Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности



 

Под разыгрыванием понимается такая организация жизнедеятельности собаки, в результате которой происходит замещение естественных для удовлетворения тех или иных потребностей поведенческих актов игровой деятельностью. Таким образом, игровая деятельность замещает поведенческие акты генетически связанные с данными потребностями, а в результате игровой деятельности компенсируются имеющиеся у собаки дефициты биологически значимых потребностей.

       В процессе разыгрывания мы предлагаем собаке (а иногда и навязываем) новые пути удовлетворения потребностей. Обычно это не представляет особых трудностей, так как в самой игре заложены необходимые для этого предпосылки.

       Предлагая собаке локомоционные игры, в том числе и при посредстве игровых предметов, мы, прежде всего, удовлетворяем ее потребность в двигательной активности, которая в естественной среде обитания удовлетворялась бы путем длительного передвижения в поисках пищи, в результате погони или борьбы с добычей или игры с другими собаками. Игра как форма общения удовлетворяет зоосоциальные потребности собаки. При этом человек и собака могут исполнять самые разнообразные роли и моделировать самые различные ситуации, в том числе и требующие кооперативных взаимодействий. Предлагая собаке различные игровые предметы, разнообразные игры, меняя при этом игровые ситуации, мы в значительной степени удовлетворяем потребность в новой информации. А любая форма игры является источником мощного и достаточно разнообразного потока сенсорной информации, что позволяет поддерживать необходимый тонус ЦНС и служит причиной совершенствования ее работы и развития. В игровой борьбе с участием игровых предметов и даже в локомоционных играх, тренируется механизм удовлетворения крайне важной для хищника потребности в преодолении. Все формы игровой деятельности сопровождаются сильным всплеском положительных эмоций, факт удовлетворения любой из задействованных в игровой деятельности потребностей также сопровождается положительными эмоциями, что позволяет рассматривать игру и как способ удовлетворения потребности в положительных ощущениях.

       Таким образом, в результате разыгрывания игра становится универсальным способом (генерализованным, обобщенным способом) удовлетворения нескольких потребностей, что увеличивает ее значимость для животного до доминирующей формы поведения.

И более того, хотя игровая деятель­ность может осуществляться вначале из-за того, что она ведет к подкреплению, со време­нем она сама по себе может стать подкрепляющей. Другими словами, деятельность может стать независимой по отношению к той потребности, от которой она первоначально зависела. (16). Также известно, что по мере повторяемости формируется потребность (привычка) в определенном способе удов­летворения первичных биологических потребностей или само­стоятельная потребность в предметах, функционирующих в качестве средств по отношению к другим биологически значимым предметам (17). Таким образом, игровая деятельность приобретает высокую значимость как утилитарное, так и самостоятельное (само для себя) поведение. И на самом деле, правильно разыгранная собака выходит из вольера играть с человеком, что легко понять по ее поведению.

       Особую роль в процессе разыгрывания приобретает игровой предмет. Он даже не столько ценен для животного, тем, что наделяется ролью «добычи» или является «трофеем», он становится особенно ценным (суперценным!) потому, что при помощи его удовлетворяются различные (не одна!) биологически важные потребности.

Обладание игровым предметом становится «генерализованным положительным подкреплением», точно также как деньги для человека! Обладание игровым предметом гарантирует без всяких исключений удовлетворение нескольких потребностей. Тем более, как доказал П.К. Анохин (18), подкреплением какому-либо поведению является не столько факт удовлетворения потребности, сколько сигнал о ее удовлетворении. Вот таким сигналом становится в процессе разыгрывания и игровой предмет! Поэтому его добиваются, его ищут, преодолевая различные препятствия, его отвоевывают и его охраняют! Недаром западные дрессировщики часто называют игровой предмет «фетишем».

Обобщенное подкрепление имеет несколько важных свойств (16). Так генерализованные подкрепляющие стимулы остаются эффективными даже при том условии, что первичные подкрепляющие стимулы, на которых они осно­вывались, более не сопровождают их. Наличие (обладание) генерализованным подкрепляющим стимулом может стать самоцелью. Например, для скупого человека деньги могут обладать таким подкрепляющим эф­фектом, что он будет готов скорее голодать, чем их лишиться.

К тому же посте­пенно образуется и закрепляется условно-рефлекторная связь между потребностью и объектом ее удовлетворения. Образуются своеобразные потребностно-целевые комплексы («опредмеченные потребности», по А. Н. Леонтьеву). (17). То есть в процессе разыгрывания, игровой предмет участвует в образовании нескольких потребностно-целевых комплексов. Другими словами, при появлении потребности в двигательной активности или положительных ощущениях, по механизму ассоциации в памяти у собаки тут же всплывает образ средства их удовлетворения – игрушка. Это же касается и других потребностей. Например, часто можно наблюдать, когда кинолог заходит в вольер к собаке, она вроде и бросается к нему навстречу, но, тут же разворачивается, находит игрушку и только после этого приближается. Обратите внимание на этот факт: при правильном разыгрывании (когда игра это взаимодействие с человеком посредством игрового предмета, а не просто бросок предмета собаке, или отдача собаке предмета), сигналом об удовлетворении потребностей задействованных в игровой деятельности становится человек с игровым предметом (или игровой предмет с человеком).

Во время разыгрывания формируются не просто некое количество навыков, объединенных в рабочий стереотип и реализуемых в ограниченном периоде времени, формируется специфический образ жизни собаки, охватывающий всю ее возможную жизнедеятельность. Формируется специфическое «мировоззрение» собаки, которое можно назвать жизненным стереотипом. Жизненный стереотип становится своеобразным эквивалентом доминирующей мотивации, заставляющий животное реагировать специфически однообразно на различные факторы внешней среды (раздражители, стимулы, ситуации, информацию) (19).

       При этом к известной схеме научения «от знания к умению, от умения к навыку» добавляется новое звено – привычка: знание – умение – навык – привычка.

Если навык инициируется внешними по отношению к нему причинами, и служит для удовлетворения лежащих вне его целей, то привычка существует сама для себя. По современным представлениям привычка – «автоматизированное действие, выполнение которого в определенных условиях стало потребностью. С формированием П. связано смещение мотива действия. Если в начале действие побуждается мотивом, лежащим вне его, то с возникновением П. мотивом становится сама потребность в выполнении данного действии.» (6).

 

РАЗЫГРЫВАНИЕ

 

       Разыгрывание следует начинать с ограничения или исключения естественных форм удовлетворения описанных выше потребностей. Для этого резко снижают вероятность и продолжительность или исключают прогулки в стае собак, прогулки «просто так», когда собаке предоставляется возможность делать то, что она хочет, исключают игры со случайными предметами, встречающимися по дороге. Прогулка происходит только под контролем человека и при участии игрового предмета (или игровых предметов).

       Как это ни печально, собаке нельзя приказать играть и невозможно заставить ее быть в радостном настроении. Этого можно добиться, только заразив ее собственным настроением. Не начинайте работу, если у вас плохое настроение, если вы раздражены. Лучше отложите общение с собакой на следующий день.

 

       Приступая к игровым упражнениям, следует соблюдать некоторые условия:

1. Начинает и заканчивает игру кинолог;

2. Началом игры, приглашением к игре является не вид игрового предмета, а специфический сигнал кинолога; например игру начинают после того как собака посидит, или после голосовой команды и т.п.;

3. Игровые занятия проводят в течение в течение суток с перерывами от 30 минут до одного часа;

4. Продолжительность игровых упражнений постепенно увеличивают, но в среднем они должны быть не менее 20 минут;

5. Игру заканчивают до наступления усталости собаки, желательно на пике ее активности;

6. Соблюдают общую тенденцию к увеличению интенсивности игры, однако интенсивные игры следует перемежать с менее силовыми;

7. Количество игровых упражнений в течение суток увеличивают постепенно;

8. Между подходами в рамках игрового упражнения, принуждают собаку к периоду бездействия;

9. Игровые занятия проводят с максимально разнообразным количеством игровых предметом или предметом – фетишем (предметом, который в будущем будет использован в качестве подкрепления);

10. Игру прекращают, если собака начинает демонстрировать чрезмерную грубость, возбудимость, неуправляемость или агрессию;

11. Постоянно меняют места и время игровой деятельности, вводят отвлекающие раздражители;

12. Упражнения проводят как под контролем поводка, так и без него;

13. При переходе от одной формы игры к другой ситуацию упрощают;

14.  Во время игровых упражнений совершенствуют одно свойство, ставят одну цель;

15.  При любых усложнениях, требования к собаке на время упрощают;

16.  Перед игрой следует убедиться, что собака чувствует себя комфортно, не испытывает боли или каких-либо доминирующих потребностей;

17.  Жесткость игр увеличивают постепенно, но избегают делать собаке больно;

18.  Сложные упражнения чередуют с простыми;

19. Индивидуальные занятия чередуются с групповыми;

20.  Игра всегда должна быть радостной для собаки.

 

Во время разыгрывания увеличивается мотивация собаки к предлагаемой ей деятельности, развивается заинтересованность в манипулировании игровым предметом и его обладанием, и, следовательно, в его поиске, повышается работоспособность (как способность выдерживать продолжительную активность), формируется поисковый стереотип, сигнальное поведение, отлаживаются кооперативные взаимоотношения человека и собаки и формируются их положительно эмоциональный уровень.

 

Оценка состояния игрового поведения

 

Не смотря на то, что выраженность игрового поведения оценивается при приобретении собаки, прежде чем приступить к организации направленного игрового тренинга, оцените его еще раз (20). Это позволит определить слабые и сильные стороны собаки, соответственно конкретизировать цели и задачи игрового тренинга и составить его план, выбрав формы игр и последовательность перехода от одной формы игры к другой. Кроме того, критерии тестирования могут рассматриваться и как цели разыгрывания.

 

Оценка качество игрового поведения

 

Формы поведения Положительно оцениваемое поведение Отрицательно оцениваемое поведение
Поведение во время игры с предметом. Готовность приносить предмет. Играет с незнакомыми людьми. Удовлетворительное проворство. Удовлетворительная заинтересованность в обладании игрушкой. Заинтересованность в неподвижной игрушке – берет в пасть. Играет с любым подходящим предметом. Приносит игрушку человеку, но борется с ним за ее обладание. Играет только со знакомым человеком (владельцем, закрепленным кинологом). Не заинтересована в игре. Равнодушна к неподвижной игрушке. Играет только с одной игрушкой. Убегает с игрушкой, прячет игрушку.  
Поиск, исследовательское поведение Исследовательское поведение динамично, целеустремленно. Явно стремится найти запаховый след. При поиске полагается на обоняние, использует воздушные потоки. Поисковое поведение постоянное по интенсивности. Принимает помощь человека.   Слишком поспешный, недостаточно тщательный поиск или медленный и незаинтересованный поиск. Прекращает поиск при возникновении трудностей. При поиске ориентируется на зрительный анализатор. Игнорирует воздушные потоки. Быстро теряет интерес, интенсивность поиска падает. Не принимает помощь человека.
Поведение при обладании найденной игрушкой.     Не бросает найденную игрушку. Старается добраться до обнаруженной игрушки, если не может сразу достать ее, царапает. Принимает помощь человека, пытаясь овладеть найденной игрушкой. Быстро бросает найденную игрушку. Не стремиться обладать обнаруженным предметом.

 

 

Игровой реквизит

 

Выбор игрового предмета определяется целями и задачами, а также этапом дрессировочного процесса и особенностями собаки (возраст, пол и т.п.). Но так или иначе, игровые предметы должны быть разнообразны, подходящего размера для манипулирования пастью и не травмоопасны. При подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы, которые можно разбить на три группы (20, 21, 22):

1. Фабричные игрушки, изготовленные специально для собак;

2. Любые бытовые предметы подходящего размера и материала;

3. Игровые предметы-контейнеры (предметы, используемые в качестве контейнеров для целевых веществ).

Мягкие игрушки. С помощью мягких игрушек можно легко и быстро разыграть молодую собаку. Игровые занятия со щенком, желательно начинать именно с мягких игрушек. Особенно привлекательны набивные игрушки. Они не скользкие, мягкие и достаточно упругие, их легко и удобно держать в пасти. Однако не оставляйте игрушку собаке, она может разорвать ее и наглотаться наполнителя.

Резиновые игрушки. Существует много подходящих резиновых игрушек различающихся по величине и форме, мягкости и упругости.

Очень часто при подготовке поисковой собаки за рубежом используется конг (kong) - грушеподобную полую игрушку из твердой резины на шнурке. Полость конга позволяет легко помещать туда образец целевого вещества достаточного объема. К недостаткам конга относятся наличие собственного интенсивного запаха резины и жесткость. Грубая игра с конгом может привести к ранению ротовой полости или причинить боль, которая может способствовать образованию отрицательной ассоциации с игрушкой или кинологом.

Матерчатые жгуты – обычно изготавливаются из плотной ткани, хорошо сорбирующей запах (ткань для вафельных или махровых поленец, мешковина, обивочная ткань и т.п.). Жгут из ткани для полотенец считается одним из лучших игровых предметов и широко используется для подготовки поисковых собак в таможенных органах Америки. Особенно хороши матерчатые жгуты для игровой борьбы за обладание предметом.

Матерчатые жгуты с наполнителем (рывковые игрушки) – обычно изготавливают из плотного материала (обивочный материал, мешковина и т.п.), который сшивают в виде цилиндра. Полость сшитого цилиндра заполняют синтетической ватой или другим наполнителем. Размеры рывковой игрушки составляют от 25 до 50 см в длину и от 3 до 5 см в диаметре. С одной стороны рывковой игрушки вшивают нейлоновый шнур длиной до 50 см., с другой стороны делают закрывающийся карман. В карман может быть помещен образец целевого вещества.

Матерчатые лоскуты (тряпки) изготавливаются из тех же видов ткани, что и жгуты. Обычно применяются для разыгрывания щенков и на начальных этапах разыгрывания молодых собак.

Кожаный лоскут - представляет собой лоскут из мягкой кожи (например, замши) с пришитым к нему ремнем. Замша позволяет молодой собаке смело хватать лоскут без риска поранить ротовую полость. Отличный игровой предмет для борьбы за обладание. Для подросших собак используют мокрый лоскут, от этого он становится скользким. Такой лоскут трудно удержать в пасти, что заставляет собаку бороться более активно и агрессивно.

  Мячи. Вероятно, игрушкой номер один, является теннисный мяч. Он не велик, упруг, хорошо «убегает» и активно «сопротивляется» зубам собаки. Он удобен и как контейнер для образца целевого вещества. Недостатком мяча как игрового предмета считается наличие собственного резкого запаха.

Удобными игрушками являются мячи на шнурках и резинках.

Пластмассовые бутылки из-под воды - являются простыми, но эффективными игрушками. В бутылках делают несколько отверстий и, при необходимости помещают внутрь образцы целевого вещества.

Преформы для пластиковых бутылок. Один из идеальных контейнеров для образцов целевого вещества, в связи с чем, считается целесообразным научить собаку играть с этим объектом.

Поливиниловые трубки.  Удобные контейнеры для сокрытия образцов целевого вещества, поэтому часто обрезки трубок используют в качестве игровых предметов. Привязанный к обрезку трубки шнур, делает игрушку более привлекательной. Трубки прекрасный инструмент обучения, но не всем собакам нравится твердость пластмассы. В связи с этим, часто трубки и другие твердые игрушки предварительно обматывают лоскутом ткани.

Пластиковые и резиновые трубки поливочных шлангов. Достаточно удобные игровые предметы и контейнеры для целевого вещества.

Деревянные контейнеры. Обычно в качестве игрушек используют обрезки деревянных черенков для садового инструмента. Чтобы избежать травмирования занозами, используйте мягкую древесину типа сосны или ели. Не оставляйте деревянные контейнеры собаке, разгрызая их она может наглотаться щепок.

 

ЛОКОМОТОРНЫЕ ИГРЫ

 

Практически в любой игре с собакой присутствуют двигательные элементы. Однако к локомоторным играм мы отнесем игры с собакой без использования игровых предметов.

       Локомоторные игры способствуют прежде всего установлению эмоционально положительных взаимоотношений человека и собаки, физическому развитию животного, повышают его выносливость, координацию и ловкость, кроме того ненавязчиво способствуют формированию умений преодоления различных препятствий.

       Начинайте разыгрывание именно с этих игр и позже время от времени возвращайтесь к ним.

       Догонялки и бег

       Как известно собаки любят догонять, а многим нравится и убегать. Начните бег, подзадоривая и возбуждая собаку радостными и возбуждающими криками. Убегайте от собаки, резко меняя направления. Скройтесь из виду и снова покажитесь собаке.

Понять, приняла собака игру не трудно. Все написано у нее на морде. Если собака приняла игру и, развеселясь, догнала вас, развернитесь и нарочито преувеличенно атакуйте ее. Если собака согласиться стать «жертвой» подогоняйте ее немного. И еще раз сделайте вид, что убегаете. Остановитесь и дайте собаке догнать себя. Перейдите к поталкашкам (см. ниже) или приласкайте, оглаживая и наговаривая ей ласковые слова.

Просто бег с резким изменением направления и скорости, бег по пересеченной местности, бег с препятствиями, если он сопровождается радостными и возбуждающими криками вызывает положительные эмоции у собаки.

Поталкашки

Они похожи на игровую борьбу. Потолкайте собаку открытыми ладонями рук, бедром, сопровождая это эмоциональными криками и словами. Встаньте на четвереньки, поборитесь с собакой в партере. Поваляйте собаку по земле. Сами поваляйтесь. Собаки обычно приходят в буйный восторг, от того, что вы опускаетесь до их уровня.

Аджилити

Аджилити, это своеобразный конкур для собак. Спорт, зародившийся в Англии, представляющий собой преодоление разнообразных препятствий на скорость. Трасса для аджилити может включать в себя прыжковые снаряды, снаряд для прыжка в длину, слалом, тоннели (жесткий и мягкий), бум, горку, качели и т.п.

Веселое преодоление разнообразных препятствий вместе с собакой (без учета качества и скорости) может понравиться как человеку, так и собаке. Сделайте простую трассу, а высота снарядов не должна вызывать у собаки напряжение.

 

Преследование игрового предмета

 

По сути, любая игра с использованием игрового предмета включает в себя предъявление предмета, «оживление» его и, в той или иной степени выраженное и продолжительное преследование игрового предмета. И разыгрывание собаки с игровым предметом-посредником начинается именно с формирования настойчивого преследования.

       Игра в преследование способствует значительному повышению мотивации, поэтому используется и для повышения заинтересованности в работе вполне подготовленной собаки при тренировочных занятиях.

Под «оживлением» подразумевается, придание игровому предмету действий, напоминающих движения живого объекта.

«Оживляя» предмет дрессировщик начинает движение им от собаки, вокруг себя, волоча по земле, передвигая по воздуху, одновременно меняя его положение по высоте. Можно играть, оставаясь на месте, перекладывая предмет из руки в руку перед собой, вокруг себя, между ног или двигаясь вместе с предметом кружась, ведя за собой собаку.

Скорость движения предмета определяется особенностью собаки: если скорость слишком высока, собака теряет интерес к предмету, если низка – собака быстро поймает предмет. Скорость передвижения игрового предмета должна быть такова, чтобы собака не теряла надежду «вот-вот», «вот сейчас» поймать предмет. Продолжительность преследования так же определяется особенностями собаки. Если продолжительность преследования велика, собака может потерять уверенность в том, что сможет догнать предмет и откажется от преследования. Определите продолжительность преследования вашей собаки опытным путем и в дальнейшем давайте ей поймать предмет, за секунду до того как она потеряет интерес к преследованию. Со временем, вы заметите, способность к преследованию будет увеличиваться.

Для игры в преследования следует использовать игровые предметы достаточно длинные для того, чтобы безопасно удерживать их в руке и в дальнейшем удобно проводить игровую борьбу – жгуты длиной 30 – 50 см, или игровые предметы на шнурах подходящей для вас длины.

Иногда встречаются собаки, которые очень осторожно начинают игру рядом с человеком или не начинают ее вовсе, сразу отдавая игровой предмет человеку или не преследуя его. Причинами этому могут быть короткий период знакомства собаки с кинологом, субдоминантное положение собаки в прошлом или негативный опыт при игре с человеком (грубая игра, жесткое отнятие предмета и т.п.), и, конечно же, низкая игровая мотивация. В таких случаях желательно начинать разыгрывание с игрушкой на длинном шнуре или на «удочке».

«Удочка» представляет собой деревянный (бамбуковый, пластмассовый и т.п.) шест удобной длины и диаметра, к которому на шнуре длиной 1 – 1,5 метра привязана игрушка. «Удочка» позволяет отдалить игровой предмет от человека, тем самым, исключив принадлежность его человеку или снижая его претензии на предмет, что облегчает собаке преследование и начало игровой борьбы. «Удочка» также позволяет легко манипулировать с игровым предметом, сообщая ему самые разнообразные движения. По мере тренированности (повышения «смелости» собаки и мотивированности) переходят к игре с игровыми предметами на шнуре и без него.

При разыгрывании избегайте движений предмета в сторону собаки, она может расценить это как «нападение» и отодвинуться от предмета. Предмет должен «бояться» собаки. Допускается челночное движение предмета: в сторону собаки и тут же от нее с поворотом предмета вокруг человека.

В начале разыгрывания задачей является развитие именно преследования, поэтому, как только дали собаке поймать предмет, тут же отпускайте его, позволяя собаке немного (под контролем поводка!) отстраниться от вас. Сделайте 2 – 3 попытки отобрать (но не отбирайте!) предмет, затем предъявите собаке другой игровой предмет и предложите догнать его. По мере развития игровой мотивации, продолжительности и интенсивности преследования, увеличивайте длительность игровой борьбы.

Перед тем как приступить к упражнению, убедитесь, что с момента последнего кормления собаки прошло не менее часа, что она чувствует себя хорошо и что не испытывает каких-либо доминирующих потребностей (например, половой). Для занятий выбирайте знакомые собаке достаточно тихие и спокойные места, исключая возможные отвлечения. Но по мере тренированности собаки, меняйте места упражнений. Прекращайте упражнение за минуту до наступления у собаки усталости и безразличия к игре. Занятия следует проводить на поводке.

Если собака не реагирует на предложенную игру, заставьте ее поскучать. Посадите рядом с собой, положите, не давайте заниматься тем, что ей нравится. Привяжите на коротком поводке, отойдите и не обращайте на нее внимания 1 – 2-е минуты. После паузы, снова предложите игру. Если после 2 – 3-х таких попыток, собака не проявляет интереса к движущемуся предмету, отведите собаку в вольер и попробуйте повторить упражнение через час.

Игра представляет собой определенную сложность и для кинолога. Трудно для взрослого человека играть так же непосредственно и азартно как ребенок. Однако разыгрывать собаку нужно артистично, так чтобы у собаки возникло желание догнать игрушку. Не стесняйтесь подбадривать собаку, азартно и возбужденно выкрикивая одобрительные слова. Играйте радостно и заразительно! Эмоционально! В результате эмоционального резонанса (4) собаке сообщится ваше возбуждение и настроение.

       Добейтесь, чтобы собака азартно, не отвлекаясь на посторонние раздражители, в различных условиях внешней среды преследовала игровой предмет в течение 1-2-х минут.

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

При поисковой работе выделяют два вида сигнального поведения собаки: пассивное и активное. При пассивном обозначении собака лает, лежит, сидит или стоит и смотрит в сторону места выхода запаха. При пассивном обозначении собака не касается объекта исследования. При активном обозначении собаки кусают, царапают или производят роющие движения, чтобы добраться до источника запаха.

       Если планируется формировать у собаки пассивное обозначение, к отработке элементов этого стереотипа желательно приступать в начале этапа развития преследования, пока у собаки умеренные мотивация, возбудимость и двигательная активность.

Рисунок 4

Предъявив собаке игровой предмет, ей дают команду на принятие сигнальной позы или демонстрацию сигнального поведения (посадка, укладка, стойка или подача голоса) (Рис.4), после небольшой паузы, подают команду на начало активной деятельности («Ап!» и т.п.) и начинают преследование (Рис. 5). Пока у собаки не сформировано стабильное инструментальное поведение, преследование должно быть кратковременным. Заканчивая преследование, кинолог останавливается, дает собаке команду на сигнальное поведение, исключая захват собакой игрового предмета, и, после короткой паузы, по команде, подбрасывает собаке предмет (удар о землю мячом, бросок жгута над собакой, резкое движение игрушкой от собаки), дает собаке возможность схватить предмет и переходит к игровой борьбе. Со временем, формируя у собаки вязкость обозначения, время демонстрации ею сигнального поведения до активной деятельности, увеличивают.

 

 

Рисунок 5

Завершение игрового упражнения

 

Завершение игры является не самым простым этапом разыгрывания собаки, и если вовремя не отработать его, в будущем можно столкнуться с серьезными проблемами. Важно выбрать время отработки завершения игры. Если вы с этого начнете, собака справедливо решит, что вы сильный и властный владелец предмета, так чего же на него претендовать. И желание играть, а тем более желание преследовать предмет и бороться за него будут не высокими. Если вы запоздаете с началом формирования завершающего этапа игры, столкнетесь со слишком сильным сопротивлением и открытым неподчинением собаки. Произойдет что-то вроде «умру, но не отдам»!

Начинайте отрабатывать завершение игры, тогда когда собака уже вошла во вкус игры. Играет с удовольствием, но без фанатизма. Т.е. «не теряет головы» и во время игры готова выполнить кое-какие команды.

Существует четыре основных вида финала:

- кинолог забирает игрушку и прячет ее в карман, оставаясь с собакой на месте;

- кинолог забирает игрушку, затем снова предлагает собаке преследование, во время которого, заслоняя игровой предмет собой, убирает его в карман;

- кинолог отдает игрушку собаке и вместе с ней пробегают 50 – 100 метров по прямой или по кругу, за это время собака успевает «остыть» и легче отдает игровой предмет;

Рисунок 6

- кинолог отдает игрушку собаке и вместе с ней идет или бежит в вольер или к клетке (боксу), где разрешает собаке немного полежать с игрушкой (желательно не давать собаке грызть игровой предмет, иначе это станет целью собаки, а не игра с человеком посредством предмета).

Обычно в начале разыгрывания используют три последних варианта. Первый вариант приближен к рабочим условиям.

При обучении собаки отдавать игровой предмет (отпускать его по команде) необходимо создать у собаки представление о том, что отдача предмета не только часть игры, но и условие ее продолжения.

Наиболее легким способом обучения собаки отдаче предмета, является способ обмена.

Поиграв с собакой, остановитесь, зафиксируйте левой рукой игровой предмет, подайте команду «Дай!» («Плюнь!» или иную команду) и правой рукой предъявите собаке кусочек лакомой пищи (Рис. 6). Будьте уверены, что собака видит или обоняет его. Когда собака отпустит предмет, скормите ей еще 2 – 3 кусочка лакомства и снова продолжайте игру. Во время игрового упражнения проделайте 3 – 4-е таких обмена.

Заставьте собаку садиться после того как она отпустит предмет. Пройдитесь с ней по команде «Рядом!». Увеличивайте паузы между дачей лакомства. Увеличивайте паузу между подачей команды на отпуск и предъявлением лакомства.

Если собака не желает обменивать игровой предмет, пропустите одно кормление. Если и это не помогает, попробуйте предложить на обмен другую игрушку.

Остановитесь, зафиксируйте левой рукой игровой предмет, подайте команду на отпуск и правой рукой предъявите собаке другую игрушку, которая до этого была в вашем кармане. Вторая игрушка должна быть такой же ценной для собаки, как и первая, иначе обмен не состоится. Если обмен состоялся, поиграйте второй игрушкой (между делом подняв первую игрушку и положив ее в карман) и повторите обмен. Со временем увеличивайте паузу между командой на отпуск и предъявлением второй игрушки.

Собаки любят играть, когда предмет «сопротивляется». Некоторые собаки выпускают игрушку из пасти, как только кинолог перестает ее «оживлять». Попробуйте. Дайте команду на отпуск и отдайте игрушку собаке или фиксируйте ее как бы обездвиживая. Но если у вас крупная собака, она, мотая головой «оживит» и игрушку и вас. В таком случае, подайте команду на отпуск, отдайте первую игрушку собаке, но тут же, из кармана достаньте вторую игрушку и начните играть сами с собой. Многие собаки не выдерживают такой несправедливости, бросают первую игрушку и пытаются овладеть второй.

Иногда посадка или укладка собаки с небольшой выдержкой, или движение по команде «рядом» так снижают игровую мотивацию, что собака довольно легко отдает предмет.

Не всегда удается забрать у собаки игрушку силой. Вашу борьбу за реальное обладание игрушкой, многие собаки воспримут как продолжение игры, просто более силовое, и сами начнут прилагать большие усилия. Тем более, вырывать или выламывать игровой предмет из пасти у собаки не следует. Можно повредить зубы, десны или просто сделать больно и отбить охоту у собаки играть. Однако иногда без силовых методов не обойтись.

Отдайте собаке игрушку и перестаньте играть. Возьмитесь правой рукой за ошейник, дайте собаке команду на отпуск, и закручивайте рукой ошейник, перекрывая собаке воздух. Упавший предмет отшвырните немного в сторону левой ногой. Поднимите игрушку и после небольшой паузы снова поиграйте с собакой.

Играйте на удавке или строгом ошейнике. Отдайте собаке игрушку и перестаньте играть. Подайте команду на отпуск и резко поддерните собаку поводком вверх.

Прекратите игру, зафиксируйте предмет левой рукой, а правую руку подведите под нижнюю челюсть. Подайте команду на отпуск, наложите собачьи брыли на зубы нижней челюсти (за игрушкой), и с силой надавите. После небольшой паузы, обязательно возобновите игру.

Правой рукой фиксируйте собаку за ошейник сверху. Подайте команду на отпуск, приподнимите собаку правой рукой, а левой возьмите паховую левую складку собаки и с силой сожмите.

Помните, вы забираете игрушку у собаки только затем, чтобы снова ей отдать. Реально прекращайте игру, только после 5 – 10 циклов отбора предмета и его возвращения.

 

ИГРОВАЯ БОРЬБА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДМЕТА

 

Рисунок 7

Как уже упоминалось, игровая борьба (Рис. 7) с применением предмета, важна для собаки помимо удовлетворения игровой потребности, как способ удовлетворения социальной потребности (во время игры происходит взаимодействие с социальным партнером), потребности в двигательной активности, потребности в преодолении и как путь к обладанию игровым предметом - генерализованным подкреплением. Факт удовлетворения каждой из этих потребностей вызывает у собаки мощный всплеск положительных эмоций.

Предметы для игровой борьбы должны быть удобными для удержания их руками и достаточно большими, чтобы исключить случайное травмирование рук зубами собаки. Если игровой предмет небольшой к нему привязывают лямки или шнур удобной длины.

Со стороны человека игровая борьба может представлять собой как выполнение отдельных элементов, описанных ниже, так и сочетание их в различной последовательности:

1. пассивное удержание предмета руками;

2. пассивное удержание предмета ногами (кинолог наступает на игровой предмет ступнями ног);

3. потягивание различной силы - на себя, из стороны в сторону, вверх, вниз;

4. рывки различной силы и в различных направлениях;

5. волочение предмета за собой;

6. пассивное следование за собакой с удержанием предмета;

7. перекручивание предмета;

8. борьба с максимально поднятым над землей предметом (собака при этом стоит на двух лапах);

9. удержание предмета с одновременным совершением замахов на собаку руками, нанесение несильных шлепков по спине и бокам;

10. преследование собаки овладевшей предметом.

 

При проведении занятий по игровой борьбе с использованием предмета-посредника контролируют продолжительность и интенсивность борьбы, учитывая заинтересованность собаки в борьбе, прикладываемые ею усилия, желание взаимодействовать с человеком, желание обладать игровым предметом и способность к длительной борьбе.

Занятия начинают с собакой на поводке, соблюдая условия, описанные для игр в преследование.

Методика проведения игровой борьбы не сложна:

1. Кинолог предъявляет собаке игровой предмет;

2. «Оживляет» его, предлагая собаке начать преследование;

3. Проводит этап преследования, продолжительность и интенсивность которого определяется особенностями собаки, этапом дрессировки и т.п.;

4. Позволяет собаке поймать предмет, захватив его в пасть, и приступает непосредственно к борьбе

5. Производит борьбу за обладание игровым предметом, продолжительность, интенсивность и форма которой зависит от целей и задач, стоящих перед кинологом и особенностей собаки;

6. Отдает собаке предмет или забирает его и после небольшой паузы повторяет игровой цикл один или несколько раз;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.095 с.)