Универсальная хватка как компромисс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Универсальная хватка как компромисс



(Эта заметка может быть слишком сложной для понимания начинающими, которым её можно пропустить. Также обсуждаемое в ней проявляется при темпе обводящих ударов на уровне очень сильных любителей и более высоком, для более низкого уровня игроков эти вопросы не актуальны)

Собственно, универсальная хватка для ударов с лёта появилась (выработана конкуренцией и естественным отбором в профессиональном теннисе) как компромиссный вариант. Она должна быть достаточно удобной как для удара справа, так и для удара слева.

Тот вариант универсальной хватки, который рекомендуется здесь ("левое ребро верхней грани") намного более удобен для удара слева, чем для удара справа. Можно сказать, что это наиболее удобный вариант для (блокирующего) удара слева из всех возможных. Ученики иногда спрашивают: не приведёт ли это к тому, что удар слева будет лучше, чем удар справа, и не следует ли поэтому применять другой вариант универсальной хватки, чтобы достичь большего, так сказать, равноправия.

На что я отвечаю им так: удар справа с лёта всё равно будет лучше, чем удар слева, даже при такой неудобной для первого хватке. Причина в том, что мышцы-сгибатели кисти сильнее разгибателей. А именно сила этих мышц (о чём уже говорилось здесь) основной руки лимитирует качество ударов с лёта при классической технике (для игроков нормального сложения).

Одна из тенденций современного тенниса состоит в том, что сила и вращение ударов с отскока выросла настолько, что становится всё труднее уверенно обрабатывать их ударами с лёта.

Для ударов с отскока обсуждаемый здесь момент также важен, но там всё сложнее, поскольку имеет место большее разнообразие хваток и вращений. Тем не менее, он, видимо, является основной причиной большего распространения двуручных ударов слева с отскока, чем двуручных справа.

Исходное положение

На верхнем рисунке изображено исходное положение для удара слева с лёта. Изображение с той стороны, откуда будет подлетать мяч (и куда он будет отбит). Или со стороны тренера, который будет давать этот мяч.

На нижнем рисунке изображено то же самое исходное положение, вид сбоку.

Это исходное положение для упрощённого варианта удара слева с лёта. Упрощённый он в том числе потому, что игрок заранее развёрнут правым боком к сетке. Т.е. он заранее знает, что придётся выполнять именно удар слева. Рекомендуется начинать обучение именно с такого упрощённого варианта. В реальной игре на любом уровне этот удар тоже найдёт применение. Если Вы достаёте далёкий мяч, то Вы заранее полностью разворачиваетесь боком к сетке, и делаете шаг или два к мячу в уже развёрнутом положении.

Ноги в исходном положении стоят примерно на ширине плеч (расстояние между ступнями). Также ноги стоят на полных ступнях (не на носках), т.е. игрок знает, что мяч будет удобным и не требующим перемещений. Это тоже свойственно данному упрощённому варианту удара. В более сложных условиях применяется так называемая разножка.

Хватка ракетки уже описывалась в заметке выше. Правая рука полностью выпрямлена в локте, угол между ракеткой и рукой приближается к 90 градусам, вторая рука придерживает ракетку пальцами.

Лицо повёрнуто к подлетающему мячу, чтобы лучше его видеть.

Освоение движения без мяча

Прежде, чем начинать упражнения с мячом, необходимо освоить технику правильного движения (в данном случае удара слева с лёта в простейших условиях из классической стойки) без мяча. Это требует определённой мобилизации внимания. Если же одновременно требуется попадать центром ракетки по мячу, то суммарная нагрузка на мозг может оказаться чрезмерной, в результате чего именно техника обычно приносится в жертву. Т.е. ученик вроде бы слушает то, что тренер говорит ему о технике движения, но при этом его внимание занято в основном мячом. При этом движение формируется с техническими ошибками, которые впоследствии придётся исправлять.

В результате процесс в целом оказывается более длительным. Т.е. попытка сэкономить время, пропустив стадию занятий без мяча, приводит к противоположным результатам.

Длительность этой стадии (освоения правильного движения без мяча) зависит от конкретного случая. Для данного удара -- от пяти минут (при хороших способностях к запоминанию движений и вообще управлению своими движениями) до десятка занятий (в каждом, например, по 10 минут, после чего в тяжёлых случаях приходится довольствоваться достигнутым уровнем техники, перейдя к упражнениям с мячом, учитывая естественное нетерпение ученика). В основном длительность зависит от того, занимался ли ученик в прошлом другими видами спорта, работая над техникой движений. Необходимо умение управлять одновременно разными группами мышц. Попробуйте одновременно совершать конкретные движения тремя пальцами одной руки, держа другие два неподвижными. Если Вы не осваивали в прошлом игру на музыкальных инструментах, то это может поначалу оказаться сложным. При обучении технике тенниса взрослых такого рода препятствия оказываются обычно преодолимыми в той степени, в которой это необходимо, но иногда требуется значительное время.

В этом смысле крайне полезными бывают упражнения без мяча, проводимые учеником вне корта. В домашних условиях или на работе, лучше перед зеркалом. Когда ученик уже понял, что от него требуется. Польза от таких упражнений значительна, и при этом не требуется платить тренеру и за корт. Такие упражнения полезны на всём протяжении карьеры теннисиста-любителя, традиционно этот момент сильно недооценивается.

В последующих нескольких заголовках описывается движение при ударе с лёта слева в средней (по высоте) точке в простейших условиях в классической стойке. Это движение желательно освоить без мяча прежде, чем переходить к ударам по мячу. В дальнейшем описываются другие варианты удара слева с лёта, например, в низкой точке. Для каждого из них также желательно сначала освоить движение без мяча.

Работа ног

Замах и движение вперёд на начальной стадии обучения ударам с лёта, а часто и в дальнейшем, рекомендуется осуществлять исключительно за счёт усилий, совершаемых ногами. Т.е. за счёт работы ног. Все остальные суставы по возможности зафиксированы (что подробнее обсуждается в последующих заметках), прочие степени подвижности (например, вращение в позвоночнике) также по возможности исключены.

Осваиваемое движение изображено на рисунке. Собственно, он сделан из тех же кадров, что и рисунок в заметке выше, но снижен темп и добавлены паузы с надписями.

Для понимания движения полезно представить себе пятиугольник, образуемый бедренными и плечевыми суставами, а также ручкой ракетки. При замахе и ударе этот пятиугольник не меняет своей формы, двигаясь в пространстве (вращаясь и одновременно перемещаясь). Обычно бывает более эффективным (более наглядным) представление о пятиугольнике, образованном плечами и коленными суставами, хотя этот вариант меньше соответствует идеальному движению. Можно начать с него, а затем перейти к первому варианту. Иногда полезно думать о 4-х угольнике (плечевые и коленные суставы), эти 4 точки при движении остаются в одной (подвижной) плоскости (на самом деле это не совсем так, что не уменьшает ценность упражнения).

Движение этой жёсткой фигуры обеспечивается за счёт усилий ног. На рисунке видно, что в крайней точке замаха правая нога согнута в колене и стоит на носке. Затем при движении вперёд ноги возвращаются в исходное положение и в дальнейшем уже левая нога сгибается и встаёт на носок (кадр завершения движения).

При имитации движения следите за тем, чтобы струнная поверхность ракетки двигалась примерно по прямой линии, слегка наклонённой вперёд-вниз, до тех пор, пока это возможно (на рисунке видно, что в конце движения ракетка уходит вправо от игрока, подробнее об этом в следующих заметках). Некоторые тренеры используют при таких имитациях верёвку, продетую через струны и натянутую вдоль этой воображаемой прямой. В большинстве случаев в этом нет необходимости.

При имитациях ученику лучше не задумываться о том, что именно должны делать ноги для того, чтобы ракетка двигалась по прямой. Обычно важнее, чтобы ученик следил за жёсткостью упомянутого выше воображаемого пятиугольника, и наблюдал за траекторией ракетки. Если это удаётся, то можно обратить внимание и на движения ног, причём сначала на голеностопы (как ноги поочерёдно встают на носок). Если же ученик с самого начала сосредоточен преимущественно на движении ног, то, как показывает опыт, часто появляется рассогласование по времени между движениями ног и ракетки, т.е. своего рода хлыстообразное движение. Такового не должно быть, движение от ног к ракетке должно передаваться мгновенно, что возможно только в случае, если все промежуточные между звенья между тем и другим зафиксированы.

Движения в плечевом суставе

Для данной темы будет говориться о двух видах движений в плечевом суставе основной руки: движения вверх-вниз и движения вперёд-назад. Это те движения, в которых вся рука, вращаясь в плечевом суставе, движется за счёт этого в соответствующих направлениях. Также рука может вращаться в плечевом суставе вокруг своей оси, в этом разделе это движение не рассматривается.

На начальной стадии освоения движения без мяча плечевой сустав должен быть полностью (во всех возможных направлениях его подвижности) зафиксирован. Большую пользу в освоении этого может принести применение второй руки. Если она придерживает ракетку, то можно говорить о треугольнике, образуемом двумя руками и линией, соединяющей плечи. Можно сказать ученику, что этот треугольник должен быть жёстким, т.е. его углы постоянны. Таким образом использование второй руки способствует освоению меньшей подвижности плеча бьющей руки.

Но данный приём (будучи в любом случае полезным) не гарантирует неподвижность правого плеча, поскольку ученик может одновременно поворачивать оба плеча вперёд-назад или опускать-поднимать их. Постоянство же углов треугольника может оказаться для некоторых учеников слишком сложной абстракцией. Поэтому полезна следующая дополнительная установка: ручка ракетки постоянно (на всём протяжении замаха) находится напротив середины груди, на высоте солнечного сплетения, не смещаясь из этого положения ни в вертикальном, ни в горизонтальном положении.

Эта установка полезна в случае, когда ученик замахивается, используя в том числе и плечо (как оно обычно и бывает). Т.е., грубо говоря, замахивается рукой. Для контроля над этой ошибкой используйте описанный приём. В положении крайней точки замаха мысленно проведите перпендикуляр от ручке ракетки к груди. Он должен оставаться на её середине, не смещаясь в стороны. Или немного правее. Но в любом случае там же, где он был в исходном положении.

Вскоре после момента контакта с мячом наступает фаза завершения удара, в которой можно освободить плечо, дав руке с ракеткой двигаться по инерции вокруг туловища. Если плечо не освободить, то игрок просто упадёт вперёд. Движение вокруг себя позволяет погасить инерцию, одновременно начиная разворот лицом к сетке для подготовки к следующему удару. Поскольку скорости при ударах с лёта (особенно в начале их освоения) небольшие, то и амплитуда этого движения завершения удара минимальна. Примерно так, как это изображено на рисунке в заметке выше.

В дальнейшем, при освоении ударов с лёта в низкой точке, в высокой точке и др. будет говориться о движении плечом в вертикальном направлении. Также движение в плечевом суставе используется при нестандартных ударах (например, выполняемых в прыжке), укороченных ударах с лёта и др. Также плечо используется при тех резаных ударах с лёта, которые выполняются по очень слабым мячам, когда импульса, создаваемого ногами, недостаточно для придания мячу необходимой скорости. Большинство перечисленных случаев будут рассмотрены подробнее в последующих заметках.

Полезное видео: молодой Э. Маррей тренирует удары с лёта:

https://www.youtube.com/watch?v=3p24aJacdKw

При ударах слева плечо фиксируется идеально, в некоторые удары Маррей просто бросает тело движением ног. Справа по сложным (сильным) мячам то же самое, а по медленным или высоким иногда добавляется движение плечом (на самом деле техника нужна скорее для обработки сложных мячей. Простые хороший игрок направляет в нужное место и без техники, часто предпочитая для этого менее энергозатратное движение, т.е. плечом).

Движения в локтевом суставе

Движения в локтевом суставе на этой стадии изучения техники лучше полностью исключить, по причинам, о которых уже говорилось. На практике это может встретить сопротивление ученика. Например, он может говорить, что Р. Федерер сгибает руку при этом ударе. Неискушённому наблюдателю может вообще показаться, что он выполняет удар только за счёт сгибания-выпрямления руки. Работа ног вообще не является очевидной для внешнего наблюдателя, и не только в теннисе. В хоккее, в единоборствах и пр. такая же ситуация.

В таких условиях Вы можете только задавить сомнения ученика своим авторитетом (пожертвовав на это его часть), который ещё должен быть у Вас в начале работы. Как только ученик почувствует, что при правильном движении мяч сидит на ракетке, с контролем точки удара и его глубины, а при неконтролируемом применении дополнительных движений это ощущение исчезает -- ваш авторитет для него как минимум восстановится.

Впоследствии сгибание-выпрямление руки может быть добавлено. Обычно это актуально при применении ракеток с небольшой площадью струнной поверхности (не больше 98 кв. дюймов) и/или для сильных ударов по слабым мячам. Рука сгибается в локте при замахе и выпрямляется при движении на мяч, причём к моменту контакта с мячом она должна быть полностью выпрямлена. Тот же Р. Федерер, кстати, в зависимости от условий свободно чередует удары с сильным сгибанием руки и удары вообще без такового.

Многократно проверено на практике, что если дать начинающему возможность сгибать руку, то очень сложно научить его правильной основе движения. Которое в этом случае быстро вырождается примерно в следующем направлении: игрок выполняет удар, стоя лицом к сетке, ракетка разгоняется за счёт выпрямления руки, кисть вытянута. Начинающему отбивать простые мячи таким способом проще всего. Но когда мячи со временем станут сложными -- выяснится, что контролировать их при такой технике не удаётся. Можно попытаться объяснить ученику, что на начальной стадии обучения правильный удар не является (и не должен являться) для него наиболее удобным (и даже наиболее эффективным) способом отбивания мяча. Но он должен ориентироваться на другие условия. Через год или два, когда игрок уже достигнет определённого уровня, при приёме сильных мячей выяснится, что то движение, которое осваивается сейчас, является и удобным, и эффективным.

Когда эта основа закрепилась (минимум через полгода занятий, а лучше через год) -- можно пробовать дополнительные движения в локтевом суставе.

Удары полусогнутой рукой

Некоторые профессиональные игроки выполняют удар слева с лёта полусогнутой рукой. Точнее, согнутой на небольшой угол. В момент удара этот угол сохраняется, т.е. рука не выпрямляется вообще. В принципе этот удар не отличается от удара прямой рукой, поскольку сгибатели и разгибатели руки не совершают полезной или иной работы. Его обычно применяют игроки высокого роста и/или применяющие очень тяжёлую ракетку. Сгибание руки позволяет в этом случае уменьшить рычаг и улучшить управляемость ракетки. В своё время такие удары выполнял П. Сампрас, лучший на то время игрок с лёта, имевший руки почти до колен и применявший самую тяжёлую ракетку в туре. Он и удары с отскока слева (кручёные) выполнял таким образом, особенно в последние годы выступлений в профессиональном туре.

Использование второй руки

Выше уже говорилось о пользе от применения второй руки для освоения необходимого уровня неподвижности плеча. Но польза от второй (левой для правши) руки не исчерпывается этим.

Левая рука позволяет отдохнуть правой в те отрезки времени, когда активное участие последней не требуется. Т.е. благодаря левой руке, удерживающей ракетку, можно расслабить правую на секунду или больше, дав ей отдохнуть, и при этом оставаясь в положении полной готовности для начала удара. Это требует определённого навыка. Также левая рука, притягивая ракетку на себя, позволяет установить правильный угол между правой рукой и ракеткой.

В литературе по теннису часто говорится о том, что левая рука упрощает смену хватки (правой рукой) ракетки, проворачивая ракетку в расслабленной правой кисти на необходимый угол. Данный довод представляется автору вряд ли существенным, поскольку любой опытный игрок меняет хватку одной руки без использования другой, и это не вызывает затруднений. Тем более, что здесь говорится об универсальной хватке.

Левая рука полезна в ситуациях, когда необходимо выполнить замах очень быстро, при этом удерживая ракетку в заданном положении. В этих случаях она позволяет сильно разгрузить правую руку и особенно её кисть. При правильном замахе при приёме сильных мячей левая рука, видимо, берёт на себя основную часть нагрузки.

Бывает полезной для освоения правильной работы ног при замахе следующая установка: ученик представляет себе, что он как бы вытягивает левой рукой за ракетку назад (при ударах в открытой стойке — вперёд) всю правую часть тела (руку, плечо, бедро).

Глубина замаха

Поскольку обсуждаемые здесь удары являются блокирующими, высокая скорость разгона ракетки не требуется. Соответственно не нужен и глубокий замах. Он не нужен и потому, что при ударах с лёта скорость подлетающего мяча обычно выше, чем при ударах с отскока, поскольку мяч ещё не потерял часть скорости при отскоке и бывает достаточно подставить ракетку. Также для немедленного выигрыша очка ударом с лёта обычно бывает достаточно и удара средней силы.

Изображённый на рисунке замах можно назвать максимально глубоким для обсуждаемого удара. Замах большей амплитуды не применяется. Такой замах нужен для удара по совсем слабому мячу (в том числе при обучении начинающих). Если ударить по совсем слабому мячу с замахом меньшей глубины, то он не отлетит от ракетки с достаточной скоростью. Если смотреть на игрока сбоку, то ручка ракетки находится примерно на уровне левого плеча, т.е. не заходит дальше назад. Часто (в случае сильных ударов соперника) применяется замах меньшей и намного меньшей глубины.

При таком максимальном замахе угол между выпрямленной правой рукой и траекторией подлетающего мяча (на виде сверху) примерно равен 45 градусам.

Чрезмерный замах для ударов с лёта является одной из самых распространённых ошибок. Её причиной является стремление ученика выполнить возможно более сильный удар с лёта. Если тренер на начальном этапе даёт ученику совсем слабые мячи (для большего удобства), то эта проблема особенно актуальна. Поскольку при ударе по такому мячу при небольшом замахе удар с лёта получается совсем слабым. Здесь тренер должен объяснить ученику, что по мере повышения скорости подлетающих мячей в процессе обучения будет естественным образом повышаться и та скорость, с которой они отскакивают от ракетки, и окажется, что и небольшого замаха достаточно для выполнения ударов достаточной силы. Т.е. рекомендовать ученику запастись терпением.

Удары по простым мячам

Освоив правильное движение без мяча, можно переходить к тренировке удара с мячом. Начинать лучше с простейших условий. Что означает прежде всего минимальную скорость подлетающего мяча и его наиболее удобную траекторию (чтобы ученику не нужно было перемещаться для выполнения удара).

Практически это выглядит обычно так: тренер (фигура красного цвета с корзиной на рисунке) располагается недалеко от ученика (фигура зелёного цвета), несколько сбоку (правее при работе над ударом слева и наоборот), чтобы мячи не попадали в него, на расстоянии 1,5-2 метра, откуда даёт ученику удобные одиночные мячи из корзины (на такой дистанции тренеру удобнее бросать их левой рукой, линия жёлтого цвета). Ученик пытается отбить мячи правильным ударом с лёта, а тренер сообщает ему об ошибках.

Направление, в котором ученик отбивает мячи, примерно соответствует сектору между двумя линиями со стрелками сиреневого цвета.

После того, как достигнута достаточная правильность выполнения удара в этих простейших условиях, тренер отходит назад, чтобы давать мячи с большей дистанции. Скорость мяча при этом всё выше, а точность подаваемых тренером мячей всё ниже, т.е. условия сложнее. Направление отхода соответствует линии синего цвета на рисунке. Оно определяется необходимостью в дальнейшем занимать позицию, в которой удобно давать мячи и под левую, и под правую руку ученика. На минимальной дистанции это вряд ли возможно, поскольку тренер не сможет уворачиваться от мячей, посылаемых учеником, если дистанция недостаточна.

Интенсивность отхода тренера назад определяется успешностью процесса. Если на данной дистанции ученик выполняет, например, 90% ударов правильно, при этом перебивая мяч на другую сторону, то можно увеличить дистанцию, например, на 0,5 метра. Если возникли проблемы, то вернуться обратно, и т.д.

В таком виде этот этап тренировки продолжается до тех пор, пока дистанция (расстояние от ученика до тренера) не достигнет примерно 4-х метров. К этому моменту тренер уже находится прямо напротив ученика, поскольку на таком расстоянии уже может реагировать на мячи (чтобы они не попадали в него). При таком положении тренера можно начинать тренировать удары из нейтрального положения, а также чередование ударов справа и слева, что будет обсуждаться позже.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.038 с.)