Формирование поискового алгоритма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование поискового алгоритма



 

Из литературных источников известно несколько методик подготовки собак по поиску взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов (дать ссылки). Каждая из них имеет определенные достоинства и недостатки. Предлагаемая методика не претендует на единственно верную и правильную, и, вероятно также не лишена определенных огрехов, но построена с учетом психофизиологических особенностей собак и гарантирует стабильный результат. Методика была успешно апробирована в Кинологическом центре ФТС России (Центральная таможня) и КПЦ «Атаман».

Предлагаемая методика предполагает разделение формирование поискового стереотипа на несколько стадий. На первой из них, с использованием одного целевого вещества, в упрощенной ситуации на учебных местах (территория учебного центра, питомника и т.п.), формируются основные знания и умения.

На второй стадии собаку знакомят с другими целевыми веществами с использованием тех же учебных мест. Во время упражнений второй стадии дрессировки запаховые образы целевых веществ откладываются в долговременной памяти, корректируются и совершенствуются знания и умения поискового стереотипа, сформированные на первой стадии.

Упражнения третий стадии обычно осуществляют на уже знакомых собаке учебных местах, однако условия поиска усложняют, моделируя возможные реальные ситуации (увеличение продолжительности работы, введение отвлекающих и маскирующих запахов, других отвлекающих раздражителей, тренировка в различное время суток и т.п.). На третьей стадии обучения происходит окончательное уточнение запаховых образов целевых веществ и их консолидация в долговременной памяти, многие умения собаки приобретают свойства навыка. На этой стадии завершается необходимая коррекция рабочего поведения собаки.

Четвертую стадию обучения проводят в реальных условиях возможного применения собаки.

 

СТАДИЯ 1 ФОРМИРОВАНИЯ ПОИСКОГОВОГО АЛГОРИТМА

 

Подготовку собак к поиску взрывчатых веществ рекомендуется начинать с формирования алгоритма досмотра малогабаритных предметов, моделируя ситуацию при помощи конусов, банок, отрезков труб, небольших ящиков или коробок. Когда ряд исследуемых малогабаритных предметов достигнет 5 единиц, в занятия дрессировочного дня включают поиск целевого вещества на автотранспорте и продолжают упражнения параллельно. Когда ряд малогабаритных предметов будет доведен до 10 единиц, а при досмотре автотранспорта сокрытие целевого вещества начинают совершать в задней части автомобиля, включают упражнения по формированию алгоритма досмотра помещений. При этом в день введения обыска помещения, упражнения по досмотру малогабаритных предметов и автотранспорта не производят. На следующий дрессировочный день, помимо занятий в помещении, проводят одно упражнение по досмотру автотранспорта. Затем вводят упражнение по досмотру малогабаритных предметов. Составляйте расписание занятий так, чтобы количество упражнений в новой для собаки ситуации вначале было преобладающим, а по мере накопления опыта и уверенности в работе, приблизительно одинаковым по сравнению с другими уже знакомыми для собаки видами упражнений. Когда при формировании стереотипа досмотра помещений будет достигнут 2-3-й этап, включайте упражнения по обыску участка местности. При этом также в первый день упражняйтесь только в обыске участка местности. Затем постепенно вводите и другие виды упражнений.

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОГО АЛГОРИТМА ДОСМОТРА

МАЛОГАБАРИТНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

Обследование малогабаритных предметов (ящики, коробки, ручная кладь, чемоданы и т.п.) может происходить в самых различных ситуациях: при досмотре багажа в аэропортах, ручной клади и других вещей, досмотре складских и иных помещений, груза перевозимого автотранспортом, при обыске местности и т.п. При этом количество предметов может варьировать от одного до нескольких десятков и сотен, и располагаться они могут самым различным образом: на одном уровне по поверхности пола или земли, по горизонтали и вертикали в складах, компактно на транспортных тележках и в кузовах и т.п. В связи с этим необходимо подготовить собаку к эффективному досмотру самых разнообразных предметов, независимо от их количества и расположения.

При досмотре малогабаритных предметов собака должна уметь исследовать их в определенной последовательности не пропуская отдельные предметы, а, с учетом возможной маскировки и сокрытия целевых объектов, тщательно и максимально полно. Например, предмет, к которому открыт доступ со всех сторон, должен быть исследован именно со всех сторон: по длине, ширине и высоте. Предмет, к которому доступ ограничен (лежащий на стеллаже, в группе других предметов, стоящий у стены и т.п.), должен быть тщательно исследован с доступных сторон.

Формирование основных элементов поискового стереотипа целесообразней начинать с использованием однообразных по виду, небольших, имеющих однородный, максимально обедненный собственный запаховый комплекс: отрезки труб, конуса, банки, однообразные деревянные ящики, коробки и т.п., что исключает рассеивание внимания собаки, и заставляет ее сосредоточиться на нужном дрессировщику поведении.

Задачами первого этапа являются:

1. Фиксация запахового образа целевого вещества в долговременной памяти;

2. Формирование поискового стереотипа при досмотре отдельного предмета и ряда предметов;

3. Закрепление сигнального поведения, при необходимости его коррекция;

4. Формирование способности работать на поводке;

5. Начало создания у собаки «рабочих» взаимоотношений с человеком.

 

Для занятий на данном этапе понадобятся 6 – 10 отрезков труб, конусов, банок, небольших деревянных ящиков, обеспечивающих свободный выход запаха целевых веществ.

Для исключения формирования у собаки нежелательных элементов поведения при обследовании предметов, занятия проводятся под контролем поводка. Работа с использованием поводка требует определенной квалификации. Достаточно легко, постоянно контролируя собаку поводком, подчинить ее себе и лишить самостоятельности. Не тащите собаку и в то же время не одергивайте ее. Исключите неприятные и болевые воздействия, иначе могут сформироваться оборонительные или тормозные связи не только с факторами окружающей среды, но и с запахами целевых веществ. Пытающуюся отойти в сторону собаку останавливайте натяжением поводка. Возвращайте собаку легкими потягиваниями или подергиваниями. Старайтесь как можно реже пользоваться поводком. Привлекайте внимание отвлекающейся собаки соответствующей интонацией и жестикуляцией.

При демонстрации собакой ложного обозначения, исследование прекращают, собаку возвращают на старт. Т.е. исключает вероятность удовлетворения ведущей потребности, что является отрицательным подкреплением по отношению к ложному обозначению. Если, по мнению кинолога, после возвращения на старт мотивированность собаки не уменьшилась, после 2-5 секундной паузы, собаке разрешают приступить к поиску. Если мотивированность собаки уменьшилась, проводят короткое преследование игрового предмета, имитируют его занос или заброс и посылают собаку на поиск.

Если собака демонстрирует ложное отрицательное обозначение (проходит мимо предмета с заложенным в нем целевым веществом), можно поступать по-разному. Однако правильней поступить следующим образом: дать возможность собаке пройти до конца ряда объектов, или обследовать еще 2 – 3 предмета, прервать досмотр, вернуться на старт и повторить упражнение. Если вы решили действовать не так, старайтесь чтобы ваши вспомогательные воздействия не повторялись, иначе они могут приобрести сигнальные функции, например на обозначение. И так если собака, обследуя предмет, не обозначает его сигнальной позой, не отходя от предмета, обследуйте его вторично (обойдите вокруг него еще раз), замедляя темп движения и более активно привлекая внимание собаки к предмету. Пройдите до конца ряда предметов, развернитесь, и обследуйте предметы в обратном порядке, более активно привлекая собаку к обследованию и уменьшая темп движения. Исследуйте после необозначенного предмета еще один предмет и тут же вернитесь к предыдущему и более тщательно обследуйте его. Если собака и при повторном обследовании не обозначает предмет с заложенным в нем целевым веществом, вернитесь на старт. Повторите упражнение. Если и при этом собака не обозначает целевое вещество, отправьте собаку в вольер. Осмотрите ее, оцените ее состояние. Осмотрите предмет и образец целевого вещества. Оцените характер распространения запаха целевого вещества и вероятность его обнаружения собакой.

Во избежание возможных связей с местонахождением закладки целевого вещества (а у человека осуществляющего сокрытие образца могут быть свои неосознаваемые стереотипы), для выбора предмета в который будет заложено вещество, целесообразно пользоваться игральными костями.

 

Этап 1.

Используют три малогабаритных предмета. В один из них заранее, минимум за 30 минут до начала занятий, помещают от 200 до 400 гр. целевого вещества или его имитатора, так, чтобы исключить визуальный и физический контакт с собакой. Предметы должны иметь естественные щели или специально проделанные отверстия, для облегчения диффузии запаховых молекул целевого вещества. Желательно, чтобы отверстия обеспечивали выход запаха целевого вещества только с одной из сторон предмета.

Предметы ставятся в ряд на 1-1,5 м друг от друга. На расстоянии 3-4 метров от одного из торцов ряда обозначается место старта.

Упражнения проводят следующим образом. Кинолог с собакой на поводке подходит к месту старта. Проводит короткую мотивацию (преследование игрового предмета) и имитирует занос или забрасывание игрушки в первый (ближайший к нему) предмет. После чего командой «Ищи!» и направляющим жестом правой руки в сторону ряда предметов позволяет собаке приступить к поиску.

Для концентрации внимания собаки на предметах исследования, а особенно на первом предмете, несколько занятий полезно начинать следующим образом. Собака фиксируется помощником, кинолог проводит короткое преследование, отбегает к ближайшему предмету, имитирует запрятывание игрушки и остается рядом с ним. Помощник отпускает собаку. Когда собака подбежит к кинологу, тот подхватывает поводок и привлекает ее внимание к предмету, понуждая обнюхать возможные места выхода запаха.

На данном этапе кинолог может наклоняться к предметам и, указывая на них правой рукой (на первых занятиях допускается и похлопывание по предметам), повторяя исполнительную команду, привлекает внимание собаки к предметам. Двигаясь сам и контролируя и управляя собакой поводком, кинолог обходит вокруг предмета, понуждая собаку обнюхать все возможные места выхода запаха.

Оптимальная скорость движения собаки определяется опытным путем: она должна быть достаточной для того, чтобы обследовав предмет, собака, не удаляясь от него, была способна продемонстрировать реакцию узнавания и сигнальное поведение.

При демонстрации собакой сигнального поведения, после небольшой выдержки кинолог подбрасывает собаке игровой предмет и играет с собакой, подкрепляя ее поведение.

Во избежание быстрого удовлетворения потребностей, связанных с игровой деятельностью и наступления усталости, игровая борьба должна продолжаться не более 30-40 секунд. Затем кинолог прекращает игру, убирает игровой предмет и принуждает собаку к состоянию бездеятельности: усаживает или укладывает ее на 2-3 минуты. Затем упражнение повторяют, меняя местоположение предмета содержащего целевое вещество. За одно упражнение совершают от 3 до 6 подходов. По окончании упражнения собаке предлагают более продолжительную игру и предоставляют покой на 30 – 60 минут. Затем упражнение повторяют.

Продолжительность этапа определяется тем, насколько быстро собака начнет, тщательно обследуя каждый предмет, гарантированно указывать однообразным сигнальным поведением предмет с целевым веществом независимо от его расположения.

 

Этап 2

       Для упражнений данного периода понадобятся 8 – 10 однообразных ящиков, коробок и т.п. Упражнения проводятся с использованием поводка.

 

Занятие 1.

Используют четыре малогабаритных предмета. В один из них заранее, минимум за 30 минут до начала занятий, помещают от 200 до 400 гр. целевого вещества или его имитатора, так, чтобы исключить визуальный и физический контакт с собакой. Предметы должны иметь естественные щели или специально проделанные отверстия, для облегчения диффузии запаховых молекул целевого вещества. Желательно, чтобы отверстия обеспечивали выход запаха целевого вещества только с одной из сторон предмета.

Предметы ставятся в ряд на 1-1,5 м друг от друга. На расстоянии 3-4 метров от одного из торцов ряда обозначается место старта.

Упражнения проводят следующим образом. Кинолог с собакой на поводке подходит к месту старта. Проводит короткую мотивацию (преследование игрового предмета) и имитирует занос или забрасывание игрушки в первый (ближайший к нему) предмет. После чего командой «Ищи!» и направляющим жестом правой руки в сторону ряда предметов позволяет собаке приступить к поиску.

Кинолог может наклоняться к предметам и, указывая на них правой рукой, повторяя исполнительную команду, привлекает внимание собаки к предметам. Двигаясь сам и контролируя и управляя собакой поводком, кинолог обходит вокруг предмета, понуждая собаку обнюхать все возможные места выхода запаха. Обследовав таким образом предмет и, убедившись в отсутствии реакции узнавания и сигнального поведения, кинолог позволяет собаке обследовать следующий предмет и т.д.

При демонстрации собакой сигнального поведения, после небольшой выдержки кинолог подбрасывает собаке игровой предмет и играет с собакой, подкрепляя ее поведение.

Во избежание быстрого удовлетворения потребностей, связанных с игровой деятельностью и наступления усталости, игровая борьба должна продолжаться не более 30-40 секунд. Затем кинолог прекращает игру, убирает игровой предмет и принуждает собаку к состоянию бездеятельности: усаживает или укладывает ее на 2-3 минуты. Затем упражнение повторяют, меняя местоположение предмета содержащего целевое вещество. Продолжительность упражнения должна быть не более 20 минут. За это время совершают от 4 до 8 подходов. По окончании упражнения собаке предлагают более продолжительную игру и предоставляют покой на 30 – 60 минут. Затем упражнение повторяют.

 

Усложнение упражнений

Усложнение упражнений заключается в увеличении количества обследуемых предметов, времени демонстрации сигнального поведения, увеличении количества подходов в упражнении и упражнений.

Обычно дополнительные исследуемые предметы добавляют от 1 до 2 штук в тренировочный день. Количество добавляемых предметов определяется качеством работы собаки и ее работоспособностью.

Постепенно, от занятия к занятию, увеличивают время от момента принятия собакой сигнальной позы до предъявления кинологом игрового предмета, так чтобы к окончанию стадии собака сохраняла сигнальную позу около 15 секунд.

После того как ряд исследуемых предметов достигнет 5-6 единиц, снижайте и постепенно исключайте помощь собаке. Устраивайте преследование не при каждом подходе. Точно также не при каждом подходе имитируйте занос, больше используйте имитацию заброса. Постепенно отдаляйтесь от собаки на длину поводка, все больше предоставляя ей самостоятельности.

Количество подходов в упражнении увеличивают так, чтобы среднее время работы собаки колебалось от 20 до 30 минут. Т.е. если упражнение продолжалось 45 минут, то следующее должно продолжаться около 25 минут. Среднее количество рабочего времени в день должно составлять от 2 до 3 часов, независимо от количества упражнений.

 

Продолжительность этапа определяется тем, насколько быстро собака начнет, тщательно обследуя каждый предмет, гарантированно указывать однообразным сигнальным поведением предмет с целевым веществом независимо от его расположения в ряду 10 однообразных предметов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.026 с.)