Разграбление общественной и частной собственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разграбление общественной и частной собственности



 

История систематического разграбления оккупированных территорий изложена в приговоре Международного Военного Трибунала, и настоящий Трибунал принимает эти данные как факты, установленные по данному делу. Это — рассказ о безжалостном разбое, равного которому не знает история. Такой разбой не ограничивался грабежами, совершавшимися отдельными лицами или отдельными учреждениями. Это было претворение в жизнь общей военной политики, которую в самом начале войны провозгласило высшее командование. Еще в октябре 1939 года Геринг издал нижеследующую директиву:

«Цели экономических мер, принимаемых в разных административных районах, являются различными в зависимости от того, будет ли территория, о которой идет речь, политически включена в германский рейх либо речь идет о генерал-губернаторстве, которое по всей вероятности не войдет в состав Германии. На территориях первого типа следует стремиться к... охране всех их производственных ресурсов и запасов, а также к тому, чтобы они по возможности раньше были полностью включены в общую экономическую систему Германии. В то же время с территорий генерал-губернаторства следует вывозить все сырье, весь металлолом, все машины и т.д., которые могут быть использованы германской военной экономикой. Предприятия, которые не являются абсолютно необходимыми для того, чтобы местное население могло влачить самое жалкое существование, должны быть переведены в Германию...»

В порядке осуществления этой политики преднамеренного грабежа Польша, Украина и оккупированные территории России были лишены своих запасов сельскохозяйственных продуктов, продуктов питания, сырья, промышленных товаров и тех машин, которые нельзя было использовать для нужд Германии на месте. Совершенно очевидно, что в результате такой операции население указанных стран было обречено на голодную смерть, но это обстоятельство ни в коей мере не беспокоило власти Германии. Альфред Розенберг, имперский министр но делам оккупированных восточных территорий, в 1941 году откровенно заявил, что продукты питания, произведенные на юге России и на Кавказе, должны быть вывезены в империю, чтобы кормить германский народ. Он сказал:

«Мы не берем на себя никакого обязательства по поводу того, чтобы кормить русский народ продуктами из этих областей изобилия. Мы знаем, что это является жестокой необходимостью, которая выходит за пределы всяких чувств...»

Называть такую бесчеловечную политику «жестокой необходимостью» — предел преуменьшения. Это было ни много ни мало, как умышленное убийство с помощью голода. О том, что политика разграбления была вызвана не одними только экономическими потребностями или необходимостью снабжать германскую армию и германское население предметами первой необходимости, свидетельствуют факты систематического расхищения ценностей из церквей, библиотек, музеев не только на Востоке, но и во Франции, Бельгии и Голландии. Этот разбой осуществлялся, как об этом говорится в декрете Гиммлера, «в целях укрепления германского духа». Какова связь между укреплением германского духа и совершенным преступлением, не совсем ясно...

 

Акция «Рейнгардт»

 

В результате вывоза евреев и их истребления на Востоке осталось огромное количество ценного имущества, на которое рейх незамедлительно обратил внимание и присвоил. Для того чтобы разобраться с этими ресурсами, была проведена акция «Рейнгардт», названная достаточно точно по имени Рейнгардта Гейдриха, бывшего начальника полиции безопасности и СД, убитого (заслуженно) в 1942 году в Чехословакии. Цель этой акции заключалась в том, чтобы сконцентрировать в германской империи все еврейские рабочие руки и все богатство евреев, которое удастся прибрать к рукам.

Это мероприятие было связано с престижем Германии и принесло ей большую выгоду. Самих же евреев сгоняли в концентрационные лагеря, а все имущество конфисковывали. Недвижимое имущество по возможности обращалось на пользу Германии (в основном через органы главного административно-хозяйственного управления), а движимое имущество передавалось в главное административно-хозяйственное управление, где его инвентаризировали, оценивали и распределяли через соответствующие каналы. О том, насколько тщательно проводилась эта программа грабежа, можно судить по предметам, перечисляемым в списках: перины, стеганые одеяла, шерстяная пряжа, шали, зонты, трости, термосы, фляги, детские коляски, расчески, сумки, пояса, трубки, очки, зеркала, столовое серебро, чемоданы, постельное белье, подушки, меха, часы настольные, часы ручные, драгоценности.

Все, что можно было поднять, сдвигалось с места. По описи подсудимый Франк до 30 апреля 1943 г. получил 94 тыс. штук мужских часов, 33 тыс. штук женских часов и 25 тыс. самопишущих ручек. Вывезенная в Германию валюта и драгоценные металлы достигли общей суммы в 60 млн. рейхсмарок. В результате такого грабежа в Германию было доставлено около 2 тыс. вагонов текстильных изделий; в целом, таким образом, было изъято личного имущества на общую сумму 100 млн. рейхсмарок.

Когда евреи погибали в концентрационных лагерях, в руки грабителей попадало дополнительное имущество. С трупов погибших снималась одежда, которую тщательно обыскивали в целях обнаружения спрятанных в ней ценностей, снимали с нее звезду, служившую опознавательным знаком для евреев, и отдавали остававшимся еще в живых заключенным либо германским гражданам. Коменданты лагерей были предупреждены о том, что не должна вывозиться одежда, испачканная кровью либо имеющая пулевые отверстия. В довершение осквернения трупов у мертвых с головы снимали волосы (в одном из докладов говорится об отправке вагона с 3 тыс. кг волос) и вырывали все золотые зубные коронки, которые затем через главное административно-хозяйственное управление передавались на хранение в подвалы Рейхсбанка. Подсудимый Франк отдал приказ о том, что имущество, получаемое в результате осуществления акции «Рейнгардт», должно называться «товарами, которые являются результатом краж, укрывательства краденого имущества и сокрытия имущества». Такое описание более соответствует истинному положению вещей, чем это имел в виду Франк.

...В южно-немецкой юридической газете («Southen German Legal gazette») за март 1947 года преступления против человечности определены как акты, в ходе которых совершается «жестокость по отношению к человеческой жизни, унижается достоинство человека либо разрушается человеческая цивилизация». Трибунал вполне согласен использовать эту немецкую концепцию как норму для решения вопроса о том, являются ли установленные до сего времени факты преступлениями против человечности. Здесь возможно только одно решение: доказательства устанавливают вне пределов разумного сомнения факты совершения в широком плане как военных преступлений, так и преступлений против человечности. Далее перед Трибуналом стоит задача определить, в какой степени различные подсудимые несут уголовную ответственность за эти преступления, если они вообще несут такую ответственность, по причине фактического совершения этих преступлений, участия в них либо согласия на их совершение.

Почти все подсудимые в своей защите прибегают к тому аргументу, что все преступные акты, совершавшиеся в германском рейхе, проводились под покровом тайны и подсудимые не имели возможности знать о них. Почти каждый подсудимый ссылался в свою защиту на известный приказ Гитлера о сохранении тайны. Приводились ссылки на то, что печать подвергалась строгой цензуре, что слушание иностранных радиопередач было запрещено, что заключенных концентрационных лагерей, освобождавшихся из лагеря, заставляли поклясться, что они будут хранить тайну о том, что они видели и испытали, и что германский народ в целом был в неведении относительно того, что происходило.

Трибунал считает, однако, что по самой своей природе невозможно было сохранить в полной тайне подобные вещи. Нельзя было скрыть от глаз общественности огромные транспорты, которые доставляли рабочих, превращенных в рабов, с Востока в концентрационные лагеря. Невозможно было сохранить в тайне публичные демонстрации против евреев. Пресловутая газета Штрейхера «Дер штюрмер» распространялась в 600 тыс. экземпляров. Гиммлер в Познани, Кракове и Метце открыто говорил об «окончательном разрешении еврейской проблемы». Невозможно поверить в то, что заключенные, которых освобождали из концентрационных лагерей, соблюдали клятву о хранении полной тайны, которой их связали. Что-то должны были рассказывать солдаты, возвращавшиеся из отпусков из Польши, России и Украины. Нельзя было скрыть дым, окутывавший крематории в Освенциме. Несмотря на запрещения, немцы все же слушали иностранные радиопередачи. Систематическое убийство миллионов людей, продолжавшееся в течение пяти лет, нельзя было скрыть по причине самой масштабности этого деяния.

Правдой является то, что миллионы простых, не занимавших важных постов германских граждан не имели возможности знать и не знали о всех ужасающих преступлениях, которые совершались. Однако когда занимавшие высокие посты офицеры СС, которые в течение многих лет ежедневно непосредственно сталкивались с деятельностью лагерей, утверждают, что они не подозревали о том, что происходило за колючей проволокой, этому аргументу защиты поверить нельзя...

С этим выводом соглашается сам Поль. На допросе 13 июня 1946 г. (доказательство обвинения 693) Полю предъявили показания Кальтенбруннера, данные Международному Военному Трибуналу, в которых тот заявляет: «В главном административно-хозяйственном управлении имелась лишь кучка людей, которые осуществляли какой-то контроль над концентрационными лагерями либо что-то о них знали»; по этому поводу Поль сказал:

«Но это же совершенная чепуха. Я уже рассказывал вам о том, как эти вопросы обрабатывались в главном административно-хозяйственном управлении. Так, о плане использования текстильных изделий и передачи властям ценностей и о том, что происходило в концентрационных лагерях, должны были знать все, от Глюкса и Лернера до самого последнего маленького клерка, поэтому совершенно бессмысленно говорить о том, что осведомлена была только кучка людей».

В письме Либехеншеля[212] от 25 февраля 1943 г., написанном им как главой отдела «D» и адресованном всем комендантам концентрационных лагерей, говорится, что население на Востоке начинает проявлять беспокойство по поводу того, что в концентрационных лагерях часто имеют место несчастные случаи. По-видимому, секрет начал вылезать наружу, по крайней мере в некоторых районах.

Трибунал убежден в том, что неосведомленность, о которой заявляют многие из подсудимых, — это неосведомленность, на которой они настаивают потому, что им так удобнее.

С самого начала изучения показаний Трибунал понял, что необходимо остерегаться предвзятого признания преступности или даже уголовной ответственности на основании одних только официальных званий, которые имели некоторые из подсудимых. Факты свидетельствуют о том, что из-за присущей немцам любви к пышным званиям многим лицам, занимавшим сугубо чиновничьи посты и выполнявшим механические или даже вспомогательные функции, присваивались звучные титулы, которые не обязательно соответствовали значительной власти или авторитетной должности. В ряде случаев оказывалось, что мелкие служащие, занимавшиеся чисто текущими делами, по сложному табелю о рангах получали длинные, внушающие трепет звания, за которыми при ближайшем рассмотрении не скрывалось ничего, кроме нескольких столов в дальнем углу. Трибунал уделил особое внимание тому, чтобы выявить и проанализировать фактическую власть и фактический авторитет, которые имели различные подсудимые, а также то, в какой мере и в какой степени эта власть и этот авторитет применялись, с тем чтобы не находиться под чрезмерным впечатлением от официальных званий, указываемых на бланках служебных бумаг или на дверях кабинетов.

 

ОСВАЛЬД ПОЛЬ

 

До 1934 года подсудимый Поль являлся главным казначеем германского военно-морского флота. Когда Гиммлер в 1934 году посетил военно-морскую базу в Киле, он познакомился с Полем и убедил его порвать свои связи с военно-морским флотом и занять административный пост в центральном управлении СС.

Поль с 1926 года являлся членом национал-социалистской партии и с 1929 года — членом СА. По настоянию Гиммлера он феврале 1934 года возглавил административный отдел центрального управления СС. В 1939 году это управление было реорганизовано в два главных управления, получивших наименования: «главное управление бюджета и строительства» и «главное управление администрации и хозяйства». Деятельность этих двух управлений полностью охватывала все административные вопросы, связанные с СС — организацией, быстро набиравшей силу. 1 февраля 1942 г. эти управления были объединены и переименованы в «главное административно-хозяйственное управление СС», известное под обозначением «WVHA». К нему было присоединено также главное управление инспектора концентрационных лагерей, превратившееся в отдел «D».

В течение 11 лет Поль являлся бессменным административным руководителем всей организации СС. Его единственным вышестоящим начальником в данной системе был Гиммлер. В начале войны Поль стал членом «Кружка друзей Гиммлера» — небольшой группы избранных лиц, находившихся в близком контакте с Гиммлером и пользовавшихся его доверием. Как руководитель главного административно-хозяйственного управления он осуществлял абсолютный контроль над организацией, состоявшей из 5 отделов и 28 подотделов и персонала, который при максимальной численности превышал 1700 сотрудников. Поль не только руководил и управлял финансовыми вопросами всей организации СС, но и ведал административной стороной деятельности концентрационных лагерей, а также возглавлял всю колоссальную промышленную империю, которую СС создала в системе отдела «W». Совершенно очевидно, что обязанности Поля не были механическими или формальными — он являлся опытным, деятельным и влиятельным главой одной из крупнейших отраслей германской военной машины. Хотя перед Полем не стояли непосредственные военные задачи, он получил чин обергруппенфюрера, который соответствует чину генерал-лейтенанта[213].

 

Концентрационные лагеря

 

Через три месяца после начала войны Гиммлер отдал приказ о том, что «ответственность за контролирование экономических вопросов, связанных с концентрационными лагерями, и за использование их для работы возлагается на обергруппенфюрера СС Поля».

В апреле 1942 года было объявлено об изменении политики рейха, в результате чего концентрационные лагеря из мест, где просто содержались заключенные, были превращены в места, где бесплатно использовался их труд, и вступил в силу план, по которому у заключенных концентрационных лагерей безжалостно выкачивались последние крупицы их энергии на пользу военных замыслов рейха. Задачей Поля стало претворение в жизнь этой политики и обеспечение того, чтобы эта политика эффективно работала на империю.

Ни Поль, ни главное административно-хозяйственное управление не имели никакого отношения ни к помещению заключенных в концентрационные лагеря, ни к их освобождению, за исключением случаев, когда заключенных освобождала смерть. Ни Поль, ни кто-либо из других сотрудников главного административно-хозяйственного управления не имели права отдавать приказ о казни заключенных концентрационных лагерей. Нет также никаких данных о том, что Поль или другие сотрудники этого управления делали попытки осуществить такую прерогативу. Приказ о проведении казней исходил либо от тайной государственной полиции, либо от Гиммлера лично. Наибольшая часть задачи по добыванию заключенных падала на полицию безопасности и на СД, хотя совершенно очевидно, что немалую помощь в этом плане оказывали СС и вермахт.

Полномочия Поля вступали в силу с того момента, как заключенные подходили к воротам концентрационных лагерей. Поль в своих показаниях утверждает, что включение в главное административно-хозяйственное управление отдела «D», который занимался исключительно вопросами концентрационных лагерей, представляло собой скорее формальное, чем фактическое подчинение; Поль утверждает, что этот отдел, которым руководили Глюкс и Маурер[214], продолжал функционировать в большей или меньшей степени независимо от него и основную часть приказов получал непосредственно от Гиммлера. Возможно, в какой-то степени соответствует действительности то, что начальники отдела «D», который ранее являлся главным управлением СС, несколько недоброжелательно воспринимали факт своего подчинения Полю и продолжали смотреть на Гиммлера как на инстанцию, непосредственно отдающую им приказы. Однако факт остается фактом, что Поль как руководитель главного административно-хозяйственного управления являлся начальником Глюкса и Маурера и имел возможность осуществлять, и в действительности осуществлял, серьезное руководство и серьезный контроль над отделом «D».

Сам Поль в своем письменном показании под присягой от 3 апреля 1947 г. (доказательство обвинения 525) говорит:

«...Глюкc являлся начальником отдела «D» и подчинялся мне как руководителю главного управления. Таким образом, в мою компетенцию стало входить руководство концентрационными лагерями в сфере деятельности главного административно-хозяйственного управления. Коменданты лагерей подбирались отделом кадров СС по моей рекомендации и назначались мной».

Как главный судейский чиновник СС Поль обладал полной дисциплинарной властью над всеми охранниками, которые служили в концентрационных лагерях. Все решения, принимавшиеся в ходе разбирательства дисциплинарных нарушений, совершенных охранниками СС, передавались Полю для внесения изменения либо утверждения.

Одной из целей организации главного административно-хозяйственного управления была централизация и концентрация административной власти и сокращение числа независимых административных отделов. Ввиду того, что на предприятиях СС, находившихся в ведении отдела «W», работали заключенные концентрационных лагерей и во многих случаях эти предприятия находились на территории самих концентрационных лагерей, административные дела лагерей неизбежно должны были попасть в руки Поля, который также являлся главой этих предприятий. Лагеря и предприятия оказались настолько неотделимы друг от друга, что возникла необходимость в установлении единого контроля над лагерями и предприятиями, и этот контроль был возложен на Поля.

Облеченный такой властью, Поль энергично приступил к эксплуатации заключенных до предела их человеческих возможностей, с том чтобы способствовать осуществлению экономических и военных усилий рейха. В апреле 1942 года Поль писал Гиммлеру:

«Содержание заключенных в лагере только из соображений безопасности, в воспитательных или практических целях не стоит более на первом плане. Центр тяжести переместился на экономическую сторону. На первый план все более выдвигается мобилизация всей рабочей силы заключенных, в первую очередь на выполнение военных задач (увеличение военного производства), а позже на выполнение мирных задач».

В письменном показании под присягой Филиппа Гримма (доказательство обвинения 298), который в 1942 году являлся офицером, ведавшим распределением работ в Саксенхаузене, а впоследствии был переведен в подотдел «D II» главного административно-хозяйственного управления, говорится:

«В ходе своей деятельности офицера по распределению работ я узнал, что в 1942 году в концентрационные лагеря был разослан приказ Поля, разрешавший комендантам лагерей задерживать заключенных, которые были намечены к освобождению главным имперским управлением безопасности, но представляли ценность для организации труда в лагере. Это незаконное содержание в заключении могло продлеваться до окончания войны».

До самого окончания войны Поль крепко держал в руках управление всеми аспектами деятельности концентрационных лагерей. Он постоянно боролся за увеличение часов работы, интенсификацию труда, увеличение продукции, отбор квалифицированных рабочих, уменьшение простоев, более строгий контроль.

По состоянию на июль 1944 года в ведении главного управления, возглавлявшегося Полем, находилось 20 концентрационных и 165 рабочих лагерей. Не было такой фазы деятельности этих лагерей, к которой Поль не проявлял бы пристального интереса, причем интерес этот временами распространялся на мельчайшие детали. В некоторых случаях Поль давал рекомендации о назначениях и переводах комендантов лагерей, которые выполняли в лагерях роль надсмотрщиков над рабами.

В январе 1943 года в письме, адресованном всем комендантам лагерей, Поль предписывал установить в зимнее время продолжительность рабочего дня заключенных 11 час. при работе 6 дней в неделю плюс полдня в воскресенье. В мае 1941 года Поль выяснил, что половину транспорта евреев из Венгрии составляли женщины, и обратился к Гиммлеру за разрешением использовать их на строительных работах. Нечего и говорить, что согласие Гиммлера было получено. В декабре 1943 года Поль обратился с письмом ко всем комендантам лагерей, жалуясь на то, что охранники СС не принуждают заключенных работать достаточно интенсивно. В письме говорилось: «Пожалуйста, каждый понедельник инструктируйте командиров отрядов об этой непременной обязанности охранников».

В 1942 году Глюкс, начальник отдела «D», в письме к коменданту лагеря сообщил о том, что по приказу Поля телесные наказания в концентрационных лагерях для мужчин должны осуществляться заключенными, но заключенным-иностранцам запрещается наказывать заключенных-немцев. Значение этого письма состоит в том, что, как оно показывает, Поль являлся высшей инстанцией по изданию подобного приказа. Если бы Глюкс пользовался той независимостью, которой, по утверждению Поля, он располагал, он бы издал этот приказ лично и не передавал вопроса на рассмотрение Поля. В ряде случаев интерес Поля к проблеме выражался в том, что он лично инспектировал концентрационные лагеря. Так, он посетил Равенсбрюк, Освенцим, Дахау и Ораниенбург. В 1943 году, когда Поль посетил Освенцим, ему показали планы расширения лагеря, включая строительство четырех новых крематориев с газовыми камерами новейшей конструкции.

«Забота» Поля о заключенных выразилась в отданном им приказе о том, что особенно усердно работающим заключенным должны выдаваться дополнительные порции продуктов и табака и должно разрешаться постоянное посещение лагерного публичного дома. Поль определил также плату за этот последний тип обслуживания и установил систему разделения дохода между женщинами-заключенными, женщиной-«заведующей» и главным административно-хозяйственным управлением. Поль периодически проводил в Берлине совещания с комендантами концентрационных лагерей. В его обязанности входило намечать новые места для создания концентрационных лагерей и определять их экономический потенциал. Когда вносилось предложение о создании нового лагеря, Поль определял его размер, производственные возможности и число заключенных, которых предстояло использовать в этом лагере.

Нет надобности далее останавливаться на доказательствах по данному пункту, хотя можно было бы привести большое количество фактов. На основании представленных доказательств Трибунал приходит к бесспорному выводу, что Поль во все периоды близко и детально был знаком с тем, что так или иначе было связано с концентрационными лагерями. Он поставил себе специальную задачу знать об этих фактах. Полю не имеет смысла говорить, что он не знал о кремационных печах, если в его собственной организации составлялись проекты этих печей и осуществлялся контроль за их строительством, а он сам посещал лагеря, где такие печи были установлены.

Начальники почти всех отделов дали показания о том, что они часто докладывали лично Полю о всех событиях и проблемах, непосредственно связанных со сферой их деятельности. Собственные показания Поля и его переписка свидетельствуют о том, что он вел постоянно пополняемую свежими данными опись заключенных каждого лагеря как рабочей силы, причем заключенные классифицировались по национальностям. Полю было известно, сколько заключенных умерло, сколько заключенных неспособно работать; он знал, какие крупные партии заключенных переводились из лагеря в лагерь. Вне сомнения, в Германии не было другого человека, который бы знал так много, как Поль, о деталях деятельности концентрационных лагерей.

При любых обстоятельствах можно зафиксировать и нельзя отрицать следующее: Поль знал, что сотни тысяч мужчин и женщин брошены в концентрационные лагеря и что их принуждают работать, без вознаграждения и в условиях самого строгого заключения, на ту самую страну, которая разорила их родину и угнала их в рабство. Эти рабы умирали от истощения, голода или издевательства эсэсовцев, и Полю не удастся отрицать тот факт, что он был административным главой органа, являвшегося причиной всех этих трагедий. Он выполнял отнюдь не только соглашательскую роль. Он являлся активным участником совершавшихся преступлений. Оставив в стороне все прочие соображения, нужно признать доказанным тот факт, что перед настоящим Трибуналом Поль предстает как человек, занимавшийся угоном рабов в таком масштабе, которого раньше не знала история. По этому разделу, даже если за ним нет другой вины, он виновен в прямом участии в совершении военных преступлений и преступлений против человечности.

Жестокое обращение в концентрационных лагерях с военнопленными, в особенности с русскими и поляками, также следует вменить в вину Полю.

30 сентября 1944 г. Мартин Борман, глава партийной канцелярии, издал от имени Гитлера приказ, в котором, в частности, говорилось:

«Мобилизация труда военнопленных будет организована на базе существующего отдела трудовой мобилизации совместными усилиями обергруппенфюрера СС Бергера и обергруппенфюрера Поля».

28 сентября 1944 г. Гиммлер отдал приказ о том, чтобы вопрос о распределении труда военнопленных передавался на разрешение Полю. Со времен римских цезарей, привозивших с поля брани военнопленных, прикованных цепями к колесницам, с людьми, взятыми в плен в бою, не обращались с такой бесчеловечной жестокостью, о какой свидетельствуют факты, рассмотренные по настоящему делу. Военнопленные были просто зерном, перемалываемым германской мельницей. Своим обращением с военнопленными Германия опозорила почетную профессию солдата, превратила ее в олицетворение несправедливости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.038 с.)