Тема 17. Органы государственной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Органы государственной власти



СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ

1. Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ.

2. Организация и осуществление законодательной власти в субъектах РФ.

3. Организация и осуществление исполнительной власти в субъектах РФ.

 

Методические указания

При изучении темы обратите внимание на следующее принципиальное положение: федеративный характер России предполагает осуществление власти как федеральными органами, так и органами субъектов Федерации. Наличие двух уровней власти требует четкой конституционно-правовой основы, для того чтобы обеспечить единство государственной власти в РФ. Общефедеральные основы организации государственной власти в субъектах РФ закреплены в Конституции, конкретные же положения о системе органов государственной власти – в конституциях (уставах) субъектов Федерации.

В ч. 2, ст. 2 Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Придерживаясь принципа самостоятельности субъектов федерации в определении системы органов власти, Конституция не указывает субъектам, какие органы должны быть, как они должны именоваться и т.д. Однако Конституция устанавливает принципы организации органов власти. Так, ст. 10 Конституции, закрепляющая принцип разделения властей, имеет императивный характер. К конституционно-правовым основам относятся также принципы правового, социального, светского государства.

Общие принципы содержатся и в ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (в ред. от 18.07.2009).

Законодательными (представительными) органами власти республик в составе РФ являются их парламенты, именуемые по-разному: Народное Собрание, Государственное Собрание, Верховный Хурал и т.д. Парламенты республик избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре или пять лет. Порядок формирования и численный состав парламентов определяются конституциями республики и законами о выборах.

С 2002 г. действует новый порядок избрания законодательных (представительных) органов субъектов РФ, который предусматривает, что не менее 50 % депутатов данного органа должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Остальные депутаты (половина или менее) избираются по мажоритарным округам. Таким образом, законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ избираются по смешанной (мажоритарно-пропорциональной системе). Рассматриваются проекты избрания этих органов только по пропорциональной системе. Срок полномочий депутатов одного созыва не может превышать пяти лет.

Рассмотрите компетенцию и порядок деятельности парламентов республик, акты, принимаемые ими, правовой статус депутата парламента. Представительными (законодательными) органами власти краев, областей и других субъектов являются думы, собрания и т.д. этих субъектов Федерации. Они избираются на основе принципов избирательного права, закрепленных в Конституции РФ.

Действуют общие требования по обеспечению соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъекта Федерации. Высший законодательный орган власти субъекта обязан обеспечить это соответствие.

При изложении третьего вопроса выделите следующие моменты: системы органов исполнительной власти республики в составе РФ – это совокупность органов, включающая правительство республики, министерства, комитеты и др. ведомства, возглавляемая Президентом (главой) республики, либо Правительством или его главой; правовой статус Президента республики в составе РФ определяется конституциями республик, а также законами республик о Президенте. Расскажите о порядке избрания Президента республик, его статусе и полномочиях, а также порядке сформирования и компетенцию Правительства.

Органом исполнительной власти в крае, области и других субъектах РФ является администрация (правительство). Наименование органа исполнительной власти края, области и т.д. и его главы устанавливается с учетом исторических, национальных и других условий и традиций, соответствующим законодательным органом субъекта РФ. Глава администрации (губернатор) является высшим должностным лицом края, области и руководит органами исполнительной власти субъекта. Рассмотрите порядок назначения главы администрации, его полномочия. До 2005 г. законодательство предусматривало избрание главы субъекта РФ непосредственно населением субъекта РФ. Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлен новый порядок избрания высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по представлению Президента РФ.

Рассматриваются проекты избрания высшего должностного лица из представителя победившей на выборах партии или объединения.

Новый порядок избрания должен, по мнению федеральной власти, централизовать систему государственного управления; построить вертикаль исполнительной власти, подчиненной Президенту РФ; усилить борьбу с коррупцией, преступностью и терроризмом в регионах, повысить ответственность глав субъектов РФ. Соответствующим образом меняется и законодательство субъектов РФ.

Темы докладов и рефератов

1. Порядок избрания и отрешения от должности высшего должностного лица субъекта.

2. Экономическая основа деятельни органов государственной власти субъектов: имущество, средства бюджета, соотвествующие имущественные права.

3. Особенности организации государственной власти в Пензенской области.

4. Основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах.

5. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Библиография

1. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (в ред. 18.07.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005.

2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 18.07.2009) «О государственной гражданской службе РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2004.

3. Федеральный закон от 12.062002. № 67-ФЗ (в ред. от 19.07.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.

4. Андреев, А.В. Представительная власть в субъектах РФ / А.В. Андреев, А.Т. Карасев // Правоведение. – 2003. – № 1. – С. 56 – 61.

5. Астафичев, П.А. Конституционно-правовой аспект народного представительства в субъектах Российской Федерации / П.А. Астафичев // Регионология. – 2004. – № 4. – С. 64 – 77.

6. Жуков, А.П. Институт недоверия высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (в условиях нового порядка наделения полномочиями) /А.П. Жуков // Конституционное и муниципальное право.  - 2007. - № 14.

7. Конюхова, И.А., Алешков, И.А. Система государственной власти субъектов Российской Федерации: актуальные проблемы правового регулирования и практика конституционного правосудия // Государство и право. – 2007. - № 10. – С. 35-42.

8. Малый А.Ф. Организация областного парламента / А.Ф. Малый, М.А. Гмырин. Архангельск, 2001.

9. Овсенян, Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 – 2000 гг.) / Ж.И. Ованесян. – М.: Юрист, 2001. – 153 с.

10. Сахле, М.А. Взаимоотношения Президента России с субъектами РФ в сфере формирования органов государственной власти субъектов Федерации // Государство и право. – 2008. - № 3. – С. 104-109.

11. Синякова, С. Формирование парламентов по партийным спискам и эффективность государственной власти в регионах России / С. Синякова // Власть. - 2007. - № 6.

12. Столяров, М.В. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования: учеб. пособие / М.В. Столяров. – М.: Изд-во РАГС, 2005. –324 с.

13. Шхагапсоев, З.Л. Конституционные основы судебной власти в субъектах РФ / З.Л. Шхагапсоев, Л.А. Тхабисимова // Конституционное и муниципальное право. -2006. - № 4.

14. Щербаков, С. Проблемы повышения эффективности законодательной ветви власти на региональном уровне / С. Щербаков // Власть. - 2007. - № 10.

Контрольные вопросы

1) Назовите общие принципы организации власти в субъектах РФ.

2) По какой избирательной системе проходят выборы в законодательные органы власти субъектов РФ?

3) Может ли законодательное собрание субъекта иметь двухпалатную структуру?

4) Назовите основания досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта. Возможен ли самороспуск регионального парламента?

5) Требования к кандидату на должность высшего должностного лица субъекта. Должен ли он проживать на территории данного субъекта РФ?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.008 с.)