Сценарий тематического вечера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий тематического вечера



               В основе клубного тематического вечера обязательно должен лежать сценарий, т.е. подробная литературная разработка содержания тематического вечера, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой, приводится примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них, предусматриваются средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование помещений клуба.

         Отсутствие тщательно разработанного сценария вечера, замена его лишь сценарным или режиссерским планом или так называемым планом организации будущего вечера приводит к несоразмерности и несогласованности отдельных его частей, механическому их соединению, обеднению выразительных возможностей и недостаточному раскрытию идеи тематического вечера. Профессиональный подход к клубной массовой работе, в частности к проведению тематических вечеров, требует от сегодняшних клубных работников умения составлять сценарий и воплощать его.

       Рассмотрим основные этапы работы над сценарием клубного тематического вечера. В начале работы продумывается идейно-тематическая основа будущего вечера, четко определяются тема и идея. В клубной практике эти понятия часто недооцениваются, смешиваются, подменяются одно другим, что неминуемо сказывается на качестве сценария.

Тема – круг жизненных явлений, отобранных и освещенных автором в сценарии. Другими словами, тема – это то, о чем автор хочет рассказать участникам вечера.

Идея – основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых в сценарии событий. Идея – это то, ради чего проводится вечер. На основе идеи решаются методические вопросы.

             Идея сценария, ставшая точкой зрения автора, служит стержнем для подбора документального и художественного материала, представляет конфликт, композицию, образный строй, подбор выступающих. Нечеткость идеи, как правило, оборачивается нечеткостью сценария, его основных смысловых акцентов. Иногда получается так, что вечера, посвященные Великой Отечественной войне, если в них недостаточно продуманна идея героизма советского народа, эстафеты боевых традиций, делают акцент лишь на тяжелые потери, понесенные нашим народом в войне.

              Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценарист и режиссер должны подвести участников и зрителей театрализованного действия. Типичная ошибка некоторых практических работников состоит в том, что они нередко стараются подать идею в готовом виде с самого начала тематического вечера. Между тем задача в том, чтобы пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы включиться в события и самому осмыслить идею, которой подчинено развитие действия. В этом творческом процессе зритель становится соучастником массового мероприятия.

              Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и в совокупности создают идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания клубного сценария, как и всякого литературного произведения, определить его тему еще не достаточно. Мы уже говорили о том, что в клубе нельзя рассказывать что-либо “вообще” - о войне, о пятилетке. Посетителей клуба не удовлетворяет отвлеченный рассказ, оборачивающийся нередко громкой фразой. В клубных сценариях зачастую отсутствует конкретный сюжет, т.е. основные, развивающиеся по ходу действия события, цепь событий, построенных на конфликте.

                 Поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное требование клубной драматургии. Избрав сюжет для массового мероприятия, нужно организовать художественный и публицистический материал так, чтобы сюжет развивался от события к событию, в сценическом действии. Например, сюжет тематического вечера-рассказа “О своем расскажите отце”, проведенного в одном клубе, начинался одноименной песней А. Петрова, исполнявшейся хором мальчиков, как бы обращавшихся с вопросом ко всем сидящим в зале. Ответом на этот вопрос был, по существу, весь дальнейший сценарий, в котором раскрылись подвиги отцов в годы Великой Отечественной войны. Каждый эпизод включал в себя, кроме документальных повествований, художественный материал. Первый эпизод начинался фрагментом из кинофильма “Летят журавли” (проводы на фронт), и сразу же, как бы продолжая фрагмент, следовал рассказ об отцах, которые ушли в ряды народного ополчения. Далее – повествование о первых днях войны, о защитниках Брестской крепости, принявших на себя страшный удар фашистов. В этом рассказе были использованы стихи о Брестской крепости. Следующий эпизод повествовал о солдате, прошедшем с боями всю войну и дошедшем до Берлина. Он был построен с использованием “Баллады о солдате” В. Соловьева-Седова. С кадрами кинохроники, стихами и песней было совмещено и последнее выступление – рассказ о штурме Берлина и о капитуляции фашистской Германии. Как символ победы возникал в конце вечера диапозитив — памятник воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине. К нему были обращены слова клятвы сегодняшней молодежи, собравшейся на вечере.

                 Таким образом, построение сюжета и развитие действия шло по нарастающей линии; от первых дней войны до победы над фашизмом. Из этого примера ясно, что для построения сценария необходим нарий клубного тематического вечера особый сценарно-режиссерский замысел, который мог бы лечь в основу сюжета, красной нитью пройти через всё содержание и стать его цементирующим началом.

                Тематический вечер — это идейно и сюжетно организованное единство, связная цепь устных выступлений, действий, зрительных образов, слитых в рамках сюжета сценарно-режиссерским замыслом.

                   Развитие сюжета в сценарии тематического вечера невозможно без определения и разработки конфликта. Он может выражаться в преодолении людьми трудностей, препятствий при достижении определенных целей.

                    Но вот выбрана тема сценария, определена идея, найден сюжет. Как работать над сценарием дальше? Следующим шагом становится разработка композиции будущего сценария, т. е. реализация конфликта, развитие сюжета в сценическом действии. Композиция есть организация действия, а значит, и соответствующее расположение материала.

                    В начале сценария необходима экспозиция, т. е. короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших его. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными. Они несут большую психологическую нагрузку, так как сосредоточивают внимание зрителя, подготовляют его к восприятию действия, настраивают на определенный лад.

В тематическом вечере “О моем расскажите отце” удачной экспозицией служила песня А. Петрова. В качестве экспозиции к тематическому вечеру “Где же вы теперь, друзья-однополчане?” в одном из клубных сценариев была использована сцена из пьесы А. Арбузова “Годы странствий”, где в самый разгар боев солдаты мечтают о своей встрече в мирное время, представляя себе, какой она будет. В массовых праздниках, манифестациях, народных гуляньях функцию экспозиции могут выполнять костюмированные, театрализованные шествия участников, отдельные игровые моменты.

Следующая часть сценарной композиции — основное действие, т. е. изображение процесса борьбы, ее перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт. Основное действие обычно распадается на цепь взаимосвязанных и взаимообусловленных эпизодов. Каждый из них имеет свою логику, свою внутреннюю композицию, через которую красной нитью проходят идея и тема сценария. Например, в сценарии тематического вечера “О моем расскажите отце” следующая после экспозиции часть состояла из таких эпизодов: уход добровольцев на фронт, первые схватки с врагом, фронтовой путь советского солдата, победа над фашизмом.

               Действие в сценарии подчиняется следующим основным методическим требованиям:

· Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Каждый эпизод сценария должен быть логически обусловлен, связан смысловыми мостиками с предыдущим и последующим. Заметим, однако, что логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность, как это часто понимается авторами клубных сценариев.

 

· Постепенное нарастание действия. Заданное экспозицией-завязкой действие должно развиваться по нарастающей линии к кульминации и развязке.

 

· Законченность каждого отдельного эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой построения и должен быть обязательно закончен, прежде чем начинается, другой. В миниатюре каждый эпизод должен повторить все элементы сценария, законченную композицию.

                         Действие обязательно должно быть подведено к кульминации, т. е. к наивысшей его точке. В момент кульминации наиболее концентрированное выражение находит идея клубного театрализованного представления. В сценарии торжественной церемонии “Посвящения в рабочий класс” кульминационным моментом является приобщение молодых к традициям рабочего класса, который проходит либо в форме клятвы молодежи, либо в форме передачи именного рабочего инструмента.

                       После кульминации должна следовать развязка – финал действия. Это весьма важная часть композиции, ее отсутствие или незавершенность оставляет ощущение неоконченности всего мероприятия. Финал несет особую смысловую нагрузку, так как является наиболее выгодным моментом для максимального проявления активности участников массового мероприятия. Распространенной формой финала в массовом мероприятии являются объединенное выступление на сцене всех исполнителей, коллективное массовое пение, принятие письма, клятвы, обращения.

Чтобы подобранный материал не представлял собой “рваного монтажа”, не страдал бы излишней пестротой, был стройным произведением, важно обрабатывать стыки между эпизодами. Удачный монтаж создает ощущение целостности, слитности двух совершенно разных элементов: песни и кинокадров, музыки и драматургического фрагмента, сливает воедино художественную иллюстрацию и документальное выступление. Умение монтировать разнообразный материал в единое целостное произведение – это важнейший навык клубного сценариста.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 903; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.33 (0.023 с.)