Методика использования разнообразных средств воздействия в тематическом вечере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика использования разнообразных средств воздействия в тематическом вечере.



                    Одна из особенностей клубного сценария состоит в том, что при написании автор одновременно думает о реальных средствах воплощения замысла. Сценарист должен хорошо знать все выразительные возможности клуба, чтобы максимально использовать их при создании композиции вечера, праздника.

                     Во-первых, к выразительным средствам относится слово. Оно всегда остается главным средством пропагандистской и воспитательной работы клуба. Именно слово создает атмосферу общения между сценой и залом. Кроме того, поскольку клубная драматургия документальна, слово выступающего несет конкретный материал. Устное выступление агитатора, пропагандиста может охватить большой отрезок времени, ввести зрителей в атмосферу событий, передать то, что не удается выразить иными средствами искусства. Однако на вечере существует опасность злоупотребления словом. В этом случае выступление уже не помогает действию, а замедляет его или даже разрушает театрализацию. В использовании устных выступлений нужны строгие пропорции. В клубных массовых мероприятиях любое такое выступление участника должно естественно включаться в ход действия, искусно вплетаться в ткань сюжета.

                  Очень важно также, чтобы слушатели были эмоционально подготовлены к восприятию выступления, необходима своеобразная экспозиция к речи выступающего.

                       Важное методическое требование к устному выступлению на массовом клубном мероприятии – его конкретность и яркость. Большой интерес возникает, если выступающий говорит не о событиях вообще, а о лично пережитом, преломленном через свое личное восприятие. Только в таком случае можно добиваться того, чтобы устное выступление развивало сюжет массового действа. Кроме устного выступления участника событий, агитатора, пропагандиста, в клубной драматургии используется слово ведущего, которое несет основную мысль сценария, соединяет при необходимости эпизоды, излагает то, что не поддается показу, инсценированию.

                     Часто звучит в клубе поэтическое слово, сильно воздействующее на зрителей, особенно если оно. точно подобрано и обращено в зал от первого лица.

 

                        К другим средствам идейно-эмоционального воздействия в массовых клубных мероприятиях относятся литература и искусство, используемые в виде инсценировки, фрагмента из спектакля и кинофильма, музыки. Они воздействуют силой художественных образов, позволяют воспроизвести события в их развитии, передать историко-бытовую обстановку, накал классовых битв. Кинофрагмент, сцену из спектакля, песню можно использовать также как продолжение мысли или действия, как второй план к устному выступлению.

                       В качестве движущей силы сюжета массового действа материалы литературы и искусства символизируют действие. Так, например, в тематическом вечере, посвященном Великой Отечественной войне, весь рассказ о ней может идти в сопровождении песни, стихов или отрывков из пьесы, фрагментов кинохроники.

                       Но есть и другой, менее распространенный метод использования искусства в массовых клубных мероприятиях – метод не иллюстрации, а ассоциации, когда с помощью образов уже существующих, знакомых усиливается звучание тех или иных компонентов сюжета, делается ярче, глубже, понятней реальный образ современника. Так, в сценарии тематического вечера “Равнение на память” момент выступления матери погибшего воина, которая рассказала о последней встрече с сыном, может быть усилен фрагментом встречи Алеши Скворцова с матерью из кинофильма “Баллада о солдате” и вызвать точную художественную ассоциацию.

               Большое место в клубном вечере занимает музыка. Чаще всего музыкальная драматургия сценария строится на готовых мелодиях, принадлежащих разным композиторам. Казалось бы, не так уж трудно подобрать музыку, отвечающую идее вечера и становящуюся неразрывной составной частью действия. Но на деле это задача сложная, она требует от режиссера и сценариста определенной музыкальной эрудиции. Иногда очень хорошая сама по себе, но неудачно подобранная музыка может затянуть темпо-ритм вечера, не придать действию той эмоциональной окраски, того темперамента, которые так необходимы.

                 Удачным примером режиссерского использования песни, превращения ее в органический компонент массового действа служат вечера-концерты, в которых песня является не только основным выразительным средством, но составляет сюжетный стержень. Приведем в качестве примера тематический вечер-концерт “Песня поднимает голос протеста”. В его кинодокументальной экспозиции показаны ужасы второй мировой войны, затем весь митинг-концерт превращается в трибуну протеста, с которой в песне высказывают свое отношение к войне русский, американский, французский парни, а в финале звучит песня “Если бы парни всей земли”. Часто удачно вмонтированная песня может быть внутренней пружиной, стержнем эпизода.

                 Большое место занимает музыка в прологе и в финале массового праздника. Она помогает режиссеру и сценаристу точно задать тему и ритм действия, что важно для экспозиции, а также сплотить зрителей в финале праздника в большой сводный хор.

                  Подобно музыке и песне режиссер массового вечера может широко использовать художественное и документальное кино. Особенно удачно оно используется там, где необходимо переключить внимание участников в гущу тех или иных исторических событий.

                  Широко распространен прием использования фрагментов из художественных фильмов, когда герои как бы оживают, сходят с экрана. Этот сценарный и режиссерский прием особенно популярен в клубных вечерах.

                  Интересно используются в клубных массовых представлениях всякого рода спортивные выступления, хореографические пантомимы, особенно если они также вплетены в сюжетную ткань, являются составной частью праздничного действия. Так, огромные живые картины, повторяющие художественные полотна, скажем “Отдых после боя” Ю. Непринцева, становятся составной частью, своеобразным стоп-кадром действия тематического вечера. Важны для тематического клубного вечера наглядные средства пропаганды и агитации. Прежде всего, необходимо назвать тематическую выставку, которая является своеобразной экспозицией к нему. Так, клубный тематический вечер о мужестве советских людей в годы борьбы с фашизмом часто удачно предваряется и дополняется выставкой писем и документов героев, погибших в жестоких боях, в гитлеровских застенках. Такая выставка создает определенный психологический настрой зрителей.

                 Другим важным средством наглядности в клубной театрализованной работе является оформление сцены, особенно отдельных деталей, выступающих в качестве определенных символов. Так на вечерах, рассказывающих о мужестве советского человека, в качестве такой символичной детали используется Золотая Звезда Героя Советского Союза.

                 

Однако средства наглядности в комплексных формах клубной работы используются подчас еще недостаточно.

                            В связи с ростом технических возможностей клуба все большее место в его театрализованной работе занимают такие яркие, чрезвычайно эффективные средства театрализации, как звук, свет.

Современная техника позволяет использовать в композиции клубного вечера или праздника записи подлинных речей выдающихся деятелей, а также голоса известных ученых, писателей, актеров. Многие клубы используют заранее записанную фонограмму всего, что будет звучать на тематическом вечере, значительно облегчая этим его подготовку и проведение.

                   Эффективно используется в клубном сценическом действии световое оформление, позволяющее подчас создавать целые зрительные картины. Звук и свет открыли возможность создания новой, синтетической формы – светозвукоспектакля. Таким образом. палитра выразительных средств массовой театрализованной работы неуклонно расширяется и требует от сценариста и режиссера творческого подхода.

 

Вопросы для закрепления.

1. Что входит в понятие «клубный вечер»?

2. В программе клубного вечера всегда присутствуют две важнейшие линии. Назовите их.

3. Чем тематический вечер отличается от других клубных массовых мероприятий?

4. Сформулируйте методические требования к клубному тематическому вечеру.

5. Определите классификацию клубного вечера.

6. Поясните понятие «Жанровое разнообразие тематических вечеров».

 

Практические задания.

1. Предложить современные выразительные средства клубного вечера и обосновать их применение.

2. Составить сценарий клубного вечера и провести его.

3. Анализ видеозаписи клубных вечеров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.011 с.)