К разделу VI программы Органы власти Российской Федерации и ее субъектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К разделу VI программы Органы власти Российской Федерации и ее субъектов



Изучение данного раздела курса начинается с темы «Конститу­ционная система государственных органов Российской Федера­ции». Уяснив понятие государственного органа, необходимо усво­ить принципы построения системы государственных органов. При этом следует иметь в виду, что в единую систему государственных органов Российской Федерации входят и федеральные органы го­сударственной власти, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Важно также понять, чем обусловлено и в чем проявляется единство системы государственных органов.

Студент должен знать, что многообразие государственных орга­нов не сводится лишь к трем их видам (органам законодательной, исполнительной и судебной власти). Во-первых, не входит непо­средственно ни в одну из этих ветвей власти Президент Россий­ской Федерации — глава государства; во-вторых, не относятся ни к одному из трех упомянутых видов такие государственные орга­ны, как, например, органы прокуратуры, Счетная палата Россий­ской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Россий­ской Федерации, Центральная избирательная комиссия Россий­ской Федерации.

Важное место в этом разделе курса занимают вопросы избира­тельного права. Необходимо усвоить понятия избирательной сис­темы и избирательного права, изучить принципы проведения вы­боров в Российской Федерации, а также порядок их подготовки и проведения. Постигая источники избирательного права, следует обратить особое внимание на то, в какой мере федеральное законодательство регулирует выборы на уровне субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

При подготовке вопроса о видах избирательных систем нужно разобраться в том, каковы достоинства и недостатки мажоритар­ной и пропорциональной систем, чем были обусловлены переход от смешанной к пропорциональной избирательной системе на вы­борах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно усиление пропорциональной со­ставляющей на выборах депутатов законодательных (представи­тельных) органов субъектов Российской Федерации и представи­тельных органов муниципальных образований.

Следует учесть, что в последние годы была упразднена возмож­ность образования избирательных блоков, голосования против всех кандидатов (списков кандидатов), исключено положение о том, что для признания выборов состоявшимися в них должна принять участие определенная доля избирателей.

Изучая темы курса, посвященные отдельным федеральным ор­ганам государственной власти (Президенту Российской Федера­ции, Федеральному Собранию, Правительству Российской Феде­рации, Конституционному Суду Российской Федерации), важно прежде всего понять их место в системе власти, их взаимоотноше­ния с другими государственными органами. Так, применительно к Президенту Российской Федерации студент, в частности, должен уметь раскрыть его функцию по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, показать, в чем проявляются другие составляющие его ста­туса, содержащиеся в статье 80 Конституции Российской Федера­ции; применительно к Федеральному Собранию — раскрыть тезис о том, что оно является и представительным, и законодательным органом.

Необходимо также изучить порядок формирования соответст­вующего органа власти, его структуру, внутреннюю организацию (применительно к Президенту следует получить представление об устройстве его Администрации), порядок деятельности, полномо­чия, принимаемые акты.

При рассмотрении организации и деятельности Федерального Собрания нужно уяснить отличия его двухпалатной структуры от двухпалатной структуры прежнего российскою парламента — Верховного Совета; понять, чем было обусловлено ичмснсние по­рядка формирования Совета Федерации, осуществленное в 2000 году, быть в курсе дискуссий об установлении нового порядка формирования этой палаты.

Среди указанных федеральных органов государственной власти вопросы внутренней организации и порядка деятельности наибо­лее детально должны быть изучены в отношении палат Федераль­ного Собрания. Это касается, прежде всего, их комитетов и комис­сий, советов палат, а также — только в Государственной Думе — фракций (в Государственной Думе первого — четвертого созывов допускалось образование еще и депутатских групп).

Нуждается в обстоятельном рассмотрении вопрос о правовом ста­тусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. При этим важно обратить внимание на новеллы от 21 июля 2005 г., касаю­щиеся депутатов Государственной Думы; эти изменения, связанные с переходом на полностью пропорциональную избирательную систему выборов депутатов, вступают в силу в декабре 2007 г.

Изучая порядок деятельности палат Федерального Собрания, студент должен получить представление о различных парламент­ских процедурах (о созыве заседаний, определении повестки дня, обсуждении вопроса, голосовании и т.д.). Особое внимание нужно уделить законодательному процессу, причем требуется уяснить роль каждой из палат, а также то, как в нем участвуют Президент и Правительство. Необходимо, в частности: различать федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Феде­рации, и те, которые могут быть им «молчаливо одобрены»; усво­ить, кем направляются Президенту для подписания и обнародова­ния федеральные законы, знать тот единственный случай, когда федеральные законы поступают главе государства из Государст­венной Думы; четко разграничивать право Президента отклонить направленный ему федеральный закон (наложить вето) и право возвратить закон без рассмотрения.

В число источников, на которые нужно опираться при подго­товке вопросов данного раздела курса, входят соответствующие регламенты: Государственной Думы, Совета Федерации, Прави­тельства. Следует иметь в виду, что эти акты довольно быстро об­новляются, вследствие чего их описания, содержащиеся в списках источников к темам семинарских занятий, могут с течением вре­мени существенно устареть.

Изучение федеральных государственных органов завершается судебной ветвью власти. Особое внимание должно быть уделено Конституционному Суду. При этом важно соединить знания, по­лученные в конце курса, со сведениями об актах Конституционно­го Суда, которые стали известны студенту при подготовке предше­ствующих тем.

Изучая систему органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, нужно опираться на Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации», а также привлечь их конституции и уставы. Углубленное проникновение в эту проблему с использова­нием иных нормативных правовых актов субъектов Федерации может быть осуществлено на примере какого-либо конкретного субъекта.

Необходимо учесть существенные изменения, внесенные в ука­занный Федеральный закон в декабре 2004 г. Прежде всего, они каса­ются установления нового, взамен прямых выборов, порядка наделе­ния полномочиями высшего должностного лица (руководителя выс­шего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации.

В поле зрения студента должны быть правовые позиции Кон­ституционного Суда Российской Федерации, сформулированные в связи с оценкой конституционности уставов Алтайского края, Читинской и Тамбовской областей, Конституции Республики Ал­тай (значение этих постановлений 1996—2000 годов выходит за рамки соответствующих субъектов Федерации), а также положе­ний указанного Федерального закона (постановление от 21 декаб­ря 2005 г.).

При подготовке заключительной темы курса, посвященной ос­новам местного самоуправления, в качестве ключевого (после Конституции Российской Федерации) источника следует исполь­зовать Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации».

Важно уяснить, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Студент должен усвоить перечень вопросов местного значения, изучить формы осуществления местного самоуправления, структуру органов мест­ного самоуправления.

Необходимо понимать, что указанный Федеральный закон по­ложил начало реформированию организационно-территориаль­ной структуры местного самоуправления, установив переходный период до 1 января 2009 г. Данная реформа направлена на то, что­бы максимально приблизить органы местного самоуправления к населению (число муниципальных образований увеличилось бо­лее чем в два раза), а также более конкретно разграничить предме­ты ведения, полномочия и финансовые ресурсы государственных и муниципальных органов, четче определить ответственность ор­ганов местного самоуправления за решение возложенных на них вопросов.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.005 с.)