Взаимодействие спроса и предложения и формирование рыночной цены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие спроса и предложения и формирование рыночной цены



Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой (Рис. 4.3)

Избыточный спрос или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена вызовет: 1. стремление фирм к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2. вытеснение некоторых потребителей с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1. подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции и 2. привлекут на рынок дополнительных покупателей.

Рисунок 4.3. График кривых спроса и предложения

 

Движение цены «вверх» и «вниз», перемещение таким образом точки равновесия и линий спроса и предложения составляет суть механизма цен.

Существенно важно, что цена в этом движении на рынке предстает особой структурой, в которой и скрыта тайна механизма.

Цена есть денежное выражение стоимости. Мы знаем, что с точки зрения производства, создания товара, его стоимость W равна издержкам производства (себестоимость) плюс прибавочная стоимость m

W = C + V + m

где С – затраты на материальную часть производства, постоянный капитал

V – заработная плата работника, переменный капитал (который способен создавать, «прирастать» на m)

(С + V) – издержки производства.

Цена дает иное выражение стоимости созданного товара.

Ц = К + р = издержки + прибыль

Структура цены «обязывает» производителя не опускаться ниже издержек – это его граница безубыточности. А величина «р» может перемещать цену и выше стоимости и ниже стоимости на основе перемещения в ходе конкуренции величины «m» за пределы реально созданной на данном предприятии «m», в том числе и ниже этих пределов.

 

Модель рыночного равновесия и процесс формирования

Равновесной цены

Рыночное равновесие – равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке. Различают следующие виды равновесия:

Стабильное - равновесие, при котором произошедшее отклонение приводит к возвращению в прежнее состояние

Неустойчивое – равновесие, при котором произошедшее отклонение не приводит к возвращению в прежнее состояние

Мгновенное – равновесие, при котором спрос на определенный товар неожиданно вырос, а предложение осталось на прежнем уровне

Краткосрочное – равновесие, при котором число продавцов на данном рынке не меняется, однако предложение увеличивается

Длительное – равновесие, при котором предложение способно полностью приспосабливаться к изменившемуся запросу

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, которая фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия (точка Е), а цена – равновесной.

Равновесная цена – цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения. Количество товара, который представлен на рынке по равновесной цене, называется равновесным. Между спросом, равновесной ценой и равновесным количеством товара существует прямая зависимость:

Увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффекты повышения цены и увеличения количества продуктов

Уменьшение спроса влечет за собой как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта

Рисунок 4.4. Рыночное равновесие на микроуровне

 

Между предложением и равновесной ценой существует обратная зависимость, а между предложением и количеством продуктов – прямая:

· Увеличение предложения порождает эффекты снижения цены и прироста количества продуктов

· Уменьшение предложения влечет за собой эффекты роста цены и уменьшения количества продуктов.

Теория рыночного равновесия основывается на следующих положениях:

1. В зависимости от уровня развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества.

2. Предельная общественная полезность подвергается влиянию определенного количества других продуктов к возможности альтернативного использования ресурсов в рассматриваемом производстве.

3. Если на одном рынке отсутствует цена равновесия (даже при сбалансированности спроса и предложения), то в результате возникает дисбаланс и на других рынках.

 

Существуют 2 подхода к исследованию рыночного равновесия в неоклассической экономической теории: по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.

Модель рыночного равновесия Вальраса, структура которой составляет систему уравнений, называют законом Вальраса.

Выделяют следующие основные принципы построения модели рыночного равновесия Вальраса:

Наличие структуры цен равновесия как основного регулятора в теории рыночного равновесия Вальраса;

Равенство совокупной суммы спроса в народном хозяйстве по стоимости совокупной сумме предложения;

Покупка продавцом товара или услуги на деньги, полученные в результате реализации товара или услуги, других товаров и услуг;

Автоматическое уравновешивание предложения, порождаемого собственным спросом.

Закон Вальраса имеет существенные недостатки:

Слишком абстрактный и гипотетический характер модели «идеального рынка»

Модель не соответствует реальной действительности. Ее можно использовать только в качестве эффективного вспомогательного средства математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы;

Прообразом модели Вальраса является биржа, которая называет предварительные цены, в результате чего появляется возможность заключать предварительные контракты;

Участники торгов имеют возможность быстро реагировать на наименьшие расхождения между спросом и предложением;

Модель не позволяет учитывать фактор времени, в ней присутствует неопределенность, не рассматриваются трансакционные издержки.

 

Другая модель рыночного равновесия – модель А.Маршалла, согласно которой силой, движущей рынок к равновесию, является цена.

Постулаты модели Маршалла:

Если цена спроса превосходит цену предложения, то такое различие цен вынудит производителей увеличить предложение, и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на другом уровне;

Если цена спроса окажется ниже цены предложения, то производители станут уменьшать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене.

Таким образом, условие равновесия по Маршаллу выглядит как равенство цены спроса цене предложения. Суть модели Маршалла состоит в следующем: равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что соответствует более долгосрочному периоду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.007 с.)