Главный кинолог кпц «атаман» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Главный кинолог кпц «атаман»



Автор-составитель: к.в.н.,

Главный кинолог КПЦ «Атаман»

Гриценко В.В.

Специальный редактор: подполковник милиции

Качкин С.А.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Структура Пособия ……………………………………………………………3

2. Введение в дрессировку ………………………………………………………4

2.1. Поведение: причины и механизмы ……………………………………...4

2.2. Структура поведения …………………………………………………….8

2.3. Общая методика дрессировки ………………………………………......10

3. Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе игровой деятельности………………………………14

3.1. Игровая потребность и игровая деятельность …………………………14

3.2. Образ жизни служебной собаки …………………………………………16

3.3. Компенсаторная и замещающая функции игровой деятельности ……21

3.4. Разыгрывание …………………………………………………………….23

3.5. Придание сигнального значения целевому запаху ……………………41

3.6. Формирование поискового алгоритма ………………………………….48

3.7. Стадия 1 формирования поискового алгоритма ……………………….48

3.7.1. Формирование поискового алгоритма досмотра малогабаритных предметов…………………………………………………………….49

3.7.2. Формирование поискового алгоритма досмотра

автотранспорта ………………………………………………………52

3.7.3. Формирование поискового алгоритма досмотра помещений….56

3.7.4. Формирование алгоритма обыска местности …………………..58

3.8. Стадия II формирования поискового алгоритма ……………………….60

3.8.1. Введение в поисковый стереотип нового целевого вещества….60

3.9. Стадия III формирования поискового алгоритма ……………………..63

4. Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе пищевой потребности ……………………………65

4.1. Пищевая потребность ……………………………………………………65

4.2. Формирование сигнального поведения…………………………………69

4.3. Придание сигнального значения целевому запаху ……………………76

4.4. Формирование поискового алгоритма ………………………………….84

5. Приложения ……………………………………………………………………85

5.1. Формирование поведения с помощью кликера (кликер-дрессировка). 85

5.2. Толковый словарь используемых терминов ……………………………96

6. Список литературы  ………………………………………………………….125

 

 

Структура пособия

 

Пособие посвящено непосредственно методике подготовки собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов в рамках учебного заведения. Основной задачей Пособия является формирование у собак общего рабочего поискового алгоритма, оцениваемого на учебных местах. Специализация и конкретизация поискового стереотипа, как правило, осуществляется в конкретных рабочих условиях и ситуациях.

Часть материала, имеющего в той или иной степени, отношение к методике подготовки и использованию поисковых собак не рассматривается в Пособии, так как освещается в специальных курсах: анатомическое строение и физиология обонятельного анализатора (курс анатомии и физиологии собаки), виды, химическое строение, ольфакторные особенности взрывчатых веществ, виды взрывных устройств, оружия и боеприпасов, техника безопасности (курс взрывотехники), общая методика дрессировки (теоретические основания дрессировки), методика формирования навыков послушания (техника дрессировки), тактика применения собак и их тренировка.

Основой Пособия является методика подготовки собак на базе игровой деятельности, изложенной в Разделе 2. Там же приводится анализ игровой и связанных с ней потребностей, методика разыгрывания собак, способы придания сигнального значения целевым веществам и объектам и техника формирования поискового алгоритма в условиях определенных учебных ситуаций.

В Разделе 1 анализируются базовые понятия - категории дрессировки, являющиеся основой излагаемой в Пособии методики. Раздел 3 посвящен методике подготовки собак на основе пищевой потребности.

Приложение Пособия включает в себя толковый словарь терминов, не расшифрованных при использовании в тексте и краткое описание методики кликер-дрессировки.

Список литературы содержит перечень используемых при составлении Пособия и рекомендуемых источников для самостоятельной работы.

Пособие рассчитано для оказания помощи специалистам-кинологам как при самостоятельной подготовке поисковой собаки, так и при подготовке под руководством инструктора-дрессировщика. 

 

Введение в дрессировку

 

В настоящее время под дрессировкой подразумевают род деятельности человека по формированию у животных необходимого для каких-либо целей поведения.

Таким образом, для успешного осуществления дрессировки необходимо:

1. представлять, что такое поведение;

2. знать причины поведения;

3. иметь представление о механизмах поведения;

4. знать закономерности формирования (модификации) поведения и уметь ими пользоваться.

 

СТРУКТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Совокупность возможного поведения животного называют поведенческим репертуаром. Единицей поведения считается поведенческий акт. Поведенческий акт представляет собой совокупность элементов поведения животного от момента возникновения потребности в чем-либо, до сигнала о ее удовлетворении. Поведенческий акт может быть простым и тогда включать один элемент поведения (например, факт посадки) или сложным, включающим несколько разнородных элементов (например, навык аппортировки).

Независимо от сложности, поведенческий акт строится на основе трех составляющих: наследуемых (инстинктивных) элементов поведения, поведения, приобретенного в результате научения (опыта) и когнитивных (интеллектуальных) элементов поведения (Рис 2). В зависимости от сложности поведенческого акта долевое участие в нем его элементов бывает различным.

 

Рисунок 2. Структура поведенческого акта по Л.В. Крушинскому

 

Под инстинктивными (наследственными) элементами поведенческого акта подразумевается генетически запрограммированные формы поведения, характерные для данного биологического вида.

Инстинктивные элементы поведения обладают достаточно выраженным постоянством и независимостью от окружающей среды, но в процессе жизнедеятельности они все-таки изменяется - модифицируется в соответствии с конкретными условиями окружающей среды. Таким образом, происходит накопление опыта: научение. По мнению Л.В. Крушинского инстинктивное поведение в «чистом» можно увидеть только один раз – при первичном его осуществлении. При повторении данного элемента поведения, его уже нельзя назвать инстинктивным, так как оно уже неизбежно включает какие-либо модификации.

Под научением понимают «процесс и результат приобретения инди­видуального опыта». Этот процесс «всегда совершается на инстинктивной основе и состоит в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения (видового опыта), в их приспособлении к конкретным условиям жизни особи» (5,6). В процессе научения у животных развиваются те индивидуально-изменчивые, временные компоненты инстинктивного поведения, которые придают ему необходимую для выживания способность.

Совсем же просто, научение можно представить как процесс приобретения знаний, умений и навыков.

Научение может происходить на разных уровнях в зависимости от того, каков его нервный механизм и насколько важны или сложны те структуры, которые в нем участвуют. Некоторые виды научения могут осуществляться уже на уровне рецепторов или спинного мозга, для других же необходимо участие подкорковых структур или миллиардов нервных цепей коры головного мозга. Одни формы научения осуществляются автоматически и непроиз­вольно. Другие требуют такого участия когнитивных механизмов, на которое может быть способен лишь развитый мозг высших млекопитающих и человека. В связи с этим различают несколько форм научения (форм приобретения опыта): импринтинг (запечатление) негативное научение (привыкание) научение на основе классических условных рефлексов, научение на основе оперантных условных рефлексов, латентное научение, научение в форме доминанты, имитационное научение (подражание) и когнитивные формы научения. В дрессировке участвуют все формы научения, независимо от того осознает это дрессировщик или нет.                              

Мы знаем, что поведение животных меняется в течение их жизни (в процессе роста и развития) в результате активации или дезактивации определенных генов или их мутаций, в результате воздействия каких-либо патологических факторов (например, в результате развития опухоли центральной нервной системы), гуморальных факторов (например, воздействия половых гормонов). Поведение животных изменяется также и в результате накопления опыта – научения.

Изменение поведения в результате научения представляет для человека наибольший интерес, так как позволяет оперативно и физиологично модифицировать поведение в нужном направлении. Именно на способности животных к научению и строится дрессировка. Человек используя биологические законы научения животных, моделируя и модифицируя обучающие ситуации в нужном ему направлении, получил возможность формировать заданное поведение. То есть, дрессировка не только строится на научении, но и сама представляет собой научение модифицированное человеком. И на самом деле во время дрессировки и происходит та самая достройка, совершенствование или переделка врожденных элементов поведения (видового опыта) в их приспособлении к конкретным условиях жизни особи. Например, к конкретным условиям жизни собаки-поводыря, собаки по поиску взрывчатых веществ, к условиям жизни караульной собаки или к условиям жизни собаки-компаньона – собаки просто живущей в человеческой семье.

К третьей группе элементов поведенческого акта относятся формы поведения, обусловленные когнитивным научением. Здесь уже речь идет не просто об ассоциативной связи между какими-то двумя ситуациями или между ситуацией и ответом организма, а об оценке данной ситуации с учетом прошлого опыта и возможных ее последствий. В результате этой оценки принима­ется наиболее подходящее решение (7).

Когнитивное поведение и связанное с ним научение объединяет высшие формы психической деятельности, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

Когнитивные возможности животных определяются их интеллектом, под которым подразумевается «высшая форма пси­хической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением, слож­ных задач различными спосо­бами с переносом и использо­ванием различных операций усвоенных в результате пред­шествующего индивидуально­го опыта. И. ж. проявляется в процессах мышления, к-рое у животных всегда имеет кон­кретный чувственно-двига­тельный характер, является предметно отнесенным и выра­жается в практическом анали­зе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями (и предметами), непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации» (5).

Навык, который человек вырабатывает у животного в процессе дрессировки, является типичным поведенческим актом. Например, человек создает у собаки пищевую потребность, затем, предъявляя ей кусочек пищи, и манипулируя им, принуждает собаку к посадке – как только собака совершает посадку, ей скармливается пища. Вспомним структуру поведенческого акта: возникновение потребности инициирует поведение, направленное на ее удовлетворение, результатом поведения становится удовлетворение потребности.

 

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ДРЕССИРОВКИ

 

По сути дела дрессировка заключается в том, человек, сознательно или бессознательно, создает у животного какую-либо потребность и предлагает удовлетворить ее при помощи нужного ему поведения.

Процесс дрессировки можно представить в виде последовательных стадий:

1. Стадия выбора и создания целесообразной (базовой, начальной) потребности, выступающей как причина необходимого поведения.

При выборе целесообразной потребности учитывают особенности навыка, который необходимо сформировать, породу собаки, ее психофизиологические особенности, пол, возраст и даже время, отпущенное на дрессировку.

Чаще всего необходимые потребности создается путем депривации - лишения животного чего-либо. Например, чтобы создать пищевую потребность нужно какое-то время не кормить собаку. Оборонительную потребность создают путем непосредственного болевого (аверсивного) или неприятного воздействия на собаку. Для создания выраженной игровой потребности необходимо, что называется, разыграть собаку, а для этого требуется определенное время.

       2. Стадия удовлетворения базовой потребности: животному при помощи специфических способов дрессировки предлагается или навязывается выполнение какого-либо действия, которое приводит к удовлетворению имеющейся потребности.

       Во время этой стадии происходит несколько процессов связанных с научением. На этой стадии формируются знания и умения. По мере повторения, действие, приводящее к удовлетворению потребности, включается в репертуар поведения связанного с данной потребностью: то есть условием удовлетворения данной потребности становится выполнение этого поведения. Факт удовлетворения потребности становится подкреплением предшествующего ему поведения. Формируются связи команды с потребностью и команды с выполняемым действием.

3. Стадия снижения значимости базовой потребности. В результате многократного повторения действие приобретает свойства навыка, что делает его достаточно автономным по отношению к базовой потребности. Кроме того во время дрессировочного процесса дрессировщик сознательно или бессознательно использует и другие потребности: социальную (дрессировка это форма общения человека с собакой и является одним из способов удовлетворения социальной потребности), потребность в положительных ощущениях (ласковая интонация, оглаживание и т.п.), пищевую, игровую, потребность в двигательной активности и даже оборонительную. В связи с этим автономность навыка от базовой потребности увеличивается.

4. Стадия автоматизации действия до навыка. При многократном повторении (в результате тренировки) действие приобретает свойства подкрепления: правильно выполненное оно вызывает положительные эмоциональные ощущения. При этом первоначальная потребность перестает играть ведущую роль в воспроизведении данного поведенческого акта. Однако, если продолжительное время животное не достигает результата, который бы служил подкреплением какой-либо актуальной потребности, поведение затухает.

Основными категориями (понятиями) дрессировки, помимо рассмотренных выше, являются: метод дрессировки, способ дрессировки, методика дрессировки и подкрепление, знание, умение и навык.

Пытаясь научить чему-либо собаку – выдрессировать ее, человек создает условия способствующие реализации той или иной формы научения: импринтинга, классических условных рефлексов, оперантных условных рефлексов и т.п. Таким образом метод дрессировки можно определить как совокупность теоретических и практических положений по формированию поведения, отражающих закономерности конкретной формы научения.

Основным методом дрессировки при подготовке поисковых собак является оперантный метод.

Под способом дрессировки подразумеваются этим такие непосредственные или опосредованные воздействия на животное, которые приводят к воспроизведению (появлению) нужных дрессировщику действий или сохранению необходимых поз.

В настоящее время различают следующие способы дрессировки: способ наведения, способ наталкивания, способ пассивной флексии, способ отбора поведения, способ альтернативного поведения, способ игрового поведения, имитационный способ, способ оборонительного поведения, способ агрессивно-оборонительного поведения.

При подготовке поисковых собак обычно используют способ наведения, способ отбора поведения и способ игрового поведения.

Дрессировка как научение происходит во времени и может характеризоваться сменой методов и способов. Организацией и регламентацией процесса дрессировки вообще и в каждом конкретном случае, занимается методика дрессировки, которая определяет выбор и последовательность методов и способов, потребностей, их выраженность и приемы их формирования, вид и режим подкрепления, продолжительность и периодичность занятий, этапность отработки навыка, организацию тренировочного процесса и так далее.

Можно выделить общую методику дрессировки, которая регламентирует более или менее продолжительный этап дрессировочного процесса. Например, методику освоения дисциплинарного курса или методику миннорозыскной службы. И частную методику дрессировки, регламентирующую отработку конкретного навыка. Например, методику формирования навыка посадки. То есть методика отражает алгоритм практических действий дрессировщика по формированию поведения. Она наиболее динамичная категория дрессировки и может существовать во множестве вариантов.

То, что влияет на запоминание и воспроизведение элементов поведения называется подкреплением. Т.е. подкреплением может быть любое событие влияющие на частоту повторения в будущем связанного с ним поведения. Событие, которое увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является положительным подкреплением. Событие, которое уменьшает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, является отрицательным подкреплением.

С точки зрения мотивированного поведения положительным подкреплением может быть любое событие, сигнализирующее об удовлетворении потребности или увеличивающее вероятность ее удовлетворения. Отрицательное подкрепление исключает удовлетворение потребности или уменьшает вероятность ее удовлетворения.

Различают также натуральное (первичное) и условное (вторичное) подкрепление. Натуральным подкреплением обычно называют событие связанное непосредственно с физиологическими процессами организма или непосредственное воздействие на животное. Условное подкрепление является условнорефлекторным эквивалентом натурального подкрепления. Например, если вы постоянно перед дачей пищи повторяете слово «Хорошо!», со временем по законам классического условного рефлекса, это слово становится сигналом предъявления пищи и приобретает свойства натурального подкрепления.

Выделяют также аверсивное подкрепление, под которым подразумевают воздействия, приводящие к болевым или неприятным ощущениям у животного. Аверсивное подкреплением может быть положительным, отрицательным и условным. Поскольку аверсивное подкрепление всегда связано с отрицательным эмоциональным состоянием, использование его в дрессировочном процессе должно быть крайне ограниченным.

Различают постоянное и вариабельное (вероятностное) подкрепление. При постоянном режиме, подкрепление предъявляется в связи с каждой единицей поведения (подкрепляется каждый навык). При вариабельном режиме, подкрепление может предъявляться через определенные промежутки времени, после определенного количества воспроизведенных навыков или случайно (подкрепляется не каждый навык). Постоянный режим подкрепления обычно используют на начальных этапах дрессировки. Вариабельный режим подкрепления позволяет отобрать и закрепить лучшие варианты навыков и способствует их более быстрому и лучшему закреплению.

 

С точки зрения процесса научения дрессировка представляет собой последовательный процесс от формирования знания к умению и от умения к формированию навыка (Рис. 3).

Рисунок 3. Соотношение знаний, умений и навыков в поведенческом репертуаре и количество повторения ситуаций, необходимого для их формирования.

 

Под знанием подразумевается информация о чем-либо. Знание существует в виде следов памяти и может быть декларативным и процедурным. Под декларативной памятью подразумевается информация о свойствах каких-либо объектов, о событиях и ситуациях. Под процедурной памятью (двигательной памятью) подразумевается информация о каком-либо действии (поведении).

Мы знаем очень многое. Для того чтобы узнать что-либо достаточно прочитать книгу, посмотреть видеофильм или выслушать другого человека. У животных аналогичным образом знание формируется только в результате наблюдения (имитационная форма научения). Во всех остальных случаях, при всех других формах научения, знание формируется в результате первых нескольких повторений причины и следствия или встреч какого-либо объекта: от нескольких раз до нескольких десятков раз.

Обладание знанием еще не гарантирует воспроизведения, а тем более качественного воспроизведения его на уровне поведения. Например, прочитав один раз стихотворный текст, мы узнаем его и через месяц, подтвердив, что знакомы с ним. Однако, чтобы воспроизвести стихотворение – рассказать его наизусть, нам потребуется не один десяток раз повторить его. Начав воспроизведение знания на поведенческом уровне, мы приступаем к формированию умения. Умением называю действие, поведение, не достигшее уровня автоматизации. Для формирования умения необходимо повторить действие от нескольких десятков до нескольких сотен раз.

Мы умеем также очень многое (хотя меньше чем знаем). Например, мы умеем сколотить табурет, однако столяр-краснодеревщик делает табуреты гораздо быстрее нас и более качественно. Это потому, что мы обладаем умением, а профессионал обладает навыком.

Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. То есть навык, это такое действие, которые воспроизводится эффективно, с точки зрения выполняемой деятельности, безотказно, быстро, однообразно и независимо от внешнего влияния. Различают навыки двигательные, перцептивные и интеллектуальные. Во время дрессировки у животного формируются все виды навыков.

На скорость формирования навыка влияют мотивация, или лежащая в ее основе потребность, способность к научению вообще, особенности подкрепления, режим тренировки, методика формирования и опыт животного по освоению других умений и навыков.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. Главной причиной поведения является потребность.
  2. Потребность, достигая определенного уровня, изменяет характер восприятия внешней информации и определяет последующее поведение.
  3. Первым этапом дрессировки является выбор потребности и создание условий, обеспечивающих ее доминирование.
  4. Навык формируемый в процессе дрессировки представляет собой типичный поведенческий акт.
  5. Подкреплением в дрессировке может быть любое событие, влияющее на вероятность повторения связанного с ним поведения.
  6. Положительное подкрепление увеличивает частоту повторения в будущем связанного с ним поведения, отрицательное подкрепление – уменьшает.
  7. Дрессировка представляет собой процесс формирования знаний, умений и навыков.
  8. Навыком может быть любое действие, сформированное путем повторения.

 

 

Подготовка собак для поиска взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия и боеприпасов на основе игровой деятельности

 

 

РАЗЫГРЫВАНИЕ

 

       Разыгрывание следует начинать с ограничения или исключения естественных форм удовлетворения описанных выше потребностей. Для этого резко снижают вероятность и продолжительность или исключают прогулки в стае собак, прогулки «просто так», когда собаке предоставляется возможность делать то, что она хочет, исключают игры со случайными предметами, встречающимися по дороге. Прогулка происходит только под контролем человека и при участии игрового предмета (или игровых предметов).

       Как это ни печально, собаке нельзя приказать играть и невозможно заставить ее быть в радостном настроении. Этого можно добиться, только заразив ее собственным настроением. Не начинайте работу, если у вас плохое настроение, если вы раздражены. Лучше отложите общение с собакой на следующий день.

 

       Приступая к игровым упражнениям, следует соблюдать некоторые условия:

1. Начинает и заканчивает игру кинолог;

2. Началом игры, приглашением к игре является не вид игрового предмета, а специфический сигнал кинолога; например игру начинают после того как собака посидит, или после голосовой команды и т.п.;

3. Игровые занятия проводят в течение в течение суток с перерывами от 30 минут до одного часа;

4. Продолжительность игровых упражнений постепенно увеличивают, но в среднем они должны быть не менее 20 минут;

5. Игру заканчивают до наступления усталости собаки, желательно на пике ее активности;

6. Соблюдают общую тенденцию к увеличению интенсивности игры, однако интенсивные игры следует перемежать с менее силовыми;

7. Количество игровых упражнений в течение суток увеличивают постепенно;

8. Между подходами в рамках игрового упражнения, принуждают собаку к периоду бездействия;

9. Игровые занятия проводят с максимально разнообразным количеством игровых предметом или предметом – фетишем (предметом, который в будущем будет использован в качестве подкрепления);

10. Игру прекращают, если собака начинает демонстрировать чрезмерную грубость, возбудимость, неуправляемость или агрессию;

11. Постоянно меняют места и время игровой деятельности, вводят отвлекающие раздражители;

12. Упражнения проводят как под контролем поводка, так и без него;

13. При переходе от одной формы игры к другой ситуацию упрощают;

14.  Во время игровых упражнений совершенствуют одно свойство, ставят одну цель;

15.  При любых усложнениях, требования к собаке на время упрощают;

16.  Перед игрой следует убедиться, что собака чувствует себя комфортно, не испытывает боли или каких-либо доминирующих потребностей;

17.  Жесткость игр увеличивают постепенно, но избегают делать собаке больно;

18.  Сложные упражнения чередуют с простыми;

19. Индивидуальные занятия чередуются с групповыми;

20.  Игра всегда должна быть радостной для собаки.

 

Во время разыгрывания увеличивается мотивация собаки к предлагаемой ей деятельности, развивается заинтересованность в манипулировании игровым предметом и его обладанием, и, следовательно, в его поиске, повышается работоспособность (как способность выдерживать продолжительную активность), формируется поисковый стереотип, сигнальное поведение, отлаживаются кооперативные взаимоотношения человека и собаки и формируются их положительно эмоциональный уровень.

 

Оценка состояния игрового поведения

 

Не смотря на то, что выраженность игрового поведения оценивается при приобретении собаки, прежде чем приступить к организации направленного игрового тренинга, оцените его еще раз (20). Это позволит определить слабые и сильные стороны собаки, соответственно конкретизировать цели и задачи игрового тренинга и составить его план, выбрав формы игр и последовательность перехода от одной формы игры к другой. Кроме того, критерии тестирования могут рассматриваться и как цели разыгрывания.

 

Оценка качество игрового поведения

 

Формы поведения Положительно оцениваемое поведение Отрицательно оцениваемое поведение
Поведение во время игры с предметом. Готовность приносить предмет. Играет с незнакомыми людьми. Удовлетворительное проворство. Удовлетворительная заинтересованность в обладании игрушкой. Заинтересованность в неподвижной игрушке – берет в пасть. Играет с любым подходящим предметом. Приносит игрушку человеку, но борется с ним за ее обладание. Играет только со знакомым человеком (владельцем, закрепленным кинологом). Не заинтересована в игре. Равнодушна к неподвижной игрушке. Играет только с одной игрушкой. Убегает с игрушкой, прячет игрушку.  
Поиск, исследовательское поведение Исследовательское поведение динамично, целеустремленно. Явно стремится найти запаховый след. При поиске полагается на обоняние, использует воздушные потоки. Поисковое поведение постоянное по интенсивности. Принимает помощь человека.   Слишком поспешный, недостаточно тщательный поиск или медленный и незаинтересованный поиск. Прекращает поиск при возникновении трудностей. При поиске ориентируется на зрительный анализатор. Игнорирует воздушные потоки. Быстро теряет интерес, интенсивность поиска падает. Не принимает помощь человека.
Поведение при обладании найденной игрушкой.     Не бросает найденную игрушку. Старается добраться до обнаруженной игрушки, если не может сразу достать ее, царапает. Принимает помощь человека, пытаясь овладеть найденной игрушкой. Быстро бросает найденную игрушку. Не стремиться обладать обнаруженным предметом.

 

 

Игровой реквизит

 

Выбор игрового предмета определяется целями и задачами, а также этапом дрессировочного процесса и особенностями собаки (возраст, пол и т.п.). Но так или иначе, игровые предметы должны быть разнообразны, подходящего размера для манипулирования пастью и не травмоопасны. При подготовке поисковых собак обычно используют игровые предметы, которые можно разбить на три группы (20, 21, 22):

1. Фабричные игрушки, изготовленные специально для собак;

2. Любые бытовые предметы подходящего размера и материала;

3. Игровые предметы-контейнеры (предметы, используемые в качестве контейнеров для целевых веществ).

Мягкие игрушки. С помощью мягких игрушек можно легко и быстро разыграть молодую собаку. Игровые занятия со щенком, желательно начинать именно с мягких игрушек. Особенно привлекательны набивные игрушки. Они не скользкие, мягкие и достаточно упругие, их легко и удобно держать в пасти. Однако не оставляйте игрушку собаке, она может разорвать ее и наглотаться наполнителя.

Резиновые игрушки. Существует много подходящих резиновых игрушек различающихся по величине и форме, мягкости и упругости.

Очень часто при подготовке поисковой собаки за рубежом используется конг (kong) - грушеподобную полую игрушку из твердой резины на шнурке. Полость конга позволяет легко помещать туда образец целевого вещества достаточного объема. К недостаткам конга относятся наличие собственного интенсивного запаха резины и жесткость. Грубая игра с конгом может привести к ранению ротовой полости или причинить боль, которая может способствовать образованию отрицательной ассоциации с игрушкой или кинологом.

Матерчатые жгуты – обычно изготавливаются из плотной ткани, хорошо сорбирующей запах (ткань для вафельных или махровых поленец, мешковина, обивочная ткань и т.п.). Жгут из ткани для полотенец считается одним из лучших игровых предметов и широко используется для подготовки поисковых собак в таможенных органах Америки. Особенно хороши матерчатые жгуты для игровой борьбы за обладание предметом.

Матерчатые жгуты с наполнителем (рывковые игрушки) – обычно изготавливают из плотного материала (обивочный материал, мешковина и т.п.), который сшивают в виде цилиндра. Полость сшитого цилиндра заполняют синтетической ватой или другим наполнителем. Размеры рывковой игрушки составляют от 25 до 50 см в длину и от 3 до 5 см в диаметре. С одной стороны рывковой игрушки вшивают нейлоновый шнур длиной до 50 см., с другой стороны делают закрывающийся карман. В карман может быть помещен образец целевого вещества.

Матерчатые лоскуты (тряпки) изготавливаются из тех же видов ткани, что и жгуты. Обычно применяются для разыгрывания щенков и на начальных этапах разыгрывания молодых собак.

Кожаный лоскут - представляет собой лоскут из мягкой кожи (например, замши) с пришитым к нему ремнем. Замша позволяет молодой собаке смело хватать лоскут без риска поранить ротовую полость. Отличный игровой предмет для борьбы за обладание. Для подросших собак используют мокрый лоскут, от этого он становится скользким. Такой лоскут трудно удержать в пасти, что заставляет собаку бороться более активно и агрессивно.

  Мячи. Вероятно, игрушкой номер один, является теннисный мяч. Он не велик, упруг, хорошо «убегает» и активно «сопротивляется» зубам собаки. Он удобен и как контейнер для образца целевого вещества. Недостатком мяча как игрового предмета считается наличие собственного резкого запаха.

Удобными игрушками являются мячи на шнурках и резинках.

Пластмассовые бутылки из-под воды - являются простыми, но эффективными игрушками. В бутылках делают несколько отверстий и, при необходимости помещают внутрь образцы целевого вещества.

Преформы для пластиковых бутылок. Один из идеальных контейнеров для образцов целевого вещества, в связи с чем, считается целесообразным научить собаку играть с этим объектом.

Поливиниловые трубки.  Удобные контейнеры для сокрытия образцов целевого вещества, поэтому часто обрезки трубок используют в качестве игровых предметов. Привязанный к обрезку трубки шнур, делает игрушку более привлекательной. Трубки прекрасный инструмент обучения, но не всем собакам нравится твердость пластмассы. В связи с этим, часто трубки и другие твердые игрушки предварительно обматывают лоскутом ткани.

Пластиковые и резиновые трубки поливочных шлангов. Достаточно удобные игровые предметы и контейнеры для целевого вещества.

Деревянные контейнеры. Обычно в качестве игрушек используют обрезки деревянных черенков для садового инструмента. Чтобы избежать травмирования занозами, используйте мягкую древесину типа сосны или ели. Не оставляйте деревянные контейнеры собаке, разгрызая их она может наглотаться щепок.

 

ЛОКОМОТОРНЫЕ ИГРЫ

 

Практически в любой игре с собакой присутствуют двигательные элементы. Однако к локомоторным играм мы отнесем игры с собакой без использования игровых предметов.

       Локомоторные игры способствуют прежде всего установлению эмоционально положительных взаимоотношений человека и собаки, физическому развитию животного, повышают его выносливость, координацию и ловкость, кроме того ненавязчиво способствуют формированию умений преодоления различных препятствий.

       Начинайте разыгрывание именно с этих игр и позже время от времени возвращайтесь к ним.

       Догонялки и бег

       Как известно собаки любят догонять, а многим нравится и убегать. Начните бег, подзадоривая и возбуждая собаку радостными и возбуждающими криками. Убегайте от собаки, резко меняя направления. Скройтесь из виду и снова покажитесь собаке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.08 с.)