Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Конституционные основы
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ 1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления: понятие, истоки и принципы. 2. Система местного самоуправления. 3. Полномочия местного самоуправления. 4. Конституционные гарантии местного самоуправления.
Методические указания Местное самоуправление в России имеет давние исторические корни. Поэтому полезным будет вначале рассказать об истории местного самоуправления, в частности, о земской о городской реформах 1860 – 1870-х гг. Важно уяснить в первую очередь основополагающие положения. Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе самоорганизации населения и деятельности органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления, в Конституции РФ, Законе об общих принципах организации местного самоуправления и в других законодательных актах, что придает им нормативно-правовое содержание общеобязательных требований. Их соблюдение обязательно для органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Конституции РФ получили признание следующие общие принципы местного самоуправления: самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления (ст. 12 и 130). Муниципальные образования самостоятельны в решении вопросов местного значения, что реализуется путем местного референдума, местных выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через деятельность граждан в выборных и других органах местного самоуправления. Население самостоятельно определяет организационную форму осуществления местного самоуправления, наименование и структуру его органов. Местное самоуправление обеспечено финансово-экономической самостоятельностью, управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12). Местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действия для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в его ведении.
Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Но это не означает, что органы местного самоуправление обособленны или оторваны от органов государственной власти. Ведь они решают местные вопросы на основе законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемыми государственными органами власти, то есть государство устанавливает юридические рамки самостоятельности органов местного самоуправления, законодательно определяет пределы их полномочий. Речь идет об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной власти, о разделении властей по вертикали. Организационно обособленные органы местного самоуправления наделены, в соответствии с уставом муниципального образования, собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Предметы ведения разграничиваются между муниципальными образованиями и последние не подчиняются другим муниципальным образованиям. Являясь юридическими лицами, муниципальные образования обладают правом на муниципальную собственность и являются участниками гражданского оборота. Многообразие организационных форм местного самоуправления (ст. 131). Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, на котором решаются местные проблемы посредством государственно-властных полномочий. Посмотрите, как понимается местное самоуправление Европейской хартией о местном самоуправлении (октябрь 1985). Федеральным законом от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Рассмотрите основные положения Федерального закона, который вносит существенные изменения в организацию и деятельность органов местного самоуправления. В частности закон уточняет понятие территории, где граждане имеют право на выборную власть (местное самоуправление). Вводятся два типа муниципальных образований: муниципалитеты, муниципальные округа, имеющие определенную компетенцию и территориальную определенность. Обратите внимание на то, что главное в муниципальной реформе – финансовые изменения. Новый закон устанавливает долговременное закрепление за местным самоуправлением источников дохода, а также четкое разграничение полномочий между местным самоуправлением, регионами и федеральным центром.
Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационных форм и институтов, посредством которых населением решаются вопросы местного значения. К ним относятся: местный референдум, выборы, собрания (сходы) и др. Охарактеризуйте их. Полномочия местного самоуправления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления. Согласно п. 1, ст. 192, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Можно выделить четыре основные группы вопросов местного значения: 1. Управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими для нее общехозяйственное значение – средства сообщения, дороги, жилой фонд и т.п. 2. Управление общесоциальными объектами (здравоохранение, образование, культура). 3. Планирование социально-экономического развития территории (застройка населенных пунктов, занятость населения, коммуникации и т.п.). 4. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и окружающей среды. Данная классификация включает лишь основные вопросы. Полный перечень конкретных вопросов закрепляется в законодательных актах субъектов РФ и уставах муниципальных образований. Посмотрите, какие вопросы отнесены к вопросам местного значения в законодательстве Тамбовской области о местном самоуправлении. В заключение остановитесь на конституционных гарантиях местного самоуправления, под которыми понимаются правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления. В ст. 133 Конституции РФ эти гарантии определены как право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (кроме случаев необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности). Темы докладов и рефератов 1. Муниципальные образования в РФ. 2. Территориальная и финансово-экономическая основа местного самоуправления. 3. Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления. 4. Особенности организации местного самоуправления в городе Архангельске. 5. Местное самоуправление в дореволюционной России. Библиография 1. Европейская хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15.12.1985; ратифицирована ФЗ РФ № 55-ФЗ от 11.04.1998 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1695. 2. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (в ред. от 12.07.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5497.
3. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3812. 4. Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления / Н.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4. 5. Беркович, Е.Ф. Законность и местное самоуправление в РФ / Е.Ф. Беркович. – М.: Ось-89, 2005. – 239с. 6. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник для ву- зов / И.В. Выдрин. – М.: ЮРЛИТ, 2008.– 320 с. 7. Дмитриев, Ю.А. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право РФ / Ю.А.Дмитриев, О.Ю. Тарасов. – М.: Юрист, 1998. – 157 с. 8. Еремян, В.В. История местного самоуправления в России (XII – нач. ХХ вв.): в 3 ч.: учеб. пособие /В.В. Еремян. – М.: ЮРЛИТ, 1999. – 387 с. 9. Кузнецов, С.П. Принципы построения местных бюджетов / С.П. Кузнецов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10. 10. Лапин, В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России / В.А. Лапин. – М.: Дела, 2005. – 238 с. 11. Лобода, Т.И. Реформа местного самоуправления в России / Т.И. Лобода // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 2. 12. Макарова, Т.Б. Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Т.Б. Макарова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16. 13. Мерсиянова, И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи / И. Мерсиянова // Власть. - 2007. - № 1. 14. Муниципальное право: учеб. для вузов / под общ. ред. Ю.И. Дмитриева. – 3-е изд. – М.: ЭКСМО, 2007. – 1200 с. 15. Путин, В.В. Местное самоуправление – основа гражданственности и народовластия / В.В. Путин // Журнал российского права. – 2003. – № 12. – С. 3 – 7. 16. Синцов, В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия / В.Н. Синцов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 13. 17. Степанова, А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 8. 18. Солдатов, А.П. Реформа местного самоуправления (в схемах и вариантах): учеб. пособие / А.П. Солдатов.– М.: Щит-М. – 2008. – 165 с. 19. Участие населения в осуществлении местного самоуправ-ления: метод. пособие / под общ. ред. И.В. Бабичева, Н.Р. Калантаровой. – М.: РНГМУ, 2008. – 165 с. Контрольные вопросы 1) Что следует понимать под местным самоуправлением? 2) Раскройте конституционно-правовой статус местного самоуправления в РФ. 3) Каковы основные принципы и функции местного самоуправления? 4) Какой круг вопросов решает представительный орган местного самоуправления? 5) Какова финансовая и экономическая основа местного самоуправления в РФ? 6) Назовите гарантии местного самоуправления.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.011 с.) |