Схемы, относящиеся к категории нарушения личностной автономии и непризнания достижений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схемы, относящиеся к категории нарушения личностной автономии и непризнания достижений



В данной категории первостепенное значение обретают проблемы, связанные с поддержанием личностной автономии и признанием собственных достижений.

Пациенты с этими схемами воспринимают себя как зависимых и незащищенных и страдают от собственной нерешительности. Они опасаются, что автономные решения нанесут вред их отношениям со значимыми людьми, и не ожидают ничего, кроме неудач, в ситуациях серьезного выбора. Пациенты, находящиеся под влиянием схемы подверженности физическому вреду или болезням, могут испытывать страх при необходимости принять судьбоносные решения, полагая, что жизненные перемены причинят вред им самим и окружающим людям.

Эти схемы формируются путем заимствования социальных моделей, например, у родительских фигур, которые постоянно предупреждали пациентов в детстве об опасностях и возможности заболеть или страдали от обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР), сопровождающегося страхом заразиться (схема подверженности физическому вреду или болезням). Сходным образом схема зависимости/некомпетентности развивается у детей родителей, не испытывающих уверенности в том, что их ребенок обладает достаточными для его возраста навыками, чтобы справиться с нормальными вызовами развития. Однако схемы из этой категории могут возникать и при предъявлении к ребенку завышенных требований, а также в случаях, когда ребенку приходится стать независимым слишком рано и без достаточной внешней поддержки. Так, пациенты, страдавшие от недостатка родительского внимания или от чрезмерных стрессовых нагрузок, могут проявлять паттерны зависимого поведения с тем, чтобы получить заботу, которой им не хватало в детстве, и в конечном итоге не приобретают навыков здоровой автономности.

(6) Зависимость/некомпетентность.

Пациенты с такой схемой часто страдают от беспомощности и неспособности управлять своей жизнью без помощи других людей.

Эта схема типична для зависимого личностного расстройства. В некоторых случаях формирование схемы связывается с предъявлением к пациентам чрезмерных требований в детстве. Часто это могут быть имплицитные социальные ожидания, например проявление ответственности по отношению к болеющему родителю.

Пребывая в состоянии хронического стресса, такие пациенты не смогли развить у себя чувства состоятельности и здоровых механизмов копинга. В других случаях родители пациентов, напротив, ничего не требовали от детей. Вместо того, чтобы способствовать развитию у детей чувства здоровой автономии в подростковом возрасте, они отказывались ослаблять контроль и продолжали помогать им в повседневных делах, не возлагая на них никакой ответственности.

Пример из практики: схема зависимости/некомпетентности

Мэри, 23-летняя студентка, отличается застенчивостью и беспомощностью. Мать продолжает проявлять в отношении нее чрезмерную заботу, в особенности в том, что касается скучных или неприятных дел. Она часто звонит Мэри, чтобы напомнить ей о сроках выполнения учебных заданий. Мэри привыкла к подобному проявлению гиперопеки на протяжении всей ее жизни. В детстве и подростковом возрасте у нее, в отличие от одноклассников, не было никаких обязанностей. Мысль о том, что нужно взять на себя полную ответственность за свою жизнь, внушает ей ужас. Ей хотелось бы найти работу, чтобы иметь собственные деньги, но она не знает, с чего начать. Она жалуется на охватывающее ее чувство неуверенности в себе перед встречей с потенциальными работодателями и убежденность в том, что ей недостает необходимых навыков, чтобы начать самостоятельную трудовую деятельность.

Эта схема может проявиться в ходе терапии не сразу; как правило, пациенты демонстрируют высокий уровень сотрудничества в терапевтических отношениях.

Спустя некоторое время, однако, терапевт начинает отмечать отсутствие прогресса в работе, невзирая на готовность пациента к взаимодействию. Если пациент в начале терапии ведет себя преувеличенно дружелюбно и с энтузиазмом реагирует на любое из предписаний терапевта, однако продвижения в работе не отмечается, терапевту следует предположить наличие паттернов зависимости, особенно в случаях, когда пациент имеет неоднократный опыт прохождения терапии с малой результативностью.

(7) Подверженность физическому вреду или болезням.

Эта схема особенно часто встречается у пациентов с ипохондрией и генерализованным тревожным расстройством и характеризуется преувеличенной тревогой по поводу трагических событий, катастроф или болезней, которые в силу своей непредсказуемой природы могут обрушиться на человека в любое время. Люди с преобладанием такой схемы часто рассказывают о том, что их матери или бабушки отличались сверхбдительностью, постоянно беспокоились, предупреждали их о серьезных заболеваниях и опасностях, подстерегающих человека на каждом шагу, а также о том, что их детство проходило в условиях чрезмерной озабоченности и осторожности со стороны значимых взрослых, которые вынуждали их подчиняться очень жестким правилам касательно гигиены, например никогда не есть немытых фруктов или тщательно мыть руки после посещения людных мест, чтобы не заразиться. Подобная схема распространена и среди пациентов, ставших жертвами разрушительных и не подвластных их воле событий, например стихийного бедствия или тяжелой болезни.

Пример из практики: схема подверженности физическому вреду или болезням

Конни, 31-летняя врач, не может решить, следует ли ей становиться матерью. Ей нравится думать о том, как хорошо было бы иметь двоих детей, но ее охватывает ужас при мысли о том, сколько травмирующих и катастрофических событий может угрожать ее ребенку. Конни убеждена, что легко забеременеть ей не удастся; даже если беременность состоится, она наверняка будет осложненной; ребенок может подхватить ужасную инфекцию, погибнуть или пострадать в страшной автомобильной аварии и так далее до бесконечности. Конни не страдает никаким наследственным заболеванием, обследования не выявляют у нее риска осложненной беременности, у нее нет никаких видимых причин испытывать такое сильное беспокойство.

Когда терапевт просит Конни припомнить какие-либо события из детства, связанные с ее постоянной тревогой и непреходящим чувством незащищенности, Конни сразу же начинает рассказывать о бабушке по материнской линии. По ее словам, бабушка очень расстраивалась, когда Конни позволяла себе независимые поступки, и жаловалась, что не может уснуть, когда Конни нет дома, даже когда Конни уже исполнилось 17 лет. Она едва не умерла от тревоги, когда Конни отправили в летний лагерь в возрасте 12 лет. Мать Конни была очень близка со своей матерью и разделяла все ее опасения.

(8) Слитность с другими/неразвитое Я.

У людей, страдающих от этой схемы, слабое чувство собственной идентичности. Они практически не способны принимать решений, касающихся их повседневной жизни, без поддержки и ободрения других людей, в большинстве случаев - матери. Они не могут сформировать собственного мнения без участия значимого для них человека. В самых тяжелых случаях они вообще не чувствуют себя отдельной личностью. Такие пациенты рассказывают об очень близких и часто весьма эмоционально насыщенных отношениях с человеком, с которым они так тесно связаны. Люди со схемой слитности могут быть чрезвычайно умными и хорошо образованными, но это ни в коей мере не помогает им распознавать собственные чувства или принимать независимые решения. Зачастую такие люди не испытывают страданий с связи со своей схемой, так как отношения слитности не переживаются ими как негативные. Однако нарушения автономии и социального функционирования могут приводить к образованию опосредованных проблем; кроме того, партнеры или супруги таких пациентов могут быть хронически фрустрированы указанной слитностью. Эта схема часто сопровождается обсессивно-компульсивной симптоматикой.

Пример из практики: схема слитности с другими/неразвитого Я

Тина, 25-летняя офисная работница, жалуется на непреодолимые вспышки агрессии по отношению к своему бойфренду. У них очень близкие отношения, они практически не расстаются, болтают, смотрят телевизор, но ни у нее, ни у него нет собственных друзей или увлечений. Несмотря на такую близость, они редко занимаются сексом, главным образом потому, что она не испытывает к этому интереса. Во время первых психотерапевтических сессий Тина признается, что чувствует себя незащищенной почти в каждой сфере своей жизни. И хотя терапевт указывает ей на то, что отсутствие хобби и интересов, а также чувство постоянной незащищенности являются частью ее проблем, сама Тина считает свою жизнь «идеальной», за исключением агрессивных компульсий. В частности, она с воодушевлением рассказывает о том, какие у нее замечательные родители, о том, как она близка с ними и считает их отношения на 100% позитивными. Она несколько раз в день звонит матери, советуясь с ней по поводу самых незначительных событий, и утверждает, что счастлива обсуждать с родителями любые проблемы, включая отсутствие сексуального желания.

(9) Обреченность на неудачу.

Эта схема характеризуется переживанием тотального поражения и восприятием себя как менее одаренного и интеллектуального человека по сравнению с другими. Пациенты с такой схемой считают, что никогда не смогут ничего добиться. Такие пациенты часто получали негативную обратную связь в школе и семье, вплоть до полнейшего обесценивания их личности. Эта схема может сформироваться и у людей, которые в детстве и юности были связаны с занятиями, требующими высоких результатов и совершенства исполнения (например, классическая музыка, соревновательные виды спорта). Ситуации, требующие мобилизации сил и сопряженные с сильным стрессом, например экзамены, становятся для таких людей непреодолимым испытанием. Эта схема иногда действует как самосбывающееся пророчество: поскольку подверженные ее действию люди боятся трудных ситуаций, они могут избегать их, что приводит к плохой подготовке и, по закону порочного круга, к действительно катастрофическим результатам, когда избежать таких ситуаций невозможно.

Пример из практики: схема обреченности на неудачу

Тоби, 24-летний студент университета, проходит терапию по поводу депрессивной симптоматики и крайней тревоги по поводу экзаменов. Он достаточно способный человек, вполне заинтересованный в учебе, и ничто не мешает ему добиваться успехов, однако он часто остается дома и проводит весь день в постели, не прикасаясь к учебникам и проявляя выраженное избегающее поведение. Он убежден, что никогда не окончит университет, и считает себя полнейшим неудачником. Это чувство преследует его на протяжении последних нескольких лет, хотя в школе и на первом курсе он получал высокие оценки. Тоби много рассказывает о своем брате, который старше его на два года. Брат очень одарен и преуспевает во всех своих начинаниях. Тоби всегда испытывал чувство неполноценности по сравнению с братом. В детстве и юности Тоби занимался плаванием и участвовал в местных соревнованиях. Его тренер был очень честолюбивым человеком и жестоко отчитывал Тони за неудачи, если мальчик не занимал первого места.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.006 с.)