Алло-эмическая система терминов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алло-эмическая система терминов



Оглавление

1. Концепция «язык – речь» как методологическая основа для разграничения единиц языка единиц речи. Единицы языка и единицы речи на разных уровнях языковой структуры. Соотношение между единицей языка и единицами речи на фонетическом уровне (общее представление)

2. Фонетика как научная дисциплина, как составная часть русистики. Объект и предмет фонетики

3. Артикуляция: строение артикуляционного аппарата, органы речи, их функции

4. Акустическая и перцептивная фонетика

5. Звуковой поток и его членение (сегментные и суперсегментные единицы)

6. Теория слога. Принципы слогоделения

7. Ударение. Акцентное выделение слова. Интонация

8. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. На самостоятельное изучение!

9. Графика: средства, принципы русской графики и отступления от них

10. Орфография: понятие орфограммы, принципы русской орфографии

11. Звук речи (фон) и фонема. Принципы выделения фонем. Функции фонем.

12. Теория фонемы по МФШ и ЛФШ

13. Фонетическая позиция. Виды фонетических позиций. Нейтрализация фонем. Гиперфонема

14. Теория фонологических оппозиций (по Трубецкому)

15. Общие принципы классификации звуков речи (фонем)

16. Классификации согласных звуков (фонем) по разным признакам. Общая (сводная) классификация. Характеристика согласного звука по разным признакам

17. Особенности некоторых микросистем в современном русском литературном языке: микросистемы губно-зубных, переднеязычных передне-небных, заднеязычных согласных. История формирования, особенности реализации звуков в современном русском языке

18. Классификация гласных звуков (треугольник гласных). Признаки классификации. Состав (количество) ударных гласных фонем современного русского языка и их место в системе гласных. Позиции их реализации в словоформах

19. Безударные гласные в 1-м предударном слоге, в позициях 2-го, 3-го предударного и заударных слогах после твердых и после мягких соглас-ных. Закономерные изменения ударных гласных фонем в этих позициях

20. Безударные гласные в абсолютном начале и абсолютном конце слова

21. Комбинаторные изменения согласных звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, удвоение согласных, упрощение групп согласных (закономерности в системе согласных); позиционные изменения; комбинаторно-позиционные изменения

22. Чередования звуков: определение чередования, типы чередований и обусловливающие их причины. Функции чередований. На самостоятельное изучение!

 

 

Концепция «язык – речь» как методологическая основа для разграничения единиц языка единиц речи. Единицы языка и единицы речи на разных уровнях языковой структуры. Соотношение между единицей языка и единицами речи на фонетическом уровне (общее представление)

 

Противопоставление язык/речь ввел в лингвистику швейцар- ский ученый Фердинанд де Соссюр (1857–1913). Для того чтобы продемонстрировать различие между языком (систе- мой, существующей в сознании человека) и речью (ее кон- кретной реализацией), он сравнивал язык с шахматами (как шахматы состоят из определенного набора фигур и правил их передвижения, так и язык состоит из набора знаков и лин- гвистических правил), а речь — с конкретной, единичной шахматной партией.

 

Язык – сложнейшая знаковая система, работающая в единстве с мышлением и сознанием человека.

Язык – это система знаков, код;

Речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида. Сущность языка в речевой деятельности, значит необходимо изучать живые языки.(Куртэне)

 

Дихотомии (противопоставления), характеризующие язык в целом: говорящий - слушающий, язык - речь, синхрония - диахрония…

 

ЯЗЫК + РЕЧЬ = РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для осуществления речевой деятельности необходимо:

● Более 2 человек

● Общий код/система

● Пространство, канал связи – воздух

● Деятельность речевого аппарата, те фонация

● Целенаправленность

 

Язык – это психическая сторона, мозговой процесс (церебрация)

Речь – фонация (говорение), является индивидуальной

 

Речь есть реализация языка, кода, воплощение языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Язык – орудие (средство общения), а речь – производимый этим орудием вид общения. Речь актуальна, язык же потенциален.

Язык стабилен, но относительно (есть случаи, когда слово появлялось в речи и переходило в язык)

 

Между уровнями языка существуют иерархические отношения (нижний уровень включается в верхний)

 

Структурный уровень языка Единицы языка Единицы речи
Синтаксический Предложение (модель предложения) Словосочетание Синтаксема Фраза Высказывание
Лексический Лексема (слово) Лекса (лекс) Словоформа
Морфемный (морфологический) Морфема Морф
Фонетический Фонема Фон (звук речи)

Объективные качества

Частота - число колебаний за единицу времени. Измеряется в Гц

Интенсивность (Сила звука) - свойство звука, зависящее от амплитуды колебаний. Чем выше амплитуда, тем сильнее звук.

Спектр - относительная амплитуда всех его частотных составляющих.

Длительность речевых звуков измеряется в миллисекундах (мс) и составляет обычно не менее 25 мс. В среднем же длительность звуков речи находится в пределах 40-200 мс

Субъективные качества

Высота - субъективное восприятие звука, определяемое на слух и зависящее от частоты колебаний. Чем выше частота, тем выше воспринимается звук. Измеряется в Мелах (или барках)

Громкость - субъективное восприятие силы/интенсивности звука (абсолютная величина слухового ощущения). Чем более сильный звук, тем более громким он воспринимается. Еще зависит от высоты (частоты): более высокий звук воспринимается как более громкий.

Долгота  - продолжительность с количеством колебаний во времени. В русском не так важна, от долготы звука слово не меняется (кроме случаев, когда слова пишутся одинаково, но от ударения зависит, что это за слово)

Тембр - субъективное восприятие спектра; индивидуальная особенность акустических признаков звука, его окраска, соотношение тона основного и обертонов. Например, у звука могут быть одни высота и громкость, но выполнены они на разных инструментах. Тембр инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и проч.

Человек воспринимает звук в пределах 16-20 кГц

Ультразвук -- звук ниже 16 кГц

Инфразвук -- звук выше 20 кГц

 

Гармонические колебания - идеальные колебания с одинаковыми циклами. Графиком гармонического колебания является синусоида или косинусоида.

Частота основного тона – частота повторения полных колебаний циклов в единицу времени. Все частоты сложного колебания кратны ЧОТ (F0) и называются гармониками, если включают ЧОТ, или обертонами, если не включают ЧОТ.

Спектральное разложение Фурье: любое периодическое колебание является суммой основных тонов, частоты которых кратны ЧОТ, причем эти колебания различаются по фазе и амплитуде.

 

Тон - музыкальный (периодические колебания, т.е. число циклов велико, они не отличаются друг от друга. могут быть как простые, так и сложные. по сути это не периодические, а квазипериодические, т.е. они постепенно медленно затухают, циклы не идентичны, но похожи) звук

Шум - немузыкальный (непериодические колебания. всегда являются сложными) звук. Может быть импульсным или турбулентным.

Акустическая теория речеобразования (создатель Г. Фант): свойства звуков определяются свойствами их источников и резонаторов речевого тракта. Речь рассматривается как процесс фильтрации. Суть: речевой тракт пропускает (усиливает) только те частоты, которые совпадают с его собственной частотой. Носовая и ротовая полости выступают в качестве резонаторов.

Резонанс и резонаторы - дополнительные обертоны

 

Формант — это резонансные частоты речевого тракта определенной формы и объема (частотные области, совпадающие с частотой резонатора). Частоты формант (кроме ЧОТ) задаются конфигурацией речевого тракта. Совокупность значений формант называется F-картиной.

 

Вся эта чудесная фигня исследуется экспериментальной фонетикой при помощи спектрограмм (частоты) - делятся на узкополосные и широкополосные - и осциллограмм (длительность).

 

 

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

предмет - восприятие речи слушающими, то, что сказали и восприняли

 

1. На самом первом этапе происходит «прием» речевого сигнала барабанной перепонкой — «улавливание» и «регист- рация» звуковых колебаний.

2.На следующем этапе осуществляется преобразова- ние принятых колебаний в удобную для анализа форму, сходную с динамической спектрограммой, — эта форма представления акустического сигнала называется «слуховой спектрограммой».

3. В центральных отделах слухового анализатора «слу- ховая спектрограмма» подвергается дальнейшей обработке, в процессе которой происходит выделение в ней наиболее существенных для восприятия акустических событий и признаков.

4. На завершающем этапе осуществляется лингвистиче- ская интерпретация сигнала: выделенные ранее акустические события и признаки используются для принятия решений о фонемном составе принятого сообщения и о наличии в нем определенных знаковых единиц.

 

Слуховой аппарат человека состоит из трех отделов:

периферического (его образуют наружное, среднее и внутреннее ухо);

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, упирающегося в барабанную перепонку, отделяющую наружное ухо от среднего. В барабанную перепонку вращена рукоятка молоточка, который наряду с наковальней и стре- мечком находится в среднем ухе или барабанной полости, наполненной воздухом. Колебания барабанной перепонки приводят в дви- жение молоточек, прикрепленный к ней одним своим кон- цом; другой его конец соединен через наковальню со стре- мечком. От внутреннего уха среднее ухо также отделено перего- родкой, в которой имеются два отверстия — круглое и овальное. Основание стремечка укреплено в овальном окне улитки — основного органа слухового отдела внутреннего уха. Внутреннее ухо (лабиринт) заполнено лимфатической жидкостью и имеет два отдела — слуховой и вестибуляр- ный. Слуховой отдел внутреннего уха представляет собой полую костную спираль, свернутую приблизительно в три оборота, которая называется улиткой. Движения стремечка через овальное отверстие приводят в действие жидкость внутри улитки.

проводникового (нервные пути)

слуховой нерв, присоединенный к мембране улитки и считывающий информацию разложении сложного звука на простые колебания

центрального (находящегося в коре головного мозга).

 

Теория фонемы по МФШ и ЛФШ

 

Московская фонологическая школа (Аванесов, Кузнецов, Реформатский, Панов, Трубецкой)

Ленинградская фонологическая школа (Матусевич, Щерба, Зиндер)

Обе основаны на работах раннего времени Бодуэна де Куртенэ.

МФШ (фонемы ы нет!) ЛФШ (фонема ы есть!)
  1. Звуки одной фонемы не обязательно должны быть родственны, похожи, соответствовать одному звукотипу; они могут различаться. В границах одной фонемы звуки объединяются на основе их поведения в морфеме. Если они позиционно чередуются в пределах одной морфемы, то и относятся к одной фонеме
Ex: в[о]ды-в[∧]да-в[ъ]дяной
  1. Звуки одной фонемы должны быть физиологически и акустически родственными, похожими, соответствовать определенному звукотипу.
 
  1. В выделении и определении фонемы представители исходят из морфемы, а следовательно из нелинейных парадигматических отношений = теория фонологической парадигматики
  1. В выделении и определении фонемы представители исходят из словоформы, а следовательно из линейных синтагматических отношений = теория фонологической синтагматики
  1. Фонологическая (фонематическая) транскрипция:
снега, снег <с/с’н’эг//г’//ж-> (подснежник, Белоснежка) чекаем чередования в других словоформах
  1. Фонологическая (фонематическая) транскрипция:
снега <с’н’ига> снег <с’н’эк> шо есть то смотрим нам че больше всех надо
  1. В концепции МФШ звуковое качество фонемы определяется по звуку в сильной позиции (т.н. морфемизм).
Сделан акцент на функциональном аспекте формы; фонема -- единица в составе морфемы, служит для объединения морфов одной и той же морфемы или различения разных морфем. При выделении фонем МФШ исходит из позиционных чередований звуков. Если 2 и более звуков чередуются в пределах одной и той же морфемы, то они представляют одну и ту же фонему.
  1. В концепции МФШ звуковое качество фонемы определяется по звуку в любой позиции (т.н. фонетизм).
 
Основное правило выделения фонемы: Если 2 и более звука встречаются в одной и той же позиции и при этом не могут заменить друг друга без изменения смысла слова или изменения его до неузнаваемости, то такие звуки являются представителями разных фонем. Ex: -сом-; -лом-; -ком-; -дом-, -д∧м-, -дъм-   Звуки в сильной позиции – самостоятельные фонемы, а те, которые нельзя поставить в сильную позицию, фонем не образуют. Ex: нет фонем ∧, ъ, ь   Соответственно, фонемой признается весь ряд аллофонов, в которых она реализуется в разных позициях Ex: для <а> это [∧], [ъ], [ь], [∝] и тд  

Вывод

  1. Одна и та же фонема может выражаться разными в артикуляционно-акустическом отношении звуками
Ex: для <а> это [∧], [ъ], [ь], [∝] и тд
  1. Одна и та же фонема может выражаться только однородными в артикуляционно-акустическом отношении звуками
  1. Один и тот же звук может выражать различные фонемы в системе языка
Таким образом, в системе представлены пересечения парадигм фонем  
  1. В концепции ЛФШ не бывает пересекающихся парадигм
  1. В одном звуке могут одновременно выражаться две фонемы (гиперфонема)
 
3. В одном звуке может выражаться только одна фонема
  1. Фонема может выражаться нулем звука
Ex: лёд и льды <л’од/д’и>
4. Нулевая фонема является факультативной. Если звука нет в структуре словоформы, то нет и фонемы

 

Особенности некоторых микросистем в современном русском литературном языке: микросистемы губно-зубных, переднеязычных передне-небных, заднеязычных согласных. История формирования, особенности реализации звуков в современном русском языке

 

Микросистемы губно-зубных (в-в‘, ф-ф‘)

изначально в славянских языках не было фонемы ф, она появилась вместе с приходом заимствований из греческого и европейских языков и из в на конце слов после падения редуцированных, когда стали появляться закрытые слоги

Приходит ф к нам в твердом виде (что очевидно, ведь в других языках сложно с палатализацией), и только потом при прогибании ее под русскую систему появляется ф’ (в 13-14 веке когда стали появляться еще мягкие варианты)

 

эта же пришедшая ф вступает в пару по глухости/звонкости с в, которая раньше была сонорной, а потом стала шумной

 

в как и все шумные звонкие согласные ограничен в употреблении. Он не встречается в абсолютном конце, где чередуется с соответствующим глух Ф (ваза, вулкан, запев). в конце слов, в результате чередования звонких с глухими, так же имеется ф’ (любовь)

 

Микросистемы переднеязычных передне-небных (ш, ͞ш’, р, р’, т’ш’, ж, ж’)

исконно все эти согласные были мягкими, но к 14 веку ш и ж твердеют, ч сохраняет свою мягкость

ж’ и щ стали щелевыми (были сложными аффрикатами)

       щ сохранила (единственная) парадигматическую долготу в память об аффрикатном прошлом

       ж’ - уродец, исчезающий из языка. возникает только на стыке морфем (ездить-езжу, брызгать-брызжу), потому что чередование <з/сд> - <ж’> и <з/сг> - <ж’> непродуктивны, в отличие от <д> - <ж> и <г> - <ж>. это продуктивное чередование вытесняет единственную позицию, где могла быть ж‘

 

ш - ͞ш’ эта система не вступает в чередования по твердости/мягкости, это по сути разные фонемы

ж - ж’ (искл: помощь-помощник)

из этой системы единственная нормальная пара это ш-ж (по глух - тверд)

 

р-р’: обе фонемы встречаются во всех позициях, но в зависимости от позиции количество вибраций может отличаться

ч: у этой аффрикаты нет звонкой пары

 

Ш двухфокусный и имеет особую природу по сравнению с однофокусным С.

Специфика в том, что шум образуется в двух местах. Таким образом основной шум согласного образуется

1. в щели между кончиком языка и твердым нёбом

2. в щели между задней части спинки и мягким нёбом. Также он лабиализованный (окраска на У)

Употребляется во всех фонетических позициях.

 

При артикуляции Щ передняя часть спинки прогибается, кончик поднимается к верхним зубам, а не альвеолам (какуминальное перешло в апикальное). Всегда долгий, но перед согласными может сократиться.

Употребляется во всех фонетических позициях.

Существует три вида произношения; Щ- литературный и Ш`Т`- ленинградское(они равноправны, но в последнее время ленинградское уступает)

 

ж - произносится так же, но чуть слабее и сопровождается голосом. По дистрибуции он ограничен в начале слова и в интервокальной позиции (жук, пожар) В конце слова чередуется с ш (нож).

 

ж’ - мягкий и всегда долгий. Произносится так же как и Щ, но он слабее, как и все звонкие типы, при артикуляции участвует голос. Всегда лабиализованный и долгий. Встречается редко и в интервокальном положении (жужжать)

ж’ долгий и ж долгий в этом случае равноправны, но последний более употребим.

 

Матусевич т.з: В историческом плане все двухфокусные были мягкими, но к концу 14 века Ш и Ж отвердели, Ч сохранило свою мягкость. Потом смычный элемент утратился и образовались Щ долгий и Ж`долгий. (щука) Иногда произношение сохраняется- счука. В следствии этого з/с + ч = щ (расчистить)

Передненёбные с т.з орфоэпии: звонкие мягкие согласные (ж’) считаются более литературными.

 

Классификация гласных звуков (треугольник гласных). Признаки классификации. Состав (количество) ударных гласных фонем современного русского языка и их место в системе гласных. Позиции их реализации в словоформах

 

подъем\ряд передний передне-средний средний средне-задний задний
верхний и ÿ ы у
верхне-средний   ь/эи эы    
средний э ö/.э ъ о
средне-нижний   ä α Λ  
нижний     а’ а (в начале)  

явление “недострела” (undershoot) – сокращение треугольника гласных в направлении центра в безударных слогах. в РЯ две степени сужения -> 3 треугольника: фонемы в 1м предударном и начале/конце, а также ъ,ь,ъо

 

Гласные звуки -- максимально звучные, потому что при их образовании возникает тон в гортани в результате работы голосовых связок, а в полости глотки и рта воздушная струя не встречает преград, которые могли бы создать шум.

С акустическое стороны гласные звуки характеризуются как тоны  с незначительной долей шума. В основе всех русских гласных преобладает голос. Гласные РЯ различаются тембром, или окраской, а тембр зависит от того, какие обертоны (дополнительные тоны) сопутствуют основному звуковому тону. Основной тон образуется в гортани при прохождении воздуха через голосовые связки. Обертоны на него наслаиваются при прохождении воздуха через полости глотки и рта.

На качество гласного оказывает влияние форма и величина ротового резонатора. Максимально открыта полость рта при произнесении а, значит это открытый звук. Звуки и, у, ы - закрытые, тк при подъеме языка ротовой резонатор значительно сокращается, но при у он увеличивается за счет вытянутых губ.

 

Итак, основную роль в артикуляции гласных звуков играют голосовые связки, язык и губы.

Сильной позицией для гласных является позиция под ударением. В отличии от согласных, гласные чаще противопоставляются одновременно несколькими признаками.

Позиции:

1.  Ударные позиции:

а) между твердыми согласными;

б) между мягкими согласными;

в) после мягкого и перед твердым согласным

2. Безударные позиции:

а) 1-й предударный слог;

б) 2-й, 3-й и т д предударные слоги не в абсолютном начале, 1-й, 2-й и т д заударные слоги не в абсолютном конце;

в) в абсолютном начале;

г) в абсолютном конце.

 

По МФШ в русском языке 5 гласных фонем, по ЛФШ - 6 фонем (включая ы).

 

В качестве дифференциальных признаков гласных выделяются:

● Ряд (устанавливается по движению языка по горизонтали)

● Подъем (определяется по движению языка по вертикали)

● Наличие/отсутствие лабиализации (огубленности)

Не дифференциальным признаком является, например, нозализированность или различная степень длительности.

 

В безударных слогах гласные подвергаются редукции. Она может быть:

● Количественная - меняется долгота произношения звука, других изменений нет. Этой редукции подвергается только у.

● Количественно-качественная - меняется не только долгота звука, но и его качество, то, как он произносится. Этой редукции подвержены все гласные звуки. кроме у.

● Слабая - звук практически не изменяется. Происходит в позициях 1 предударного слога, а также в позициях абсолютного конца и начала.

● Сильная - звук заметно изменяется. Происходит в позициях 2 и более предударных, а также во всех заударных слогах.

 

Каждый звук состоит из экскурсии, выдержки и рекурсии. Из-за этого можно сказать, что ударные звуки неоднородны, а длина их составных элементов зависит от 1) самого звука и 2) от дистрибуции относительно согласных. После мягких согласных гласные могут приобретать свойства дифтонгоидов: ударный о, например в словах кот, он – [уо]; ударное е после мягких согласных начинается с элемента и, например дед, лес – [иэ]. Еще есть трифтоноид уои: поле

 

Комбинаторные изменения согласных звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, удвоение согласных, упрощение групп согласных (закономерности в системе согласных); позиционные изменения; комбинаторно-позиционные изменения

 

Комбинаторные изменения: огубление, назализация, ассимиляция, диссимиляция, удвоение согласных, упрощение групп согласных

Позиционные изменения: редукция согласного в абсолютном конце слова, изменение долготы в конце, позиции йота

Комбинаторно-позиционные изменения: аккомодация ударных гласных, редукция безударных гласных

 

Комбинаторные изменения

– это фонетические изменения, возникающие в рез-те влияния звуков друг на друга в потоке речи, к ним относятся: аккомодация (огубление и назализация), ассимиляция, диссимиляция.

При комбинаторных изменениях происходят качественные изменения, т.к. часто рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего (прогрессивное направление) или экскурсия последующего влияет на рекурсию предыдущего (регрессивная). Комбинаторные изменения определяются принятыми в языке правилами, находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы каждого языка.

                   

Аккомодация – это приспособление артикуляции звуков разного типа между гласными и согласными (есть регрессивная, есть прогрессивная), может быть двухсторонней, не может быть полной/неполной.

● гласные в контакте с М и Н назализируются (двусторонний процесс)

● согласные в контакте с О и У приобретают огубленность (регрессивный процесс)

 

Ассимиляция – артикуляционное уподобление (полное или частичное) одного звука другому в потоке речи, происходит только между звуками одного типа. Для русского языка характерно зияние.

● консонантная или вокалическая (лод(т)ка и бывать)

● прогрессивная (в рус нет) и регрессивная (характерна для рус яз)

● по результатам: полная (если звуки становятся одинаковыми) или частичная (звук теряет только часть признаков, сохраняя различия)

● по положению бывает дистантная – то есть звуки отделены другими звуками, и контактная – то есть звуки в непосредственном контакте

Различают ассимиляцию по: мягкости-тверд, глух-звонк, месту и способу образования.

 

Диссимиляция – артикуляц-е расподобление звуков в пределах слова, вследствие чего наблюдается утрата их общих фонет признаков. Происходит между звуками одного типа, обычно свойственна разговорной речи, диссимиляция гласных есть только в диалектах

Бывает: вокалическая-консонантная, прогресс-регресс, контакт-дистантная

 

Удлинение согласного – возникновение синтагматической долготы. Может сопутствовать ассимиляции (бесшумный, без сердца). СЧ ССЧ СТЧ ЗЧ ЗДЧ ЖЧ ШЧ переходят в долгий [ш‘]

 

Упрощение групп согласных (непроизносимая согласная) – при стечении нескольких согласных между гласными один из них не произносится (солнце, завистливый, частный, бездна)

 

Диэреза – выпадение звука в сложном сочетании звуков (солнце)

Гаплология - сокращение одного или 2х одинаковых или близких по звучанию слогов в слове (минералология - минералогия)

Эпентеза – появление в слове дополнительных звуков (радиВо)

Протеза – появление в начале слова дополнительного звука (осемь – восемь)

Метатеза – взаимное перемещение звуков или слогов в слове (ладонь от долонь)

 

Позиционные изменения

вызваны произносительными позициями – положением звука по отношению к ударению или местом в слове:

1) оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова

Ex: код произносится [кот]

2) сокращение долготы согласных

В русском языке имеется тенденция к сокращению двойных согласных которая однако не осуществляется на морфологических стыках. при сочетании на стыках морфем одинаковых согласных, отличающихся твердостью, необходимо произносить двойной согласный. В словах иностранного происхождения имеет большое значение наличие таких же двойных согласных на стыке морфем (например р отсутствует, л в ОЧЕНЬ редких случаях)

На конце слова как правило утрачивается но есть исключения

Ex: колонн, билль (о правах)

3) позиции йота

сильная позиция: перед ударной гласной

слабые позиции: все остальные

 

Изначально заднеязычные были только твердыми и не могли противопоставляться соотв. мягким согласным. Если же они находились в позиции перед гласными переднего ряда (И, Э), то происходила их замена в шипящие или свистящие

Топить - топлю

      1. б’//бл’

Любить - люблю

      1. в’//вл’

Ловить - ловлю

      1. м//мл’

Земной - земля

      1. ф’//фл’ (появился позднее при формировании фонемы ф)

Графить - графлю

    1. Чередования зубных
      1. т//т’ш’ (аффриката ч образовалась из *tj - *svetja - свеча)

Ответить - отвечу

      1. т//ш’ (первое - исконные, второе - старославянские заимствования)

свет - освещать

      1. д//д’//ж (шипящие ж’ и ш’ образовались из сочетаний зубных с j, потом отвердели)

водить-вожу

      1. д’//жд’ (первое - исконные, второе - старославянские заимствования)

водить - вождение

      1. з//ж (шипящие ж’ и ш’ образовались из сочетаний зубных с j, потом отвердели)

морозить - заморожу

      1. с//ш (шипящие ж’ и ш’ образовались из сочетаний зубных с j, потом отвердели)

Украсить - украшу

      1. ст//с’т’//ш’ (первые - исконные, третье - старославянские заимствования)

чистый - чистить - чищу

      1. зд//ж (шипящие ж’ и ш’ образовались из сочетаний зубных с j, потом отвердели)

Ездить - езжу

      1. ж//жд (первое - исконные, второе - старославянские заимствования)

надёжный - надежда

      1. ск//ш’ (первое - исконные, второе - старославянские заимствования)

Выпускать - выпущу

      1. зг//ж’ или зг//ж

брызгать - брызжу

  1. Диссимиляция перед суффиксом инфинитива
    1. настоящие (истинные)
      1. т//с

мету - мести

      1. д//с

веду - вести

    1. аналогические
      1. б//с

гребу - грести

скребу - скрести

  1. Чередования твердых и мягких согласных в сильной позиции
    1. на стыке морфем

Кот - о коте

Спор - спорить

    1. внутри морфемы (индоевропейские *e//*o хоба и стали t’e//o а потом хоба и еще t’o//o)

нёс - ноша

вёз - воз (!не внутр. флексия, а супплетивизм) (внимание! здесь разные нулевые суффиксы! спасибо за внимание!)

смерть - мор - мёртвый

тёк - ток

лёг - ляг (аномалия!!)

  1. Чередование <э>//<о>

после мягких, но не перед мягкими в 16 веке

       ель - ёлка

       смерть - мёртвый

       Петя - Пётр

       течь - тёк

  1. Чередование <о>//<а> при образовании видовых форм (“очень древнее и загадочное чередование”)

Бросать - подбрасывать

  1. Суффикс ну

       двигать - двинуть

       глядеть - глянуть

  1. Чередование праславянского носового
    1. а//м//им

Жать - жму - нажимать

    1. а//н//ин

Жать - жну - пожинать

  1. Чередования, связанные с европейскими дифтонгами
    1. ов//у

ковать - куй

    1. э//оj

петь - пой

    1. <непонятная фонема>//Ø

бр а ть - б е ру - наб и рать - наб о р - на бр ать

 

 

Как живые, так и исторические чередования играют одну и ту же роль в строе языка; это обстоятельство служит основанием для выделения особой лингвистической дисциплины – морфонологии (науки, изучающей такие чередования фонем, которые не обусловлены фонет позицией и служат для выражения различного рода грам значений), промежуточный между фонетикой и морфологией

                                                      

В отличии от фонетических, исторические чередования отражаются на письме.

 

Функции чередований.

1.  Функционирующие – такие чередования, которые выполняют в языке определенные функции. Функции чередований:

А) Грамматическая (морфологическая) функция – чередования служат средством различения грамматических форм одного и того же слова, те участвуют в словоизменении. Обычно эта ф-я идет в дополнение к ф-ям флексий, суффиксов, но в случае внутренней флексии они полностью все берут на себя

       Ex: видеть - вижу, песок - песка, дом - дома - домашний

Б) Лексико – грамматическая функция – чередования служат средством различения грамматических форм разных однокоренных слов

       Ex: река - речной, досуга - досужий

Функционирующими являются исторические чередования. Что касается фонетически обусловленных чередований, то они могут быть как функционирующими, так и не функционирующими.

2. Нефункционирующие чередования – такие, которые не играют какой-либо роли в различении форм одного слова и разных однокоренных слов. Не выполняют функций ряды чередований, в которые входят звуки, подвергшиеся аккомодации.

 

Оглавление

1. Концепция «язык – речь» как методологическая основа для разграничения единиц языка единиц речи. Единицы языка и единицы речи на разных уровнях языковой структуры. Соотношение между единицей языка и единицами речи на фонетическом уровне (общее представление)

2. Фонетика как научная дисциплина, как составная часть русистики. Объект и предмет фонетики

3. Артикуляция: строение артикуляционного аппарата, органы речи, их функции

4. Акустическая и перцептивная фонетика

5. Звуковой поток и его членение (сегментные и суперсегментные единицы)

6. Теория слога. Принципы слогоделения

7. Ударение. Акцентное выделение слова. Интонация

8. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. На самостоятельное изучение!

9. Графика: средства, принципы русской графики и отступления от них

10. Орфография: понятие орфограммы, принципы русской орфографии

11. Звук речи (фон) и фонема. Принципы выделения фонем. Функции фонем.

12. Теория фонемы по МФШ и ЛФШ

13. Фонетическая позиция. Виды фонетических позиций. Нейтрализация фонем. Гиперфонема

14. Теория фонологических оппозиций (по Трубецкому)

15. Общие принципы классификации звуков речи (фонем)

16. Классификации согласных звуков (фонем) по разным признакам. Общая (сводная) классификация. Характеристика согласного звука по разным признакам

17. Особенности некоторых микросистем в современном русском литературном языке: микросистемы губно-зубных, переднеязычных передне-небных, заднеязычных согласных. История формирования, особенности реализации звуков в современном русском языке

18. Классификация гласных звуков (треугольник гласных). Признаки классификации. Состав (количество) ударных гласных фонем современного русского языка и их место в системе гласных. Позиции их реализации в словоформах

19. Безударные гласные в 1-м предударном слоге, в позициях 2-го, 3-го предударного и заударных слогах после твердых и после мягких соглас-ных. Закономерные изменения ударных гласных фонем в этих позициях

20. Безударные гласные в абсолютном начале и абсолютном конце слова

21. Комбинаторные изменения согласных звуков: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, удвоение согласных, упрощение групп согласных (закономерности в системе согласных); позиционные изменения; комбинаторно-позиционные изменения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.206 с.)