Звук речи (фон) и фонема. Принципы выделения фонем. Функции фонем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Звук речи (фон) и фонема. Принципы выделения фонем. Функции фонем.



 

Фонема (обобщенная фонетическая единица вне ее реализации в речи) - аллофон (вариант фонемы - типовая звуковая единица/звукотип, зависит от дистрибуции) - фон (собственно реализация фонемы в речи в конкретной позиции во множестве словоформ). Расположены в порядке убывания абстрактности

Звук речи (фон) – членораздельный элемент произносимой осмысленной речи, образующийся в том или ином месте речевого аппарата в результате работы его определенных органов и служащий для различения значимых единиц.

Аллофон – множество звуков речи, близких друг к другу в артикуляционно-акустических отношении, определяемые говорящим и слушающим как тождество.

       – звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящих

Фонема – минимальная, далее неделимая, единица фонетического уровня языка, в которой обобщается определенная совокупность релевантных (существенных, значимых) признаков множества звуков речи и которая служит для отождествления и различения значимых единиц, морфем и слов, а также их строения.

Фонема реализуется в аллофонах.

Фонема (Тимоша) – минимальный член фонологической транскрипции

 

Любой звук имеет совокупность признаков. Они бывают:

➢ Релевантные (существенные) - такие признаки, которые имеют значение при противопоставлении данного звука другому звуку

○ Для согласных

■ Место образования

■ Способ образования

■ Звонкость/глухость

■ Твердость/мягкость

○ Для гласных

■ Ряд

■ Подъем

■ Огубленность

➢ Нерелевантные (несущественные) - такие признаки, которые не участвуют в противопоставлении данного звука другому звуку

➢ Интегральные - общие для какой-либо группы фонем признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем языка

➢ Дифференциальные - любая акустико-артикуляционная характеристика звука, которая может служить противопоставлению хотя бы двух фонологических единиц

 

Четыре правила, выведенные Н. С. Трубецким для отличия фонем от вариантов фонем:

  1. Свободное варьирование (одна фонема) – если в том или ином языке два звука встречаются в одной и той же позиции и могут замещать друг друга, не меняя при этом значения слова

Ex: rot (неважно, как произносится r, смысл понятен)

  1. Фонологическая оппозиция (разные фонемы) – если два звука встречаются в одной и той же позиции и не могут при этом заменить друг друга без того, чтобы изменить значение слова или исказить его до неузнаваемости

Ex: т-к, ток, кок, кот, тот

  1. Дополнительная дистрибуция (одна фонема) – если два акустически родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции

Ex: j и i никогда не встречаются в одной позиции

  1. Косвенная фонологическая оппозиция (разные фонемы) – два звука, во всём удовлетворяющие условиям третьего правила, нельзя тем не менее считать вариантами одной фонемы, если они в данном языке могут следовать друг за другом как члены звукосочетания, притом в таком положении, в каком может встречаться один из этих звуков без сопровождения другого.

Ex: n всегда начальный - ղ не встречается в начальном; из общ пр только “согласные”

Так, например, в английском языке г может находиться

только в положении перед гласными, аэ- только в положении

перед согласными; так как г произносится без шума трения (или

взрыва), аэ-с довольно неопределенной степенью раскрытия и

довольно неопределенной окраской, то данные два звука можно

было бы рассматривать как комбинаторные варианты одной и той

же фонемы. Это, однако, невозможно, поскольку в таких словах,

как profession (произносится [prafesn]), звуки гиэ следуют друг за

другом, тогда как в других словах, как, например, в слове perfection

(произносится [psfeksn]), в том же положении встречается только

один из этих звуков, а именно э.

 

Фонемы выполняют две основные функции:

  1. делимитативная – обозначение границы между двумя последовательными единицами: морфемами и словами
  2. дистинктивная – различение звуковых оболочек слов и морфем; включает в себя:
    1. перцептивную функцию (опознавательную, отождествительную) — доведение звуков речи до восприятия;
    2. сигнификативную (смыслоразличительную, различительную, дифференциальную) — различение значимых элементов языка: морфем и слов.

 

Теория фонемы по МФШ и ЛФШ

 

Московская фонологическая школа (Аванесов, Кузнецов, Реформатский, Панов, Трубецкой)

Ленинградская фонологическая школа (Матусевич, Щерба, Зиндер)

Обе основаны на работах раннего времени Бодуэна де Куртенэ.

МФШ (фонемы ы нет!) ЛФШ (фонема ы есть!)
  1. Звуки одной фонемы не обязательно должны быть родственны, похожи, соответствовать одному звукотипу; они могут различаться. В границах одной фонемы звуки объединяются на основе их поведения в морфеме. Если они позиционно чередуются в пределах одной морфемы, то и относятся к одной фонеме
Ex: в[о]ды-в[∧]да-в[ъ]дяной
  1. Звуки одной фонемы должны быть физиологически и акустически родственными, похожими, соответствовать определенному звукотипу.
 
  1. В выделении и определении фонемы представители исходят из морфемы, а следовательно из нелинейных парадигматических отношений = теория фонологической парадигматики
  1. В выделении и определении фонемы представители исходят из словоформы, а следовательно из линейных синтагматических отношений = теория фонологической синтагматики
  1. Фонологическая (фонематическая) транскрипция:
снега, снег <с/с’н’эг//г’//ж-> (подснежник, Белоснежка) чекаем чередования в других словоформах
  1. Фонологическая (фонематическая) транскрипция:
снега <с’н’ига> снег <с’н’эк> шо есть то смотрим нам че больше всех надо
  1. В концепции МФШ звуковое качество фонемы определяется по звуку в сильной позиции (т.н. морфемизм).
Сделан акцент на функциональном аспекте формы; фонема -- единица в составе морфемы, служит для объединения морфов одной и той же морфемы или различения разных морфем. При выделении фонем МФШ исходит из позиционных чередований звуков. Если 2 и более звуков чередуются в пределах одной и той же морфемы, то они представляют одну и ту же фонему.
  1. В концепции МФШ звуковое качество фонемы определяется по звуку в любой позиции (т.н. фонетизм).
 
Основное правило выделения фонемы: Если 2 и более звука встречаются в одной и той же позиции и при этом не могут заменить друг друга без изменения смысла слова или изменения его до неузнаваемости, то такие звуки являются представителями разных фонем. Ex: -сом-; -лом-; -ком-; -дом-, -д∧м-, -дъм-   Звуки в сильной позиции – самостоятельные фонемы, а те, которые нельзя поставить в сильную позицию, фонем не образуют. Ex: нет фонем ∧, ъ, ь   Соответственно, фонемой признается весь ряд аллофонов, в которых она реализуется в разных позициях Ex: для <а> это [∧], [ъ], [ь], [∝] и тд  

Вывод

  1. Одна и та же фонема может выражаться разными в артикуляционно-акустическом отношении звуками
Ex: для <а> это [∧], [ъ], [ь], [∝] и тд
  1. Одна и та же фонема может выражаться только однородными в артикуляционно-акустическом отношении звуками
  1. Один и тот же звук может выражать различные фонемы в системе языка
Таким образом, в системе представлены пересечения парадигм фонем  
  1. В концепции ЛФШ не бывает пересекающихся парадигм
  1. В одном звуке могут одновременно выражаться две фонемы (гиперфонема)
 
3. В одном звуке может выражаться только одна фонема
  1. Фонема может выражаться нулем звука
Ex: лёд и льды <л’од/д’и>
4. Нулевая фонема является факультативной. Если звука нет в структуре словоформы, то нет и фонемы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1843; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.005 с.)