Научно-методическая редакция: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-методическая редакция:



Русский язык

Сборник дидактических материалов по подготовке к сочинению по прочитанному тексту 10-11 класс

 

(для общеобразовательных организаций

Донецкой Народной Республики)

 

 


Составители:

Рубинская Н.О., методист отдела русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Хитун М.Ф., учитель русского языка и литературы МОУ «Специализированная физико-математическая школа №35 г. Донецка»

Ващук С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №150 г. Донецка»

Болотина Е.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №138 г. Донецка»

Распутина О.С., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №144 г. Донецка»

Донцова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №140 г. Донецка»

Филиппова О.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа №125 г. Донецка»

Шейко Л.П., учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 57 г. Донецка»

Научно-методическая редакция:

Чернышев А.И., ректор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», академик Международной академии наук педагогического образования

 

Рецензенты:

Теркулов В. И., заведующий кафедрой русского языка филологического факультета ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», доктор филологических наук, профессор

Данилова И.Н., учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МОУ «Лицей «Спектр» города Тореза», руководитель ГМО

Ответственные за выпуск:

Зарицкая В.Г., проректор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», кандидат филологических наук, доцент

Технический редактор, корректор:

Шевченко И.В., методист центра издательской деятельности ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

Русский язык: сборник дидактических материалов по подготовке к сочинению по прочитанному тексту 10-11 класс / сост.: Рубинская Н.О., Хитун М.Ф., Ващук С.Н., Болотина Е.С., Распутина О.С., Донцова О.А., Филиппова О.В., Шейко Л.П. / под общей ред. Мельниковой Л.В. – Донецк: Истоки, 2018. – 36 с.

В пособии даны методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию сочинения по прочитанному тексту; даны алгоритмы написания сочинения, включены образцы сочинений; представлены отрывки из произведений русской художественной литературы и научно-популярных статей, которые предлагаются в качестве базовых текстов сочинений по прочитанному тексту для государственной итоговой аттестации по русскому языку в 11-х классах общеобразовательных организаций и системной подготовки к ГИА.

Базовые тексты сочинений по прочитанному тексту дают возможность качественной подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

Сборник можно использовать как во время урочной деятельности, так и для самостоятельной работы учащихся, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Для учителей и учащихся общеобразовательных организаций.

 

© Донецкий РИДПО, 2018

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие …………………………………………………………………...4

Методические рекомендации по обучению учащихся написанию сочинений на основе прочитанного текста………………………………………………..5

Алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту…………………..21

Авторские тексты и образцы сочинений………………………………………26

Приложение №1 Программа элективного курса «Учимся писать сочинение

на основе прочитанного текста»/ сост. Данилова И.Н……………………116

 

Приложение№2 СМ. Сочинение как продуктивная форма развития творческих способностей учащихся…………………………………………165

 

 

Приложение№3 Тест на чтение и понимание текста

Прочитайте текст «Про зависть» и ответьте на вопрос…………………….187

 

Приложение№4 СМ. Сочинение как продуктивная форма развития творческих способностей учащихся………………………………………….191

 

Список использованной литературы………………………………………..209

 

 

                                             ПРЕДИСЛОВИЕ

Сочинение по прочитанному тексту – один из видов сочинения-рассуждения, представляет собой связный текст художественного или публицистического стиля. Обучающиеся должны осмыслить содержание текста и грамотно изложить свои мысли, используя аргументы, демонстрирующие их читательский кругозор, личный опыт, моральные качества, гражданскую позицию. Сочинение – универсальная форма проверки речевых навыков и языковых компетенций учащихся, таких как: орфографическая и пунктуационная грамотность обучающихся; умение доказательно и логически правильно организовывать свою речь; богатство личного словаря; знание стилистических, экспрессивных характеристик слов и устойчивых словосочетаний.

Сборник дидактических материалов по подготовке к сочинению по прочитанному тексту предназначен помочь учителям в подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку по программам общего среднего образования.

Объём авторского текста – от до 540 слов.

Объём текста, написанного учеником – от до 540 слов

Авторские тексты представляют собой отрывки из произведений современной, классической, публицистической, беллетристической, научно-популярной литературы. Тематика текстов разнообразна: природа, язык, искусство, семья, нравственные и эстетические категории, литературное (географическое, историческое, художественно-эстетическое) краеведение и т.д.

К авторским текстам предлагаются образцы сочинений по текстам, сведения об авторе и круг проблем, предполагаемый в тексте.

Материал подобран в соответствии с программой:

Русский язык: 10-11 класс. Базовый уровень: Примерная программа для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики / Составители: Созанская Е.Н., учитель русского языка и литературы, заместитель директора МОУ «Школа №8 им. Д.А. Рыбалко города Тореза», Мельникова Л.В., заведующий отделом русского языка и литературы ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования», Бескоровайная Л.П., учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения «Школа № 54 г. Донецка», руководитель районного методического объединения, Лутова Т.А., учитель русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения «Специализированная школа с углублённым изучением гуманитарных дисциплин №18 города Донецка»

Методические рекомендации по написанию сочинений

Речевые клише:

Ø Об этом много пишут …

Ø Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…

Ø Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…

Ø Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.

Ø Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме...

Ø Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…

Ø Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.

Ø Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.

 3. Выявление позиции автора.

Авторская позиция – это взгляд автора на проблему, поставленную в тексте. Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому        

Речевые клише: ЗНАКИ

Ø Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)

Ø Автор убедительно доказывает свою мысль…

Ø …Так определяет автор своё отношение к …

Ø Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого)

Ø Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…

Ø Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…

Ø Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Ø Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы

Ø Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)

Ø Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.)

Ø Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;

Ø Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к...;

Ø Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни

Ø Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;

Ø Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;

Ø Автор показывать негативную сторону нашей жизни;

Ø В словах автора звучит мнение большинства людей;

Ø Автор пытается найти в читателе единомышленника;

Ø Автор пытается понять, почему...;

Ø Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;

Ø Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…

Ø Авторская позиция ясна: …

Ø - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально

Ø Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;

Ø Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Моя позиция

Необходимо выразить собственное мнение по выявленной проблеме.

(Согласен с автором. Не согласен с автором.. Задумался. Сомневаюсь)

Речевые клише:

Ø особенно близка мне мысль автора о…;

Ø мне близка позиция автора по отношению к …;

Ø согласен с автором в том, что…;

Ø вполне согласен с мыслями автора о…;

Ø нельзя не согласиться с автором в том, что…;

Ø автор прав, утверждая, что…

Ø осмелюсь не согласиться с автором в том, что…;

Ø мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…;

Ø мысли автора о… близки мне, однако…;

Ø позволю себе не согласиться с автором в том, что…;

Ø на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)…;

Ø Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)

Ø В отличие от автора, я считаю, что...

Ø Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.

Ø в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;

Ø Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...

Ø Писатель упускает из виду (пренебрегает)...

Ø На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...

Ø Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.

Ø К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

В качестве аргументов могут выступать:

а) логические доказательства, доводы;

б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;

в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.

Речевые клише:

Ø Вспомним…

Ø Это подтверждается …

Ø В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…

Вывод

Речевые клише:

Ø В заключение хотелось бы отметить...

Ø Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что...

Ø На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...

Ø Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…

Ø Таким образом, нельзя не согласиться…

 

Текст 1

Летучие бурлаки

Русский характер силён тем, чем слаба русская душа.

Русский характер безропотен – русская душа гонима, бита.

Русский характер суров, твёрд, морозоустойчив – русская душа приморожена, припорошена, медленна.

Русский характер говорит сам за себя – русская душа малословна, а то и бессловесна. Поэтому всегда присматривайтесь к тому, кто кричит, что он самый русский: русские, как правило, не кричат. Разве что «ура!», да и то, чтобы переорать смерть.

Русский характер к брани не склонен: всякой руганью у нас занимаются отдельные специально обученные, подлые люди: блатные, государственные патриоты. Русский делает своё дело молча, никого не пугая, а русская душа сама всего боится: а вдруг я корява, крива, косолапа? – лучше смолчу!

По сути своей русский характер беззлобен (иначе перебили бы ещё тысячу лет назад всю чудь и мордву вокруг, а не жили бы так, как её и нету), а душа – доверчива, оборачивается на любое тепло, хоть оно зачастую обманное.

Русский характер не склонен к покаянию, потому что русская душа всегда раскаянна. (Да и не вред помнить, что на нашем покаянии чаще всего настаивают чужие – это ли не невидаль! Мы убивали сами себя, а каяться должны перед европейцем или родства не знающим космополитом. Что за глупость! Мы готовы перед собой покаяться, но с чего нам каяться перед тобой, пришлый человек? Иди себе с Богом, не мозоль глаза, без тебя тошно… А если ты вдруг русский, так кайся тогда сам, а не проси об этом соседа.)

Русский характер готов к плохому как к родному. Русская душа не имеет интуиции – а зачем: она и так знает, что всегда будет трудно. В России всегда было мало предсказателей, только юродивые. Юродивые праздники не предсказывают. А зачем предсказывать – наши праздники мы и так помним: Христос родился; война закончилась. Вокруг них и хороводим.

И для русского характера, и для русской души Родина – высшая свобода.

Нам объявили, что свобода заключается в перенесении физического тела из точки А в точку Б. Запутали нас – и корова, наевшись дурной отравы, однажды сорвалась с привязи, побежала на лужайку за бадминтоном и десертом (пока ещё бегает, резвится, а ведь на её вопрос «где мой десерт?» могут однажды ответить: «десерт – это ты»).

Путешествие – это хорошо, любопытно, но свобода всё равно в другом. Некоторые уже догадались о том. Не догадались только бестолковые, но от них не избавишься, их надо беречь, чтоб не быть на них похожими.

Центр тяжести всегда внутри человека, а не вовне его.

(По Прилепину)

383 слов

Об авторе

Захар Прилепин ( настоящее имя – Евгений Николаевич Прилепин ) – русский писатель, филолог, публицист. Известен также своей общественно-политической, гуманитарной и военной деятельностью в России и странах «ближнего зарубежья». В ряде разножанровых творческих проектов выступал в качестве продюсера, главного редактора, телеведущего, рэп-исполнителя и актёра. С октября 2016 года — член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации. Лауреат премии Правительства России в области культуры и ряда других премий.

Образец сочинения 1.

Автор текста Захар Прилепин – известный русский писатель, публицист, общественно-политический деятель. Захар Прилепин всегда приглашает читателя к разговору о непростых проблемах русской общественной жизни. «И для русского характера, и для русской души Родина – высшая свобода,» - утверждает автор.

Так ли это? Это спорное утверждение или бесспорная истина? Прилепин противопоставляет русский характер «подлым людям». То есть, если русский, то уже не подлый. В этом утверждении автора нет шовинизма, потому что он слово русский использует в значении «праведный», а не в значении «русский по национальной принадлежности». Русский по национальности, по мнению Прилепина, может быть и лишённым моральных качеств субъектом, «коровой, наевшейся дурной отравы». Русский же по духу, русский душой – это всегда нравственно высокая личность, у которой «центр тяжести всегда внутри». Что же составляет этот центр тяжести, что формирует эту глубоко духовную личность? Автор видит разгадку русского характера в особенностях русской души, которая склонна к раскаянию, не избалована, беззлобна и скромна.

Нельзя не согласиться с автором, что русская душа именно такова, однако, по моему мнению, только этими характеристиками она не исчерпывается. Я думаю, что русская душа куда суровее того, как её представляет автор. Я добавлю к тем чертам, которые перечисляет Прилепин, ещё и такие, как бескомпромиссность, мужество в отстаивании своих идеалов, склонность к подвижничеству, альтруизм, отсутствие меркантилизма, устремленность сознания к поиску ответов на вечные вопросы.

Примером тому может служить творчество Фёдора Михайловича Достоевского. Все его произведения, особенно романы Великого пятикнижия – это поиск образа идеально нравственной личности и идеально нравственных условий человеческой жизни. Князь Мышкин в романе «Идиот» и Алёша Карамазов в «Братьях Карамазовых» - это путь поиска идеала. Любимые герои Льва Николаевича Толстого всегда заняты духовным поиском, поиском высокого смысла своей жизни, бытовой рациональный уровень бытия их нравственных притязаний не удовлетворяет. Это герои романа-эпопеи «Война и мир» Андрей Болконский, Пьер Безухов, Это Константин Левин – герой романа «Анна Каренина». Русскими чертами характера наделены герои Лескова. Даже в названии романа Лескова «Очарованный странник» отражено то особое состояние души, которое присуще русскому человеку. Героиня рассказа писателя XX века Александра Исаевича Солженицына Матрёна Васильевна Захарова даже работала в колхозе не за деньги, а за трудодни. При этом Матрёна Васильевна никогда не отказывала в помощи другим и никому никогда не жаловалась на свою судьбу. Примечательно, что писатель хотел сначала назвать своё произведение не «Матренин двор», а «Не стоит село без праведника». Таким названием он хотел подчеркнуть главную черту своей героини – праведность, то есть способность жить по правде, по совести. Самое удивительное, что все события, описанные в рассказе, происходили на самом деле и такая женщина действительно жила в деревне Мильцево Владимирской области, где Солженицын работал учителем по возвращении из ссылки. Другой великий русский писатель XX века Иосиф Бродский, вспоминая о своей ссылке в Архангельскую глубинку, в деревню Норенская, отмечал, что он в лице крестьян, живущих там, познакомился с самыми лучшими людьми, которых только знал в жизни: «В деревне Бог живёт не по углам».

В повседневной жизни мы не всегда можем разглядеть черты праведности в людях, которые живут рядом с нами, но праведность, как русская черта, есть в русских людях всегда. Она проявляется в вещах нам незаметных: в бескорыстности материнского чувства, в чувстве долга, в искренней дружбе, в настоящей любви.

Таким образом, нельзя не согласиться с мыслями Захара Прилепина о том, что есть такие «летучие бурлаки», сильные духом, способные выносить каторжные нагрузки и при этом всегда думающие о высоком, о духовном, – это русские душой.

(545 слов)

 

Образец сочинения 2

Это эссе написал Захар Прилепин - замечательный современный русский писатель. Он заставляет по новому посмотреть на разные проблемы, или задуматься над тем, на что просто не обращал внимание. В чем сущность русского характера? В чем он проявляется? Такую проблему ставит автор в своем тексте.

В современном мире эта проблема очень важна. Дух русского человека – это особенность души, которая принадлежит народу Руси, и только ему. Эта сила помогает преодолеть все преграды, она же и делает народ одним большим целым.

Писатель раскрывает красоту русского характера, которому противостоит русская душа. Но это противопоставление идет на пользу характеру, ведь это закаляет его. З. Прилепин уверен в том, что сущностью русского является любовь к Родине, героизм и внутренняя сила. «Русский характер суров, твёрд, морозоустойчив…» Но в одном русский характер и русская душа едины: в отношении к Родине. «И для русского характера, и для русской души Родина – высшая свобода», - пишет автор.

Я абсолютно согласна с позицией автора. Русский народ издревле славился своим патриотизмом, готовностью защитить свою землю, отдать за нее жизнь. Сколько раз, чтобы спасти родину, наши солдаты совершали подвиги, объяснить которые невозможно. И как отметил Захар Прилепин, именно во дни тяжелых испытаний проявляются лучшие качества русского характера.

Это подтверждает рассказ М. И. Шолохова "Судьба человека". Андрей Соколов выдержал все испытания войны и ужасы плена, но когда он вернулся домой, то узнал, что его семья погибла во время бомбежки. Но и тогда, он не сломался, наоборот, нашел в себе силы совершить моральный подвиг - усыновил мальчишку. Наиболее ярко мужество и стойкость Андрея Соколова, а также умение хранить чувство собственного достоинства проявляется в разговоре с комендантом лагеря. "Воля ваша", - ответил Андрей Соколов на слова Мюллера о том, что он его сейчас лично расстреляет.

Другой пример – рассказ А.Н. Толстого «Русский характер». Главный герой Егор был искалечен войной: перенес множество операций на лице, восстанавливая его. Но вернуть свою внешность до нормального состояния ему так и не удалось. Приехав на Родину, Егор так и не нашел в себе смелости сказать близким людям, что этот человек он и есть. Однако материнское сердце не обманешь – она все поняла.

Итак, анализируя текст Захара Пилепина, я пришла к выводу, что главными чертами русского характера во все времена являлись патриотизм, стойкость и героизм. И я верю, что так будет всегда.

(367 слов)

 

 

Текст 2

Божий хлеб

В блокаду мы жили в Ленинграде. Я была тогда еще маленькой, но помню, что кроме бомбежек и цепенящего холода был сильный голод, потому что мне всегда хотелось есть.

Бабушка моя, жалеючи, гладила меня по головке и все приговаривала: "Ты, деточка, если будет трудно, помолись Боженьке, и Он даст все, что тебе нужно. Главное – верь и молись". И я стала молиться о хлебушке. Я представляла его пушистым, белым, с коричнево-золотистой корочкой. Я даже чувствовала его сладостный запах. Помолившись, я побежала на кухню посмотреть, не появился ли желанный каравай. Хлеба не было. Я чуть не расплакалась, но потом вспомнила, как бабушка говорила, что молиться надо усердно, со слезами.

Я снова стала молиться, делала земные поклоны и уж так просила, так просила, чтобы добрый Боженька послал нам хоть немного хлеба, но чтоб всем хватило.

Что произошло дальше, я запомнила на всю жизнь: дверь открылась, и вошел старичок, держа в руках огромный каравай хлеба. Ласково улыбаясь, он протянул мне хлеб, а я приняла это как должное. Ведь я так долго молилась, вот дедушка и принес мне хлеб. Встав на цыпочки, я положила каравай на столешницу и оглянулась. Добрый дедушка исчез!.. Что же это такое? Только что был – и вдруг нету. Пока я раздумывала о странном старичке, пришла мама с работы. Мамочке было тогда всего двадцать восемь лет, но воспитывала она нас очень строго. Увидев хлеб, мама спросила, где я его взяла.

– Боженька дал, – ответила я, не смущаясь.

– Как - Боженька дал? – удивилась мама.

– Он его Сам принес, – отвечаю.

– А какой Он, Боженька? – допытывается мама.

– Старенький и ласковый, – описываю я.

– Может быть, он похож на кого-нибудь из наших знакомых? Кто же может принести хлеб в такое трудное время, когда за этот каравай что угодно выменять можно?..

Прошло несколько лет. Я выросла. Как и все, состояла в октябрятской и пионерской организациях. Потом, окончив институт, стала работать педагогом, а потому в храм в своем городе ходить не могла. Но однажды, приехав на родину, я зашла в церковь. Подошла поближе к алтарю и тут увидела образ Николая Угодника. Я сразу узнала его: это был тот самый старичок, который в блокаду принес каравай хлеба. От нахлынувших воспоминаний свершившегося много лет назад чуда из глаз моих градом полились слезы.

– Николай Угодник, – зашептала я дрожащими губами, – это был ты. Прости меня, что я так мало молилась тебе, что до сих пор не поблагодарила. Но теперь я тебя не оставлю.

С тех пор я, слава Богу, не забываю скорого помощника Николая Чудотворца: ставлю ему свечи, заказываю молебны. Потому что тот блокадный каравай стоит больше всех послевоенных яств. А если надо испросить кому-либо здоровья, или стряслась какая-то беда, или потеряю что-то, я всегда обращаюсь: "Николай Угодник, батюшка дорогой, помоги мне!" И помощь приходит.

(Иеродиакон Никон (Муртазо в))

456 слов

Об авторе

Иеродиакон Никон (Муртазов) – иконописец, художник, писатель, певчий, автор книг «Журавлиная гора», «Сила креста. Быль земная», «Ворон», «Давайте уничтожим ад!» В настоящее время он живёт и служит при Свято-Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга.

 

Образец сочинения

Данный текст написан иеродиаконом Никоном, который пишет замечательные книги для широкого круга читателей. В своем рассказе он поднимает важную проблему человеческой благодарности.

Автор обращает внимание читателя на чувства девушки, которая была с самого детства благодарна незнакомцу за хлеб, полученный ею по молитвам в блокадном Ленинграде. В тот момент она приняла этот дар как должное, и поэтому испытывала угрызения совести. Эта проблема благодарности за полученные блага всегда стоит на весах человеческой совести.

     Писатель убежден, что чувство благодарности обладает большой силой, и под его влиянием человек способен на многое. Мы видим, что, идя по жизни с этим чувством, героиня преодолевает многие трудности и невзгоды.

Я полностью разделяю мнение автора. За все надо благодарить. Ведь это очищает и облагораживает, а также помогает обрести душевный покой.

В повести «Уроки французского» Валентин Распутин рассказывает, как герой произведения на всю жизнь запомнил уроки доброты своей учительницы английского Лидии Михайловны. Она помогла своему ученику в трудные голодные годы, лишившись за это работы, но никогда не винила мальчика.

Приведу еще один литературный пример, который показывает: настоящая благодарность – это радость от поддержки другого человека. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников был сослан за убийство на каторгу. Вместе с ним поехала преданная Соня Мармеладова, которая всей душой его любила и жалела. Впоследствии Раскольников осознал, какой подвиг ради него совершила девушка. И он испытал искреннюю благодарность к ней и пожелал своей любовью и преданностью искупить все ее страдания.

В заключение еще раз подчеркну: тот, кто благодарен по-настоящему, будет испытывать радость от доброго поступка человека, эта радость перейдет в любовь и уважение, и это побудит ответить на добро добром.

 

Текст 3

Об авторе

Белов Руслан Альбертович – инженер-геолог, кандидат геолого-минералогических наук, писатель.

 

 

Образец сочинения

Какую роль играет одиночество в жизни человека? Над этим вопросом задумался писатель Руслан Белов в рассказе «Скажите, пожалуйста, который час?..»

Данную проблему можно отнести не только к социальной, но и нравственной категории. Она очень важна, потому что касается каждого из нас и является предметом дискуссий в современном обществе. Абстрактное, казалось бы, понятие автор иллюстрирует случаем из жизни: однажды молодой человек, у которого все «было расписано по часам и минутам», услышал вопрос, обращенный лично к нему, вопрос, в котором было столько заинтересованности, участия. И это потрясло его. Публицист обращается к данной проблеме, потому что она довольно актуальна сегодня, ведь одиночество - сравнительно молодая эмоция, которая во многом показывает состояние души.

Авторская позиция угадывается в подтексте. Так, раскрывая свой замысел, Белов приходит к выводу о том, что человек - существо социальное, однако одиночество, уединение - важное условие для плодотворной работы. Но именно оно нередко губит людей. И человек хватается за соломинку общения, пусть даже с незнакомым человеком. «Где-то в конце пути, распахнулось наверху окошко, спешно, кажется, распахнулось, в нем появилась опрятная старушка, появилась, спросила дружески:
- Скажите, пожалуйста, который час?»

Я согласен с позицией автора. Она мне близка и понятна. У одиночества, действительно, две стороны, ведь люди его по-разному: некоторым просто необходимо это драгоценное уединение, а другие очень сильно страдают, претерпевая это чувство. Чаще всего уединение способствует работоспособности человека, однако он не может слишком долго находиться вне социума.

Эту проблему затрагивает М. Шолохов в произведении "Судьба человека", показывая такое чувство, как одиночество не с лучшей стороны. Жена и дети Соколова погибли, когда на их дом упала бомба, а старший сын был убит снайпером в самом конце войны. Андрею было очень трудно перенести это одиночество. Он не представлял, как и ради чего дальше жить. К счастью, в жизни солдата появился Ванюша, который помог ему обрести смысл жизни. Соколов усыновил ребёнка, и именно он помог Андрею перенести тяжесть одиночества.

Тот же вопрос затрагивает И.С. Тургенев в произведении "Отцы и дети". Базаров был одиноким, однако он от этого не страдал. Для него одиночество было благом, нежели наказанием.

Рассказ Р.Белова полезен для нас, молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Невозможно остаться равнодушным после прочтения текста. Для любого человека так важно быть кому-то нужным. В этом смысл жизни, хотя это может внезапно исчезнуть, ведь старушка умерла.

 

 

 

Текст 4

Игрушечные деньги

А так вот и бывает. Станешь перебирать в шкафу старые книги, и выпадет вдруг советская трешка. Или пятерка. А может, и вовсе — двадцатипятирублевка. И тогда отложишь в сторону дела, разгладишь давно вышедшую из обращения купюру и надолго задумаешься. Потерянные деньги, а вроде и не жалко вовсе. И вспомнится вдруг какая-нибудь давняя история, душу согреет.

Историй таких не счесть: едва ли не у каждого есть свой рассказ про те полновесные советские рубли. Вот и мне вспомнился такой случай.

Жил да был шестилетний мальчишка Женька. Любил он каждое воскресное утро с отцом в кинотеатр на детский сеанс ходить. Покупал ему отец перед началом фильма «Ленинградское» эскимо в шоколадной глазури или пирожное-"картошку». И светился тогда пацан несказанной радостью. А еще у Женьки мечта была — пожарная машина. Ну та самая, которая, как настоящая, водой может брызгать. Увидел ее Женька в «Детском мире», в отделе игрушек, да так и стоял потом долго-долго с открытым ртом. А по ночам машина та красная вкатывалась на своих резиновых колесиках в бирюзовые Женькины сны. Ездила она во сне, гудела, пожар искала. И уж если находила, тут же принималась тушить. Так качала игрушечная помпа воду, что просыпался Женька утром на мокрой простыне. Только вот машина куда-то всякий раз девалась.

Совсем потерял покой парень. Изводил родителей, упрашивал купить пожарную машину…

— Ну, пожалуйста! — канючил Женька. — Больше не буду у вас щенка просить, только купите пожарку.

Привела мама однажды вечером Женьку из детского сада. А вскоре и отец домой с работы вернулся. Улыбается, что-то в руках за спиной держит. Кинулся Женька к отцу, схватил коробку. Ну, конечно — пожарная машина.

— Погоди, сынок, — говорит отец, — машину-то водой заправить нужно. Вот так. Ну, теперь ты настоящий пожарный. Поезжай, проверь, все ли у мамы на кухне в порядке. Не пригорело ли чего?

Получил в тот день отец зарплату. Сел за стол пересчитать деньги. А купюры все новые — хрустящие сиреневые двадцатипятирублевки.

«Съездил» мальчуган на кухню, потом в детскую завернул, побрызгал из пожарного ствола в цветочный горшок да к отцу вернулся.

— Все в порядке, папа. Машину нужно в гараж поставить, — сказал Женька и под стол полез.

Считал отец деньги да не заметил, как одну купюру нечаянно на пол уронил. Сложил он пересчитанные деньги и маме отнес. А мальчишка заметил на полу двадцатипятирублевую бумажку. Хотел сначала ее водой полить, но потом передумал и спрятал в кабине пожарной машины. И родителям ничего не сказал, мол, самому еще пригодится…

Проснулся Женька субботним утром, потянулся в кровати. Солнце сквозь зеленые ветки в комнату заглядывает. Воробьи за окном что-то не поделили и подняли гвалт. В детский сад сегодня идти не нужно. Хорошо!

Натянул Женька шорты и вдруг забеспокоился: на месте ли пожарная машина? Пошлепали босые детские ноги в комнату родителей. Здесь. Никуда не делась. Вытащил пацан из кабины сиреневую двадцатипятирублевку, свернул вчетверо, как фантик, и сунул в карман шортов…

Выбежал Женька во двор. Видит — ребята в войну играют. Все его друзья здесь: подготовишки Юра, Славик и Сережа, да еще второклассник Витька.

— Ну какие же вы солдаты! У вас ружья деревянные, — кричит им Женька.

— А у тебя и такого нет!

— А вот и есть... Да еще получше вашего! Возьмите меня в игру, а я вам тайну открою.

— Врешь ты все! — хихикают над Женькой мальчишки.

Обидно стало Женьке. Вытащил он из кармана сиреневую бумажку, развернул и говорит:

— У настоящих солдат всамделишное оружие должно быть. Пошли в «Детский мир» автоматы покупать.

Удивилась продавщица в магазине, но все же вынесла детям игрушки. Купил Женька пять автоматов на батарейках, раздал друзьям и один себе на шею повесил. Ровно двадцать пять отцовских рублей потратил.

Набегались пацаны, наигрались, чумазые по домам пошли. У каждого — автомат на шее.

— Откуда это у тебя, сынок? — спросила мама, показывая на игрушку. — Кто-нибудь из друзей поиграть дал?

— Нет, мам, это мой. Я его в «Детском мире» купил. И всем ребятам тоже.

— А где ж ты деньги взял? — вымытая тарелка едва не выпала из маминых рук.

— Вчера под столом, около папы нашел.

— Так, значит, ты папины деньги без спросу взял!

— Да они же не настоящие, мама!

— А какие же?

— Игрушечные, — Женька смотрел широко раскрытыми глазами и недоумевал, как это мама простых вещей понять не может. — Папа купил мне игрушечную пожарку, а я купил игрушечный автомат. Значит, и деньги — игрушечные. Так ведь?

Столько времени прошло! Все переменилось вокруг: и кино, и пирожное, и игрушки... Да и деньги тоже. Какими они только не были с тех пор! И крепкими, как орехи, и дутыми, как мыльные пузыри, и легковесными, как конфетные обертки. Да только вот жаль, не попадается больше взрослому Женьке игрушечных денег.

 

 (И. Варламов)

734 слова

 

Об авторе

И́горь Вале́рьевич Варла́мов — российский поэт, прозаик, эссеист.

 

Образец сочинения

 

Рассказ «Игрушечные деньги», написанный Варламовым Игорем Валерьевичем, был опубликован в 2002 году в журнале «Магнитогорский металл». Данное произведение поднимает извечную проблему: пока не заработаешь денег собственным трудом, не сможешь оценить их значимость.

Автор описывает радость Женьки от исполнившегося желан



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.149 с.)