Анализ содержания читательских формуляров детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ содержания читательских формуляров детей



Данная методика направлена на выявление наличия читательского кругозора учащихся, на определение конкретных вкусовых предпочтений каждого ученика.

В начале исследования нами были посещены школьная и поселковая библиотеки с целью проверки и анализа читательских формуляров учащихся 3 «В» класса.

При анализе читательских формуляров осуществлялся количественный учет прочитанных произведений и литературное предпочтение учащихся. Произведения, указанные в читательских формулярах учеников, которые брали в библиотеке учащиеся на протяжении нескольких месяцев, были классифицированы нами следующим образом: детективы; мистика, магия, ужасы; справочники и энциклопедии; журналы и газеты; сказки; приключения.Общие результаты анализа читательских формуляров представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Результаты анализа читательских формуляров

  Общее количество прочитанных произведений (экз.) Детективы (экз.) Мистика, магия, ужасы (экз.) Справочники, энциклопедии (экз.) Журналы, газеты (экз.) Сказки (экз.) Приключения (экз,)
20 учащихся 340 43 28 38 53 89 89

 

По результатам общего анализа читательских формуляров можно сделать вывод о том, что реже всего школьники берут в библиотеке книги, содержащие мистику, магию и ужасы, в 20 читательских формулярах было записано всего 28 книг на данную тематику. Это такие книги, как: «А что вы хотели от бабы Яги» (Елена Никитина), «Самая плохая ведьма» (Джилл Мерфи), «Повелительница грозы» (Илона Волынская), «Пропавшая королева» (Аллан Фревин Джонс), и др.

 Затем, если смотреть по нарастающей, школьники берут в библиотеке различные справочники и энциклопедии. Например, «Новая энциклопедия для вашего почемучки» (Ю. Феданова), «Детская энциклопедия. Мальчики и девочки, эта книга для вас!» (Т. Скиба), «Детская энциклопедия для почемучек. Обо всем на свете» (Т. Беленькая), «100 чудес России» (Л. Клюшник), «Что такое? Кто такой?» (Я. Соколова) и др. Всего дети взяли 38 энциклопедий и справочников.

Детективы - 43 экземпляра в 20 читательских формулярах. Например, «Пять юных сыщиков и верный пес» (Энид Блайтон), «Невероятные приключения Джеронимо Стилтона. Загадка сырной пирамиды» (Джеронимо Стилтон), «Лапы вверх!» (Е. Матюшкина) и др.

Газеты и журналы, насчитывается 53 экземпляра, младшие школьники читают их немного чаще, в основном это журналы развлекательного характера и комиксы. Например, «Виолетта путешествует по свету» (Радиче Тереза), «Микки Маус» (Кастеллани Андреа), «Дядюшка Скрудж» (Хансегард Дженс), «Чип и Дейл спешат на помощь» (Кастеллани Леонель) и др.

И самое значительное количество книг, которые берут дети, содержат в себе рассказы и сказки, большая половина которых изучается по школьной программе. По нашим подсчетам насчитывается 89 книг, содержащих сказки и столько же книг приключенческого характера (в основном рассказы). К ним относятся такие книги, как: «Путешествие Голубой Стрелы» (Джанни Родари), «Холодное сердце» (Вильгельм Гауф), «Дюймовочка» (Г. Х. Андерсен), «Гадкий утенок» (Г. Х. Андерсен), «Штопальная игла» (Г. Х. Андерсен), «Как кит получил свою глотку» (Редьярд Киплинг), «Снежная королева» (Г. Х. Андерсен), «Русалочка» (Г. Х. Андерсен), «Снегурочка» (русская народная сказка), «Илья Муромец и Соловей разбойник» (русская народная сказка), «Книга Джунглей» (Редьярд Киплинг), «Заплатка» (Николай Носов), «Приключения капитана Врунгеля» (Андрей Некрасов), «Остров погибших кораблей» (А. Беляев), «Денискины рассказы» (Виктор Драгунский), «Огурцы» (Николай Носов), «Живая шляпа» (Николай Носов), «Волшебное слово» (Валентина Осеева), «Динка» (Валентина Осеева), «Маша - растеряша» (Валентина Осеева) и т.д.

Благодаря проведенному анализу читательских формуляров школьной и поселковой библиотеки, мы выявили следующие факты:

· Все учащиеся записаны в школьную библиотеку;

· В поселковую библиотеку записаны 10 человек из 20: Алексей Г., Арина Е., Александр Л., Ульяна М., Владислав Н., Иван П., Ярослав П., Алина П., Виктория Ч., Матвей Ш. Из них ее регулярно посещают 6 учащихся: Алексей Г., Арина Е., Ульяна М., Ярослав П., Алина П., Матвей Ш. - у этих ребят в формулярах более 20 книг;

· В читательских формулярах зафиксирован малый объем книг, в среднем 17 экз. (включая каникулярное время);

· В основном ребята берут в библиотеке книги, изучаемые на уроках литературного и внеклассного чтения;

В результате анализа формуляров можно сделать вывод о том, что большая часть учащихся данного класса читают редко и мало, в основном только то, что изучается в школе.

Индивидуальные результаты анализа читательских формуляров представлены в таблице 3 (приложение 1).

 


Рис. 1. Содержание читательских формуляров, %

 

2. Карта наблюдений сформированности читательского интереса (Л.В. Наталимова, С.Н. Семенова)[33].

Для определения уровня развития читательского интереса младших школьников, а именно положительного личностного отношения к чтению книг, учителю предлагается заполнить карту наблюдений, предложенную Л.В. Наталимовой и С.Н. Семеновой [33].

В методике выделены 3 уровня сформированности читательского интереса, которые складываются на основе наличия четырех критериев: положительное отношение к читательской деятельности («люблю читать»); заинтересованность конкретными книгами ("хочу именно эти книги"); увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Итак, высокий уровень сформированности читательского интереса - это сформированность у учащегося всех 4 критериев, средний уровень - это сформированность 3 критериев, низкий уровень - это сформированность 2 и менее.

Учителю было предложено 20 карт наблюдений (индивидуально на каждого ученика). Возле каждого критерия учитель ставил +/- в зависимости от наличия или отсутствия у учащегося того или иного критерия сформированности читательского интереса, и наличие или отсутствие положительного личностного отношения к чтению книг.

Результаты методики представлены в таблице 4 (приложение 1).

Из результатов методики можно сделать вывод о том, что 9 учащихся (45%): Мария А., Егор В., Матвей Г., Валерия К., Дарья М., Максим М., Владислав Н., Илья П., Дарья П. - имеют низкий уровень сформированности читательского интереса, у детей отсутствует положительное личностное отношение к чтению книг. В индивидуальных картах этих учеников учитель поставил прочерки возле 2 и более критериев читательского интереса, следовательно, дети не проявляют особого интереса к книге, у них не сформировано положительное отношение к самостоятельному общению с книгой, нет заинтересованности в прочтении того или иного произведения. 6 младших школьников (30%): Вероника К., Александр Л., Иван П., Данила Р., Виктория Ч., Матвей Ш. - имеют средний уровень сформированности читательского интереса. В индивидуальных картах этих учеников учитель поставил прочерк возле одного из четырех представленных критериев. Возможно, у ребят нет стремления поделиться впечатлениями после прочтения какого- либо произведения, либо они недостаточно увлечены процессом чтения, или же у них нет заинтересованности в прочтении каких - либо определенных книг. Как правило, у этих детей ситуативный интерес к прочтению какого-либо произведения. 5 учащихся (25%): Алексей Г., Арина Е., Ульяна М., Ярослав П., Алина П. - имеют высокий уровень сформированности читательского интереса, сформировано положительное личностное отношение к чтению книг. У этих детей учитель отметил сформированность всех критериев, выделенных в данной методике. Ребята любят читать, заинтересованы в прочтении каких - то конкретных произведений, в процессе чтения увлечены и не могут «оторваться» от книги, с большим удовольствием делятся с окружающими впечатлениями и эмоциями, полученными от прочтения книги.

Рис. 2. Карта наблюдений. Соотношение показателей сформированности читательского интереса, %

 

по этому образцу расписываете результаты всех диагностик

Результаты констатирующего эксперимента подтвердили важность организации работы по формированию читательского интереса у младших школьников. На основе данных, полученных при проведении констатирующего эксперимента, был спланирован формирующий эксперимент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)