” [31, с.220].

1) Конфликт “руководитель - коллектив” может актуализироваться в связи со следующими причинами: новый руководитель, назначенный со стороны (в коллективе был свой достойный претендент на эту должность), стиль управления, низкая компетентность руководителя, сильное влияние отрицательно направленных микрогрупп и их лидеров.

2) Конфликт “рядовой член коллектива - коллектив” связан с конфликтностью личности, нарушением групповых норм, неадекватностью внутренней установки статусу. Внутреннюю установку следует рассматривать как субъективное восприятие личностью своего статуса в группе, статус – как реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

3) Конфликт “лидер – группа (микрогруппа)” определяется такими причинами, как низкая профессиональная подготовка, применение компромата против лидера, применение полномочий лидерства, изменение группового сознания.

Конфликты в группе не имеют однозначных последствий: конструктивность связана с совершенствованием группового взаимодействия и развитием сообщества, деструктивность – с ухудшением взаимоотношений между членами группы, нарушением социально-психологического климата, стагнацией (застой в групповом развитии), регрессом (движение в групповом развитии назад) или окончательным распадом группы.

Можно назвать следующие последствия групповых конфликтов: снятие напряжения и утверждение новой расстановки сил; решение насущных проблем группы; изменения в ценностно- нормативной системе; организационные изменения в группе; появление или смена руководства; удаление инакомыслящих членов; укрепление внутригруппового единства; поиски виновного; образование подгруппы; распад группы.

Стрктегии поведения в конфлитке;

Таким образом, согласно основным положениям концепции К. Томаса – Р. Килменна, главным в изучении конфликтов является определение наиболее типичных форм поведения в конфликтных ситуациях, а также их продуктивный или деструктивный характер. Основываясь на том, что центральным механизмом, определяющим поведение человека в конфликте, является соотношение интересов конфликтующих сторон, была предложена двухмерная модель регулирования конфликтов. Ее измерениями являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов личности. Первая отражает степень готовности пойти навстречу другому в удовлетворении его интересов, вторая – степень настойчивости в удовлетворении своих интересов. На основе этих измерений выделены пять способов поведения в конфликтной ситуации

1.Соперничество или преобладание выступает как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку, победить ценой преобладания. В данном способе поведения заложен конфликт отношений.

2.Противоположным типом поведения является приспособление или умиротворение, означающее принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого человека, удовлетворенность чужими интересами. Это поведение направлено на успокоение соперника, на поддержание с ним мирного сосуществования.

3.Компромисс предполагает взаимные уступки участников конфликта, приводящие к потерям обеих сторон.

4.Для избегания или пренебрежения характерно отсутствие стремления как к взаимодействию, так и удовлетворению своих собственных интересов. Человек игнорирует ситуацию конфликта и полагает, что она сама разрешится со временем. В этом способе поведения, как и в случае с соперничеством, заложен конфликт интересов сторон.

5.Сотрудничество означает стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон.

Козер рассматривает позитивные функции конфликтов в коллективе:

· возможно первичное установление единства или его восстановление, если оно ранее было нарушено; но не каждый тип конфликта и не во всех группах будет выполнять позитивные функции;

· позитивны для группы те конфликты, которые не затрагивают основы ее существования, а способствуют переориентации норма и отношений; если конфликт связан с важными ценностями группы, он подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.133 с.)