Глава I. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников



Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников.

1.1. Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе 

1.2. Методика организации уроков внеклассного чтения в начальной школе 

1.3. Нестандартные формы уроков и их роль в развитии читательского интереса младших школьников.

достаточно 2-х параграфов в главах

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по использованию нестандартных форм уроков внеклассного чтения для развития читательского интереса младших школьников.

2.1.Диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

2.2.Система работы по совершенствованию уровня сформированности читательского интереса младших школьников посредством нестандартных форм уроков внеклассного чтения.

2.3.Динамика показателей уровня сформированности читательского интереса посредством использования нестандартных форм уроков внеклассного чтения 

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список источников литературы..

Приложения

 

В главах должно быть по 2 параграфа, объем 1 параграфа- 7 страниц

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире отношение к книге сильно изменилось. Если раньше книга являлась основным источником информации, то сегодня, в век информационных технологий, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается огромный поток информации, совсем не обязательно обращаться к ней для того, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Кроме того, даже для прочтения какого - либо произведения достаточно иметь доступ к ресурсам интернета.  К сожалению, с компьютером и с электронными средствами связи многие дети знакомятся раньше, чем с книгой. А овладевают и начинают ориентироваться в них задолго до того, как научатся читать. Читательский опыт большинства современных детей ограничивается прочтением произведений школьной программы, и то только потому, что этого требует учебный процесс. Поэтому все более актуальным становится развитие читательского интереса младших школьников.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее -ФГОС НОО), для учащихся необходимо: осознание значимости чтения, понимание роли чтения, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу [1].

Важность развития целенаправленного читательского интереса младших школьников отмечают такие известные ученые и педагоги, как М.И. Оморокова [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славина [19], Е.П. Климова [27], Н.Н. Светловская[16,17,18,37] и др.

Далее в курсовой работе достаточно только анализа 2 работ, в ВКР – не менее3-5.

По словам О. В. Джежелей, развивать читательский интерес необходимо еще с ранних лет жизни ребенка, так как детям в этом возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [4].

Н.Н. Светловская говорит, что становление читательского интереса младших школьников во многом связано со систематической работой учителя в данном направлении. Также утверждала, что «знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности» [16].

М. И. Оморокова подчеркивает, что интерес к чтению начинается в том случае, когда у читателя сформировано свободное осознанное чтение и совершенствованы учебно - познавательные мотивы чтения [12].

В исследованиях Л.С. Славиной говорится о том, что развитие читательского интереса является важным составляющим в формировании личности ребенка. Развитие читательского интереса оказывает влияние на восприятие человеком мира, следовательно, и на его жизнь в целом [19].

Т.И. Тимошенко утверждает, что развитию познавательной самостоятельности и читательского интереса способствует нестандартная форма проведения уроков[22].

Во введении и в первой главе рядом с каждой фамилией должна быть ссылка!

Мы не можем с этим не согласиться, труды и других известных авторов тому подтверждение. Работы Т.А. Стефановской и Л.Н. Соколовой дают обширный материал по данной теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы [21,38].

 В ходе изучения методической литературы было выявлено противоречие между требованиями о необходимости развития у младших школьников читательского интереса и недостаточной разработанностью этой проблемы в методической литературе по внеклассному чтению, а также возможностями использования нестандартных форм уроков в качестве развития читательского интереса на уроках внеклассного чтения в начальной школе и недостаточным их применением в этом направлении. первые две страницы сократить до одной

Проблема исследования: возможно ли обеспечение развития читательского интереса младших школьников в процессе использования нестандартных форм уроков на уроках внеклассного чтения в начальной школе.

Цель исследования: предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы нестандартных форм уроков внеклассного чтения по формированию читательского интереса младших школьников.

Объект исследования: процесс развития читательского интереса младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Предмет исследования как тема работы: нестандартные формы уроков как средство развития читательского интереса младших школьников.

Гипотеза исследования: формированию читательского интереса младших школьников будет способствовать организация уроков внеклассного чтения нестандартной формы: урок - путешествие, урок - сказка, урок - судебное заседание, урок - концерт, урок - фантазия, урок - спектакль и другие.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования (по пунктам плана работы):

Например, у вас первый параграф называется «Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе», значит первая задача Раскрыть сущность понятия«читательский интерес».

1.Раскрыть сущность понятия«читательский интерес».

2.Изучить особенности организации урока внеклассного чтения.

3.Определить понятие «нестандартный урок» и рассмотреть его компоненты.

4.Провести диагностику уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

5.Разработать и апробировать систему уроков внеклассного чтения с использованием нестандартных форм с целью формирования читательского интереса.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, количественно-качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

Теоретико-методологической основой послужили: психолого-педагогические труды, посвященные вопросам развития читательского интереса М. И. Омороковой [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славиной [19], Е. П. Климовой [27],Н.Н. Светловской[16,17,18,37]; литература о внеклассном чтении таких авторов, как В.Г. Маранцман [11], Н.Н, Светловская [18], Б.И. Степанишин [20]; работы, посвященные изучению особенностей нестандартных форм уроков Т.А. Стефановской [21], Н.Г. Прашкович [14], Л.Н. Соколовой [38], Т.И. Тимошенко [22].

Практическая значимость исследования: разработанная система уроков по внеклассному чтению с использованием нестандартных форм уроков, направленная на развитие читательского интереса младших школьников, может применяться в образовательной практике учителем начальных классов.

База исследования: МБОУ «Вознесенская СОШ», р.п. Вознесенское Вознесенского района Нижегородской области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение

Проведенное исследование ставило цель предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы нестандартных форм уроков внеклассного чтения по формированию читательского интереса младших школьников.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

1. На основе изучения психолого-педагогической литературы определена сущность понятия «читательский интерес».

2. Изучена методика организации урока внеклассного чтения.

3. Рассмотрено понятие «нестандартный урок» и его компоненты.

4. Проведена диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

5. Разработана и апробирована система уроков внеклассного чтения с использованием нестандартных форм с целью формирования читательского интереса.

Читательский интерес - это наличие у ребенка устойчивого интереса к прочтению книг, которые он выделяет и предпочитает прочим, так как считает их наиболее подходящими для себя и испытывает в них личностную потребность с целью пополнения своих знаний и опыта [16].

Проблема развития читательского интереса младших школьников уже давно привлекала внимание психологов и педагогов. Данной проблемой занимались такие известные ученые и педагоги, как М.И. Оморокова [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славина [19], Е.П. Климова [27], Н.Н. Светловская [16,17,18,37] и др.

По словам О. В. Джежелей, развивать читательский интерес необходимо еще с ранних лет жизни ребенка, так как детям в этом возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [4].

Т.И. Тимошенко утверждает, что развитию познавательной самостоятельности и читательского интереса способствует нестандартная форма проведения уроков [22].

Развитие читательского интереса младших школьников должно происходить в доступной и занимательной для них форме. Занятия, пронизанные элементами игр, соревнований и других нестандартных форм проведения уроков, способствуют формированию и развитию читательского интереса детей.

Большое внимание нестандартным формам проведения уроков уделяли Т.А. Стефановская [21], Н.П. Прашкович [14], Л.Н. Соколова [38], Т.И. Тимошенко [22] и др.

Нестандартные уроки - это импровизированные занятия, которые впитывают в себя методы и приемы различных форм обучения. Они строятся на совместной деятельности педагога и учащихся, на совместном поиске, на эксперименте по отработке новых приемов с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Формирование читательского интереса является одной из главных целей уроков внеклассного чтения. Именно проведение уроков внеклассного чтения в нестандартных формах создает дополнительные условия для развития у обучающихся читательского интереса на основе свободного выбора.

На базе МБОУ «Вознесенская СОШ» р.п. Вознесенское Вознесенского района нами было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся 3 «В» класса в количестве 20 человек, в возрасте 9-10 лет, классный руководитель - учитель высшей квалификационной категории Чурапина Марина Александровна. Обучение ведется по УМК «Школа XXI века».

Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников по следующим критериям:

1) положительное личностное отношение к чтению;

2) познавательная направленность на чтение;

3) наличие читательского кругозора [16].

Чтобы определить уровень сформированности читательского интереса младших школьников нами были использованы следующие методики:

· Анализ содержания читательских формуляров;

· Карта наблюдений сформированности читательского интереса (Л.В. Ниталимова, С.Н. Семенова) [33];

· Анкета «Какой ты читатель?» (Малахова Н.Г.) [31];

· Анкета «Узнай свой читательский интерес» (А.П. Кашкаров) [26];

· Тест «Читательские интересы детей» (Л.М. Гурович) [3].

По итогам проведенного констатирующего этапа обнаружено, что в классе есть учащиеся с высоким -20%, средним -40%, низким -40% уровнями сформированности читательского интереса. 

Для того чтобы улучшить результаты нашей диагностики на формирующем этапе был разработана система нестандартных форм уроков внеклассного чтения по совершенствованию уровня сформированности читательского интереса младших школьников. В эту систему вошло 15 уроков по внеклассному чтению. В процессе разработки данной системы особое внимание было уделено формированию читательского интереса.

Для определения эффективности опытно-экспериментальной работы по окончании формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента. В результате контрольного этапа исследования выявлено, что разработанная и апробированная система уроков, способствует улучшению уровня сформированности читательского интереса младших школьников: у 30% детей сформирован высокий уровень развития читательского интереса, у 50% - средний, у 20% - низкий.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования.

 Таким образом, поставленная цель достигнута, все задачи исследования решены.

для курсовой работы достаточно 2 страниц заключения!

 

 

Нормативные и правовые акты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации - М.: Просвещение, 2010.

Учебная литература

2. Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях / Е. И. Бушина, С. Н. Громцева.- М.: Школьная библиотека, 1990 - 34 с.

3. Гурович Л. М. Чтение художественной литературы. Учебно-методическое пособие / Л. М. Гурович, О. В. Акулова. - М.: Детство - пресс, 2012. - 192 с.

4. Джежелей О.В. Учим читать книгу: пособие для учителя к урокам внеклассного чтения в общеобразовательной школе / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. -Москва: Просвещение, 1983. - 208 с.

5. Ефросинина Л.А. Поурочное планирование по литературному чтению: 3 класс. / Л. А. Ефросинина, М.И. Оморокова.-М.: Вентана-Граф, 2014.-316 с.

6. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс / Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 - М.: Вентана - Граф, 2013. - 176 с

7. Ефросинина Л.А. Литературное чтение, 3 класс / Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 - М.: Вентана - Граф, 2013. - 181 с

 

литература должна быть за последние 7 лет, не старше!!!

Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников.

1.1. Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе 

1.2. Методика организации уроков внеклассного чтения в начальной школе 

1.3. Нестандартные формы уроков и их роль в развитии читательского интереса младших школьников.

достаточно 2-х параграфов в главах

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по использованию нестандартных форм уроков внеклассного чтения для развития читательского интереса младших школьников.

2.1.Диагностика уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

2.2.Система работы по совершенствованию уровня сформированности читательского интереса младших школьников посредством нестандартных форм уроков внеклассного чтения.

2.3.Динамика показателей уровня сформированности читательского интереса посредством использования нестандартных форм уроков внеклассного чтения 

Выводы по второй главе.

Заключение.

Список источников литературы..

Приложения

 

В главах должно быть по 2 параграфа, объем 1 параграфа- 7 страниц

 

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время во всем мире отношение к книге сильно изменилось. Если раньше книга являлась основным источником информации, то сегодня, в век информационных технологий, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается огромный поток информации, совсем не обязательно обращаться к ней для того, чтобы найти ответ на интересующий вопрос. Кроме того, даже для прочтения какого - либо произведения достаточно иметь доступ к ресурсам интернета.  К сожалению, с компьютером и с электронными средствами связи многие дети знакомятся раньше, чем с книгой. А овладевают и начинают ориентироваться в них задолго до того, как научатся читать. Читательский опыт большинства современных детей ограничивается прочтением произведений школьной программы, и то только потому, что этого требует учебный процесс. Поэтому все более актуальным становится развитие читательского интереса младших школьников.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее -ФГОС НОО), для учащихся необходимо: осознание значимости чтения, понимание роли чтения, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу [1].

Важность развития целенаправленного читательского интереса младших школьников отмечают такие известные ученые и педагоги, как М.И. Оморокова [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славина [19], Е.П. Климова [27], Н.Н. Светловская[16,17,18,37] и др.

Далее в курсовой работе достаточно только анализа 2 работ, в ВКР – не менее3-5.

По словам О. В. Джежелей, развивать читательский интерес необходимо еще с ранних лет жизни ребенка, так как детям в этом возрасте очень важно общение с книгой, не только с содержанием, но и с ее формой [4].

Н.Н. Светловская говорит, что становление читательского интереса младших школьников во многом связано со систематической работой учителя в данном направлении. Также утверждала, что «знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности» [16].

М. И. Оморокова подчеркивает, что интерес к чтению начинается в том случае, когда у читателя сформировано свободное осознанное чтение и совершенствованы учебно - познавательные мотивы чтения [12].

В исследованиях Л.С. Славиной говорится о том, что развитие читательского интереса является важным составляющим в формировании личности ребенка. Развитие читательского интереса оказывает влияние на восприятие человеком мира, следовательно, и на его жизнь в целом [19].

Т.И. Тимошенко утверждает, что развитию познавательной самостоятельности и читательского интереса способствует нестандартная форма проведения уроков[22].

Во введении и в первой главе рядом с каждой фамилией должна быть ссылка!

Мы не можем с этим не согласиться, труды и других известных авторов тому подтверждение. Работы Т.А. Стефановской и Л.Н. Соколовой дают обширный материал по данной теме. В их исследованиях рассматриваются вопросы определения понятия «нестандартный урок», видов подобных занятий, наиболее подходящих для определенной возрастной группы [21,38].

 В ходе изучения методической литературы было выявлено противоречие между требованиями о необходимости развития у младших школьников читательского интереса и недостаточной разработанностью этой проблемы в методической литературе по внеклассному чтению, а также возможностями использования нестандартных форм уроков в качестве развития читательского интереса на уроках внеклассного чтения в начальной школе и недостаточным их применением в этом направлении. первые две страницы сократить до одной

Проблема исследования: возможно ли обеспечение развития читательского интереса младших школьников в процессе использования нестандартных форм уроков на уроках внеклассного чтения в начальной школе.

Цель исследования: предложить и опытно - экспериментальным путем проверить эффективность разработанной системы нестандартных форм уроков внеклассного чтения по формированию читательского интереса младших школьников.

Объект исследования: процесс развития читательского интереса младших школьников на уроках внеклассного чтения.

Предмет исследования как тема работы: нестандартные формы уроков как средство развития читательского интереса младших школьников.

Гипотеза исследования: формированию читательского интереса младших школьников будет способствовать организация уроков внеклассного чтения нестандартной формы: урок - путешествие, урок - сказка, урок - судебное заседание, урок - концерт, урок - фантазия, урок - спектакль и другие.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи исследования (по пунктам плана работы):

Например, у вас первый параграф называется «Понятие читательского интереса в психолого-педагогической литературе», значит первая задача Раскрыть сущность понятия«читательский интерес».

1.Раскрыть сущность понятия«читательский интерес».

2.Изучить особенности организации урока внеклассного чтения.

3.Определить понятие «нестандартный урок» и рассмотреть его компоненты.

4.Провести диагностику уровня сформированности читательского интереса младших школьников.

5.Разработать и апробировать систему уроков внеклассного чтения с использованием нестандартных форм с целью формирования читательского интереса.

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, количественно-качественный анализ полученных результатов, методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных в ходе эксперимента данных.

Теоретико-методологической основой послужили: психолого-педагогические труды, посвященные вопросам развития читательского интереса М. И. Омороковой [12], О.В. Джежелей [4], Л.С. Славиной [19], Е. П. Климовой [27],Н.Н. Светловской[16,17,18,37]; литература о внеклассном чтении таких авторов, как В.Г. Маранцман [11], Н.Н, Светловская [18], Б.И. Степанишин [20]; работы, посвященные изучению особенностей нестандартных форм уроков Т.А. Стефановской [21], Н.Г. Прашкович [14], Л.Н. Соколовой [38], Т.И. Тимошенко [22].

Практическая значимость исследования: разработанная система уроков по внеклассному чтению с использованием нестандартных форм уроков, направленная на развитие читательского интереса младших школьников, может применяться в образовательной практике учителем начальных классов.

База исследования: МБОУ «Вознесенская СОШ», р.п. Вознесенское Вознесенского района Нижегородской области.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. Теоретические основы развития читательского интереса младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 1877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.077 с.)