Структура и функции экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура и функции экономической теории



Структурно современная экономическая теория делится на два основных уровня, на которых ведётся экономический анализ – микро – и макроэкономику.

Микроэкономика изучает поведение и деятельность таких особых экономических единиц как индивидуумы, домашнее хозяйство, фирмы, правительства, которые выступают в роли продавцов и покупателей, распоряжаются доходами, ресурсами и т.п. Микроэкономика объясняет как функционируют рынки товаров и ресурсов, как формируются цены, объемы производства и потребления конкретных товаров и услуг, каким образом происходит перераспределение ресурсов между отраслями, как принимают решения покупатели и производители (продавцы) и многие другие вопросы.

Макроэкономика изучает функционирование экономической системы в целом и крупных её секторов, объектом изучения являются такие взаимосвязанные вопросы как: общий уровень экономической активности, национальный доход, экономический рост общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы, совокупные сбережения и инвестиции, процентные ставки, денежная масса, общий уровень цен, балансы межнациональной торговли, налоги и государственные расходы.

К функциям экономической теории относят следующие:

1. теоретическая (познавательная) – изучение и объяснение экономических явлений, раскрытие законов функционирования и развития экономики;

2. практическая (прагматическая) – применение теории, моделей экономических процессов в хозяйственной практике, создание научной основы для осуществления экономической политики государства.

3. прогностическая – разработка системы прогнозов социально- экономического развития общества.

4. методологическая - методология и методика научного исследования, применяемая в экономической теории, а также результаты их применения, принципы, экономические теории составляют основу совокупности приёмов, методов научного анализа, осуществляемого в рамках конкретных экономических наук.

5. мировоззренческая – экономическая теория формирует определенную систему взглядов на жизнь общества. Прежде всего, это относится к так называемой нормативной экономической теории.

В рамках экономической теории, независимо от микро- или макроэкономического уровня анализа, различают позитивный и нормативный анализ, которые представляют, соответственно, позитивную и нормативную экономическую теорию. Разница между ними состоит в наличии или отсутствии оценочных суждений.

Позитивная экономика ищет научные объяснения функционирования экономики, имеет дело с тем, что есть или может быть. Она оперирует фактами и свободна от субъективных оценочных суждений.

Нормативная экономика разрабатывает рецепты действий, основанные на оценочных суждениях, она имеет дело с тем, что должно быть, какие конкретные условия или аспекты экономики желательны или нежелательны.

Современная экономическая теория – это система экономических наук, связанных общим предметом – экономическими отношениями. При этом каждая составная часть экономической теории имеет свой предмет.

В качестве основных структурных частей современной экономической теории выделяют следующие:

1. теория рационального (эффективного) использования ограниченных ресурсов; непосредственным её предметом является анализ функционирования экономических отношений на микроуровне (микроэкономика) и макроуровне (макроэкономика);

2. социально-экономическая теория. Непосредственным предметом её является анализ национальной экономики как социально-экономической системы, в единстве экономического и социального содержания, анализ экономического строя и конкретных моделей экономики;

3. институциональная экономическая теория, которая рассматривает содержание экономической системы через взаимосвязь экономических и других институтов и их воздействие на развитие экономики;

4. история экономической теории, которая призвана не только дать исторический взгляд на развитие экономической науки, но интегрировать различные подходы как звенья единого целостного взгляда на экономику.

Мезоэкономика – близка к макроэкономике, но рассматривает региональные аспекты экономического развития и управления;

Мегаэкономика – мировая экономика. Примеры: Саммит БРИКС, глобализация, возврат к протекционизму, проявления меркантилизма в настоящее время.

Экономика развивается, но по определенным законам. Закон – это постоянно повторяющаяся, существенная, причинно-следственная связь явлений.

Законы проявляются через практическую деятельность людей. Каждый человек, действуя самостоятельно, вступает в противоречия с другими субъектами. Поэтому в приближении, в среднем, т.е. за хаосом явлений обнаруживается закономерность – менее жесткая, чем закон.

Законы различаются по срокам действия. Одни действуют на протяжении всей человеческой эволюции. Это общие экономические законы, которые характеризуют непрерывность общественного развития. Другие, специфические законы, действуют лишь на отдельных этапах развития общества и характеризуют отличие одного этапа от другого.

Каждый ученый изучает действительность, применяя определенный метод, т.е. способы и приемы познания. От метода зависят теоретические выводы, которые делает ученый.

Методология экономической теории, как и любой другой науки, включает в себя совокупность принципов, понятий и методов научного исследования, общих для всех областей познания, а также особые средства, обусловленные спецификой экономических явлений как объекта исследований.

К числу универсальных методов, применяемых, в том числе, и в экономической теории, относятся методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза), диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического), математической логики.

Исторически первым методом является формальная логика. Активное применение методов формальной логики в экономических исследования начинается в эпоху средневековья. Для работ того времени характерным является стремление объяснить существующий хозяйственный порядок, не вступая в противоречие с церковными догматами. При такой постановке проблемы эффективным оказывается дедуктивный метод, основанный на умозаключениях от общего к частному.

Исходя из богословской доктрины, без соответствующих эмпирических исследований строились суждения о миропорядке вообще и хозяйственной практике в частности. Выводы, сделанные в отрыве от реальной экономической жизни, не могли отвечать ее потребностям.

Работы меркантилистов были ориентированы на решение конкретных экономических задач. Поэтому характерным для них является стремление установить точные количественные пропорции между явлениями и процессами, ориентация на эмпирические данные, что сопряжено с применением метода индукции, основанного на умозаключениях от частного к общему. Слабость этого метода состоит в том, что невозможно строго обосновать общее, исходя из рассмотрения только части совокупности.

Работы классиков, также как и работы меркантилистов, строились преимущественно на основе применения методов формальной логики.

Метод научной абстракции нашел применение в «Капитале» К. Маркса. В экономике, как и в природе, сущность и формы ее проявления непосредственно не совпадают. Например, существует видимость, что Земля плоская, а Солнце вращается вокруг Земли. Сущность и формы ее проявления совпадают лишь отдельными сторонами в большей или меньшей степени.

Метод научной абстракции познает сущность, ее законы развития через последовательное изучение отдельных ее форм.

Экономика любого общества – «непознанное конкретное» - сложное единство различных многочисленных явлений. Первый шаг познания – наблюдение, сбор всей совокупности фактов. В результате этого эмпирического исследования возникает поверхностное представление о жизни общества. Здесь главное не отделено от второстепенного, причина от следствия, случайное от необходимого, экономические явления от неэкономических. Задача экономической науки – внести смысл в разрозненные факты, систематизировать и истолковать их.

Вторым шагом исследования является анализ. Метод анализа – это расчленение исследуемого предмета на составные части и изучение каждой из них в отдельности путем последовательного перехода от конкретных поверхностных форм к более абстрактным и глубинным.

Важно при этом правильно отметить низшее простейшее звено абстракции, за которым теряется качество данного явления. В естественных науках анализ осуществляется путем эксперимента, т.е. прямого выделения части из целого и создания искусственной среды. В экономике выделить отдельное явление из системы можно только путем мысленного отвлечения (абстрагирования) от многих других явлений. В результате получается упрощенная картина реальности, которую можно назвать категорией, законом, принципом, теорией, моделью.

Третьим шагом исследования является синтез.Метод синтеза – соединение расчлененных элементов системы в единое внутреннее взаимосвязанное целое.

При этом осуществляется переход от более простых абстрактных понятий к более сложным конкретным. Усложнение явлений соответствует историческому развитию общества (сочетание исторического и логического).

Четвертый шаг познания состоит в проверке правильности теоретических построений практикой, фактами (эмпиризм).

Диалектический метод, разработанный в рамках немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель), был материалистически переосмыслен и применен в экономической теории К.Марксом.

Диалектический метод позволяет анализировать экономические явления и экономические системы в развитии. При этом само развитие интерпретируется как переход от количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей. Применение диалектического метода позволило анализировать экономические явления и экономические системы в развитии. При этом само развитие интерпретируется как переход от количественных изменений в качественные и обратно, как единство и борьба противоположностей. Используя метод диалектического восхождения от абстрактного к конкретному, К. Маркс стремился раскрыть внутренние противоречия объекта исследования и отразить закономерности их развития в системе категорий и законов.

Современная методология экономической теории сложилась за последние 50-60 лет. Некоторые ее элементы встречаются и в более ранние годы, например в работах таких выдающихся экономистов, как Ф. Рэмзи, И. Фишер, А. Вальд, Дж. Хикс, Е. Слуцкий, Л. Канторович, Дж. фон Нейман, работавших в двадцатые и тридцатые годы ХХ-го столетия. Но перелом произошел в пятидесятые годы. Решающую роль в создании современной методологии экономической теории сыграло возникновение теории игр (сороковые годы ХХ века), теории социального выбора и разработка математической модели общего экономического равновесия (пятидесятые годы ХХ века).

С методологической точки зрения В.М. Полтерович выделяет восемь аспектов развития экономической теории в последние 60 лет.

1) Усовершенствование математического инструментария. На современном этапе не осталось практически ни одного раздела математики, который не нашел бы приложений в экономике. Математизация экономической теории стала основой развития экономико-математического моделирования – формализованного описания экономических процессов и явлений, и экономического экспериментирования – искусственного воспроизведения экономического явления или процесса.

2) Углубленное исследование и обобщение базовых моделей, например, модели общего равновесия.

3) Охват теорией новых сфер экономической жизни, ранее не исследованных, например теории общественных благ, монетарной экономики, теории производственных организаций.

4) Накопление эмпирических данных. Благодаря компьютерным технологиям, стандартизации национальных счетов и созданию мощных исследовательских отделов в международных кредитных организациях, таких как Мировой Банк и Международный валютный фонд, происходит стремительный рост экономической информации, доступной для большинства исследователей в развитых странах.

5) Изменение «стандарта строгости». Современный стандарт строгости в экономике предполагает либо теоретическое модельное обоснование основных тезисов, либо их эконометрическое тестирование на эмпирическом материале.

6) Коллективный характер обобщающих работ. Принцип сосуществования. Все реже предпринимаются и все менее успешны попытки создания всеобщих экономических теорий. Принцип единства теории уступил место принципу сосуществования конкурирующих концепций.

7) «Поведенческий» переворот в теоретической макроэкономике. После многих лет почти обособленного существования микро- и макроэкономики, сейчас интенсивно разрабатывается синтетическая теория.

8) Организационный рост.

Современные технологии обмена информацией привели к интернационализации экономической науки. Практически исчезли национальные школы.

В современной экономической теории активно используется функциональный метод. Функциональный метод позволяет в форме графиков иллюстрировать основные закономерности экономических моделей.

Экономические системы

Традиционная экономическая система - самая древняя система. Ведение натурального хозяйства. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое.

Командно-административная - общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Рыночная система. Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива; и рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода.

Смешанная система - система, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Экономика как наука.

2. Каково происхождение и первоначальный смысл термина “экономика”?

3. Когда появились первые экономические воззрения и сформировалась экономическая теория как самостоятельная наука?

4. Эволюция предмета экономической науки.

5. Назовите основные этапы развития экономической теории.

6. Перечислить и раскрыть функции экономической теории.

7. Методы экономических исследований.

8. Экономические системы.

Тестирование

1 Предметом исследования экономической теории не является:

а) ограниченность ресурсов

б) максимизация удовлетворения потребностей

в) безграничность производственных возможностей

г) рациональность использования ресурсов

2. Термин «политическая экономия» впервые ввёл в научный оборот:

а) А. Маршалл

б) А. Монкретьен

в) Дж. М. Кейнс

г) Аристотель

3. Создателями политики протекционизма являются:

а) неоклассики

б) меркантилисты

в) кейнсианцы

г) физиократы

4. Экономическими законами называются:

а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений экономических явлений и процессов

б) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы

в) законы, действующие в экономике независимо от воли и желания людей

г) законы, сознательно устанавливаемые людьми для регулирования экономических процессов и явлений.

5. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов

б) экономическое поведение отдельных фирм

в) отношения между отдельными представителями разных классов

г) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях

6. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?

а) происхождение, сущность и функции денег

б) механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции

в) цена, спрос и предложение

г) производство нефти

7. Методология экономической теории – это:

а) мысленное расчленение изучаемого объекта на составляющие части

б) совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей

в) система познания экономических явлений и процессов, которые включают различные способы, приемы, посредством которых выявляется истина

г) общее понятие, которое характеризует определенные стороны экономических явлений

8. Ведущей сферой экономики считали сферу обмена:

а) неоклассики

б) меркантилисты

в) марксисты

г) физиократы.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство. Основные формы экономических отношений: отношения собственности и отношения хозяйствования. Индивидуальные и общественные потребности. Экономическое благо. Экономические ресурсы факторы производства. Рынок: понятие, функции. Конкуренция. Экономический кругооборот товаров и денег.

Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

Государство как субъект рыночных отношений совокупность контролирующих, регулирующих учреждений а также структур общественной безопасности, осуществляющих юридическую и политическую власть над другими хозяйственными субъектами для обеспечения нивелирования конфликтов между ними при реализации своих целей в интересах всего общества, а также для обеспечения экономического и социального прогресса общества. В теории государство стремится максимизировать общественную полезность.

В соответствии с определением Римского Права под собственностью понимается правовое господство лица над вещью. 

Собственность – это неразрывная совокупность больших или меньших по объему правомочий субъекта в отношении вещи, а в реальной жизни, в реальных правоотношениях только и существуют правомочия, подразумеваемые тем или иным вещно-правовым институтом.

Заслуженный экономист России профессор Г.В. Горланов отмечает, что «собственность - многомерное явление, включающее в себя не только экономическую и правовую, но еще целый ряд составляющих исторического, экологического, политического, социального, духовного, психологического и другого подобного характера».

Рассмотрим экономический смысл ранжирования уровней собственности.

Уровни собственности Пояснение
Первый – владение В условиях владения человек может распорядиться своим активом любым образом – продать, уничтожить, и пр. В экономическом (но не в юридическом!) смысле владение есть полная его собственность. А у юристов гораздо более дробная классификация. Например, у них есть владение без права продажи. Многое в юридической системе зависит и от национальных особенностей.
Второй - распоряжение В условиях распоряжения человек - уже не верховный собственник, ему предоставили это право. Экономический смысл распоряжения в том, что у лица, принимающего решение, нет права на окончательное отчуждение актива, но есть право на извлечение и присвоение дохода от коммерческого использования данного актива.
Третий пользование В условиях пользования человек имеет право только пользоваться данным активом в установленном хозяином порядке, но не имеет права сдавать актив в аренду.

 

Классическим примером является использование зданий и сооружений. Скажем, государственное учреждение может лишь пользоваться своим зданием, но не может сдавать его частично в аренду, извлекать доход и платить заработную плату сотрудникам. А государственное унитарное предприятие или образовательное учреждение имеет право распоряжения - оно может сдать помещения в аренду и использовать деньги от аренды на свои собственные уставные цели.

Экономическая теория является общественной наукой и решает задачу оптимизации производства и распределения благ из ограниченных ресурсов, т.е. проблему выбора. Ее задача обосновать стратегию максимального удовлетворения потребностей общества с минимальными издержками.

В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

1. Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)

2. Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)

3. Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:

§ В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

§ Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.

§ В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.

Современную экономику сложно определить как регулируемую, смешанную, где регулирование осуществляет государство и монополии, а смешанный характер экономики определяется наличием в ней частного и государственного сектора.

Экономические ресурсы – это природные, людские и производственные ресурсы, которые используются для создания товаров и услуг.

Все экономические ресурсы ограничены. Пределы имеют и пахотные земли, и запасы полезных ископаемых, и средства производства, и трудовые ресурсы. Их ограниченность заключается в недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям людей.

Потребности – главный движущий мотив человеческой деятельности, имеют сложную структуру и включают потребности человека в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.То есть потребности – это объективная нужда людей для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности.

Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

В экономической теории различают:

а) потенциальные потребности;

б) платежеспособные потребности.

Потенциальной потребностью называют потенциальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными средствами и трансформируются в покупательский спрос. С течением времени потребности обнаруживают тенденции к росту. Чтобы создавать необходимые для удовлетворения потребностей блага в производство необходимо непрерывно вовлекать экономические ресурсы.

С развитием общества существенно увеличивается производственный потенциал общества, но проблема ограниченности ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями.

Перед обществом в условиях ограниченности наличных ресурсов возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. Можно сказать: объектом экономического анализа в каждой стране является дефицит ресурсов и альтернативный выбор их использования.

Проблема выбора носит всеобщий характер, поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как наука о способах распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как наука об управлении ресурсами.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, то есть охватывает проблему «затраты-выпуск». Большое количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.

Те товары и услуги, которыми нужно пожертвовать в пользу производства других, называются альтернативными затратами, затратами упущенных возможностей, вмененными издержками. Это цена выбора или упущенная выгода при смене альтернатив (от лат. Alter – один из двух). Она определяется не только количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других (альтернативных) благ, но и их пользой и стоимостью.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок влияет на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:

· регулирующую (оптимизирует пропорции обмена через спрос и предложение).

· посредническую (возможность выбора наиболее подходящего покупателя или поставщика).

· стимулирующую (через цены и снижение затрат – стимулирует НТП)

· информационную (предоставляет множество значимых данных для разных сфер жизни и управления)

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

По масштабам развития выделяют следующее виды:

· индивидуальная;

· местная;

· отраслевая;

· межотраслевая;

· национальная;

· глобальная.

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Еще конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция (чистая)- конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция (например монополии и олигополии) - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Добросовестная (улучшение условий в отношении покупателей, улучшение качества товара и оптимизация производственной цепочки) и недобросовестная (плагиат, подделка, обман, шантаж, сговор, например картельный, подкуп и т.д.) формы конкуренции.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

 

Контрольные вопросы:

1. Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство.

2. Основные формы экономических отношений: отношения собственности и отношения хозяйствования.

3. Формы собственности.

4. Индивидуальные и общественные потребности.

5. Экономическое благо.

6. Экономические ресурсы факторы производства.

7. Рынок: понятие, функции.

8. Конкуренция.

9. Основные критерии определения типа конкуренции.

10. Классификация рынков по типу.

11. Экономический кругооборот товаров и денег.

 

 

Тестирование

1. Экономика - это наука о:

а) динамике материальных и духовных потребностей;

б) производстве и критериях распределения производимых благ;

в) мотивации поведения человека;

г) наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

2. Фундаментальной проблемой экономической теории является:

а) спрос и предложение;

б) эффективность и справедливость;

в) предпринимательство и прибыль;

г) ограниченность и выбор;

3. Редкость ресурсов – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) связана с определенными типами цивилизаций;

в) никогда не возникает в богатых странах;

г) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.

4. Главные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?):

а) полностью решены правительством России;

б) не существуют в странах с рыночной экономикой;

в) не решаются в странах с командной экономикой;

г) существуют во всех странах, пока существует ограниченность ресурсов.

5. Экономика как целостная система, изучается при помощи:

а) макроэкономического анализа;

б) нормативного анализа;

в) описательного анализа;

г) микроэкономического анализа;

6. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

7. В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:

а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;

б) как перераспределять блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ;

г) как решать проблемы избыточных потребностей.

8. Ограниченность ресурсов и благ – это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

г) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

д) характеристика командных систем.

9. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи метода экономической науки …

 а) моделирование

 б) индукция

 в) дедукция

 г) синтез

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

 

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Сущность основного вопроса экономики. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей: Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек.

 

Альтернативная стоимость (opportunity costs) ‑ это затраты на выбор из доступных альтернатив при совершении выбора экономическим субъектом. По своей сути это стоимость одного блага, сравниваемая со стоимостью другого, выраженная в другом благе.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей - экономический термин, обозначающий упущенную выгоду в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив.

Сравнение выбора производится с лучшей альтернативой с позиции рациональности поведения экономического субъекта.

Издержки упущенной выгоды и упущенная выгода – не тождественны. Издержки отражают полную стоимость упущенной выгоды, тогда как сама упущенная выгода – это разница между выгодами выбранного варианта и выгодами от наилучшей из альтернатив.

Пример 1. Вы начинаете работать в должности помощника управляющего в крупной компании, с з/п в 25 000 руб., в то же время отказываясь от возможности стать экономистом в маленькой компании за 30 000 руб.

Альтернативные издержки здесь составляют 25 000 – 30 000 = -5 000 руб.

Альтернативная стоимость же равна величине выгод по альтернативному варианту или 30 000 руб.

 

Альтернативные затраты напрямую связанны с использованием ресурсов. Все затраты, осуществляемые в экономической деятельности, носят альтернативный характер, безальтернативных вариантов не существует, даже если так кажется. Например, можно что-то делать или не делать ничего.

При отсутствии экономических действий издержки все равно возникают, это упущенные возможности, недополученные выгоды.

Пример 2. Вы работаете на предприятии с з/п в 40 000 руб./ мес. Решив идти на повышение, вы желаете получить профильное высшее образование (второе образование), цена которого составляет 240 000 за 3 года. Социальный налоговый вычет, предоставляемый государством, составляет 120 000 руб.

Варианты: А – оплатить всю сумму сразу;

Б – отплачивать сумму по годам; (вычеты принимаются ежегодно до 120 тыс. руб.)

Упущенная выгода А = 240 000 – 120 000*0,13 = 224 400 руб.

Упущенная выгода Б = (80 000 – 120 000 * 0,13)*3 = 64 400 * 3 = 193 200 руб.

Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ) имитирует проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов, когда перед страной, фирмой, индивидом стоят проблемы: что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать…, т.е. определять условия и направления использования ограниченных ресурсов. Модель КПВ основана на концепции альтернативной стоимости.

Кривая производственных возможностей показывает возможное производство одного продукта при фиксированном выпуске другого продукта и при полном и наилучшем использовании фиксированных ресурсов.

Предположения модели:

1) фирма, регион, страна в целом производят только по два продукта (или услуги). Данный прием называется агрегированием (суммированием) и широко распространен в экономике. Экономическая статистика вся основана на этом принципе: продукция металлургии, зерновые культуры, самолеты – это все агрегаты. Выбирать можно и другую абстракцию. Из многих продуктов берем только два, а другие просто фиксируем. Выбор между двумя продуктами анализируется всегда;

2) полное использование ограниченных ресурсов принято трактовать как их наилучшее применение. Оно означает, что при фиксированном выпуске одного продукта ресурсы используются так, чтобы максимизировать выпуск другого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.149 с.)