Структура науки. Предмет и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура науки. Предмет и методы исследования



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.. 4

1. СТРУКТУРА НАУКИ. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5

Контрольные вопросы: 13

Тестирование. 13

2. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКИ.. 15

Контрольные вопросы: 19

Тестирование. 19

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР.. 21

Контрольные вопросы: 23

4. ТЕОРИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ.. 24

Контрольные вопросы: 35

Тестирование. 35

5. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.. 37

Контрольные вопросы: 44

Тестирование. 45

6. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА.. 46

Контрольные вопросы: 59

Тестирование. 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 61

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 62

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Электронное учебное пособие по дисциплине «Экономическая теория» (Часть 1) направлено на формирование общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по уровню бакалавриата:

 

- ОК-3 Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности.

 

Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций.

 

В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение всех основных тем дисциплины в части микроэкономики.

 

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания основных законов микроэкономики и закономерностей функционирования современной экономики на микроуровне, научить применять полученные знания в различных сферах профессиональной деятельности.

 

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных исследований, включая современные публикации.

 

Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.

 

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» дисциплина «Экономическая теория» относится к базовой части учебного плана ОПОП. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: «История», «Политология», «Философия», «История мировых цивилизаций».

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать: основные законы экономики и применять их в различных сферах деятельности, а также закономерности функционирования современной экономики на макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и прикладных экономических дисциплин.                

Уметь: использовать экономические знания в различных сферах деятельности.                                 

Владеть: методологией экономического исследования.

 

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий

 

Объем дисциплины составляет 7 зачетных единиц, всего 252 часа, из которых 102/20 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем по очной/заочной форме обучения (68/12 часов занятия лекционного типа, 34/8 часов занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные работы и т.п.).

 

 

 

Экономические системы

Традиционная экономическая система - самая древняя система. Ведение натурального хозяйства. Например, если племя на протяжении нескольких поколений выращивало, скажем, ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое.

Командно-административная - общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Рыночная система. Основу этой системы составляют: право частной собственности, частная хозяйственная инициатива; и рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.

Право частной собственности - это признаваемое и защищаемое законом право отдельного человека владеть, пользоваться и распоряжаться определенным видом и объемом ограниченных ресурсов.

Частная хозяйственная инициатива - это право каждого владельца производственных ресурсов самостоятельно решать, каким образом и в какой мере их использовать для получения дохода.

Смешанная система - система, в которой перемешиваются свойства всех трёх вышеперечисленных систем.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Экономика как наука.

2. Каково происхождение и первоначальный смысл термина “экономика”?

3. Когда появились первые экономические воззрения и сформировалась экономическая теория как самостоятельная наука?

4. Эволюция предмета экономической науки.

5. Назовите основные этапы развития экономической теории.

6. Перечислить и раскрыть функции экономической теории.

7. Методы экономических исследований.

8. Экономические системы.

Тестирование

1 Предметом исследования экономической теории не является:

а) ограниченность ресурсов

б) максимизация удовлетворения потребностей

в) безграничность производственных возможностей

г) рациональность использования ресурсов

2. Термин «политическая экономия» впервые ввёл в научный оборот:

а) А. Маршалл

б) А. Монкретьен

в) Дж. М. Кейнс

г) Аристотель

3. Создателями политики протекционизма являются:

а) неоклассики

б) меркантилисты

в) кейнсианцы

г) физиократы

4. Экономическими законами называются:

а) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений экономических явлений и процессов

б) устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы

в) законы, действующие в экономике независимо от воли и желания людей

г) законы, сознательно устанавливаемые людьми для регулирования экономических процессов и явлений.

5. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:

а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов

б) экономическое поведение отдельных фирм

в) отношения между отдельными представителями разных классов

г) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях

6. Что из перечисленного не изучает микроэкономика?

а) происхождение, сущность и функции денег

б) механизм функционирования рынка совершенной и несовершенной конкуренции

в) цена, спрос и предложение

г) производство нефти

7. Методология экономической теории – это:

а) мысленное расчленение изучаемого объекта на составляющие части

б) совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей

в) система познания экономических явлений и процессов, которые включают различные способы, приемы, посредством которых выявляется истина

г) общее понятие, которое характеризует определенные стороны экономических явлений

8. Ведущей сферой экономики считали сферу обмена:

а) неоклассики

б) меркантилисты

в) марксисты

г) физиократы.

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство. Основные формы экономических отношений: отношения собственности и отношения хозяйствования. Индивидуальные и общественные потребности. Экономическое благо. Экономические ресурсы факторы производства. Рынок: понятие, функции. Конкуренция. Экономический кругооборот товаров и денег.

Экономические субъекты - субъекты экономических отношении, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Домашнее хозяйство - самостоятельная экономическая единица, состоящая из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

Предприятия (фирмы) образуют самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ и через инвестирование – капиталовложения, идущие на развитие и расширение производства. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства является не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке за счет максимизации прибыли, что способствует увеличению масштабов производства. Предприятие – это первичное и основное звено общественного производства.

Государство как субъект рыночных отношений совокупность контролирующих, регулирующих учреждений а также структур общественной безопасности, осуществляющих юридическую и политическую власть над другими хозяйственными субъектами для обеспечения нивелирования конфликтов между ними при реализации своих целей в интересах всего общества, а также для обеспечения экономического и социального прогресса общества. В теории государство стремится максимизировать общественную полезность.

В соответствии с определением Римского Права под собственностью понимается правовое господство лица над вещью. 

Собственность – это неразрывная совокупность больших или меньших по объему правомочий субъекта в отношении вещи, а в реальной жизни, в реальных правоотношениях только и существуют правомочия, подразумеваемые тем или иным вещно-правовым институтом.

Заслуженный экономист России профессор Г.В. Горланов отмечает, что «собственность - многомерное явление, включающее в себя не только экономическую и правовую, но еще целый ряд составляющих исторического, экологического, политического, социального, духовного, психологического и другого подобного характера».

Рассмотрим экономический смысл ранжирования уровней собственности.

Уровни собственности Пояснение
Первый – владение В условиях владения человек может распорядиться своим активом любым образом – продать, уничтожить, и пр. В экономическом (но не в юридическом!) смысле владение есть полная его собственность. А у юристов гораздо более дробная классификация. Например, у них есть владение без права продажи. Многое в юридической системе зависит и от национальных особенностей.
Второй - распоряжение В условиях распоряжения человек - уже не верховный собственник, ему предоставили это право. Экономический смысл распоряжения в том, что у лица, принимающего решение, нет права на окончательное отчуждение актива, но есть право на извлечение и присвоение дохода от коммерческого использования данного актива.
Третий пользование В условиях пользования человек имеет право только пользоваться данным активом в установленном хозяином порядке, но не имеет права сдавать актив в аренду.

 

Классическим примером является использование зданий и сооружений. Скажем, государственное учреждение может лишь пользоваться своим зданием, но не может сдавать его частично в аренду, извлекать доход и платить заработную плату сотрудникам. А государственное унитарное предприятие или образовательное учреждение имеет право распоряжения - оно может сдать помещения в аренду и использовать деньги от аренды на свои собственные уставные цели.

Экономическая теория является общественной наукой и решает задачу оптимизации производства и распределения благ из ограниченных ресурсов, т.е. проблему выбора. Ее задача обосновать стратегию максимального удовлетворения потребностей общества с минимальными издержками.

В процессе выбора как общество, так и отдельный человек сталкиваются с решением трех основных задач:

1. Что производить? (какие товары и услуги и в каком количестве)

2. Как производить? (с помощью каких ресурсов и какой технологии)

3. Для кого производить? (как распределять производственные блага между членами общества)

Проблемы что, как и для кого производить по-разному решаются в различных экономических системах:

§ В традиционной системе все проблемы экономики решаются на основе обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение.

§ Командная экономика — все вопросы решает государство на основе государственной ответственности и централизованного планирования и распределения.

§ В рыночной системе проблемы что, как и для кого решаются на экономической основе.

Современную экономику сложно определить как регулируемую, смешанную, где регулирование осуществляет государство и монополии, а смешанный характер экономики определяется наличием в ней частного и государственного сектора.

Экономические ресурсы – это природные, людские и производственные ресурсы, которые используются для создания товаров и услуг.

Все экономические ресурсы ограничены. Пределы имеют и пахотные земли, и запасы полезных ископаемых, и средства производства, и трудовые ресурсы. Их ограниченность заключается в недостаточном количестве по отношению к растущим потребностям людей.

Потребности – главный движущий мотив человеческой деятельности, имеют сложную структуру и включают потребности человека в определенных жизненных благах, услугах, жилье, духовном развитии и общении, в самореализации и самоутверждении.То есть потребности – это объективная нужда людей для поддержания жизнедеятельности, развития организма, личности.

Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных).

В экономической теории различают:

а) потенциальные потребности;

б) платежеспособные потребности.

Потенциальной потребностью называют потенциальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными средствами и трансформируются в покупательский спрос. С течением времени потребности обнаруживают тенденции к росту. Чтобы создавать необходимые для удовлетворения потребностей блага в производство необходимо непрерывно вовлекать экономические ресурсы.

С развитием общества существенно увеличивается производственный потенциал общества, но проблема ограниченности ресурсов не снимается, поскольку она связана не с абсолютной величиной используемых ресурсов, а с пропорцией между ними и всеми имеющимися потребностями.

Перед обществом в условиях ограниченности наличных ресурсов возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать разные альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. Можно сказать: объектом экономического анализа в каждой стране является дефицит ресурсов и альтернативный выбор их использования.

Проблема выбора носит всеобщий характер, поэтому все чаще предмет экономической теории определяется как наука о способах распределения ограниченных ресурсов между разнообразными целями или как наука об управлении ресурсами.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, то есть охватывает проблему «затраты-выпуск». Большое количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.

Те товары и услуги, которыми нужно пожертвовать в пользу производства других, называются альтернативными затратами, затратами упущенных возможностей, вмененными издержками. Это цена выбора или упущенная выгода при смене альтернатив (от лат. Alter – один из двух). Она определяется не только количеством тех благ, которые принесены в жертву при выборе других (альтернативных) благ, но и их пользой и стоимостью.

Рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров. Рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

Рынок влияет на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд экономических функций:

· регулирующую (оптимизирует пропорции обмена через спрос и предложение).

· посредническую (возможность выбора наиболее подходящего покупателя или поставщика).

· стимулирующую (через цены и снижение затрат – стимулирует НТП)

· информационную (предоставляет множество значимых данных для разных сфер жизни и управления)

Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

По масштабам развития выделяют следующее виды:

· индивидуальная;

· местная;

· отраслевая;

· межотраслевая;

· национальная;

· глобальная.

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Еще конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция (чистая)- конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция (например монополии и олигополии) - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Добросовестная (улучшение условий в отношении покупателей, улучшение качества товара и оптимизация производственной цепочки) и недобросовестная (плагиат, подделка, обман, шантаж, сговор, например картельный, подкуп и т.д.) формы конкуренции.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот.

Экономический кругооборот – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

 

Контрольные вопросы:

1. Экономические субъекты: домохозяйство, фирма, государство.

2. Основные формы экономических отношений: отношения собственности и отношения хозяйствования.

3. Формы собственности.

4. Индивидуальные и общественные потребности.

5. Экономическое благо.

6. Экономические ресурсы факторы производства.

7. Рынок: понятие, функции.

8. Конкуренция.

9. Основные критерии определения типа конкуренции.

10. Классификация рынков по типу.

11. Экономический кругооборот товаров и денег.

 

 

Тестирование

1. Экономика - это наука о:

а) динамике материальных и духовных потребностей;

б) производстве и критериях распределения производимых благ;

в) мотивации поведения человека;

г) наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов.

2. Фундаментальной проблемой экономической теории является:

а) спрос и предложение;

б) эффективность и справедливость;

в) предпринимательство и прибыль;

г) ограниченность и выбор;

3. Редкость ресурсов – это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) связана с определенными типами цивилизаций;

в) никогда не возникает в богатых странах;

г) существует при всех экономических системах независимо от степени богатства.

4. Главные вопросы экономики (Что? Как? Для кого?):

а) полностью решены правительством России;

б) не существуют в странах с рыночной экономикой;

в) не решаются в странах с командной экономикой;

г) существуют во всех странах, пока существует ограниченность ресурсов.

5. Экономика как целостная система, изучается при помощи:

а) макроэкономического анализа;

б) нормативного анализа;

в) описательного анализа;

г) микроэкономического анализа;

6. Позитивная экономика изучает:

а) что есть;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

7. В задачи экономической теории входит решение следующих вопросов:

а) как перераспределять блага, чтобы не было бедных;

б) как перераспределять блага, чтобы не было богатых;

в) как решать проблемы редкости благ;

г) как решать проблемы избыточных потребностей.

8. Ограниченность ресурсов и благ – это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

г) концепция, отражающая невозможность полного удовлетворения человеческих потребностей;

д) характеристика командных систем.

9. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи метода экономической науки …

 а) моделирование

 б) индукция

 в) дедукция

 г) синтез

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЫБОР

 

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Сущность основного вопроса экономики. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей: Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек.

 

Альтернативная стоимость (opportunity costs) ‑ это затраты на выбор из доступных альтернатив при совершении выбора экономическим субъектом. По своей сути это стоимость одного блага, сравниваемая со стоимостью другого, выраженная в другом благе.

Альтернативные издержки, издержки упущенной выгоды или издержки альтернативных возможностей - экономический термин, обозначающий упущенную выгоду в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив.

Сравнение выбора производится с лучшей альтернативой с позиции рациональности поведения экономического субъекта.

Издержки упущенной выгоды и упущенная выгода – не тождественны. Издержки отражают полную стоимость упущенной выгоды, тогда как сама упущенная выгода – это разница между выгодами выбранного варианта и выгодами от наилучшей из альтернатив.

Пример 1. Вы начинаете работать в должности помощника управляющего в крупной компании, с з/п в 25 000 руб., в то же время отказываясь от возможности стать экономистом в маленькой компании за 30 000 руб.

Альтернативные издержки здесь составляют 25 000 – 30 000 = -5 000 руб.

Альтернативная стоимость же равна величине выгод по альтернативному варианту или 30 000 руб.

 

Альтернативные затраты напрямую связанны с использованием ресурсов. Все затраты, осуществляемые в экономической деятельности, носят альтернативный характер, безальтернативных вариантов не существует, даже если так кажется. Например, можно что-то делать или не делать ничего.

При отсутствии экономических действий издержки все равно возникают, это упущенные возможности, недополученные выгоды.

Пример 2. Вы работаете на предприятии с з/п в 40 000 руб./ мес. Решив идти на повышение, вы желаете получить профильное высшее образование (второе образование), цена которого составляет 240 000 за 3 года. Социальный налоговый вычет, предоставляемый государством, составляет 120 000 руб.

Варианты: А – оплатить всю сумму сразу;

Б – отплачивать сумму по годам; (вычеты принимаются ежегодно до 120 тыс. руб.)

Упущенная выгода А = 240 000 – 120 000*0,13 = 224 400 руб.

Упущенная выгода Б = (80 000 – 120 000 * 0,13)*3 = 64 400 * 3 = 193 200 руб.

Кривая (граница) производственных возможностей (КПВ) имитирует проблему выбора в условиях ограниченных ресурсов, когда перед страной, фирмой, индивидом стоят проблемы: что производить, как производить, для кого производить, сколько производить, где и по какой цене продавать…, т.е. определять условия и направления использования ограниченных ресурсов. Модель КПВ основана на концепции альтернативной стоимости.

Кривая производственных возможностей показывает возможное производство одного продукта при фиксированном выпуске другого продукта и при полном и наилучшем использовании фиксированных ресурсов.

Предположения модели:

1) фирма, регион, страна в целом производят только по два продукта (или услуги). Данный прием называется агрегированием (суммированием) и широко распространен в экономике. Экономическая статистика вся основана на этом принципе: продукция металлургии, зерновые культуры, самолеты – это все агрегаты. Выбирать можно и другую абстракцию. Из многих продуктов берем только два, а другие просто фиксируем. Выбор между двумя продуктами анализируется всегда;

2) полное использование ограниченных ресурсов принято трактовать как их наилучшее применение. Оно означает, что при фиксированном выпуске одного продукта ресурсы используются так, чтобы максимизировать выпуск другого.

Ограничения и возможности модели. С одной стороны, модель предельно абстрактна. В реальной жизни ее не строят. Поэтому она не пригодна даже для приближенных вычислений, тем более для точных в экономической действительности.

С другой стороны, КПВ иллюстрирует принцип выбора для точных вычислений в экономической действительности, в условиях ограниченности ресурсов. Она учит нас правильной логике выбора.

Закон возрастающих дополнительных (альтернативных) затрат. Модель кривой производственных возможностей позволяет понять закон возрастающих альтернативных затрат. Его можно выразить одной фразой: «Чем выше в гору, тем тяжелее подъем».

При полном и наилучшем использовании ресурсов по мере увеличения производства одного продукта для получения каждой следующей (дополнительной, предельной) его единицы приходится отказываться от другого его продукта.

Теоретически проблему экономического выбора и альтернативных издержек принято рассматривать с помощью графика, который называется «кривая производственных возможностей» (рисунок 3.1).

Кривая производственных возможностей выражает потенциально возможный объем производства при полном использовании ресурсов на данном технологическом уровне.

Графический образ рассматриваемой проблемы выражает следующие аспекты:

1) множество точек на самой кривой показывает возможный технологический выбор, переключение ресурсов с производства товара А на товар Б;

2) социально-экономический выбор общества определяется только одной точкой и зависит от экономических, политических, исторических и других условий;

3) полностью загруженная экономика при увеличении выпуска одного товара (Б) должна сокращать производство другого (А). Движение из точки В в точку Г (рисунок 3.1);

4) общество не всегда находится на границе своих производственных возможностей, а чаще внутри, в точке М. Это связано с недогрузкой мощностей, безработицей, неэффективным регулированием и прочими причинами. Находясь внутри границ производственных возможностей, общество может увеличивать производство одного продукта, не уменьшая производство другого;

5) экономический рост связан с увеличением экономического потенциала и выражается смещением кривой производственных возможностей вправо. На рисунке 3.1это показано пунктирной линией.

Рисунок 3.1 Кривая производственных возможностей

 

Кривая производственных возможностей представляет собой выпуклую линию. Это объясняется ростом альтернативных затрат. Изменяя структуру производства, например, в пользу автомобилей, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Поэтому каждый дополнительный автомобиль требует все большего сокращения производства, например, тканей.

Выпуклые функции. В математике выпуклой функцией называют функцию, при соединении двух точек которой получившийся отрезок прямой лежит под графиком функции или совпадает с ним. Данное условие записывается так:

Выпуклость КПВ объясняется законом возрастающих альтернативных издержек, а не наоборот. Наиболее полное использование ресурсов предполагает специализацию и наилучшее их использование. Дополнительное вложение ресурсов для производства одного продукта дает меньший удельный эффект на единицу продукции по сравнению с использованными сначала ресурсами.

Кривая производственных возможностей и прогресс. Кривая производственных возможностей не является неподвижной. Она может сдвигаться влево (с уменьшением ресурсов) и вправо (с увеличением ресурсов). Перемещение ее вправо происходит при наличии следующих условий:

- открытие новых месторождений полезных ископаемых;

- открытия в области фундаментальных наук (физики, химии и т.д.);

- на основе этих открытий разработка новых технологий, производство

новых средств труда и предметов труда;

- распределение ресурсов в пользу накопления.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Сущность основного вопроса экономики.

2. Экономический выбор.

3. Альтернативные издержки.

4. Кривая производственных возможностей:

5. Закон возрастания альтернативных (вмененных) издержек.

 

ТЕОРИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

Цель раздела: изучить следующие вопросы: Спрос, величина спроса. Закон спроса. Эффект сноба, эффект Веблена. Эффект Гиффена. Кривая Предложение, величина предложения. Закон предложения. Основные неценовые факторы предложения. Взаимосвязь спроса и предложения: рыночное равновесие. Понятие эластичности. Перекрестная эластичность.

 

Равновесной цены

Рыночное равновесие – равенство спроса и предложения на определенный товар в определенное время на определенном рынке. Различают следующие виды равновесия:

Стабильное - равновесие, при котором произошедшее отклонение приводит к возвращению в прежнее состояние

Неустойчивое – равновесие, при котором произошедшее отклонение не приводит к возвращению в прежнее состояние

Мгновенное – равновесие, при котором спрос на определенный товар неожиданно вырос, а предложение осталось на прежнем уровне

Краткосрочное – равновесие, при котором число продавцов на данном рынке не меняется, однако предложение увеличивается

Длительное – равновесие, при котором предложение способно полностью приспосабливаться к изменившемуся запросу

В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена, которая фиксируется в точке пересечения кривых спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия (точка Е), а цена – равновесной.

Равновесная цена – цена, при которой величина спроса соответствует величине предложения. Количество товара, который представлен на рынке по равновесной цене, называется равновесным. Между спросом, равновесной ценой и равновесным количеством товара существует прямая зависимость:

Увеличение спроса при прочих равных условиях порождает эффекты повышения цены и увеличения количества продуктов

Уменьшение спроса влечет за собой как эффект снижения цены, так и эффект уменьшения количества продукта

Рисунок 4.4. Рыночное равновесие на микроуровне

 

Между предложением и равновесной ценой существует обратная зависимость, а между предложением и количеством продуктов – прямая:

· Увеличение предложения порождает эффекты снижения цены и прироста количества продуктов

· Уменьшение предложения влечет за собой эффекты роста цены и уменьшения количества продуктов.

Теория рыночного равновесия основывается на следующих положениях:

1. В зависимости от уровня развития техники стоимость определяется в точке между предельной общественной полезностью определенного количества товаров и предельными общественными издержками производства этого количества.

2. Предельная общественная полезность подвергается влиянию определенного количества других продуктов к возможности альтернативного использования ресурсов в рассматриваемом производстве.

3. Если на одном рынке отсутствует цена равновесия (даже при сбалансированности спроса и предложения), то в результате возникает дисбаланс и на других рынках.

 

Существуют 2 подхода к исследованию рыночного равновесия в неоклассической экономической теории: по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу.

Модель рыночного равновесия Вальраса, структура которой составляет систему уравнений, называют законом Вальраса.

Выделяют следующие основные принципы построения модели рыночного равновесия Вальраса:

Наличие структуры цен равновесия как основного регулятора в теории рыночного равновесия Вальраса;

Равенство совокупной суммы спроса в народном хозяйстве по стоимости совокупной сумме предложения;

Покупка продавцом товара или услуги на деньги, полученные в результате реализации товара или услуги, других товаров и услуг;

Автоматическое уравновешивание предложения, порождаемого собственным спросом.

Закон Вальраса имеет существенные недостатки:

Слишком абстрактный и гипотетический характер модели «идеального рынка»

Модель не соответствует реальной действительности. Ее можно использовать только в качестве эффективного вспомогательного средства математического анализа, выводы которого следует осторожно переносить на реальные проблемы;

Прообразом модели Вальраса является биржа, которая называет предварительные цены, в результате чего появляется возможность заключать предварительные контракты;

Участники торгов имеют возможность быстро реагировать на наименьшие расхождения между спросом и предложением;

Модель не позволяет учитывать фактор времени, в ней присутствует неопределенность, не рассматриваются трансакционные издержки.

 

Другая модель рыночного равновесия – модель А.Маршалла, согласно которой силой, движущей рынок к равновесию, является цена.

Постулаты модели Маршалла:

Если цена спроса превосходит цену предложения, то такое различие цен вынудит производителей увеличить предложение, и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.235 с.)