Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Феноменология внутриличностного конфликта
С точки зрения Н.В. Гришиной, внутриличностный конфликт представлен как “противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление” [23,с.79]. Внутриличностный конфликт имеет отличительные особенности. • Необычность структуры конфликта. При внутриличностном конфликте отсутствуют субъекты конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей: в их качестве выступают противоположно направленные образования внутреннего мира одного человека. • Амбивалентность субъектов конфликта. Стороны внутриличностного конфликта являются равными по силе, но противоположно направленными внутренними образованиями человека. • Специфичность форм протекания и проявления. Внутриличностный конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Переживание является эмоционально окрашенным состоянием человека, выступает формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне. Переживание внутриличностного конфликта отличается от других типов переживаний следующим: оно обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражается осознание личностью трудности данной ситуации; оно выражает процесс выбора, сомнения и борьбы, а также отражает перестройку ценностно-мотивационной системы личности. Психоэмоциональное напряжение во внутриличностном конфликте отражает эмоциональную составляющую [7, с. 323-324]. Оно является формой представленности в психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий, отражает степень удовлетворения его потребностей, характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием. По субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как и другие эмоции, возникающие в ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.
Предметное содержание психоэмоционального напряжения составляют ситуации, условия и события, происходящие в жизнедеятельности человека и воспринимаемые им как препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека. Внутриличностный конфликт часто выливается в неврозы. Внутриличностный конфликт сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом, фрустацией. • Латентность Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта, более того, иногда может скрывать свое состояние конфликта за активной деятельностью или под эйфорическим настроением. Для практической деятельности значима симптоматика внутриличностного конфликта в разных сферах [7, с. 317]. Когнитивная сфера: противоречивость “образа Я”; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса. С нашей точки зрения, отдельно следует проанализировать сферу ощущений человека. При внутриличностном конфликте у человека появляется ощущение раздвоенности, несвободы, вызванное стремлением быть самим собой и соответствовать ожиданиям окружающих, а также потеря ясности как проявление неадекватного восприятия действительности, которое затрудняет психическую активность личности, мешает сосредоточиться на желаемом для человека.
Внутриличностный конфликт – сложное психологическое явление, трудно поддающееся классификации. Делая попытки приблизиться к реалиям внутриличностного конфликта, исследователи стремятся описать его на языке переживания человеком (А.И. Шипилов), оперируют более целостными единицами анализа (В.В. Столин, Л.М. Митина). А.И. Шипилов в качестве основания для типологии внутриличностностных конфликтов выбирает ценностно-мотивационную сферу, поскольку с ней связана внутренняя конфликтность человека и она отражает разнообразные связи и отношения личности с окружающим миром [7, с. 317-320]. Исходя из этого, выделены три основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт. Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием “хочу” (“Я хочу”). Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. А.И. Шипилов имеет в виду личностные ценности, т.е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как “надо” (“Я должен”). Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как “могу” или “не могу” (“Я есть”). В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта. 1.Мотивационный конфликт (между “хочу” и “хочу”). Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3.Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма “буриданова осла” (К. Левин), или как столкновение различных мотивов. 2.Нравственный конфликт (между “хочу” и “надо”). В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом (В. Бакштановский, И. Арницане, Д. Федорина). Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет конфликт между стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл). 3.Конфликт нереализованного желания (между “хочу” и “могу”) или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов). Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между “хочу быть таким, как они” (референтная группа) и невозможностью это реализовать (А. Захаров). Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
4.Ролевой конфликт (между “надо” и “надо”) выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований самой личности к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни. 5.Адаптационный конфликт (между “надо” и “могу”) понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле — при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования. 6.Конфликт неадекватной самооценки (между “могу” и “могу”). Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. (А. Петровский, М. Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хекхаузен). Внутриличностный конфликт может иметь конструктивный и деструктивный характер. Конструктивным является конфликт, характеризующийся максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт выступает как один из механизмов гармонизации личностного развития [7, с. 325]. Результатами личностного совершенствования при разрешении внутриличностного конфликта могут быть достижение душевного равновесия, умиротворенности, повышение осмысленности жизни, новое ценностное сознание.
Позитивный эффект внутриличностного конфликта заключается в следующем: - усиливается привлекательность еще недоступной цели; - мобилизируются силы и средства для преодоления препятствия, сила мотивации достигает своего апогея; - актуализируется адаптация и самореализация личности в сложных условиях, повышается стрессоустойчивость организма; - закаляется характер и формируются его новые черты, появляется решительность в поведении личности. Если внутриличностный конфликт разрешен полностью, человек переходит на новый уровень личностного развития. Деструктивными считаются внутренние конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций [7, с. 326]. Деструктивность внутриличностного конфликта проявляется в следующем: - разрушается эффективность деятельности; - формируются устойчивый комплекс неполноценности и негативное состояние сомнения, характеризующееся ощущением несвободы, зависимости, подавленности; - тормозится личностное развитие: появляется неуверенность, неустойчивость поведения, неспособность добиваться сознательно поставленных целей; - происходит утрата уверенности человека в своих силах, иногда потеря смысла жизни; - развиваются деструкции в существующих межличностных отношениях на работе и семье, проявляющиеся в повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении. Диагностика внутриличностной конфликтности. Специальных методов для оценки внутриличностной конфликтности человека в психологии мало. К ряду специализированных методик можно отнести систему “Диагностика внутреннего конфликта”, разработанную Е.Б. Фанталовой [136, 137]. Эта система представляет собой комплекс методик, направленных во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, отражающей, в свою очередь, глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Система Е.Б. Фанталовой “Диагностика внутреннего конфликта” включает в себя четыре методики: “Уровень соотношения “ценности” и “доступности” в различных жизненных сферах” (УСЦД), “Семь состояний”, “Шкала оценки дискомфорта”, “Свободный выбор ценностей” (См. главу 14). В психологической практике для оценки внутриличностной конфликтности человека используют индивидуальную беседу, осуществляемую с помощью различных техник. Чаще проводятся комплексные исследования, методический блок которых включает диагностические процедуры, по косвенным показателям которых можно зафиксировать симптомы внутриличностного конфликта человека. К примеру, Ю.Н. Юрлов, исследуя особенности внутриличностных конфликтов у курсантов военных училищ, использовал методику Т. Лири (ДМО), методику М. Рокича, направленную наизучению ценностных ориентаций, и шкалу депрессии [153].
По мнению ряда исследователей, внутриличностные конфликты могут быть диагностированы путем выявления внутренних противоречий между различными сторонами “Я”, личностными мотивами и тенденциями. Например, конфликты у больных неврозами связывают с расхождением их представлений о своем “реальном” и “идеальном” Я (Б.В. Иовлев, В.Н. Корж, Р.О. Серебряков, 1976). Взгляды отечественных и зарубежных психологов (З. Фрейд, К. Левин, Л. Фестингер, Ф.Е. Василюк, В.С. Мерлин и др.) на феноменологию внутриличностного конфликта. Внутриличностный конфликт в зарубежной и отечественной психологии рассматривается в аспекте определенной научной парадигмы. Проблема внутриличностного конфликта представлена в работах З.Фрейда, Ю. Юнга, К. Хорни, Э.Фромма, А. Адлера, К. Левина, Л. Фестингера, Э. Берна, К. Роджерса, А. Маслоу, В. Франкла, Н. Миллера, Д. Скинера, Дж. Долларда и др. Вклад в решение проблемы внутриличностного конфликта в отечественной науке внесли А.Р. Лурия, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Крогиус, Ф.Е. Василюк, Л.М. Митина, В.В. Столин, Н.В. Гришина, А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, О.В. Кузьменкова, Ю.Н. Юрлов, Д.В. Грешнев и др. В классическом психоанализе внутренний конфликт – основа для развития невроза. Являясь составной частью жизнедеятельности человека, конфликты возникают в глубинах психики и требуют своего разрешения. Возникновение и разрешение конфликтов - нормальный путь развития человека. Вместе с тем в глубинах души нередко возникают такие конфликты (патогенные, т.е. ведущие к болезни – по З. Фрейду) разрешение которых может сопровождаться психическими расстройствами человека. Таким образом, личность может пойти как по пути раскрытия своих возможностей, так и по пути их ущемления. В последнем случае вместо гармонизации динамических сил наступит разбалансировка процессов: личность погрузится в пучину мучительной душевной борьбы, невольно затянув своих близких в конфликтные отношения. Находясь на вершине власти, внутренне конфликтный человек может подтолкнуть массы людей к агрессивному поведению, находя в нем источник удовлетворения своих деспотических амбиций и успокоения своих страхов. Согласно З. Фрейду, каждый человек стремится к получению удовольствия. Конфликт возникает, если в силу внешних ограничений человеку приходится отказываться от немедленного удовлетворения своих желаний. Если потребности не могут быть автоматически удовлетворены, возникает конфликт, и для восстановления своей устойчивости в момент фрустрации “Я” включает защитные механизмы. В ходе обычной жизни они помогают личности преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием суровой неподатливости реальных обстоятельств. В критических ситуациях защитные механизмы могут загнать вглубь внутриличностный конфликт, превратив его в неосознанный источник недовольства собой и столкновений с окружающими. К. Левин выводил внутриличностные конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации человека. Он анализировал конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. Последовательная и основательная система взглядов на внутриличностный конфликт представлена в работах В.С. Мерлина. Психологический конфликт исследователь определяет как “состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности” [81, с. 213]. Согласно взглядам В.С. Мерлина, психологический конфликт возникает при определенных специфических условиях, которые должны быть одновременно внешними и внутренними. Внешние условия сводятся к тому, что “удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой ” [81, с. 213 – 214]. Содержание и характер внешних условий различны, но их возникновение неизбежно: 1) уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности; 2) удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; 3) общественная жизнь требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например, стремления к сохранению жизни. Внутренние условия сводятся “к противоречию или между различными мотивами и отношениями личности, например долга и личных интересов, или возможностями и стремлениями личности” [81, с. 214]. Ф.Е. Василюк рассматривает конфликт, наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом, как критическую жизненную ситуацию [14]. Такая ситуация определяется им как эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления. С психологической точки зрения, ситуация – это внешние обстоятельства в интерпритации отдельного человека. Сами эти обстоятельства и их восприятие, переживание человеком и образуют в совокупности его жизненную ситуацию, причем именно восприятие и интеграция тех или иных обстоятельств часто играют решающую роль в возникновении и развитии неблагоприятных и критических ситуаций в жизни людей. Конфликт, по Ф.Е. Василюку, возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект. Причины внутриличностных конфликтов и пути их преодоления. Одной из причин внутриличностного конфликта, согласно данным В.А. Горяниной, является неосознанная идентификация с неконструктивными социальными установками и моделями контакта семьи и других референтных для человека групп [19]. Эти установки и сопутствующие им негативные эмоции (страх, чувство вины, раздражение, обида, стыд) воссоздают внутриличностный конфликт. Самая распространенная установка – обесценивание самого себя - проявляющаяся в неуверенности, недовольстве собой, самоуничижении, свидетельствует о депривированной потребности в признании. Эта установка связана со склонностью к аутодеструктивным, а иногда и суицидальным тенденциям, обычно проявляется у людей, имеющих склонность к избегательной стратегии контакта. Вторая весьма распространенная установка – недоверие к людям и миру в целом – проявляется во враждебности, склонности “бороться за справедливость”, желании скрыть от окружающих свои истинные чувства. Переживаемые при этом беззащитность и слабость обычно скрываются за разнообразными формами подавляющей стратегии контакта. Установка “обреченность на одиночество” проявляется в эмоциональной разъединенности с близкими, отстранении, ощущение собственной ненужности, заброшенности. Установка “жертвы” переживается как бесправие, зависимость от обстоятельств, безысходность, обреченность быть бедным. Эта установка – причина и проявление социальной пассивности личности, которая чаще всего выражается в избегательной стратегии контакта. Установка обесценивать других проявляется в соперничестве (“Я хуже – они лучше” или “Я лучше, они хуже”) и склонности к борьбе. Одним из основных способов выхода из внутриличностных конфликтов является адекватная оценка ситуации, включающая самооценку индивида и оценку сложности существующих проблем. Рефлексия (способность человека взглянуть на свою ситуацию с позиции внешнего наблюдателя, одновременно осознать себя в этой ситуации и то, как он воспринимается другими людьми) помогает человеку выявить истинные причины своего внутреннего напряжения, переживаний и тревог, правильно оценить сложившуюся ситуацию и найти разумный выход из конфликта. Психотерапевт Максуэлл Мольц предлагает советы, основанные на феномене рефлексии, помогающие человеку решить внутриличностные конфликты [55]: - создавать правильный образ собственного “Я”, знать о себе всю правду, уметь смотреть правде в глаза; - реагировать на факты, а не на представления о них; - не уделять повышенного внимания тому, что люди думают о вас, как они вас оценивают; - не реагировать слишком эмоционально на внешние раздражители, уметь отсрочить свою реакцию на них (“Я буду волноваться только завтра”); - не культивировать в себе чувство обиды, жалости к себе; - уметь прощать себя и других, прощение действует исцеляюще; - уметь направлять свою агрессию в нужное русло. Наиболее эффективным способом решения внутриличностного конфликта является адекватная эмоциональная реакция личности – конгруэнтность (точное совпадение эмоций, их осознание и выражение). Во время внутриличностного конфликта важно осуществлять управление своими эмоциями, мешающими человеку рационально действовать. Для “очистки” от избытка негативных чувств: обиды, гнева, страха, ненависти и др., можно высказываться в кругу друзей, “разрядиться” в спортивных играх, устроить истерику наедине, чтобы не слышали посторонние, разорвать в клочья старые журналы, поколотить кулаками матрац и т.д. [60]. Д. Карнеги рекомендует в конфликтных ситуациях не паниковать, а принимать случившееся как свершившийся факт и действовать, отбросив эмоции [46]. Преодолеть беспокойство примерно на 90 % можно, благодаря выполнению следующих принципов: Точное описание волнующей ситуации. Запись возможных предпринимаемых действий. Принятие решения. Немедленное осуществление этого решения. Как бесконтрольный выход энергии конфликта вовне, так и искусственное ее сдерживание негативно воздействуют на личность и окружающих. Внутриличностные конфликты активизируют процессы расходования физических и духовных сил человека. Для их восстановления и мобилизации, а также для “сбрасывания” повышенного внутреннего напряжения используют йогу, медитацию, аутотренинг. В.А. Ермаков предлагает комплекс психологических тренировок при тяжелых душевных состояниях [33].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.045 с.) |