Тема 18. Конституционные основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 18. Конституционные основы



МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления: понятие, истоки и принципы.

2. Система местного самоуправления.

3. Полномочия местного самоуправления.

4. Конституционные гарантии местного самоуправления.

 

Методические указания

Местное самоуправление в России имеет давние исторические корни. Поэтому полезным будет вначале рассказать об истории местного самоуправления, в частности, о земской о городской реформах 1860 – 1870-х гг.

Важно уяснить в первую очередь основополагающие положения.

Местное самоуправление основано на ряде принципов, под которыми понимаются обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе самоорганизации населения и деятельности органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления сформулированы в Европейской хартии местного самоуправления, в Конституции РФ, Законе об общих принципах организации местного самоуправления и в других законодательных актах, что придает им нормативно-правовое содержание общеобязательных требований. Их соблюдение обязательно для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В Конституции РФ получили признание следующие общие принципы местного самоуправления: самостоятельность решения населением вопросов местного самоуправления (ст. 12 и 130). Муниципальные образования самостоятельны в решении вопросов местного значения, что реализуется путем местного референдума, местных выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через деятельность граждан в выборных и других органах местного самоуправления.

Население самостоятельно определяет организационную форму осуществления местного самоуправления, наименование и структуру его органов. Местное самоуправление обеспечено финансово-экономической самостоятельностью, управляет муниципальной собственностью, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы.

Организационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством (ст. 12). Местное самоуправление должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действия для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, находящемуся в его ведении.

Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

Но это не означает, что органы местного самоуправление обособленны или оторваны от органов государственной власти. Ведь они решают местные вопросы на основе законов и иных нормативно-правовых актов, принимаемыми государственными органами власти, то есть государство устанавливает юридические рамки самостоятельности органов местного самоуправления, законодательно определяет пределы их полномочий.

Речь идет об организационной обособленности органов местного самоуправления и органов государственной власти, о разделении властей по вертикали.

Организационно обособленные органы местного самоуправления наделены, в соответствии с уставом муниципального образования, собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Предметы ведения разграничиваются между муниципальными образованиями и последние не подчиняются другим муниципальным образованиям. Являясь юридическими лицами, муниципальные образования обладают правом на муниципальную собственность и являются участниками гражданского оборота.

Многообразие организационных форм местного самоуправления (ст. 131). Местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление представляет собой специфический уровень власти, на котором решаются местные проблемы посредством государственно-властных полномочий. Посмотрите, как понимается местное самоуправление Европейской хартией о местном самоуправлении (октябрь 1985). Федеральным законом от 6.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Рассмотрите основные положения Федерального закона, который вносит существенные изменения в организацию и деятельность органов местного самоуправления. В частности закон уточняет понятие территории, где граждане имеют право на выборную власть (местное самоуправление). Вводятся два типа муниципальных образований: муниципалитеты, муниципальные округа, имеющие определенную компетенцию и территориальную определенность. Обратите внимание на то, что главное в муниципальной реформе – финансовые изменения. Новый закон устанавливает долговременное закрепление за местным самоуправлением источников дохода, а также четкое разграничение полномочий между местным самоуправлением, регионами и федеральным центром.

Под системой местного самоуправления понимается совокупность организационных форм и институтов, посредством которых населением решаются вопросы местного значения. К ним относятся: местный референдум, выборы, собрания (сходы) и др. Охарактеризуйте их. Полномочия местного самоуправления – это закрепленные федеральным законодательством, а также нормативно-правовыми актами местного самоуправления права и обязанности, связанные с реализацией задач и функций местного самоуправления. Согласно п. 1, ст. 192, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Можно выделить четыре основные группы вопросов местного значения:

1. Управление объектами, находящимися на данной территории и имеющими для нее общехозяйственное значение – средства сообщения, дороги, жилой фонд и т.п.

2. Управление общесоциальными объектами (здравоохранение, образование, культура).

3. Планирование социально-экономического развития территории (застройка населенных пунктов, занятость населения, коммуникации и т.п.).

4. Защита прав и свобод человека и гражданина, охрана общественного порядка и окружающей среды.

Данная классификация включает лишь основные вопросы. Полный перечень конкретных вопросов закрепляется в законодательных актах субъектов РФ и уставах муниципальных образований. Посмотрите, какие вопросы отнесены к вопросам местного значения в законодательстве Тамбовской области о местном самоуправлении. В заключение остановитесь на конституционных гарантиях местного самоуправления, под которыми понимаются правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления.

В ст. 133 Конституции РФ эти гарантии определены как право на судебную защиту, право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами госвласти, запрет на ограничение прав местного самоуправления (кроме случаев необходимости обеспечения государственной и общественной безопасности).

Темы докладов и  рефератов

1. Муниципальные образования в РФ.

2. Территориальная и финансово-экономическая основа местного самоуправления.

3.  Проблемы разграничения сфер государственной власти и местного самоуправления.

4. Особенности организации местного самоуправления в городе Архангельске.

5. Местное самоуправление в дореволюционной России.

Библиография

1. Европейская хартия местного самоуправления: принята Советом Европы 15.12.1985; ратифицирована ФЗ РФ № 55-ФЗ от 11.04.1998 // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1695.

2. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (в ред. от 12.07.2006) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 49. – Ст. 5497.

3. Федеральный закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 07.05.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»// Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3812.

4. Антонова, Н.А. Развитие форм непосредственной демократии в системе местного самоуправления / Н.А. Антонова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 4.

5. Беркович, Е.Ф. Законность и местное самоуправление в РФ / Е.Ф. Беркович. – М.: Ось-89, 2005. – 239с.

6. Выдрин, И.В. Муниципальное право России: учебник для ву- зов / И.В. Выдрин. – М.: ЮРЛИТ, 2008.– 320 с.

7. Дмитриев, Ю.А. Европейская хартия местного самоуправления и муниципальное право РФ / Ю.А.Дмитриев, О.Ю. Тарасов. – М.: Юрист, 1998. – 157 с.

8. Еремян, В.В. История местного самоуправления в России (XII – нач. ХХ вв.): в 3 ч.: учеб. пособие /В.В. Еремян. – М.: ЮРЛИТ, 1999. – 387 с.

9. Кузнецов, С.П. Принципы построения местных бюджетов / С.П. Кузнецов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 10.

10. Лапин, В.А. Реформа местного самоуправления и административно-территориальное устройство России / В.А. Лапин. – М.: Дела, 2005. – 238 с.

11. Лобода, Т.И. Реформа местного самоуправления в России / Т.И. Лобода // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 2.

12. Макарова, Т.Б. Процедура привлечения к конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления / Т.Б. Макарова // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16.

13. Мерсиянова, И. Государственная власть и местное самоуправление: прямые и обратные связи / И. Мерсиянова // Власть. - 2007. - № 1.

14. Муниципальное право: учеб. для вузов / под общ. ред. Ю.И. Дмитриева. – 3-е изд. – М.: ЭКСМО, 2007. – 1200 с.

15. Путин, В.В. Местное самоуправление – основа гражданственности и народовластия / В.В. Путин // Журнал российского права. – 2003. – № 12. – С. 3 – 7.

16. Синцов, В.Н. Конституционно-правовые аспекты местного самоуправления как формы осуществления народовластия / В.Н. Синцов // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 13.

17. Степанова, А.А. К вопросу об отзыве главы муниципального образования / А.А. Степанова // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 8.

18. Солдатов, А.П. Реформа местного самоуправления (в схемах и вариантах): учеб. пособие / А.П. Солдатов.– М.: Щит-М. – 2008. – 165 с.

19. Участие населения в осуществлении местного самоуправ-ления: метод. пособие / под общ. ред. И.В. Бабичева, Н.Р. Калантаровой. – М.: РНГМУ, 2008. – 165 с.

Контрольные вопросы

1) Что следует понимать под местным самоуправлением?

2) Раскройте конституционно-правовой статус местного самоуправления в РФ.

3) Каковы основные принципы и функции местного самоуправления?

4) Какой круг вопросов решает представительный орган местного самоуправления?

5) Какова финансовая и экономическая основа местного самоуправления в РФ?

6) Назовите гарантии местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.011 с.)