Ударение. Акцентное выделение слова. Интонация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ударение. Акцентное выделение слова. Интонация



 

Также речевой поток членится а суперсегментные единицы (единицы, которые накладываются на сегментные).

Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности звука.

○ По объекту выделения

■ слоговое (буква из слога)

■ словесное (слог из слова) ну тут по всякому бывает

■ синтагматическое (слово из синтагмы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте

■ фразовое (слово из фразы) обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте

■ логическое (состоит в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих)

 

Свободное – падает а любой слог в слове

Неподвижное – при образовании грамматических форм остается на одной и той же морфеме

Подвижное – может падать на любую морфему

Русское ударение - подвижное, свободное, ударный звук отличается силой, длительностью, особым тембром

 

Ортотоническое слово – слово, содержащее фонологически ударный слог. Клитик – слово без собственного ударения. Бывают проклитики и энклитики

Слово обычно имеет одно ударение, но иногда (в сложных словах) возникает второе (побочное) ударение. вòздухонепроницáемый, èсли-мóжно

 

Функции ударения:

  1. Смыслоразличительная
  2. Разграничительная
  3. Обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины

 

Схема распределения ударений в словоформах одного слова называется акцентной кривой. Слова, характеризующиеся одинаковыми акцентным кривыми, объединяются в акцентные парадигмы. В современном русском языке принято выделять три основных акцентных парадигмы: акцентную парадигму А составляют имена с неподвижным (колонным) ударением на основе (воро’на); акцентную парадигму В — имена с неподвижным ударением на окончании (пелена’); акцентные парадигмы С и D — имена с подвижным ударением (дар — дары’).

 

Интонация  - ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса. Способствует члению речевого потока на отрезки (фразы и синтагмы), а также служит в предложении средством выражения синтаксических значений (порядок слов один, но из него можно сделать утверждение, вопрос, просьбу), модальности (наше отношение к тому, что мы говорим) и эмоционально-экспрессивной окраски.

 

Просодические (интонационные ср-ва):

● Тональные/мелодика – связаны с изменением основного тона (направление тона, тембр, скорость, величина изменения тона и проч.)

● Количественно-динамические (пауза, длительность, темп, интенсивность)

● Артикуляционные (раствор рта, размер резонатора и проч.)

● Фонационные (различные типы голоса: шепот, фальцет…)

 

У каждого говорящего свой средний тон речи, но в некоторых местах фонетической синтагмы или фразы происходит резкое повышение или понижение тона, которое называется тональным акцентом. Движение тона на протяжении всей синтагмы называется тональным контуром.

Интонационная организация фразы включает в себя:

● ее членение на такты

● распределение акцентных характеристик слов

● мелодический рисунок всей фразы и отдельных тактов

● темп произнесения

● сила звучания

● общий тембр (мрачный, радостный и пр)

● наличие пауз, ограничивающих фразу

 

Каждая синтагма имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое, логическое, акцентное). В каждой синтагме есть предцентровая и постцентровая часть, которые могут в конкретных синтагмах отсутствовать. Основными средствами (признаками), которые различают разные интонационные конструкции являются движением тона в центре и уровень тона в постцентровой части.

Почти во всех языках:

– повествование = понижение тона в постцентровой части

– вопрос = повышение тона на одном из слогов

– перед паузой во фразе голос обычно повышается

 

Интонема - единица интонации (аналог морфем), например, утверждение, вопрос, побуждение…

Устойчивые сочетания интонем называются интонационными конструкциями (ИК). В РЯ наиболее используема система ИК Брызгуновой (7 штук)

ИК-1: понижение тона; обычное повествовательное предложение, факт

ИК-6: повышение тона; неожиданное обнаружение чего-то

Еще есть модели Сесилии Оде и Кодзасова.

 

8. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка. На самостоятельное изучение!

 

Бах<ное значение для ра3вития литературного язь|ка' его унификации имело появление книгопечатания. Фбогащенньпй таким образом я3ь|к московских приказ0в у)ке с {![ в. начи_ нает претендовать на роль общенационального и, действитель_ но, постепенно распространяется на все области Русского централи3ованного государства.!,иалектная 6аза 'этого язь1ка - московский говор, ассимилировавший некоторь!е черть1 окрух{а_ ющих говоров центра.

 

Орфоэпия – правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; и 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношениями, их обоснованием и установлением. Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении, отсекают недопустимые варианты.

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации 

одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава одних и

тех же морфем при отсутствии позиционных различий.

Нормировать можно только литературное произношение, что необходимо для радиовещания, театра и эстрады, школы и ораторского искусства. Опираясь на знание фонетики данного языка, орфоэпия дает индивидуальные нормы для разных случаев и выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям. Орфоэпические нормы называют также литературными произносительными нормами, так как они обслуживают литературный язык, т.е. язык, на котором говорят и пишут культурные люди.

 

Орфоэпические варианты могут характеризовать «младшую» и

«старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет

старое, но на определенном этапе развития литературного 

языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых 

сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного

перед мягким: [з'в']ерь, е[с'л']м; по новой норме первый 

согласный — твердый: [зв']ерь, ё[сл']и); общенародную и 

профессиональную сферу употребления: добыча и добыча, искра и искра;

мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в

мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской);

территориальные разновидности литературного языка 

(например, произношение после гласного и в начале слова звука 

переднего ряда [э] в Москве и городах юга России: [э]тот, по[э]т — и

звука передне-среднего ряда [э] в ряде северных и сибирских 

городов: [э]тот, по[э]т).

Вариант «младшей» нормы при своем возникновении, вариант «старшей» нормы при

своем уходе из литературного языка могут восприниматься как 

нарушения нормы. Так, в начале XX в. некоторыми орфоэпистами

осуждалось новое для литературного языка иканье, еще 

встречается в речи городских жителей произношение пе[р']вый, четве[р']г,

входившее раньше в число литературных норм. У жителей 

городов, расположенных в окружении севернорусских говоров, 

часто наблюдается оканье — различение безударных гласных фонем

неверхнего подъема: тр[а]ва, д[а]ла, но в[о]да, ст[о]ла. А 

жители городов, окруженных южнорусскими говорами, нередко 

произносят [૪] вместо литературного [г]: [૪]ород, но[૪]а.

 

Орфоэпические нормы (гласные)

  1. В современном русском литературном языке господствует иканье, т.е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме у.
    1. нёс - несу
    2. рек - реку
  2. Ж, Ш, ТС были мягкими и гласные вели себя так же как после парных мягких согласных, затем они отвердели, но реализация гласных осталась прежней. Из-за эканья фонемы реализовывались в [эы], из-за иканья в ту эпоху распространился вариант [ыь] (цена). Гласные фонемы стали реализоваться после [ш], [ж], [ц], как после парных твердых согласных: в первом предударном слоге фонемы /и/, /э/ продолжают воплощаться в звуке [ыь], фонемы /о/, /а/ стали воплощаться в звуке [аь].

В настоящее время в первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте /а/ в большинстве случаев по современной норме произносится [аь]: шагать, царица. Но в нескольких словах перед мягким согласным

произносится в соответствии с прежней нормой [ыь]: жалеть, пожалей.

В тех словах (морфемах), в которых под ударением произносится [о], а пишется после ш, ж—е, после ц — о, в первом предударном слоге сохраняется произношение [ыь] в соответствии с буквой е: шёлк — шелка, шёпот — шептать.

  1. В некоторых сложных и сложносокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, возможно произношение гласных без качественной редукции
  2. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных - в них возможны безударные о, э, а после мягких согласных.
  3. Произношение заимствованных слов: о не подвергается редукции - боа, отчетливое безударное Э - дуэлянт.

иногда Э в начале (в освоенных словах) может произноситься как иэ

  1. Ь/Ъ в заударных и в позициях перед ударным (кроме первого предударного)

 

Орфоэпические нормы (согласные)

  1. С’С’ > СС’
    1. Губные перед многими мягкими согласными могут произноситься мягко по старшей норме и твердо по младшей (вбить, копье, взять)
    2. Зубные согласные перед мягкими губными могут произноситься мягко по старшей норме и твердо по младшей (и[з'м']ена и и[зм']ена,)
    3. Зубные перед мягкими зубными обычно мягки внутри и на конце корня (бантик). По младшей норме в таких сочетаниях допустима твердость первого согласного в начале слова (здесь).
    4. Обычна твердость первого зубного после твердого согласного: то[лст']як, опо[лзн']и, (в старшей норме возможна и мягкость первого зубного в этой позиции: то[лс'т']як, опо[лз'н']и,
    5. Звуки [л] и [л'] — исключение из сочетаний зубных: [л] не смягчался перед большинством мягких согласных, поэтому и сейчас произносится до[лб']ить,
    6. Зубные перед мягкими передненёбными произносятся по-разному. Перед [р3] зубные только твердые:
    7. Зубные перед мягкими заднеязычными обычно твердые:
    8. Переднеязычный твердый [р] преобладает в произношении перед губными и переднеязычными согласными: го[рб']иться. Встречается в соответствии со старшей нормой произношение мягкого [р'] наряду с более обычным [р] после гласных переднего ряда: те[р'п ]еть и те[рп']еть. Перед заднеязычными [р] обычно твердый (стирка, стирке)
    9. Заднеязычные перед губными и переднеязычными обычно твердые: бу[кв']е, махни. Перед звуками на месте /j/ заднеязычные могут произноситься мягко и твердо:[к'-jо]лке и [к-jо]лке. Заднеязычные перед мягкими заднеязычными мягкие в словах (лёгкий, налегке, мягкий), мягкие и твердые в других случаях: вакхический.
  2. На месте г перед глух согласным - к, перед звонким - г взрывной. ૪ обязателен в бухгалтер, ого, ага, Бога. Вариативен в Господи, ей-богу.
  3. Произношение [ш'] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием фонем /сч'/, /с'ч'/, /зч'/, /з'ч'/, /жч'/, /шч'/, а также /(с|с'|з|з'|ш|ж)ч'/: расческа
  4. Долгое мягкое ж в (по снижению употребляемости): дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, размозжить, брюзжать, вожжи, езжу, жжёт, позже, брезжить, сожжённый, взгромозжу, жужжать, дожди, дождик, можжевельник. Мягкий долгий [ж'] в этих словах вытесняется твердым долгим [ж], в словах дожди, дождик — сочетанием звуков [жд'].
  5. Согласные [т], [д] ([т'], [д']) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам не должны произноситься. Но иногда оно возникает между:
    1. з - н (варианты бездна, звездный)
    2. с - л (кроме растлить)
    3. н - с (кроме декадентский, голландский)
    4. н - к допустимо
  6. На месте двух согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные.
  7. На месте ч перед н в одних словах произносится [ч'] (отличник), в других — [ш] (троечник). В некоторых словах допускается и [ч'] и [ш] (булочная)
  8. чтение окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже единственного числа -ого как [-овъ] или [-/\въ]
  9. Сейчас господствует произношение с мягкими [к'], [г'], [х']: мел[к'и]й, стро[г'и]й.
  10. Сейчас в возвратном постфиксе наряду с [с] произносится и [с'].
  11. Внутри корня на месте двух одинаковых согласных букв в большинстве случаев произносится краткий согласный. Долгие согласные возможны главным образом в позиции сразу после ударного гласного:

 

Орфоэпические нормы (ударение):

Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный:

    1. равноправные варианты, или дублеты, когда разница в месте ударения незначима: кружится и кружится, иначе и иначе
    2. более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий старшей норме: амфора и амфора, стенам и стенам
    3. более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий младшей норме: ткала и ткала, глубоко и глубоко,

К разным сферам употребления относятся варианты: 1) 

общеупотребительный и профессиональный; так, 

общеупотребительно место ударения в словах добыча, искра, компас,

осуждённый, шасси, но шахтеры говорят добыча, электрики —

искра, моряки — компас, работники правоохранительных 

органов — осужденный, летчики — шасси; 2) литературный и

народно-поэтический: девица и девица,

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.028 с.)