Дисфункциональные родительские режимы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисфункциональные родительские режимы



Подобно детским режимам, дисфункциональные родительские режимы тесно связаны с крайне негативными эмоциями, однако в отличие от первых, родительские режимы характеризуются сильным внутренним давлением, острой ненавистью к себе и самобичеванием. Детские режимы связаны с первичными эмоциями и потребностями, в то время как родительские режимы являются проявлением вторичных эмоций. В рамках схема-терапии эти режимы рассматриваются как интернализация нравственных установок и моделей поведения родителей. Находясь в дисфункциональном родительском режиме, пациенты подвергают себя давлению в преувеличенных и порой крайних формах. Дисфункциональные родительские режимы образуют дисфункциональную последовательность (= супер-Эго), в которой моральная ценность наказания воплощается в режиме карающего родителя, а в режиме требовательного родителя находят выражение недосягаемые идеалы. Когда когниции или эмоции, связанные с Сэлф, ассоциируются преимущественно с чувством вины, ненависти к себе и самообесцениванием, можно с уверенностью говорить об активации режима карающего родителя. Для пациентов, склонных впадать в этот режим, характерны высказывания типа «я ужасный человек», «я чудовище» или «я ничтожество».

Режимы требовательного родителя, напротив, характеризуются невыносимым давлением и непомерными требованиями к себе и необязательно сопровождаются чувством ненависти. Пациенты могут говорить о себе так: «Если я не справлюсь со всеми поручениями, я потеряю работу», или: «Если я не получу самую высокую оценку, я буду считать себя неудачником». Требования такого «внутреннего родителя» могут распространяться на самые различные аспекты деятельности или поведения пациента.

Важно понимать, к какой сфере жизни относятся установки «требовательного родителя». Иногда они касаются исключительно профессиональных достижений, но могут распространяться и на поведение пациента и его отношения с другими людьми.

Режимы требовательного родителя с фокусом на достижениях. В этих режимах пациенты испытывают сильное внутреннее давление и считают себя неудачниками, если у них не получается соответствовать ожиданиям в отношении самих себя в сфере образования или профессиональной деятельности. Они стремятся делать все правильно, безукоризненно и во всем превосходить остальных. Достижения становятся первоочередной задачей. Пациенты часто рассказывают, что в детстве их окружали сверхтребовательные родительские фигуры - родственники, строгие учителя, честолюбивые спортивные тренеры, которые постоянно подталкивали их к достижению высоких результатов. В некоторых случаях родители могли не предъявлять завышенных требований, но влияли на поведение ребенка косвенно, создавая у того ролевую модель стремления к успеху. Как правило, такие родители задавали и самим себе очень высокие стандарты.

Режимы карающего (вызывающего чувство вины) родителя с фокусом на эмоциях и поведении в социальных ситуациях. В этих режимах требования относятся, главным образом, к поведению пациента в ситуациях межличностного общения. Как правило, пациенты убеждены в том, что они должны жертвовать собой во имя других и что они обязаны заботиться о потребностях и благополучии окружающих. Они также считают, что не имеют право на удовлетворение собственных потребностей, если это каким-либо образом затрагивает интересы других людей. Когда пациенты, склонные к подобным режимам, выдвигают свои потребности на первый план или вынуждены ограничивать требования другого человека, они чувствуют себя эгоистичными и виноватыми. Рассказывая о своей семье, такие пациенты часто вспоминают, что их матери (или другие близкие родственники) были склонны расстраиваться по поводу неудач ребенка и открыто это демонстрировали. Часто матери страдали депрессией или другим хроническим заболеванием, и детям приходилось о них заботиться. К таким случаям часто применимо понятие «парентификации», когда ребенок вынужден играть роль родителя для своей матери или даже эмоционального «заместителя» отсутствующего или безразличного к матери партнера. От таких пациентов можно часто услышать: «Я не могу сказать своему партнеру, что я не хочу выполнять его требования, потому что он очень обидится», или: «Мне очень важно, чтобы все вокруг меня чувствовали себя хорошо». Очень часто чувство вины в ребенке индуцировалось невербальными реакциями взрослого.

Очень часто режим родителя, вызывающего чувство вины, характерен для представителей «помогающих» профессий, таких как медсестры, психотерапевты или социальные работники. В определенных пределах этот режим вполне функционален и даже желателен для этих профессий, так как он способствует активной вовлеченности в работу и высокой эффективности предоставляемой помощи. Однако в случае перегрузки или профессионального «выгорания» режим со всей очевидностью является дисфункциональным. Сходным образом терапевты с преобладанием такого режима зачастую не решаются вступать в конфронтацию с клиентом по важным, но потенциально неприятным вопросам из опасения задеть их чувства, либо берут на себя слишком высокую ответственность за клиента вместо того, чтобы помочь тому взять на себя ответственность за свою жизнь и здоровье. Говоря в целом, этот режим становится дисфункциональным, когда пациент не способен установить адекватные границы между собой и окружающими или испытывает высокий уровень стресса.

Чтобы определить происхождение родительского режима, часто бывает достаточно спросить пациентов, чей голос они слышат или чьим голосом они разговаривают с собой. Обычно пациенты неожиданно для самих себя отвечают, что это голос матери, отца, бабушки, тренера по дзюдо, одноклассника, священника и т.п.

Дисфункциональные родительские режимы характеризуются чувствами ненависти к себе, вины или поражения, а также применением по отношению к себе избыточного давления. Режим требовательного родителя связан в основном с достижениями, режим карающего родителя - с нравственными ценностями и отношениями с другими людьми. Чтобы прояснить семейное происхождение режима, полезно спросить пациентов, чей голос они слышат или чьим голосом они разговаривают с собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.005 с.)