Артикуляция: строение артикуляционного аппарата, органы речи, их функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Артикуляция: строение артикуляционного аппарата, органы речи, их функции



Артикуляционный уровень (надгортанные органы): ротовая полость, зубы, губы, язык, твердое и мягкое небо, мягкое небо переходит в увулу и носовую занавеску, открывающую или закрывающую проход в носовую полость

Этот уровень является источников обертонов и резонаторных тонов + образует шумы

 

Фонационный уровень (гортань): надгортанник, перстневидный хрящ, щитовидный хрящ, черпаловидные хрящи, к которым крепится складка слизистой мышцы, называемая голосовыми связками. Крепятся голосовые связки таким образом, что при движении черпаловидных хрящей щель между голосовыми связками (голосовая щель) может расширяться или смыкаться.

Гортань является источником голоса и особых гортанных шумов (придыхание и взрыв)

 

Инициационный уровень (дыхательный аппарат): легкие состоят из легочных альвеол, которые срастаются в бронхеолии, которые, в свою очередь, соединяются в бронхи. Бронхи переходят в трахею. На этом уровне присутствуют диафрагма и межреберные мышцы.

Этот уровень выполняет функцию мехов, нагнетает струю воздуха

 

Также органы речи подразделяются на активные и пассивные.

● Активные органы (губы, язык, стенки глотки, увула, мягкое небо, голосовые связки) двигаются во время артикуляции

● Пассивные органы (носовая полость (под вопросом у некоторые исследователей), зубы, твердое небо, альвеолы) не двигаются во время артикуляции

 

Артикуляция - работа органов речи для производства звуков. Состоит из 3 этапов: экскурсия (органы становятся в положение, необходимое для произнесения звука), выдержка (непосредственно само произнесение), рекурсия (органы возвращаются в положение покоя). В процессе речи экскурсия следующего звука накладывается на рекурсию предыдущего и они влияют друг на друга.

 

Акустическая и перцептивная фонетика

 

Методы экспериментальной фонетики:

● лабиография

● электропалатография

● электромагнитная артикулография

● магнитно-резонансная томография

● ларингоскопия

● электромиография

 

Речевой сигнал — передающиеся по среде добавочные (по сравнению с атмосферным давлением) колебания воздушного давления, которые возникают в результате аэродинамических и акустических процессов, обусловленные артикуляцией

Звук – волновые колебания упругой среды, которые могут восприниматься органами слуха. Скорость звука = 360 м/с. Длина звуковой волны - расстояние, проходимое звуком за период одного колебания.

 

Как физического явления – акустический аспект

Объективные качества

Частота - число колебаний за единицу времени. Измеряется в Гц

Интенсивность (Сила звука) - свойство звука, зависящее от амплитуды колебаний. Чем выше амплитуда, тем сильнее звук.

Спектр - относительная амплитуда всех его частотных составляющих.

Длительность речевых звуков измеряется в миллисекундах (мс) и составляет обычно не менее 25 мс. В среднем же длительность звуков речи находится в пределах 40-200 мс

Субъективные качества

Высота - субъективное восприятие звука, определяемое на слух и зависящее от частоты колебаний. Чем выше частота, тем выше воспринимается звук. Измеряется в Мелах (или барках)

Громкость - субъективное восприятие силы/интенсивности звука (абсолютная величина слухового ощущения). Чем более сильный звук, тем более громким он воспринимается. Еще зависит от высоты (частоты): более высокий звук воспринимается как более громкий.

Долгота  - продолжительность с количеством колебаний во времени. В русском не так важна, от долготы звука слово не меняется (кроме случаев, когда слова пишутся одинаково, но от ударения зависит, что это за слово)

Тембр - субъективное восприятие спектра; индивидуальная особенность акустических признаков звука, его окраска, соотношение тона основного и обертонов. Например, у звука могут быть одни высота и громкость, но выполнены они на разных инструментах. Тембр инструмента определяется материалом, формой, конструкцией и проч.

Человек воспринимает звук в пределах 16-20 кГц

Ультразвук -- звук ниже 16 кГц

Инфразвук -- звук выше 20 кГц

 

Гармонические колебания - идеальные колебания с одинаковыми циклами. Графиком гармонического колебания является синусоида или косинусоида.

Частота основного тона – частота повторения полных колебаний циклов в единицу времени. Все частоты сложного колебания кратны ЧОТ (F0) и называются гармониками, если включают ЧОТ, или обертонами, если не включают ЧОТ.

Спектральное разложение Фурье: любое периодическое колебание является суммой основных тонов, частоты которых кратны ЧОТ, причем эти колебания различаются по фазе и амплитуде.

 

Тон - музыкальный (периодические колебания, т.е. число циклов велико, они не отличаются друг от друга. могут быть как простые, так и сложные. по сути это не периодические, а квазипериодические, т.е. они постепенно медленно затухают, циклы не идентичны, но похожи) звук

Шум - немузыкальный (непериодические колебания. всегда являются сложными) звук. Может быть импульсным или турбулентным.

Акустическая теория речеобразования (создатель Г. Фант): свойства звуков определяются свойствами их источников и резонаторов речевого тракта. Речь рассматривается как процесс фильтрации. Суть: речевой тракт пропускает (усиливает) только те частоты, которые совпадают с его собственной частотой. Носовая и ротовая полости выступают в качестве резонаторов.

Резонанс и резонаторы - дополнительные обертоны

 

Формант — это резонансные частоты речевого тракта определенной формы и объема (частотные области, совпадающие с частотой резонатора). Частоты формант (кроме ЧОТ) задаются конфигурацией речевого тракта. Совокупность значений формант называется F-картиной.

 

Вся эта чудесная фигня исследуется экспериментальной фонетикой при помощи спектрограмм (частоты) - делятся на узкополосные и широкополосные - и осциллограмм (длительность).

 

 

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

предмет - восприятие речи слушающими, то, что сказали и восприняли

 

1. На самом первом этапе происходит «прием» речевого сигнала барабанной перепонкой — «улавливание» и «регист- рация» звуковых колебаний.

2.На следующем этапе осуществляется преобразова- ние принятых колебаний в удобную для анализа форму, сходную с динамической спектрограммой, — эта форма представления акустического сигнала называется «слуховой спектрограммой».

3. В центральных отделах слухового анализатора «слу- ховая спектрограмма» подвергается дальнейшей обработке, в процессе которой происходит выделение в ней наиболее существенных для восприятия акустических событий и признаков.

4. На завершающем этапе осуществляется лингвистиче- ская интерпретация сигнала: выделенные ранее акустические события и признаки используются для принятия решений о фонемном составе принятого сообщения и о наличии в нем определенных знаковых единиц.

 

Слуховой аппарат человека состоит из трех отделов:

периферического (его образуют наружное, среднее и внутреннее ухо);

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, упирающегося в барабанную перепонку, отделяющую наружное ухо от среднего. В барабанную перепонку вращена рукоятка молоточка, который наряду с наковальней и стре- мечком находится в среднем ухе или барабанной полости, наполненной воздухом. Колебания барабанной перепонки приводят в дви- жение молоточек, прикрепленный к ней одним своим кон- цом; другой его конец соединен через наковальню со стре- мечком. От внутреннего уха среднее ухо также отделено перего- родкой, в которой имеются два отверстия — круглое и овальное. Основание стремечка укреплено в овальном окне улитки — основного органа слухового отдела внутреннего уха. Внутреннее ухо (лабиринт) заполнено лимфатической жидкостью и имеет два отдела — слуховой и вестибуляр- ный. Слуховой отдел внутреннего уха представляет собой полую костную спираль, свернутую приблизительно в три оборота, которая называется улиткой. Движения стремечка через овальное отверстие приводят в действие жидкость внутри улитки.

проводникового (нервные пути)

слуховой нерв, присоединенный к мембране улитки и считывающий информацию разложении сложного звука на простые колебания

центрального (находящегося в коре головного мозга).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.01 с.)