Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ударение. Акцентное выделение слова. Интонация
Также речевой поток членится а суперсегментные единицы (единицы, которые накладываются на сегментные). Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности звука. ○ По объекту выделения ■ слоговое (буква из слога) ■ словесное (слог из слова) ну тут по всякому бывает ■ синтагматическое (слово из синтагмы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте ■ фразовое (слово из фразы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте ■ логическое (состоит в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих)
Свободное – падает а любой слог в слове Неподвижное – при образовании грамматических форм остается на одной и той же морфеме Подвижное – может падать на любую морфему Русское ударение - подвижное, свободное, ударный звук отличается силой, длительностью, особым тембром
Ортотоническое слово – слово, содержащее фонологически ударный слог. Клитик – слово без собственного ударения. Бывают проклитики и энклитики Слово обычно имеет одно ударение, но иногда (в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение. вòздухонепроницáемый, èсли-мóжно
Функции ударения:
Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся одинаковыми акцентным кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке принято выделять три основных акцентных парадигмы: акцентную парадигму А составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (воро’на); акцентную парадигму В — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена’); акцентные парадигмы С и D — имена с подвижным ударением (дар — дары’).
Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Способствует члению речевого потока на отрезки (фразы и синтагмы), а также служит в предложении средством выражения синтаксических значений (порядок слов один, но из него можно сделать утверждение, вопрос, просьбу), модальности (наше отношение к тому, что мы говорим) и эмоционально-экспрессивной окраски.
Просодические (интонационные ср-ва): ● Тональные/мелодика – связаны с изменением основного тона (направление тона, тембр, скорость, величина изменения тона и проч.) ● Количественно-динамические (пауза, длительность, темп, интенсивность) ● Артикуляционные (раствор рта, размер резонатора и проч.) ● Фонационные (различные типы голоса: шепот, фальцет…)
У каждого говорящего свой средний тон речи, но в некоторых местах фонетической синтагмы или фразы происходит резкое повышение или понижение тона, которое называется тональным акцентом. Движение тона на протяжении всей синтагмы называется тональным контуром. Интонационная организация фразы включает в себя: ● ее членение на такты ● распределение акцентных характеристик слов ● мелодический рисунок всей фразы и отдельных тактов ● темп произнесения ● сила звучания ● общий тембр (мрачный, радостный и пр) ● наличие пауз, ограничивающих фразу
Каждая синтагма имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое, логическое, акцентное). В каждой синтагме есть предцентровая и постцентровая часть, которые могут в конкретных синтагмах отсутствовать. Основными средствами (признаками), которые различают разные интонационные конструкции являются движением тона в центре и уровень тона в постцентровой части. Почти во всех языках: – повествование = понижение тона в постцентровой части – вопрос = повышение тона на одном из слогов – перед паузой во фразе голос обычно повышается
Интонема - единица интонации (аналог морфем), например, утверждение, вопрос, побуждение… Устойчивые сочетания интонем называются интонационными конструкциями (ИК). В РЯ наиболее используема система ИК Брызгуновой (7 штук) ИК-1: понижение тона; обычное повествовательное предложение, факт ИК-6: повышение тона; неожиданное обнаружение чего-то Еще есть модели Сесилии Оде и Кодзасова.
8. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. На самостоятельное изучение!
Бах<ное значение для ра3вития литературного язь|ка' его унификации имело появление книгопечатания. Фбогащенньпй таким образом я3ь|к московских приказ0в у)ке с {![ в. начи_ нает претендовать на роль общенационального и, действитель_ но, постепенно распространяется на все области Русского централи3ованного государства.!,иалектная 6аза 'этого язь1ка - московский говор, ассимилировавший некоторь!е черть1 окрух{а_ ющих говоров центра.
Орфоэпия – правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношениями, их обоснованием и установлением. Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и тех же морфем при отсутствии позиционных различий. Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радиовещания, театра и эстрады, школы и ораторского искусства. Опираясь на знание фонетики данного языка, орфоэпия дает индивидуальные нормы для разных случаев и выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям. Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди.
Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [з'в']ерь, е[с'л']м; по новой норме первый согласный — твердый: [зв']ерь, ё[сл']и); общенародную и профессиональную сферу употребления: добыча и добыча, искра и искра; мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской); территориальные разновидности литературного языка (например, произношение после гласного и в начале слова звука переднего ряда [э] в Москве и городах юга России: [э]тот, по[э]т — и звука передне-среднего ряда [э] в ряде северных и сибирских городов: [э]тот, по[э]т). Вариант «младшей» нормы при своем возникновении, вариант «старшей» нормы при своем уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы. Так, в начале XX в. некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка иканье, еще встречается в речи городских жителей произношение пе[р']вый, четве[р']г, входившее раньше в число литературных норм. У жителей городов, расположенных в окружении севернорусских говоров, часто наблюдается оканье — различение безударных гласных фонем неверхнего подъема: тр[а]ва, д[а]ла, но в[о]да, ст[о]ла. А жители городов, окруженных южнорусскими говорами, нередко произносят [૪] вместо литературного [г]: [૪]ород, но[૪]а.
Орфоэпические нормы (гласные)
В настоящее время в первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте /а/ в большинстве случаев по современной норме произносится [аь]: шагать, царица. Но в нескольких словах перед мягким согласным
произносится в соответствии с прежней нормой [ыь]: жалеть, пожалей. В тех словах (морфемах), в которых под ударением произносится [о], а пишется после ш, ж—е, после ц — о, в первом предударном слоге сохраняется произношение [ыь] в соответствии с буквой е: шёлк — шелка, шёпот — шептать.
иногда Э в начале (в освоенных словах) может произноситься как иэ
Орфоэпические нормы (согласные)
Орфоэпические нормы (ударение): Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный:
К разным сферам употребления относятся варианты: 1) общеупотребительный и профессиональный; так, общеупотребительно место ударения в словах добыча, искра, компас, осуждённый, шасси, но шахтеры говорят добыча, электрики — искра, моряки — компас, работники правоохранительных органов — осужденный, летчики — шасси; 2) литературный и народно-поэтический: девица и девица,
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.028 с.) |