Смысл работы ног и проводки мяча 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысл работы ног и проводки мяча



Разгон ракетки для удара по мячу может проводиться с участием мышц плеча, кисти, ног, за счёт сгибания-разгибания или вращения в поясе и сгибания-разгибания руки и так далее, но из всех этих звеньев биомеханической цепи работа ног обеспечивает наибольшую прямолинейность выноса ракетки на мяч. Иногда говорится, что для большей плавности движения следует исключить из него (во всяком случае, в фазе непосредственно выноса ракетки на мяч, или даже только контакта с мячом) мелкие звенья цепи, прежде всего движения кисти и плеча.

Поскольку при работе мелких звеньев ракетка движется по небольшому радиусу, то есть её траектория более криволинейная.

Чем сложнее условия для выполнения удара, тем выше требования к контролю мяча при ударе и тем важнее исключать работу мелких звеньев, ограничиваясь участием ног для разгона ракетки. Иногда говорится, что использование всех звеньев биомеханической цепи необходимо для того, чтобы разогнать ракетку до максимальной скорости. На самом деле такой подход справедлив только при выполнении подачи (да и то не всегда. Например, лучшие исполнители подач среди профессионалов не используют для разгона ракетки такие мощные звенья, как сгибание в поясе и работу ног в бедреных суставах. Посмотрите на хорошую подачу сбоку: прямая линия от коленей до плеч во всей фазе разгона ракетки). При ударах с отскока и с лёта основной проблемой при современных ракетках является контроль мяча, а не сила ударов. Любой игрок может выполнять более сильные удары, чем он использует обычно, но при этом он будет недостаточно часто попадать мячом в корт.

Обеспечение прямолинейности траектории ракетки при её выводе на мяч необходимо прежде всего для достаточного контроля (направления полёта мяча, попадания по мячу центром ракетки) при ударе. Это опытные данные. Можно найти разные теоретические обоснования этого факта. Одни говорят, что при прямолинейной траектории ракетки проще просчитать точку контакта струн с мячом, то есть эта задача легче для мозга. Другие говорят, что при криволинейной траектории ракетки в момент удара не удаётся "посадить" мяч на ракетку, то есть ощущать кистью её деформацию, что необходимо для контроля и более полной передачи энергии ракетки мячу.

Автору представляется, что оба этих объяснения имеют право на существование (второе — преимущественно для мужского тенниса достаточно высокого уровня, первое — для всех игроков). То есть действуют одновременно с пользой для качества удара. Можно придумать ещё несколько несомненно существенных объяснений. Вопрос в том, что нет способа измерения того, насколько более важен один фактор и менее важен другой. Поскольку на данный момент не существует дееспособной математической модели для техники тенниса, учитывающей все влияющие факторы и позволяющей определять оптимальную технику ударов. И вряд ли скоро будет: проблема в основном в соотнесении факторов разного рода.

На самом деле феномены работы ног и проводки как технических установок, повышающих качество ударов, возникли задолго до всех этих объяснений, и в этом смысле ценность этих объяснений (того, зачем нужна проводка) близка к нулю.

Проводка

При обсуждении техники теннисных ударов часто употребляется термин "проводка", который означает стремление проводить ракетку в фазе удара (непосредственно до и после контакта с мячом) по возможности по прямой линии, или поступательно (параллельно самой себе) — иногда даже без обсуждения биомеханических методов, которыми это достигается. Само по себе такое стремление (установка) полезно для качества удара, а термин "проводка" — эффективным при непосредственной работе на корте. Тренер просит ученика "глубже проводить мяч", и тот старается вести ракетку как можно дольше по прямой в направлении удара (в том числе и после момента удара), используя для этого все возможности, в том числе и работу ног. Иногда ученик просто "тянется за мячом" в направлении удара, не думая о том, какие мышцы совершают эту работу. Это тоже полезно для хорошей (то есть глубокой и плавной) проводки мяча.

Наибольшая же глубина и плавность проводки имеет место тогда, когда игрок вбегает или впрыгивает в мяч. Особенно актуально это при применении ракеток с большой площадью струнной поверхности (которые в этом случае лучше контролируют мяч). В реальной игре на счёт в современном темпе у игроков нет времени на обеспечение максимальной проводки такими способами: игрок часто в последний момент подходит к мячу и стремится как можно быстрее выйти из удара для подготовки к следующему удару.

Примечание: кистевые движения снизу вверх, создающие при многих ударах верхнее вращение мяча, а также при подаче для создания верхнего или бокового вращения мяча — не имеют отношения к качеству проводки мяча (не мешают ей). Поскольку кисть в этих случаях не совершает движения в направлении удара, а только перпендикулярно ему. Есть игроки использующие при некоторых ударах движение кисти вперед (в момент контакта с мячом), но для большинства они недопустимы, приводя к потере точки удара.

Освоение работы ног

Первоочередным условием для освоения правильной работы ног является понимание учеником того, в чём именно она состоит. Для достижения которого применяются различные упражнения, в том числе без мяча. Основным же способом является освоение таких вариантов исполнения того или иного удара, при которых работа ног является единственной движущей силой при разгоне ракетки. Для того, чтобы это было так, надо зафиксировать все подвижные звенья тела, и прежде всего плечевой сустав. При возможности также и поясницу. Подробности зависят от конкретного типа удара и обсуждаются в соответствующих разделах. Далее некоторые примеры для облегчения понимания сказанного выше.

Упражнение с имитацией бросания тяжёлого предмета, с левой или правой стороны от себя, держа его двумя руками примерно на высоте пояса. Можно и с собственно бросанием, если это не грозит разрушениями оборудования спортзала. Можно использовать тяжелый набивной мяч. Полезно для понимания механизма работы ног, особенно при кручёных ударах с отскока с прямолинейной траекторией выноса ракетки на мяч. В дальнейшем при выполнении ударов по мячу также представлять себе бросание предмета.

Упражнение с имитацией сильных ударов в гольфе. Лучше освоить сначала без мяча, ракетка тоже не обязательна. Это упражнение полезно для понимания классического варианта механизма работы ног, применяемой при ударах с отскока с замахом и выносом ракетки на мяч по дуге. Сходный механизм работы ног при бросках с большого расстояния по воротам в хоккее.

Упражнение, состоящее в попытках ударить по мячу при локте, прижатом к туловищу. Радикальный вариант — обе руки привязываются выше локтей к туловищу (применяется чаще при обучении детей), например, ремнём от штанов. Взрослым обычно достаточно устной установки. В результате не остаётся никаких возможностей для разгона ракетки, кроме как за счёт действий ногами. Иногда требуется подсказка тренера: ноги надо сгибать перед ударом, чтобы они могли совершать полезную работу за счёт выпрямления.

Упражнение, при котором ученик преодолевает сопротивление в заданном направлении. Чаще всего толкая конец палки, которую тренер держит двумя руками. Полезно при освоении работы ног для резаных ударов с отскока и с лёта.

Упражнение, состоящее в том, что при ударах, выполняемых одной рукой (с отскока или с лёта, реже при подаче), кисть второй руки с самого начала замаха находится недалеко от кисти основной руки (не касаясь или слегка касаясь при этом ручки ракетки). В результате образуется более или менее жёсткий треугольник (два плеча игрока и ручка ракетки), что препятствует движениям в плече основной руки при замахе и при ударе. То есть не даёт игроку «махать руками» и заставляет его работать ногами. Особенно при наличии дополнительной установки на фиксацию мышц поясницы. Особенно эффективно в сочетании с упражнениями, изложенными выше.

Собственно, последнее упражнение представляет собой вариант выполнения ударов, который в некоторых случаях может считаться окончательным (при применении ракеток высокой мощности, требующих максимальной проводки и минимальной амплитуды движений). И на профессиональном, и на любительском уровне всегда было и есть достаточно игроков, которые используют вторую руку при одноручных ударах таким образом. Например, удар справа Е. Кафельникова или слева (часто) М. Южного.

Такие варианты выполнения ударов с отскока, помимо недостатка, состоящего в меньшей максимальной скорости разгона ракетки, имеют и преимущества. Для начинающих преимущество в том, что проще попасть по мячу и в площадку. Для квалифицированных игроков (прежде всего мужчин) преимущество также в том, что появляется специфическое ощущение того, что мяч «сидит на ракетке». То есть игрок якобы чувствует кистью, как обод деформируется и затем выпрямляется, выталкивая мяч. Этому ощущению соответствует повышение контроля и точности ударов, прежде всего глубины (для ударов с отскока и с лёта). Чем больше дополнительных (к работе ног) движений в технике, тем труднее наладить ощущения такого рода. Они практически исключены, если имеет место движение основной руки в фазе контакта с мячом в направлении удара. Также они затруднены при сильно закрытых хватках.

В женском теннисе обсуждаемый вариант ударов встречается редко. Насколько удалось понять автору из обсуждений на эту тему с женщинами профессионального уровня игры — по причине другого устройства кисти у женщин. Или потому, что кисть у них слабее. По этой же причине женщины редко применяют обода с тонким постоянным профилем (наиболее благоприятные для упомянутых ощущений; постоянство профиля является по мнению многих необходимым условием). Ещё лет 10–15 назад ракетки делились на мужские и женские в основном по этим критериям, сейчас же многие мужчины (профессионалы) применяют обода с переменным (и при этом обычно достаточно широким) профилем, стремясь к максимальной мощности ударов. Тем не менее, не менее половины профессионалов-мужчин применяют сейчас обода с тонким (до 21 мм) и при этом строго постоянным профилем. Из остальных многие рекламируют модели с переменным профилем, играя на самом деле старыми моделями с постоянным профилем. Более подробно эти и прочие подобные вопросы предполагается обсудить в разделе «связь параметров инвентаря и техники ударов».

В большинстве же случаев после освоения упомянутых упрощённых вариантов ударов в дальнейшем к этой основе добавляются дополнительные движения, в основном для увеличения скорости разгона ракетки (сгибания и выпрямления руки в локте, участие плеча), для придания мячу большего вращения (работа кисти), для лучшего чувства ритма удара (разного рода петли при замахе), и так далее. Не разбирающемуся в технике тенниса бывает сложно (или, скорее, невозможно) выделить основу в сложном движении. При наблюдении за игроками с хорошей техникой ему может казаться, что они используют для удара все звенья, которые могут.

Как правило, дополнительные движения (кроме работы кисти для придания вращения) добавляются или до, или после фазы непосредственного контакта ракетки с мячом. То есть не препятствуют тому, чтобы в этой фазе работа ног была единственным (кроме работы кисти) активным движением. Например, в начале и в конце замаха для одноручного бэкхенда основная рука сгибается в локте, в начале ударного движения она выпрямляется (придавая ракетке дополнительную скорость), но в фазе контакта с мячом движение в локтевом суставе отсутствует (оно присутствует у многих слабых любителей и часто приводит к "теннисному локтю").

Поэтому является обычно невозможным освоение правильной техники иначе как в следующей последовательности: сначала осваивается основа движения (работа ног), а затем осваиваются (или не осваиваются — см. выше) дополнения к ней. Особенно это относится к обучению теннису взрослых (физически сильных) людей. Ребёнку младшего возраста бывает просто невозможно разогнать ракетку иначе, кроме как с активным участием ног. Поскольку руки ещё слабы. Взрослый же может разогнать ракетку одной только рукой, и с этим бывает весьма сложно бороться.

Хватка теннисной ракетки

1. Что называют хваткой теннисной ракетки. Хваткой называют способ, которым держат ракетку при том или ином типе ударов. Положение руки на ручке ракетки однозначно определяется двумя параметрами: расстоянием от места контакта руки с ручкой ракетки до торца ручки и углом поворота ручки относительно ладони. Также к хватке иногда относят и другие особенности, например, если большой палец вытянут вдоль ручки, а не обхватывает её (такая хватка считается неправильной).

Когда говорят о хватке, чаще всего имеется в виду именно угол поворота ручки ракетки в руке. Здесь также хватка будет рассматриваться с этой точки зрения.

2. Как определяется хватка. Для определения угла поворота ручки в руке используется положение так называемого угла V, между большим и указательным пальцем. Собственно, у большинства людей там два угла, речь идёт о том, который ближе к большому пальцу.

Ориентиром же на ручке являются её грани. При определении хватки ракетку располагают так, чтобы её струнная поверхность была вертикальной. При этом та грань (поверхность) ручки, которая окажется выше других (и будет при этом расположена горизонтально, или параллельно земле) — называется верхней гранью ручки.

Линии, которые образуются при пересечении верхней грани с соседними с нею гранями, называются соответственно левым и правым рёбрами верхней грани. Имея в виду, что ракетка держится ручкой к себе.

Универсальной хваткой называется такая хватка, при которой вершина угла V находится на левом (для правши) ребре верхней грани. (см. надпись на рисунке слева). Некоторые специалисты считают универсальной хватку, при которой угол V находится несколько левее, например, на левой верхней косой грани. В прошлом многие профессиональные игроки выполняли все без исключения удары одной (этой) хваткой, отчего и произошло её название: универсальная. Сейчас таких игроков на профессиональном уровне практически нет.

При дальнейших обсуждениях различных ударов и их хваток будет указываться положение угла V для них. Также на примерах конкретных ударов будет объяснено, какие хватки называются закрытыми или сильно закрытыми, и так далее.

3. Другие способы определения хватки. Существует много разных способов определения и обозначения хваток. Здесь описан и в дальнейшем используется только один из них, по положению угла V относительно граней ручки. Преимущество этого способа в простоте, недостаток в том, что не учитывается соотношение размера руки и толщины ручки ракетки (то и другое бывает разным). В интернете и в различных учебниках тенниса можно найти многостраничные описания сложных систем определения хваток, которые по утверждению авторов, не имеют существенных недостатков. Кроме, разве что того, что мало кто найдёт время и желание в них разбираться. Опытные игроки чаще всего ограничиваются формулировками типа "сильно закрытая хватка для удара слева" (смысл чего объясняется в заметках ниже), не вникая в тонкие детали. Более подробно о закрытых и открытых хватках см. здесь.

4. О значении хватки ракетки. Начинающие игроки обычно недооценивают значение хватки. Бывает трудно убедить их в том, что казалось бы незначительные различия в хватке, отличающиеся на угол 5–10 градусов, могут оказать значительное влияние на их спортивные успехи в дальнейшем. А в ещё большей степени — на возможность приобретения хронических травм кисти и локтя.

Важно с самого начала устанавливать для каждого удара правильную хватку. В дальнейшем её бывает сложно изменить (в части угла поворота ракетки в руке; положение ладони по длине ручки менять проще). В некоторых случаях даже скорее невозможно.

5. Положение ладони по длине ручки. Что касается расстояния от ладони до торца ручки, то этот параметр вообще мало обсуждается. Считается, что это расстояние игрок подбирает автоматически, в соответствии со своими физическими возможностями и весом ракетки, а также в зависимости от вида удара. Например, некоторые игроки при подаче держат ракетку за самый конец ручки, а при остальных ударах — дальше от него. Особенно актуален бывает такой подход для подач с вращениями и удлинённых ракеток небольшого веса.

На конце ручки имеется утолщение, которое упрощает навигацию ладони по длине ручки, то есть является ориентиром. Поскольку во время игры нет времени смотреть на ручку. Некоторые игроки увеличивают это утолщение, подматывая изоленту под намотку ручки (так, например, делал Е. Кафельников), а некоторые, наоборот, вообще удаляют его (особенно те, кто держит при ударах с отскока ручку за самый конец, в этом случае утолщение натирает им ладонь). Это не сложно сделать, поскольку у почти всех современных ракеток утолщение достигается за счёт пластмассового наконечника, одеваемого на конец ручки. Этот наконечник легко снять (обычно он крепится проволочными скобами, их надо вытащить), а затем при необходимости одеть обратно (клей даёт достаточную прочность).

Физически сильные игроки чаще испытывают потребность держать ракетку за самый конец ручки, поскольку удары при этом становятся более сильными. При этом управление ракеткой требует больше усилий, но для таких игроков это не имеет значения.

И наоборот, физические слабые игроки часто стремятся держать ракетку при одноручных ударах за середину или даже за верх ручки. Это не является технической ошибкой и встречается даже у профессиональных игроков (чаще у женщин).

В отличие от собственно хватки ракетки, положение руки по длине ручки легко менять. То есть игрок может изменить его для какого-то удара и достаточно быстро привыкнуть к новому положению. Например, в случае перехода к применению более тяжёлой ракетки. Или в ситуации, когда юниор растёт и крепнет, и испытывает потребность попробовать играть своей привычной ракеткой, но держа её за конец ручки.

На положение ракетки по длине ручки начинающему можно вообще не обращать внимания. Держите где-нибудь посередине ручки, или как Вам кажется удобнее. Нет смысла обращать внимание на такие детали раньше, чем сформировалась техника основных ударов, для неё определён определён оптимальный вес ракетки, и так далее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.019 с.)