Понятие национального праздника в сфере культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие национального праздника в сфере культуры.



                        Национальные праздники всегда занимали видное место в системе воспитания и организации досуга, характерной для каждого государства. В этом процессе социальные связи организатора массового национального праздника с его зрителями представлены в социально-культурных отношениях, наиболее соответствующих нынешнему способу организации производства, при котором отсутствует его идеологическая составляющая.

                 Под национальный праздником прежде всего мы понимаем — официально (законодательно) установленный праздник страны или нации, чаще всего (но не обязательно), связанный со становлением её государственности и суверенитета. Дата проведения национального праздника назначается на день, имеющий наиболее важное значение в истории становления страны или нации. Как правило, этот день является общегосударственным выходным днём, по всей стране проводятся праздничные мероприятия, и качество проведения этих мероприятий в большей степени зависят именно от самих организаторов, которые разрабатывают специальную методику проведения праздника для большого круга зрителей.

Сегодня мы являемся свидетелями качественно нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла культурно-досуговая деятельность, сама идея которой характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации массовых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ.

Понятие национального праздника ассоциируется с чем-то радостным, веселым, беззаботным, свободным. Такое восприятие этого слова характерно как для участников торжества, так и для его организаторов. Но, несомненно, праздник — понятие сложное и комплексное, которое предполагает различные формы, варианты, цели, задачи организации и проведения праздника.

Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. В большинстве случаев - праздник есть такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Празднуют всегда что-то, согласно народной традиции, торжество без повода невозможно.

Эффективность национального праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена.

Художественное содержание национальных праздников воплощается в музыке, в песне, стихах, в большей степени, которые ориентированы на национальные темы исполнения. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой – разнообразные советы, наставления.

Почти у каждого календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира. Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.

Возникновение и становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.

Эволюция нашей психики, во многом, обязана праздникам, сопровождавшим историю человеческой цивилизации. Особому эмоциональному влиянию праздников на человека мы обязаны ритуалам и атрибутам праздников, и, более всего, огню. Космическая сущность огня связана с его неотделимостью от молнии, звезд, света - Солнца. Не случайно и появление такого непременного атрибута особо значимых праздников, как современный фейерверк.

Проведение национальных праздников во всем мире, постоянно увеличивается: их общее число составляет порядка 2 000 – 3 000 в год. Но «много» - это не всегда «хорошо» и эффективно. Во-первых, пока не существует официального рейтинга национальных праздников, отсутствие грамотного проведения национального праздника, которое присуще тому или иному государству. Во-вторых, малое количество жителей и гостей, которые посещают праздники, посвященные тому или иному событию страны.

Во всем мире по вопросам организации и проведения национальных праздников, уделяется немало внимания, прежде всего потому, что он является огромной экономической силой, он привносит в национальные экономики миллиарды долларов.

У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник – не только время отдыха и веселья, но это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Неслучайно с давних пор всякий народный, национальный праздник – «не только не рабочий день», но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию в истории страны или города. Традиционные национальные праздники становятся популярными не только на своей родине, где возникли, но и далеко за её пределами. Организация и проведение массовых национальных праздников, в небольшой мере отличается от подготовки обычных массовых празднеств в масштабах города или региона. Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование праздников – дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта и города.

На празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения (межличностных отношений), на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей того или иного города, в частности характерно для Америки и Китая. Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи – счастливым семейным датам и т. д., но все они – проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.

Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник «Наурыз» в городах Казахстана, например, предоставляет возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия в формах нравственно-религиозной, обрядно-ритуальной, музыкально–песенной или спортивно–физической. Этот национальный праздник дает мощный толчок к раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению потребностей эстетическими средствами.

Культурная политика традиционно имела значимую роль в развитии общества и города, и являлась основной его развития. Сегодня происходит постепенное осмысление культуры не только в зарубежных, российских городах, но и у нас в Казахстане, как системы конкретных ценностей, но и признание ее в качестве инструмента, способного оказывать направленное и прогнозируемое влияние на все сферы жизнедеятельности населения города.

Развитие человеческого потенциала, развитие общества вообще возможно только тогда, когда оно сознательно основано на национальной культурной традиции и быте, особенно в Индии, в Японии и в Китае. Культурная традиция, быт, праздники национального характера становятся как целью, так и фактором развития человеческого потенциала, общества в целом и культурного становления города, и в целом страны.

Еще совсем недавно организаторы национальных праздников оставляли вне поля зрения многие факты общественной жизни города с естественно возникающими потребностями людей в реализации праздничной ситуации. Далеко не сразу они смогли уйти от ставшей весьма популярной парадной эстетики театрализованных форм художественно-массовой работы, в частности праздников здравиц и помпезных зрелищ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 775; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.70 (0.007 с.)