Тема:«Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды.определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:«Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды.определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении».



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

Тема:«Изучение приборов, методик для измерения физических параметров воздушной среды.определение и гигиеническая оценка физических параметров воздушной среды в помещении».

Цель: Освоить методы определения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, скорости движения воздуха. Изучить влияние на организм человека      микроклиматических факторов и методов их                    определения.

 

Знать:

Физические свойства воздуха - температура, влажность, подвижность воздуха, атмосферное давление, их гигиеническое значение (влияние на здоровье и условия жизни населения). Устройство гигиенических приборов (аспирационные психрометры, анемометр, ртутные термометры, барометр) и правила работы с ними.

 

Учебник: Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека стр. 87-92

Д/з: Гигиена: учебное пособие/И.И. Бурак, В. П. Филонов, Г 46С. М. Соколов, Е. С. Зятиков. –Мн.: Выш. шк., 2004. – 256 с.

Стр: 28-30

Практические навыки: Научить студентов умению определять температурный режим, влажность, скорость движения воздуха, а также давать комплексную гигиеническую оценку совокупности факторов микроклимата и разрабатывать рекомендации по его оздоровлению в производственных помещениях.

 

Задание№ 1 Ознакомьтесь с устройством и принципом работы для оценки микроклимата.

Задание№2 Определите атмосферное давление.

Задание№3 Определите температуру воздуха в помещении перепады по горизонтальному и вертикальному уровню.

 

Задание№4 Определите абсолютную, относительную, максимальную влажность воздуха в помещении.

Задание№5 Определите скорость движения воздуха в лаборатории.

Задание№6 Дайте общее заключение о микроклимате помещения.

Самостоятельно заполнить таблицу «Характеристика, приборы и особенности определения физического параметра воздушной среды».

Название физического параметра Приборы для определения физического параметра Особенности определения физического параметра воздушной среды».
1.температуры воздуха Термометр аспирационный психрометр, термограф (для измерения в крупных помещениях)  
2. влажность    
3.атмосферное давление    
4. скорость движения воздуха    
     

Определение температуры воздуха

Ход работы:

В начале занятия измерьте температуру в трёх точках помещения по диагонали – у наружной стены, внутренней стены и в центре, на уровне 1,0 м от пола. Если обследуемое помещение больших размеров с высокими потолками (актовый, концертный, спортивный залы и др.) дополнительно измерьте температуру в вертикальном направлении на уровне 0,1, 1,0 и 1,5 м от пола.

Для измерения температуры воздуха около стен поместите термометр на расстоянии 20 см от них, на уровне 1,0 м от пола и через 10 минут запишите его показания. Нельзя устанавливать термометр вблизи сильно нагретых или охлажденных предметов (например, около радиатора батареи, непосредственно возле стекла окна в зимнее время), исключите действие на прибор прямых солнечных лучей.

Используя полученные данные, рассчитайте среднюю температуру в помещении в начале занятия. Аналогичные измерения и подсчёты проведите в конце занятия.

Сравните температуру с нормативными данными, приведёнными в таблице 15. (оптимальная температура воздуха в жилых и производственных помещениях).

Приборы для измерения температуры воды.

 

Карта санитарного обследования источника загрязнения

Атмосферного воздуха

1. Название объекта, адрес, ведомственная подчиненность.

2. Характер объекта, его мощность по количеству перерабатываемого сырья, выпуску готовой продукции, год пуска в эксплуатацию основного и вспомогательных производств.

3. Месторасположение объекта в плане населенного пункта, наличие и ширина СЗЗ, ее соответствие классу производства; произведена лк кор­рекция G33 несоответствии с господствующими ветрами.

4. Размер участка, его функциональное зонирование, процент застрой­ки и озеленения, размещение источников организованных выбросов.

5. Описание технологического процесса с указанием состава и свойств всех видов перерабатываемого сырья, используемого оборудования и пе­речнем веществ, поступающих в атмосферный воздух.

6. Перечень цехов, являющихся источниками загрязнения атмосферно­го воздуха, с указанием количества и состава газообразных выбросов и были от организованных и неорганизованных выбросов.

7. Высота дымовых и вентиляционных выбросов, размещение зон максимально приземных концентраций для холодных и горячих выбросов, возможность их наложения, характер объектов, расположенных в этих зонах.

8. Принятые схемы очистки организованных выбросов по каждому ин­гредиенту, цеху и производству (по проекту, фактическая).

9. Очистка выбросов от пыли:

а) пылеосадочные камеры их количе­ство, устройство, соответствие требованиям, режим работы в удаления за­держанных веществ;

б) жалюзийные пыле- и золоуловители — количество, соответствие устройства требованиям, режим работы в удаления задержанных веществ;

в) циклоны — количество, тип (цилиндрические, кониче­ские, батарейные), соответствие устройства требованиям, режим работы и удаления задержанных веществ;

г) фильтры - количество, тип (тонковолокнистые, грубоволокнистые), соответствие устройства требованиям, режим работы и удаления задержанных веществ, способы регенерации тка­ни;

д) электрофильтры - количество, тип (сухие ~ УГТ, ОГП, ДВПН, УИП, СГ, ТС; мокрые - С. ПГ, ДМ, СПМ 8, ШМК, БВК ЗД ЦМВТ), соответствие устройства требованиям, режим работы, способ удалении задер­жанных веществ, их дальнейшее обезвреживание и ликвидация.

10. Очистка газообразных выбросов:

а) полые газопромыватели - ко­личество, тип (орошаемые газоходы, промывные камеры, полые форсуноч­ные скрубберы), соответствие устройства требованиям, режим работы, уда­ление и обезвреживание шлама;

б) барботажные и пенные газоочистные аппараты — количество, тип (пенные аппараты, аппараты с псевдосжиженным слоем), соответствие устройства требованиям, режим работы, удале­ние в обезвреживание шлама;

в) скоростные газопромыватели (скрубберы Вентури) — количество, тип (с центральным подводом жидкости, с периферийным орошением, с пленочным орошением, с комбинированным оро­шением), соответствие устройства требованиям, режим работы, удаление и обезвреживание шлама.

11. Контроль за работой пылегазоочистных установок:

а) имеется ли приказ по предприятию о наличии лиц, ответственных за эксплуатацию установок, укомплектован ли штат обслуживающего персонала;

б) имеют­ся ли на рабочих местах производственные инструкции по эксплуатации установок на основании типовых инструкций завода-изготовителя или про­ектной организации с учетом специфических условий данного производст­ва;

в) соблюдается ли график совместного (администрация предприятия и органы Государственного санитарного надзора) обследования состояния пылегазоочестных установок, приборов и средств контроля за выбросами в атмосферу вредных веществ (не реже I раза в 3 мес);

г) соблюдается ли график обследования установок инспекцией технического надзора (первая группа 4 - не реже 1 раза в 3 года; вторая и третья группа — не реже I раза в 2 года; четвертая группа - не реже 1 раза в год);

д) обеспе­ченность пылегазоочистных установок приборами контроля за режимом работы и эффективностью очистки (дифманометры, дистанционные термо­метры, уровнемеры, манометры, автоматические пробоотборники и опреде­лители с сигнализирующими устройствами).

12. Степень загрязнения атмосферного воздуха по разовым, среднесу­точным, среднемесячным и среднегодовым концентрациям отдельных ингредиентов, дальность распространения загрязнений от источника выброса.

13.Вредное влияние выбросов на санитарно-бытовые условия жизни и здоровье населения. Имеются ли жалобы населения, их характер. Дан­ные изучения здоровья населения, проживающего в зонах загазованности и запыленности.

Санитарное обследование заканчивается оформлением акта (учетная форма 315/у). Помимо визуальных методов наблюдения проводится отбор проб атмосферного воздуха на различных расстояниях от источника загрязнения.

Правила взятия проб

План

1. Санитарно-микробиологическое исследование воздуха

2.Процесс взятия пробы почвы для анализа микроорганизмов

3. Порядок отбора пробы для химического и бактериологического анализа

Ситуационные задачи

1. В населенном пункте отмечена температура воздуха+29оС, относительная влажность - 80%. скорость движения воздуха 0.1 м/с. атмосферное давление - 730 мм рт. ст.

Задание: 1. Дать гигиениче­скую оценку физическим параметрам атмосферного воздуха;

2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека.

Решение:

Относительная влажность повышенная, низкое атмосферное давление, высокая температура воздуха, низкая скорость движения воздуха.

Низкое давление воздействует на ЦНС, появляется сонливость, плаксивость. Необходима витаминизация, выпить чай, скушать шоколад, заняться физическими упражнениями.

Высокая температура воздействует на организм отрицательно. Желательно находиться в тени, пить больше воды, делать холодные компрессы, надевать головные уборы. Не заниматься тяжелыми физ. нагрузками.

Повышенная относительная влажность влияет на теплоотдачу организма. Пить больше теплых напитков.

Низкое движение воздуха влияет отрицательно, возможно наступление перегревание. Чащепроветривать помещение.

 

 

Ситуационная задача 2: В городе наблюдалась температура воздуха -20оС, относи­тельная влажность – 75%, скорость движения воздуха 15 м/с.

Задание: 1. Дать гигиеническую оценку физическим параметрам атмосфер­ного воздуха;

2. разработать мероприятия по предупреждению неблагоприятного воздействия их на человека.
Низкая температура воздуха, повышенная отн.влажность, скорость движения воздуха высокая.

Решение:

Низкая температура воздуха повышает теплоотдачу организма, снижается температура тела, появляется сонливость. Тепло одеваться, находится в теплом помещении, пить горячие напитки.

Повышенная влажность ведет к нарушению терморегуляции. Пить теплые напитки.

Сильный ветер резко увеличивает теплоотдачу, ухудшает нервно- психическое состояние, затрудняет выполнение физической работы. Находиться в помещении, тепло одеваться, пить теплые напитки.

 

Ситуационная задача 3: В атмосферном воздухе городского поселка максимально разоваяконцентрация сернистого газа составила 3 мг/м3, средне­суточная концентрация – 0,2 мг/м3, угарного газа - 8 и 3,5 мг/м3 соответственно.

Задание: 1. Дать гигиеническую оценку состоянию воздуш­ной среды;

2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Решение: В атмосфере воздуха превышена максимально разовая и среднесуточная концентрация сернистого и угарного газа. Вдыхание высокой концентрации сернистого газа может привезти к заболеваниям верхних дыхательных путей: бронхит, эмфизема легких.

Вдыхание угарного газа приводит к головокружению, головной боли, слабость в конечностях, сердцебиение, расстройство сна. В тяжелых случаях может привести к смерти.

Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др.

Ситуационная задача 4: В атмосферном воздухе города среднесуточная концент­рация диоксида азота была 0,1 мг/м3. максимально разовая - 1 мг/м3, оксида азота – 0,05 и 0,09 мг/м3 соответственно.

Задание: 1. Дать ги­гиеническую оценку состоянию воздушной среды;

2. разработать мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Решение:

В атмосфере воздуха превышена среднесуточная и максимально разовая концентрация диоксида и оксида азота.

Вдыхание азота оксидов приводит к раздражению органов дыхания, наркотическому эффекту и отеку легких.

Главное быстрее выйти на свежий воздух, либо надеть защитные устройства: респираторы, противогазы и др.

ОТВЕТИТЬ Контрольные вопросы:

1. Дайте определение загрязнению окружающей среды.

2.Какое значение для здоровья человека имеет загрязнение окружающей среды?

3. В чем заключается гигиеническое значение атмосферного воздуха?

4. Перечислите физические факторы воздуха.

5. В чем заключается гигиеническое значение физических факторов

воздуха?

6. Укажите гигиеническое значение погоды и климата.

7. Как предупредить неблагоприятное действие физических факторов на организм человека?

8. В чем состоит гигиеническое значение химического состава атмосферного воздуха?

9.Укажите гигиеническое значение биологических компонентов

атмосферного воздуха.

10. Укажите основные источники и загрязнители атмосферного

воздуха.

11. Перечислите мероприятия по охране атмосферного воздуха от

загрязнения.

Выберите правильный ответ:

1.Совместное влияние факторов окружающей среды осуществляется в виде: 1) комбинированного воздействия:

2) биохимического взаимодействия

 3) физиологического влияния.
2. К экологическим болезням относится: 1) акродиния; 2) акромегалия; 3) базедова болезнь.

3.Загрязнение окружающей среды - это:1)привнесение новых, характерных для нее компонентов; 2) привнесение новыхне характерных

дня нее компонентов; 3) привнесение компонентов не превышающих

их естественного уровня.

4.Охрана окружающей среды включает мероприятия: 1) технологические; 2) технические; 3) физико-химические.

5.Физические факторы атмосферного воздуха: 1) температура;

2) пыль; 3) микроорганизмы.

6.Различают влажность: 1) относительную; 2) точную; 3) минимальную.

7.Электрическое состояние воздуха включает: 1) радиоактивность;

2) солнечную радиацию; 3) ионизацию.

8.Солнечная радиация включает лучи: 1) ультрафиолетовые;

2) ультракрасные; 3) инфрафиолетовые.

9.По влиянию на человека климат делят на: 1) тренирующий; 2) закаливающий; 3) лечебный.

10.Погода - это: 1) совокупность метеофакторов: 2) режим климата

для данной местности; 3) состояние атмосферы в данном месте в определенный момент.

11.Оптимальная температура, влажность и скорость движения атмосферного воздуха: 1) 20 °С, 50%, 2.5 м/с; 2) 14 °С, 70%, 4 м/с; З) 25°С, 30%, 5 м/с.

12.Интенсивные инфракрасные лучи солнца вызывают: 1) солнечный

удар; 2) рахит; 3) нарушение суточных ритмов.

13.Интенсивные ультрафиолетовые лучи солнца вызывают: 1) солнечный удар; 2) рахит; 3) фотоофтальмию.

14.Высокая температура воздуха вызывает: 1) солнечный удар;

2) нарушение суточных ритмов; 3) тепловой удар.

15.Кислород воздуха участвует в: 1) дыхании; 2) водно-солевом обмене: 3) терморегуляции.

16.Углекислый газ воздуха участвует в: 1) возбуждении дыхательного центра; 2) разбавлении кислорода; 3) угнетении сердечно-

сосудистого центра.

17.Состав атмосферного воздуха: 1) азот - 81%, кислород - 18%, углекислый газ - 1%: 2) азот - 75%, кислород - 21 %, углекислый газ – 45%; З) азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ –0,03%.

18. Вдыхание оксида углерода (II) вызывает: 1) слабость в конечностях;

2) заболевания верхних дыхательных путей; 3) наркотический эффект.

19)Источники загрязнения атмосферного воздуха: 1) транспорт;

1) оксид серы; З) микроорганизмы.

20)Загрязнители атмосферного воздуха: 1) промышленные предприятия; 2) коммунальные объекты; 3) оксиды азота.

21)Технологические мероприятия по охране атмосферного воздуха

включают: 1) организацию санитарно-защитных зон; 2) внедрение замкнутых технологических процессов; 3) очистку выбросов в атмосферу.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2
Тема: «Гигиеническая оценка воды».

Цель: Научиться отбирать пробу воды, определять запах, цветность, вкус, мутность воды.

 

Знать: Физиологическая роль, хозяйственно-бытовое, санитарно-гигиеническое значение воды. Органолептические свойства воды. Химический состав. Заболевания, обусловленные необычным минеральным составом природных вод. Влияние загрязнения воды на здоровье человека. Инфекционные заболевания, гельминтозы, передаваемые водным путем. Условия и сроки выживания патогенных микроорганизмов в воде. Особенности водных эпидемий. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Нормативные документы(СанПин). Методы улучшения качества питьевой воды.

 

Учебник: 1.Трушкина Л.Ю. и др. Гигиена и экология человека стр. 112-1222. Гигиена: учебное пособие/И.И. Бурак, В. П. Филонов, Г 46С. М. Соколов, Е. С. Зятиков. –Мн.: Выш. шк., 2004. – 256 с.

Стр: 43-46

Отбор проб воды

Оборудование: бутыли емкостью 0,5 дм3 и 1 дм3, спиртовка.

бутыль
спиртовка
Ход работы: для химического анализа пробу воды отбирают в химически чистую бутыль емкостью 1 дм3 с притертой пробкой. Предварительно воду из водопровода или колодца, обору­дованного насосом, спускают в течение 15 мин, бутыль ополаскивают 2 раза водой, подлежащей исследованию, а затем запол­няют так, чтобы под пробкой остался слой воздуха в 5 см3. После взятия пробы бутыль пронумеровывают. К пробе прилагают на­правление, в котором указывают наименование и место распо­ложения объекта, время отбора и доставки пробы, условия хра­пения и транспортировки, цель исследования, дополнительные сведения

Для бактериологического анализа пробу воды берут в сте­рильную бутыль емкостью 0.5 дм3. При взятии проб из водопро­вода или насоса колодца края крана обжигают пламенем спир­товки и спускают воду в течение 15 мин. Затем вынимают проб­ку, держа ее за колпачок, наполняют бутыль по плечики, закупо­ривают и выписывают направление.

Определение запаха воды

Оборудование: колбы, часовые стекла, водяная баня.

колбы
Часовые стекла
Ход работы: набирают 100 см' исследуемой воды в колбу с притертой пробкой, взбалтывают, открывают пробку, втягивают в нос воздух из колбы и определяют характер и интенсивность запаха. По характеру запах может быть землистый, болотный, аптечный, хлорный и любой другой, по интенсивно­сти - отсутствует (О баллов), очень слабый (1 балл), слабый (2 балла), заметный (3 балла), отчетливый (4 балла), очень силь­ный (5 баллов).

Для усиления запаха 100 см3 исследуемой воды наливают в колбу, накрывают часовым стеклом, подогревают до 60о С на водяной бане, взбалтывают, снимают часовое стекло и опреде­ляют запах.

Водяная баня


Определение вкуса воды

Оборудование: стаканы, колбы, электроплитка.

электроплитка
Ход работы: исследуемую воду, заведомо безвредную, наби­рают в рот маленькими порциями, держат 3 -5 с, не проглатывая, и определяют характер и интенсивность вкуса. По характерувкус может быть соленый, горький, сладкий, кислый, по интен­сивности - отсутствует (0 баллов), очень слабый (1 балл), слабый (2 балла), заметный (3 балла), отчетливый (4 балла), очень силь­ный (5 баллов). При подозрении на загрязнение воду кипятят в колбе 5 мин. затем охлаждают и определяют вкус.

Стакан колбы

 


Определение цветности воды

Оборудование: ФЭК, мембранный фильтр, колбы, пробирки, калибровочный график.

ФЭК                      мембранный фильтр
калибровочный график  
Пробирки               колбы 
Ход работы: исследуемую воду фильтруют через мембран­ный фильтр, наливают в кювету 5-10 см3 и измеряют оптиче­скую плотность на приборе с синим светофильтром. Контролем является дистиллированная вода. Цветность исследуемой воды определяют по калибровочному графику, который строят зара­нее по стандартной шкале.

 

 

Определение мутности воды

Оборудование: ФЭК. химические стаканы, колбы, калибро­вочный график.

Колбы                   ФЭК
Ход работы: исследуемую воду хорошо взбалтывают, наливают в кювету 5-10 см3 и измеряют оптическую плотность на приборе с зеленым светофильтром. Контролем является дистиллированная вода. Мутность исследуемой воды определяют по калибровочному графику, который строят заранее по стандартной шкале.

калибровочный график  
Химический стакан


Определение содержания аммиака в воде

ФЭК                           Колбы                      
Определение основано на способности аммиака образовывать окрашенное соединение с реактивом Несслера. Для удержания в растворе кальция, магния, железа и марганца добавляют сегнетову соль.

Оборудование: ФЭК, пробирки, пипетки, колбы, калибровоч­ный график.

Реактивы: реактив Несслера. сегнетова соль.

Пипетки                          пробирки
калибровочный график  
Ход работы: к 10см3 исследуемой воды прибавить 3-4 капли сегнетовой соли, перемешать и добавить 3-4 капли реактива Несслера. Через 10 мин провести измерение оптической плотно­сти раствора на приборе с синим светофильтром. Контролем яв­ляется дистиллированная вода. Содержание аммиака в иссле­дуемой воде определяют по калибровочному графику, состав­ленному по стандартной шкале.

 

Определение нитритов в воде

Определение основано на способности солей азотистой кис­лоты в присутствии реактива Гриссадавать окрашенное со­единение.

ФЭК                            пипетки
Оборудование: ФЭК. пробирки, пипетки, колбы, калибровоч­ный график.

Реактивы: реактив Грисса, дистиллированная вода.

Колбы                   пробирки
Ход работы: к 10 см3испытуемой волы добавить 0.5 см3 ре­актива Грисса. Через 10 мин провести измерение оптической плотности пробы на приборе с зеленым светофильтром. Контро­лем является дистиллированная вода. Содержание нитритов в исследуемой воде определяют по калибровочному графику, со­ставленному по стандартной шкале.

калибровочный график  

Определение нитратов в воде

Оборудование: фарфоровая чашка, пипетки, колбы.

Реактивы: 1% раствор дифениламина в серной кислоте.

Фарфоровая чашечка пипетки
Ход работы: в фарфоровую чашку отобрать 2 см3 исследуе­мой воды и добавить несколько капель раствора дифениламина. Окрашивание воды в синий цвет свидетельствует о наличии нит­ратов. Минимальное определяемое количество нитратов состав­ляет 100 мг/см3.

 

Колбы

 

Свежая рыба

Внешний вид соответствует норме по форме тела (первоначальная) и цвету. Слизь по поверхности — без признаков разложения. Чешуя плотно прилегает к коже и цела. Кожа не имеет ранений и других механических повреждений. Анальное отверстие малозаметно. Брюшко — без вздутия против нормы и без изменения цвета, без признаков брожения или гниения содержимого кишечника. Плавники целые. Светлая, прозрачная роговица, отсутствие покраснения. Глаза нормально выпуклы, без впадения в орбиты. Без излишней слизи и сухости. Цвет нормальный, ярко - красного оттенка. Консистенция недряблая. Запах без признаков гниения или кислого брожения. Цвет красно-розового оттенка. Консистенция упругая, достаточно плотная. При надавливании в спинной мясистой части ямка выравнивается. Запах (проба ножом) — без малейших признаков гнилостного.

Несвежая рыба

Внешний вид резко не соответствует обычному виду данной рыбы по ее форме или цвету. Имеются загрязнения и повреждения — поверхностные и глубоко проникающие. Слизь чрезмерно обильная, с признаками гниения, резким гнилостным запахом (запах определяют, растирая слизь между пальцами). Чешуя легко отделяется от кожи, местами сбита с ее поверхности, утратила свойственный ей вид и блеск. Анальное отверстие выпячивается. Иногда выделяется неприятно пахнущее гнилостное содержимое кишечника, брюшко резко вздуто. Плавники рваные. Потускневшие, мутные, непрозрачные, покрасневшие, глубоко запавшие в орбиту Обильно покрыты слизью. Цвет сплошь или местами с серым оттенком. Консистенция нарушена. Запах резко неприятный, гнилостный или кислый Цвет потускневший (тусклый). У позвоночника возможно порозовение от разложения крови в крупных кровеносных сосудах, характеризующее начальную порчу. Консистенция рыхлая, дряблая. При надавливании пальцами ямка не выравнивается. Мышечная ткань иногда легко отделяется от кости. Запах может иметь признаки гниения (или кислого брожения).

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4

Таблица  «Химический состав и питательная ценность некоторых пищевых продуктов»

Блюдо Масса, г Б Ж У Ккал
Суп манный молочный Суп-лапша молочный Борщ вегетарианский Борщ на мясном бульоне Суп фасолевый на мясном бульоне Котлеты мясные паровые Мясо отварное Курица отварная Котлеты рыбные Рыба отварная Рыба жареная Яйцо вареное Творог со сметаной Сыр Молоко Каша рисовая на молоке Плов из отварного мяса Каша гречневая рассыпчатая Вермишель отварная с маслом Пюре картофельное с растительным маслом Салат из капусты со сметаной Салат из квашеной капусты Хлеб белый Хлеб ржаной Яблоки свежие Чай Кофе с молоком без сахара Сок яблочный Компот из свежих яблок Кефир нежирный Винегрет с растительным маслом 400 500 500 500   500 110 55 75 130 85 85 48 135 30 180 300 55/180 90 40   200 170 150 100 100 100 180 180 180 180 100   230 14,7 15,2 5,3 4,66   16,1 17,2 16,1 22,3 20,8 18,2 19,5 6,0 14,6 8,0 5,9 8,7 20,7 5,1 4,5   4,6 3,1 1,5 9,3 5,9 0,3 - 1,6 0,8 0,2 3   3,9 17,0 16,4 14,3 10,18   8,4 14,0 9,4 11,5 5,3 4,89 10,7 5,7 15,9 8,1 6,6 9,7 18,2 5,1 8,7   11,8 5,9 9,8 2,0 1,0 - - 1,8 - - -   11,3 38,0 43,5 36,2 26,94   46,6 10,9 - - 11,0 0,02 3,6 0,2 23,9 0,6 8,4 49,7 40,7 26,9 29,5   33,6 8,7 11,0 52,8 44,2 11,9 - 2,3 21,9 29,4 3,8   18,8 354 371 285 211   314 235 149 192 172 116 187 76 291 107 114 308 399 167 206   250 98 135 258 198 45 - 31 85 110 30   187

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Оформление санитарных бюллетеней, памяток, буклетов, оформление агитационных плакатов, презентаций.

Цель: Научиться правильно оформлять сан бюллетени, памятки, буклеты, презентации.

 

Требования к оформлению агитационного плаката:

Агитационный плакат должен содержать:

-   заголовок;

-   необходимые изображения и надписи (рисунки, схемы, знаки и т.п.);

-   пояснительный текст (при необходимости).

1. Заголовок должен быть кратким и соответствовать содержанию агитационного листа. Его располагают в верхней части листа посередине. Заголовки должны быть краткими по форме и выразительными, соответствующими содержанию темы. Заголовок, надписи и пояснительный текст, следует выполнять шрифтами размера не менее 14 мм, все шрифты должны быть выдержаны в едином стиле.

2. Пояснительный текст располагается на свободном поле листа.

3. Агитационный иллюстрационный материал должен отвечать требованиям наибольшей наглядности и свободно просматриваться с расстояния 2-4 м.

4. Каждый агитационный плакат следует выполнять на чертежной бумаге стандартных форматов: минимальный формат листа - А3 (297х420 мм), максимальный – А 1 (594х840 мм).

5. В зависимости от информативности содержание плаката разбивается на 4-8 секторов, количество зависит от возрастных особенностей ребенка.

6. Графические обозначения элементов на агитационных плакатах можно увеличивать пропорционально размерам для более удобного рассматривания детьми.

7. Плакат с обобщенным рисунком, кратким текстом запоминается в два раза быстрее, чем перегруженный деталями.

8. На агитационных плакатах допускается применение цветных изображений и надписей. Цвет изображений может быть черный на белом фоне.

9. Графическая информация должна выполнять разнообразные функции:

-   являться источником знаний, способствовать формированию положительного отношения к изучению вопросов безопасности за счет повышения интереса к содержанию обучения; обогащать чувственный опыт детей наглядными образами, необходимыми для формирования представлений и усвоения понятий;

-   являться средством создания проблемных ситуаций, адекватно отражающих состояние природного объекта (стихии);

-   способствовать выдвижению предложений, которые обосновываются, и доказывается;

-   использование в плакате знаков и ситуаций предполагает, что все знакомы с ними, понимают их смысл и могут пояснить их значение.

10. В оформлении плакатов следует придерживаться единообразия.

Беседа, как основное средство санитарного просвещения. Методические требования, предъявляемые к ним.

Неотъемлемым условием санитарного просвещения является правильный подбор материала. Прежде всего, содержание любой лекции или беседы должно быть целенаправленным и отвечать той задаче, которую поставил перед собой лектор. Наряду с использованием литературного материала необходимо иметь данные из жизни того коллектива, которому читается та или иная лекция (например, травматизм, отравления, борьба с инфекционными заболеваниями и т. д.). Жизненные примеры делают беседу более убедительной и привлекают внимание слушателей.
Прежде чем выступать, лектор должен хорошо подготовиться — записать содержание лекции или беседы.
Существует три вида документов, которые могут быть составлены в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекции.

План — это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции, в том порядке, в каком они будут излагаться.

Тезисы — кратко изложенные основные положения темы. План и тезисы представляют для согласования в учреждение, которое руководит работой лектора.

Конспект — это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Существуют определенные приемы оформления конспекта, которые облегчают пользование им. Так, конспект рекомендуется писать на отдельных листах на одной их стороне. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и после изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону.
Разумеется, нельзя с начала до конца читать свой конспект, устроив фактически громкую читку материала.
Необходимо использовать его для того, чтобы не нарушать последовательность изложения материала и чтобы приводить основные цифры и цитаты. Лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.
Рекомендуется писать конспект так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.

Требования к беседе:

Непринужденность.

Продуманность.

Диалог. 

 

 

Рекламные буклеты – это рекламные информационные издания, отпечатанные на одном листе, сложенные любым способом в один или несколько раз.

Для разработки буклета в общем случае необходимы следующие элементы: логотип, контактная информация, графические материалы (слайды, фото, клипарты) и текстовая информация. Информационные блоки могут содержать как текстовую, так и графическую информацию - фотографии, рисунки, схемы и пр.

В зависимости от рекламной цели, которую преследует компания, буклеты бывают информационными, имиджевыми, для почтовой рассылки и т. д. И, конечно, в зависимости от этих целей исполнение и дизайн тоже должно быть различным. Дизайн и текст буклета для почтовой рассылки, должен содержать элементы, формирующие импульсный интерес, заставляющий прочесть или рассмотреть главную информационную составляющую. При отсутствии этих элементов буклет ждёт очень печальная участь - корзина для бумаг.

Дизайн информационного буклета должен содержать как можно больше информации о товаре или услуге, необходимой покупателю. И в то же время дизайн буклета не должен быть перегружен текстовой составляющей, иначе его просто не будут читать. Информация должна быть представлена лаконично и предельно ясно. Иллюстрации и таблицы должны быть к месту и органично дополнять текст.

Рекламные буклеты в среднем в два раза лучше запоминаются, когда в них даются цветные фотографии.

Лаконичность, простота и понятность текста, и целенаправленность воздействия на определенные стороны сознания будущих потребителей – непременное условие создания эффективного рекламного буклета.

Слоган – флаг рекламного буклета, часть фирменного стиля и способ привлечь внимание зрителя. Он не должен быть длиннее 10-12 слов.

Важная часть рекламного буклета – это заголовок. Заголовки



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 1868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.105.124 (0.118 с.)